Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискуссия / дискуссионные методы / образовательные технологии / современное образование / обществоведческие дисциплины / урок / discussion / discussion methods / educational technologies / modern education / social science disciplines / lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э М. Каримулаева, Р М. Куччаев, К С. Дибирова

На страницах настоящей статьи производится рассмотрение наиболее актуальных вопросов теории и методики оптимальной организации школьного образования с помощью использования дискуссионных методов на занятиях по обществознанию. Доказывается, что содержание большей части тем, изучаемых в курсе обществознания, делает возможным проведение по ним занятий дискуссионного характера. Наглядно демонстрируется, что в ходе такого рода дискуссий учащиеся имеют возможность опираться не только на имеющиеся у них знания, умения и навыки, относящиеся к соответствующей предметной области, но и на личный социальный опыт, на общий кругозор. В статье продемонстрировано, что в рамках учебных занятий по обществознанию дискуссии требуют меньшей теоретической подготовки, чем это может быть необходимо на занятиях по другим предметам. Следовательно, в силу вышеуказанных особенностей они также могут проводиться значительно чаще и в большей степени способствовать достижению положительных образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING DISCUSSIONS IN SOCIAL STUDIES LESSONS

On this article’s pages, the most topical issues of the optimal school education organization theory and methodology are considered through the use of discussion methods in social studies classes. It is proved that the most of the topics studied in the course of social studies content makes it possible to conduct discussion classes on them. It is clearly demonstrated that in the course of such discussions, students have the opportunity to rely not only on their existing knowledge, skills and abilities related to the relevant subject area, but also on personal social experience, on a common outlook. The article demonstrates that discussions in the framework of social studies classes require less theoretical preparation than it may be necessary in classes in other subjects. Consequently, due to the above features, they can also be conducted much more often and contribute more to achieving positive educational results.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

ла. Именно об этом свойстве памяти для импровизатора эпохи барокко говорит выдающийся американский органист-импровизатор Уильям Портер: «Возможно, следует подчеркнуть, что ссылки на память... до восемнадцатого века нельзя было понимать так же, как мы обычно говорим о памяти сегодня. Для нас понятие запоминания музыки обычно имеет оттенок механического запоминания, кульминацией которого является исполнение, воспроизводящее каждую запомненную деталь» [5, с. 29]. Memoria (память) вызывает у нас множество ассоциаций с импровизацией. Её цель состоит в том, чтобы обеспечить плавное исполнение (или произнесение) речи с помощью тщательно продуманных мнемонических приемов, которые способствуют регенерации (а не только буквальному воспроизведению) аргумента оратора. «Традиционно роль памяти в риторике, как и в музыкальном исполнении, заключалась не в точном воспроизведении ранее существовавшего произведения или даже части ранее существовавшего произведения, а, скорее, в обслуживании процесса запечатления и усвоения образов или структур в уме, который будет задействован в творческом процессе в момент исполнения» [5, с. 29]. Хотя классическая память обсуждалась в греческих сочинениях (особенно Аристотелем), возможно, наибольшее влияние на неё оказала «Rhetorica Ad Herennium» (ранее приписываемая Цицерону) [6] I века до н. э., в которой излагаются пять элементов, знакомых любому современному исследователю риторики: Inventio (изобретение), Dispositio (расположение), Elocutio (стиль), Memoria (память) и Pronuntiatio (подача, произнесение).

Важно отметить, что dispositio (расположение) - это вполне прямая метафора размещения образов в подходящем порядке, то есть расположение объектов в памяти. Импровизируя танцы барочной сюиты, французскую бестактовую прелюдию, менуэт, токкату или пассакалью, импровизатор может полагаться на исходный набор общих правил, касающихся составных частей таких произведений, а часто и основного порядка их исполнения. Эти общие макеты (модели), как и архитектурные структуры классической мнемоники, хорошо знакомы импровизатору и обычно доступны в более или менее фиксированном временном порядке (конечно, с некоторой гибкостью). Таким образом, временная ориентация мнемонических фонов наводит на мысль о методе, используемом импровизаторами для контекстуализации более локального принятия решений в рамках

Библиографический список

общего dispositio, которое легко вспомнить. На самом деле классические риторы постоянно превозносят достоинство речи ex tempore, отмечая, что говорящий должен владеть образцами, чтобы построить не только логический ряд аргументов, но и способы их передачи словами. Это, по существу, импровизационное ораторское искусство, имеющее явное и прямое сходство с требованиями, предъявляемыми к импровизатору музыки. Центральная роль, которую играет мнемонический шаблон в этом упражнении, а именно - как краеугольный камень, на котором держится pronuntiatio (представление или подача) аргумента, наводит на мысль о тесной взаимосвязи риторики с импровизацией на музыкальных инструментах.

На основе вышеизложенного можно заключить следующее:

1. В XVII—XVIII вв. существовала теснейшая взаимосвязь риторики с искусством импровизации. Именно риторика стала её важнейшей методологической составляющей.

2. Вся музыка XVII—XVIII вв. красноречиво подтверждает, на каком высочайшем уровне было осмысление процессов импровизации, композиции и исполнительства, которые в эпоху барокко были абсолютно едины и коммуникативны.

3. Рационализм риторики ярко отразился и на музыке эпохи барокко. Ярко ощущаемое воздействие устного или музыкального высказывания является не только ключом к личному творчеству оратора или импровизатора, но и к сердцам слушателей. Язык жестов как оратора, так и импровизатора не ограничивается чисто пантомимным посредничеством. Риторические фигуры позволяют им общаться со своей слушательской аудиторией.

4. Античных ораторов и музыкантов XVII и XVIII веков связывало стремление тронуть аудиторию эмоционально заряженным изложением. Вероятно, именно этот прямой, эмоциональный диалог и очаровывает в XXI веке слушателей и делает необходимым и достойным изучение как искусства красноречия, так и музыкальных языков прошлого.

Перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике может составлять углублённое изучение психологии музыкальной импровизации, истории клавесинного, органного, фортепианного исполнительства в русле реформирования и модернизации российской системы музыкального образования.

1. Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. Перевод А. Никольского. Санкт-Петербург, 1834.

2. Гьёрдинген РО. Партименто, что ты хочешь от меня? Журнал теории музыки. 2007; № 51 (1): 85 - 135.

3. Нидт Ф. Музыкальный путеводитель. Оксфорд: Кларендон Пресс, 1989.

4. Дезидерий Э. О копии слов и идей. Издательство Маркеттского университета, 1999.

5. Портер У. Реконструкция импровизационной практики Северной Германии XVII века: заметки о преамбуле с отчетом о педагогике, использованным в декабре 1995 г Исследовательские отчёты об искусстве. 2000; Т. 2: 25 - 40.

6. Риторика для Геренния. Издательство Гарвардского университета, 1954.

References

1. Kvintilian M.F. Dvenadcat' knig rítoricheskih nastavlenij. Perevod A. Nikol'skogo. Sankt-Peterburg, 1834.

2. G'erdingen R.O. Partimento, chto ty hochesh' ot menya? Zhurnal teorii muzyki. 2007; № 51 (1): 85 - 135.

3. Nidt F. Muzykal'nyjputevoditel'. Oksford: Klarendon Press, 1989.

4. Deziderij 'E. O kopiislov iidej. Izdatel'stvo Markettskogo universiteta, 1999.

5. Porter U. Rekonstrukciya improvizacionnoj praktiki Severnoj Germanii XVII veka: zametki o preambule s otchetom o pedagogike, ispol'zovannym v dekabre 1995 g. Issledovatel'skie otchety ob iskusstve. 2000; T. 2: 25 - 40.

6. Ritorika dlya Gerenniya. Izdatel'stvo Garvardskogo universiteta, 1954.

Статья поступила в редакцию 25.06.22

УДК 371

Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: almara-2010@yandex.ru

Kucchaev R.M., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: kuchaev_rasul@mail.ru

Dibirova K.S., Head of Laboratory, Department of Physics and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: camerton74@mail.ru

METHODS OF ORGANIZING DISCUSSIONS IN SOCIAL STUDIES LESSONS. On this article's pages, the most topical issues of the optimal school education organization theory and methodology are considered through the use of discussion methods in social studies classes. It is proved that the most of the topics studied in the course of social studies content makes it possible to conduct discussion classes on them. It is clearly demonstrated that in the course of such discussions, students have the opportunity to rely not only on their existing knowledge, skills and abilities related to the relevant subject area, but also on personal social experience, on a common outlook. The article demonstrates that discussions in the framework of social studies classes require less theoretical preparation than it may be necessary in classes in other subjects. Consequently, due to the above features, they can also be conducted much more often and contribute more to achieving positive educational results.

Key words: discussion, discussion methods, educational technologies, modern education, social science disciplines, lesson.

Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: almara-2010@yandex.ru

Р.М. Куччаев, crn. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: kuchaev_rasul@mail.ru

К.С. Дибирова, зав. лаб., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: camerton74@mail.ru

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

На страницах настоящей статьи производится рассмотрение наиболее актуальных вопросов теории и методики оптимальной организации школьного образования с помощью использования дискуссионных методов на занятиях по обществознанию. Доказывается, что содержание большей части тем, изучаемых в курсе обществознания, делает возможным проведение по ним занятий дискуссионного характера. Наглядно демонстрируется, что в ходе такого рода дискуссий учащиеся имеют возможность опираться не только на имеющиеся у них знания, умения и навыки, относящиеся к соответствующей предметной области, но и на личный социальный опыт, на общий кругозор. В статье продемонстрировано, что в рамках учебных занятий по обществознанию дискуссии требуют меньшей теоретической подготовки, чем это может быть необходимо на занятиях по другим предметам. Следовательно, в силу вышеуказанных особенностей они также могут проводиться значительно чаще и в большей степени способствовать достижению положительных образовательных результатов.

Ключевые слова: дискуссия, дискуссионные методы, образовательные технологии, современное образование, обществоведческие дисциплины, урок.

Актуальность использования дискуссии на уроке в последние годы возрастает в связи с распространением различных образовательных технологий. Она относится к наиболее распространенным активным методам обучения. Дискуссия используется в целях эффективной организации занятий по обществозна-нию, в том числе предусматривающих широкое использование групповых форм работы [1; 2].

Долгое время в отечественной педагогической науке и практике сохраняет свою актуальность вопрос активности личности в процессе обучения [1; 3; 4]. Современное обществоведческое образование рассматривается как условие формирования определенных качеств и способностей обучающихся. Их развитие с высокой вероятностью позволит учащимся занять активную жизненную позицию в условиях постоянно меняющегося мира, а также принимать решения, в том числе нестандартные, в различных ситуациях, нести ответственность за их принятие. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.

Последняя используется как способ развития критического мышления учащихся, формирования их коммуникативной и информационной культуры. Она рассматривается как одна из инновационных форм, которая, как считает М.Л. Гольдберг, предоставляет школьникам широкие возможности, связанные с их активным участием в решении поставленных учебных задач. Также она учит детей грамотно излагать и защищать собственное мнение [3, с. 72]. Расширение использования дискуссии на занятиях по обществознанию с большой вероятностью позволит выявить все многообразие существующих точек зрения, проанализировать их [4, с. 27].

В этой связи не вызывает удивления тот факт, что учебная дискуссия привлекает к себе внимание многих педагогов-исследователей и практиков [1-4].

Цель данной статьи - рассмотреть и изучить дискуссию как метод на примере использованиях ее на уроках обществознания; показать эффективность подобных методик.

Основные задачи статьи видятся в следующем:

- раскрыть понятия «дискуссия», «дискуссионные методы»;

- охарактеризовать дискуссию как активный метод обучения;

- определить роль и значение дискуссионных методов в повышении результативности в обучении школьников;

- исследовать опыт применения дискуссионных методов на уроках обще-ствознания.

Методы исследования включают теоретические, эмпирические и общелогические.

Теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методологической литературы; исторический, концептуальный анализ выполненных ранее исследований; обобщение педагогического опыта учителей-профессионалов;

Эмпирические методы исследования: сравнение, наблюдение, опрос.

Общелогические методы: анализ, синтез, моделирование, структурно-функциональный метод и статистическая обработка данных педагогического эксперимента.

Научная новизна статьи состоит в том, что в ней систематизированы теория и методология современных образовательных технологий в методике обучения школьников обществознанию, исследовано практическое применение дискуссионных методов в данном процессе.

Её теоретическая значимость состоит в выявлении педагогических условий реализации дискуссионных методов в обучении; в расширении педагогического знания о практическом применении дискуссии как метода обучения на уроках обществознания.

Практическая значимость видится в разработке научно-методических рекомендаций для учителей и студентов педвуза по использованию дискуссионных методов в обучении обществознания.

Современной педагогикой дискуссия понимается как такой метод организации учебного процесса, в том числе на занятиях по обществознанию, который предусматривает широкое применение группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения различных учебных проблем, а равно аргументированное высказывание учащимися их мнений [2, с. 46].

На настоящем этапе развития теории и практики отечественного школьного образования она стоит в ряду наиболее эффективных форм организации учебных занятий по обществознанию. Действительно, по-настоящему прочное усвоение системы соответствующих знаний, умений и навыков подразумевает не простое чтение и заучивание предлагаемого материала, но активное его обсуждение с другими участниками образовательного процесса.

Таким образом, организация уроков обществознания в форме дискуссии позволяет учащимся ознакомиться со всеми существующими точками зрения на ту или иную проблему. Она представляет собой не просто спор, но конструктивное обсуждение актуального вопроса со школьниками. Подготовка к дискуссии требует значительных усилий как со стороны учителя, так и учеников [1; 2; 4].

Дабы полнее понять роль дискуссии на уроках обществознания в современной школе, следует отметить, что современный российский социум предъявляет множество требований, касающихся подготовки выпускников одиннадцатых классов (табл. 1).

Таблица 1

Требования, предъявляемые современным обществом к выпускникам одиннадцатых классов

Самостоятельно критически мыслить

Ориентироваться в практически безграничном сетевом информационном пространстве

Умения Самостоятельно совершенствовать собственные эмоционально-волевые и нравственные качества

Мыслить творчески

Генерировать новые идеи

Эффективной коммуникации в условиях постиндустриального общества ближайшего будущего

Навыки Командной работы

Эффективных действий в различных, в том числе нестандартных, ситуациях [3; 4]

Достижению вышеуказанных образовательных результатов может во многом поспособствовать широкое внедрение учебных дискуссий в школьное обществоведческое образование. Публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса позволяет установить взаимодополняющее общение между участниками образовательного процесса. Столкновение же в ходе конструктивного диалога различных точек зрения, позиций будет способствовать развитию у учащихся умения ориентироваться в информационных потоках, критически мыслить, а также навыков, связанных с осуществлением эффективной коммуникации в современном обществе.

Актуальность использования дискуссии на уроках обществознания в последние годы возрастает в связи с распространением информационно-коммуникативных технологий. Многие старшеклассники сегодня долгие часы проводят за компьютерами дома, попадают в сферу виртуального общения и, таким образом, лишаются связи с реальным миром. Это, в свою очередь, влечет за собой неадекватное восприятие сверстников и взрослых, их проблем, ценностей. В крайних своих проявлениях сформировавшаяся компьютерная зависимость может привести к разрушению личности. Обучение приемам ведения дискуссии с реальным или предполагаемым оппонентом способствует формированию умения понять позицию «другого», встать на его место, признать или корректно отвергнуть мнение оппонента, развитию толерантного мышления и качеств личности, способной жить в обществе [1].

Широкое использование метода дискуссии на уроках обществознания предполагает создание ситуаций решения собственно коммуникативных задач. Коммуникативное взаимодействие и сотрудничество - это всегда всестороннее обсуждение общего для всех предмета познавательной активности. К совокупности коммуникативно-познавательных задач можно отнести широкий спектр моделирования ситуаций в рамках дебатов, диспутов, конференций и различных интервью.

С точки зрения эффективной интеграции дискуссии в процесс обучения школьников обществознанию немаловажным является понятие «дискуссионные групповые методы». Под этим термином обычно понимается группа активных методов обучения, основу которых составляет продуктивная деятельность учащихся [2, с. 46]. В ходе широкого использования таких методов на уроках об-ществознания одной из главных задач учителя является развитие у учащихся критического мышления. При этом современному педагогу необходимо активно осваивать и применять такие методы, которые с большой вероятностью будут способствовать формированию у школьников способности творчески мыслить, инициативности, а также навыков, связанных с эффективным поиском различных, в том числе нестандартных, решений в различных ситуациях учебной (а в дальнейшем, следовательно, и профессиональной) деятельности. Создание же образовательной среды, в которой выработка соответствующих умений и навыков представляется весьма вероятной, возможно, в свою очередь, посредством расширения использования дискуссионных групповых методов в образовательном процессе [2; 3].

Обществознанию как учебной дисциплине присуща определённая специфика. На уроках по нему не должно быть абсолютных истин, как нет их в обычной жизни: знания в тексте учебника - это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня. Курс обществознания предоставляют широкие возможности для применения различных форм дискуссии, поскольку в его рамках трудно найти тему, которая поддаётся однозначному толкованию. На уроках обществознания учебная дискуссия используется как отдельный элемент урока, как форма урока, как форма аттестации учащихся.

Как отдельный элемент урока, учебная дискуссия особенно продуктивна для актуализации и систематизации знаний, обобщений, самостоятельной работы. Как форма урока дискуссия чаще всего применяется на итоговых занятиях и на обобщающих уроках.

Далее отметим, что полноценное развитие у школьников системы знаний, умений и навыков, относящихся к сфере гуманитарных наук, возможно не столько путем объяснения, сколько путем понимания. Таким образом, учебные занятия по обществознанию не должны иметь вид монолога или публичной лекции, в ходе которой учащиеся выступают в качестве пассивных реципиентов. В ходе обучения их обществознанию должен быть организован диалог Последний, в свою очередь, предусматривает активный обмен мнениями между участниками образовательного процесса. Так, ученики смогут стать активными участниками учебных занятий. На занятиях по соответствующей дисциплине желательно, чтобы учащиеся свободно выражали собственные суждения. Если ученик не проявляет соответствующей активности, то он, следовательно, характеризуется недостаточными знаниями, необходимыми для понимания обсуждаемой проблемы [4, с. 28]. Большинство тем, изучаемых в курсе обществознания, имеют дискуссионный характер. Кроме того, при их обсуждении ученик может опираться не только на знания предмета, но и на личный социальный опыт, на общий кругозор.

Дискуссии на уроках обществознания требуют меньшей теоретической подготовки и могут проводиться достаточно часто. В зависимости от целей и задач на уроках обществознания используются различные виды дискуссии: классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов (текстовая дискуссия), проблемная дискуссия, дискуссия от имени (ролевая дискуссия), «круглый стол», «аквариум» и т. д. [2; 4].

В качестве примера рассмотрим «круглый стол». Под этим термином обычно понимается беседа, в которой участвуют 10-20 учащихся. В качестве ведущего при этом выступает учитель или хорошо подготовленный ученик. Для эффективного проведения данной формы учебной дискуссии школьникам необходимо знать различные точки зрения на заданную проблему и уметь грамотно их излагать [4, с. 29].

Для подтверждения вышесказанного приведем пример из опыта работы со студентами. Во время прохождения педагогической практики студенты-старшекурсники ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» активно пользовались методом дискуссии на уроках социогуманитарного цикла, в частности на уроках обществознания. Таким образом, им удавалось вовлекать большую часть класса в учебный процесс. Например, метод дискуссии был использован на уроке обществознания при прохождении темы: «Моральный выбор - это ответственность». К этому моменту с учащимися уже разобрали понятия морали, долга, совести и ответственности. Тема изучалась с учащимися старших классов, т. е. ученики уже достаточно осознанные. Студенты-практикан-

Библиографический список

ты разделили класс на две группы, каждая из них должна была отстаивать свою позицию. Первая группа отстаивала позицию того, что именно мораль является сдерживающим фактором для общества от совершения тех или иных деяний, а вторая группа - что сдерживающим фактором для большей части общества является страх наказания. Группы по очереди обосновывали свою точку зрения, слушали мнения друг друга, не обошлось, конечно, без повышенного тона, выкрикиваний и т. д. На завершающем этапе последнее слово должны были сказать капитаны групп, которые были выбраны учащимися в самом начале дискуссии. В дискуссию вовлекся практически весь класс, все с большим интересом принимали участие, и даже самые пассивные хотели внести свою лепту. В итоге все учащиеся класса пришли к такому выводу, что мораль и страх наказания вместе являются сдерживающими факторами для общества. Таким образом, была достигнута цель дискуссии - исследована проблема, выслушаны мнения участников и принято единое мнение.

Каждый из студентов после прохождения педагогической практики приобрел неоценимый опыт. Был сделан вывод, что в условиях, когда учебные классы большие и их сложно всех вовлечь в учебную деятельность и чем-то заинтересовать, есть возможность использовать и применять некоторые методы и приемы для организации их деятельности на уроке. Нужно выбирать те из них, которые дают «пищу для размышления». Один из них - дискуссия. Он как метод обучения пробуждает в учащихся энтузиазм, каждый хочет принять участие, что-то сказать, что-то добавить, показать себя. Именно в такие моменты многие дети раскрываются с лучшей стороны. В результате проведенной работы был сделан вывод, что урок-дискуссия - отличная альтернатива традиционному уроку. Но не стоит им злоупотреблять.

При организации дискуссионного занятия на уроке обществознания педагог должен четко представлять его правила, этапы и ход; озвучить правила дискуссии учащимся во избежание превращения ее в безрезультатный спор. Он устанавливает порядок в классе, конструктивно формулирует проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. В ходе обсуждения учитель поясняет задачи, задает стимулирующие вопросы [1; 2]. Последнее позволяет активизировать участие в обсуждении поставленной проблемы. Кроме того, при проведении дискуссии педагог также занимается суммированием высказываний её участников, выявлением разногласий в оценках групп. Он также включается в поиски компромисса, в том числе путём обращения к мнению меньшинства, тем самым добиваясь всесторонности и глубины обсуждения поставленной проблемы [4, с. 30].

Таким образом, можно сделать выводы о том, что дискуссия - одна из наиболее эффективных форм учебной деятельности. Участие в такой работе действительно помогает получить более глубокие знания по учебному предмету, знания учащихся становятся более прочными и действенными, так как школьники учатся выделять главное в учебном материале, схематизировать знания при запоминании, использовать логическую память; оперировать историческими понятиями, применять знания по алгоритму и в новых учебных ситуациях.

Дискуссия стоит в ряду технологий группового взаимодействия, характеризующихся наибольшей эффективностью с точки зрения достижения запланированных образовательных результатов. Она позволяет существенно усилить развивающие и воспитательные эффекты обучения. Её использование на уроках обществознания позволяет создать условия, обеспечивающие открытое выражение учащимися их мыслей, позиций. Кроме того, организация дискуссий на занятиях по соответствующей дисциплине позволяет осуществлять эффективное воздействие на установки ее участников.

Участие в подготовке и проведении дискуссии позволяет приобрести такие умения, как вести полемику, отстаивать собственные взгляды, оценивать и систематизировать информацию, применять полученные знания, осваивать навыки исследования, анализа информации, культуры дискуссии, поиска компромисса, слышать и слушать оппонента. Дискуссия в учебном процессе и во внеучебной деятельности формирует образное мышление, системное видение проблем, помогает увидеть несколько подходов к решению вопроса, глубокую взаимосвязь изучаемых обществоведческих и социальных явлений и событий.

Организация дискуссии на занятиях по обществознанию позволяет также выработать навыки исследования, работать с источниками, формулировать проблему, анализировать её с различных точек зрения, находить поддержку своей точки зрения в различных правовых и обществоведческих источниках, формировать интерес к исследовательской деятельности.

1. Мохова Я.А. Дискуссия на уроках истории. Available at: https://multiurok.ru/files/diskussiia-na-urokakhistorii.html

2. Корсакова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Преподавание истории в школе. 2018; № 4: 45 - 47.

3. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории. Преподавание истории в школе. 2001; № 4: 71 - 72.

4. Резчикова Е.А. Дискуссия как метод личностно ориентированного обучения. Преподавание истории в школе. 2006; № 8: 27 - 30.

References

1. Mohova Ya.A. Diskussiya na urokah istorii. Available at: https://multiurok.ru/files/diskussiia-na-urokakhistorii.html

2. Korotkova M.V. Metodika provedeniya igr i diskussij na urokah istorii. Prepodavanie istorii v shkole. 2018; № 4: 45 - 47.

3. Gol'denberg M.L. Tehnologiya metoda proektov pri obuchenii istorii. Prepodavanie istorii v shkole. 2001; № 4: 71 - 72.

4. Rezchikova E.A. Diskussiya kak metod lichnostno orientirovannogo obucheniya. Prepodavanie istorii v shkole. 2006; № 8: 27 - 30.

Статья поступила в редакцию 18.07.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.