Л. В. Березина
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В УСЛОВИЯХ МНОГОЯЗЫЧИЯ
Работа представлена кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Дагестанского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Г. Н. Сивриди
Развитие познавательного интереса к русскому языку как средству профессиональной коммуникации и языку межнационального общения у студентов-нефилологов является одной из актуальных и сложных дидактических проблем в современных условиях многоязычия. Разработанная дидактическая система развития познавательного интереса к русскому языку у студентов-экономистов ориентирована на стимулирование познавательной активности в процессе формирования коммуникативной культуры будущего специалиста.
Ключевые слова: познавательный интерес, русский язык, многоязычие, студенты-нефилологи, дидактическая система развития.
L. Berezina
DIDACTIC SYSTEM OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC STUDENTS’ COGNITIVE INTEREST IN RUSSIAN UNDER CONDITIONS OF MULTILINGUALISM
The development of non-philology students ’cognitive interest in Russian as a means of professional communication and a language of international intercourse is one of the relevant and complex didactic problems in the modern conditions of multilingualism. The didactic system of development of economic students ’ cognitive interest in Russian is focused on stimulation of cognitive activity in the course offorming offuture experts’ communicative culture.
Key words: cognitive interest, Russian language, multilingualism, non-philology students, didactic system of development.
Сегодня процесс реформирования системы высшего образования в России предполагает изменение содержательного и организационного компонентов процесса образования.
Наиболее важные проблемы современного отечественного образования стали предметом комплексного изучения в работах многих исследователей. Причем речь идет о так называ-
емом гармонично развитом специалисте, обладающем сформированной профессиональной компетентностью. Все более активно обсуждается проблема преобразования традиционной модели специалиста в социокультурную; обозначаются четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей, к совершенствованию на этой основе подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения.
Иными словами речь идет о необходимости формирования у будущего специалиста не только специальных знаний и умений, но и особых сверхпрофессиональных знаний, умений, навыков и качеств, необходимых в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции.
Современные требования к подготовке специалистов в системе высшего образования выдвигают совершенно новые задачи по формированию мотивационно-ценностной сферы обучаемого, в которой приоритетное место занимает развитие познавательного интереса.
Развитие у студентов познавательного интереса в процессе обучения - одна из актуальных и сложных проблем педагогики высшей школы, решение которой направлено на совершенствование учебного процесса в вузах и, тем самым, на более эффективное решение задачи всестороннего развития личности будущих профессионалов, подготовку их в качестве высококвалифицированных специалистов.
Отправным звеном в развитии познавательного интереса выступает его направленность на формирование познавательной активности в изучении общенаучных дисциплин вуза. Именно здесь закладывается побудительная основа к развитию студента как всесторонне и гармонично развитой личности современного профессионала. В общенаучный блок дисциплин высшей школы обязательным компонентом входит русский язык в той или иной функциональной конкретизации.
Как известно, уровень владения русским языком во многом определяет успех любой профессиональной деятельности в нашей стране. Правильная и точная, ясная и понят-
ная, богатая и эмоциональная речь позволяет должным образом выразить мысли, идеи, воздействовать не только на сознание слушателя, но и на его чувства, воображение, волю. Чем выше уровень культуры человека (в том числе и речевой), тем продуктивнее он будет решать задачи профессиональной деятельности. Правильность, понятность, точность и выразительность речи - необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры личности.
Привлечение внимания студентов экономического профиля к богатству и стилевому многообразию русского языка, воспитание у них уважительного отношения к нему как основному средству коммуникации, от степени владения которым зависит успех их дальнейшей деятельности на всех уровнях: личностном, общественном, профессиональном, приобщение их к русской языковой культуре через лучшие образцы литературно-художественной и научной речи является сегодня чрезвычайно актуальной проблемой.
Особое значение приобретает вышеизложенное при обучении студентов в условиях полиязыковой среды. Успех в овладении русским языком как вторым родным зависит не только от условий объективного порядка, но и субъективного, среди которых личностное отношение как к самому языку, так и процессу овладения им, точнее познавательный интерес к нему является одним из принципиальных моментов.
Совершенствование содержания, организации, методики обучения имеет принципиальное значение для стимулирования познавательного интереса у студентов.
Одним из факторов, обеспечивающих продуктивность процесса обучения, является использование преподавателем специально отобранного дидактического материала. Известно, что обучение русскому языку и культуре русской речи в полиязыковой среде обязательно должно носить культуровед-ческий характер. Поэтому дидактический материал в этих условиях становится источником получения знаний о русском языке как форме выражения национальной культуры, о взаимосвязи языка и истории народа, о
национально-культурной семантике русского языка, о русском речевом этикете как элементе национальной культуры, а также о диалоге культур разных народов. Это способствует формированию толерантного сознания и выработке навыков межличностной и межэтнической коммуникации.
Разрабатывая дидактическую систему развития познавательного интереса к русскому языку в обозначенных условиях, отбор и структурирование обучающего материала мы осуществляли с ориентиром, во-первых, на специфику русского языка как языка межнационального общения в условиях дагестанского многоязычия, во-вторых, на характер задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, в-третьих, на особенности речевой практики студентов 1-го курса. Так, слова, словосочетания, предложения, связные тексты, которые должны носить информационный, познавательный, культурологический и эстетический характер, составляют основной вид дидактического материала, используемого для совершенствования орфографических, пунктуационных, речевых навыков студентов. На завершающем этапе выработки речевых навыков предпочтение отдается связным текстам, так как именно они приближают студентов к естественной речевой ситуации.
В качестве основных источников дидактического материала использованы: 1) тексты русской классической литературы; 2) научная и научно-популярная литература; 3) учебники и учебные пособия по экономическим дисциплинам; 4) речи известных публицистов; 5) образцы официально-деловой документации, в том числе специфической для сферы экономики; 6) русские пословицы, поговорки, крылатые выражения; 7) поэтические переводы дагестанских пословиц, поговорок. Кроме того, считаем целесообразным использование дидактического материала не только из художественной, учебной и научно-популярной литературы, но и из средств массовой информации и устных разговорных ситуаций. Работа над стилистическими особенностями такого рода текстов позволит преподавателю повысить обучающий, развивающий и вос-
питывающий потенциал занятий по русскому языку и культуре речи.
В соответствии с целью курса, анализом значимости учебной информации нами апробированы методы и приемы развития и активизации познавательного интереса к русскому языку у студентов-экономистов.
Большими возможностями в развитии познавательного интереса к предмету обучения обладают активные методы обучения. Мы считаем, что в условиях высшей школы именно эти методы являются своеобразным катализатором познавательной активности в изучении русского языка студентами-не-филологами при соблюдении определенных условий, а именно: постановка проблемных, исследовательских задач, имеющих реальную профессиональную направленность, практический выход; создание на занятиях деловой атмосферы коллективного поиска решения проблемы; повышенный интеллектуальный и эмоциональный фон занятия, его идейная, нравственная, эстетическая, культурологическая насыщенность.
В качестве доминирующего способа развития познавательного интереса к русскому языку мы рассматриваем возможности метода проблемного обучения. В этом плане высшую ступень в шкале приемов, стимулирующих познавательную активность, занимают эвристические приемы. Эвристика - прием обучения через открытия, через решение субъективно-творческих задач. Нестандартные задания в виде проблемных ситуаций вызывают у обучающихся затруднение, затем - желание найти способ решения и в конечном итоге провоцируют познавательную активность. Примером реализации указанного приема может служить практическое занятие по теме «Лексические нормы литературного языка», на котором большое количество времени мы отводим заданиям, связанным с исправлением ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Такая работа, как правило, включает толкование лексического значения заимствованного слова, этимологический анализ слова, разграничение слов-паронимов, подбор правильного синонима и т. д. Подготовка
исследовательского проекта на тему «Языковые черты публицистического стиля», заключающегося в подборе материалов СМИ, в определении подстиля, жанра, стилевых особенностей, языковых черт в виде конкретных примеров из текста, в защите проекта в виде устного выступления, также является продуктивным приемом проблемного обучения.
Метод проблемной ситуации нами применяется и при объяснении теоретического материала в форме «эвристической» беседы. Это могут быть лекция-интервью, лекция-брифинг, семинар-дискуссия. Развитию познавательного интереса в данных случаях способствует использование диалога, заключающегося в системе наводящих вопросов, ответы на которые в итоге приводят обучающихся к самостоятельному решению основной проблемы темы. Особенностью вузовского семинара-дискуссии является то, что студенты проявляют на таком занятии максимум активности и самостоятельности, преподаватель выполняет в этом случае функцию координатора и консультанта. При изучении тем курса, насыщенных теоретическим материалом, например, «Национальный русский язык», «Функциональная дифференциация литературного языка» и т. д., мы используем в целях стимулирования познавательной активности прием «мозгового штурма»: студенты выдвигают различные идеи, связанные с вопросами темы занятия, при этом идеи не подвергаются критике. Затем выделяются главные идеи, обсуждаются, развиваются и оцениваются возможности их доказательства и опровержения.
Описанный метод обучения обладает большими резервами для тьюторного сотрудничества, при котором студенческая группа делится на несколько малых группы, внутри каждой подгруппы преподаватель выбирает руководителя (тьютора). Тьютор организует работу в подгруппе, консультирует студентов и координирует их действия. Преподаватель наблюдает, содействует, выступает в роли консультанта для тьютора. После завершения выполнения заданий тьютор каждой подгруппы представляет устный отчет, который может быть дополнен членами тьюторской группы.
Работу тьютора оценивает преподаватель, работу членов подгруппы оценивает тьютор.
В процессе продолжительной педагогической деятельности нами установлено, что в вузе большой силой дидактического воздействия, развивающего познавательный интерес к русскому языку у студентов-нефилологов, обладает метод структурирования учебной информации.
Применительно к нашей учебной дисциплине, в содержании которой интегрированы теория и практика, а также с учетом нефилологического профиля обучающихся и специфики полилингвального контекста обучения, метод структурирования реализуется чаще всего в таких приемах, как прием алгоритмизации и прием опорной блок-схемы. В качестве оптимального стимулятора познавательного интереса к изучению нормативного аспекта языка мы разработали и внедрили в процесс обучения алгоритмы ко всем основным орфограммам и пунктограммам русского языка. Структурирование содержания правила в виде последовательной цепочки вопросов, ответы на которые приводят к правильному решению, на наш взгляд, провоцирует познавательную активность студентов, позволяет вычленить из правила опознавательные, сигнальные компоненты, усвоить логику применения, в конечном итоге, обеспечивает его понимание и запоминание.
Прием опорной блок-схемы, используемый при изучении теоретического материала, при выполнении практических заданий, а также в целях контроля (текущего, промежуточного, итогового), основан на графическом изображении в виде блок-схемы (диаграммы, графика и т. д.) ключевых понятий темы (раздела, модуля, курса). Блок-схема наглядно отражает логическую последовательность и взаимосвязь основных тематических положений, что заранее обеспечивает обучающемуся видение и осознание материала при теоретическом изложении темы занятия. При наличии технических средств (интерактивной доски, проектора и т. д.) блок-схема проецируется на доску или может быть представлена в качестве наглядного раздаточного материала. Прием самостоятельного составления блок-схемы
на основе конспекта темы нами применяется при изучении отдельных тем курса в наиболее активных и сильных академических группах. Студенты получают задание составить схему (график и т. д.), отражающую основные положения темы. Такая работа стимулирует познавательный интерес, формирует логическое мышление, дает возможность диагностировать степень усвоения материала.
Эффективным методом, влияющим на формирование познавательной мотивации и стимулирующим развитие коммуникативных умений, мы считаем метод моделирования. В данном методе одновременно реализуются обучение, воспитание и развитие студентов в профессиональном контексте. Сочетание лингвистического, социокультурного и прагматического аспектов обучения русскому языку и культуре речи в указанном методе обеспечивает коммуникативную активность аудитории, профессиональную направленность учебной деятельности, самостоятельность в выборе средств общения и способов достижения целей коммуникации.
Особое внимание в рамках данного метода обучения мы уделяем организации и проведению ролевых игр, максимально приближающих студентов к реальным условиям профессиональной деятельности. Такая форма занятия создает позитивный эмоциональный фон, стимулирует познавательную активность, реализует творческий потенциал студентов и, как следствие, вызывает повышенный интерес к русскому языку, к культуре русской речи. В многонациональной среде все указанные характеристики актуализируются. В систему игрового моделирования мы включили следующие виды ролевых игр, нацеленных на формирование навыков делового устного общения: деловые игры «Прием на работу», «Телефонное резюме», «Заключение контракта», «Экономический форум», игра-консультация «Как оформить деловые бумаги», игра-интервью «Деловой этикет», «Деловая женщина» и т. д. Ролевая игра может проходить и в спонтанном режиме, без предварительной внеаудиторной подготовки - блиц-игра. В тетради фиксируются стандартные речевые обороты, этикетное клише, после чего
нескольким подгруппам студентов предлагается разыграть конкретные ситуации, например, «Визит к работодателю по объявлению», дается минимальное время на обдумывание. Предварительно набросав план, участники разыгрывают ситуацию (не более 10 минут), после чего подводятся итоги. Участники игры в каждой конкретной ситуации должны советоваться друг с другом, доказывать свою точку зрения, выслушивать собеседника и стараться его понять, тем самым расширяя сферу своей речевой деятельности, так как приходится гибко использовать усвоенные речевые образцы и активизировать словарный состав в новой ситуации общения. Описанный вид аудиторной работы характеризуется, на наш взгляд, повышенной мотивацией и высокой степенью активности обучающихся; отличается самостоятельностью и продуктивностью процесса обучения.
Метод тренинга обеспечивает усвоение практических умений путем выполнения тренировочных упражнений по формированию и закреплению определенных навыков. Тренинг обычно дифференцирован в зависимости от изучения конкретного языкового уровня и усвоения соответствующих речевых умений: орфоэпический и акцентологический; орфографический и пунктуационный; грамматический; лексико-стилистический. В целях развития познавательного интереса метод тренинга может быть реализован в виде игрового тренинга. Задания-игры по принципу: кто больше? кто быстрее? кто интереснее? нами проводятся в форме парной, тьюторной и коллективной работы. Например, изучая язык газеты, студенты выполняют следующие задания: кто больше найдет на газетной полосе иноязычный слов, окказионализмов, эмоционально-экспрессивных слов, аббревиатур и т. д.; кто быстрее определит тему текста по заголовку; кто быстрее определит функцию газетного заголовка; кто быстрее образует название жителей от географических понятий, зафиксированных в тексте; кто быстрее найдет в тексте газетные клише; кто больше обнаружит в газетных публикациях нарушений языковых норм и стилистических отклонений.
Таким образом, стимулирование познавательной активности в процессе формирования общей и профессиональной коммуникативной культуры будущего специалиста должно осуществляться, по нашему мне-
нию, с помощью методов и приемов активного обучения, которые позволяют повысить обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал занятий по русскому языку и культуре речи в условиях многоязычия.