Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Койнов М.Ю. — Методика обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях новой коронавирусной инфекции // Полицейская деятельность. - 2020. - № 6. - С. 64 - 72. DOI: 10.7256/24540692.2020.6.34364 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=34364
Методика обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях новой коронавирусной инфекции
Койнов Максим Юрьевич
старшей преподаватель, кафедры охраны общественного порядка, Тюменского института повышения
квалификации сотрудников МЗД России
625049, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, уп. Амурская, 75
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2020.6.34364
Дата направления статьи в редакцию:
19-11-2020
Дата публикации:
31-12-2020
Аннотация.
Предметом исследования является изучение проведения практических занятий у сотрудников патрульно-постовой службы полиции с использованием очного обучения и включением новых приемов дистанционного обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции, продиктованных условиями появления коронавирусной инфекции (COVID - 19); Объектом исследования являются правоотношения возникающие в процессе формирования новых методов обучения в связи с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID - 19);Автор проводит анализ ситуации, складывающийся в образовательной среде, в период использования различных элементов очного и дистанционного проведения занятий у сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Новизной исследования является рассмотрение элементов очного и дистанционного проведения занятий и нахождения оптимального баланса между данными видами обучения, с формированием понятия смешанного образования и анализом эффективности его применения в современных условиях; Особым вкладом в исследование темы является проведения анализа возможности интегрирования смешанного обучения, дистанционно-теоретического на первом этапе и очно-практического обучения на втором этапе в систему блочно-модульного приема обучения
применяемого в образовательных учреждениях МВД России, для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции; Основными выводами является, что использования смешанного метода обучения позволяет достичь качественного уровня обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции, в период ограничений связанных с появлением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ - 19).
Ключевые слова: методика обучения, дистанционное обучение, очное обучение, смешанное обучение, профессиональные навыки, блочно-модульный подход, министерство внутренних дел, патрульно-постовая служба, коронавирусная инфекция, эффективность обучения
Введение. Процесс обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции имеет свои специфические особенности, начиная с получения первичных навыков при получении первоначальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России, так и при поддержании полученных навыков во время прохождения службы в строевых подразделениях патрульно-постовой службы полиции. Высокий уровень компетенции сотрудников патрульно-постовой службы полиции должен достигаться путем непрерывного обучения, как при поддержании имеющихся навыков, так и по получению сотрудниками новых навыков.
Методы исследования. Основой исследования стал сравнительный метод, а также метод моделирования ситуации в изменяющихся условиях, а последующем анализ и синтез такой модели.
Необходимо отметить, что упомянутые специфические особенности обучения, в первую очередь связаны с высокой социализацией в служебной деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции. Такая социализация в первую очередь связана с теми задачами, которые возлагаются на патрульно-постовую службу полиции. Именно этим сотрудникам чаще всего приходится общаться с различными категориями граждан, этот сектор достаточно широк, начиная от простых бездомных находящихся в критических антисанитарных условиях, до необходимости прибытия на вызов в квартиры граждан, контакта с членами семьи включая как несовершеннолетних, так и граждан преклонного возраста. Сужение категорий контакта с населением невозможно, в связи с поставленными перед службой задачами, это обеспечения общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах и иных общественных ме с та х.
Поэтому и получаемые навыки в процессе службы полиции, имеют особенности, они необходимостью, тактической составляющей а в следствии с этим и особенность обучения
обучения сотрудников патрульно-постовой сформированы самой профессиональной в повседневной деятельности сотрудников, таким навыкам:
Во-первых, это обучение сотрудником тактических элементов общения с различными категориями граждан.
Во-вторых, это обучение тактики действий при силовом задержании и близком физическом контакте с правонарушителем;
В-третьих, проведении сотрудниками патрульно-постовой службы различных мероприятий, связанных с их деятельностью (досмотровые мероприятия, доставление в территориальный орган правонарушителей, проверка документов и т.д.), которые также
связаны близким физическим контактам с правонарушителем;
В-четвертых, это обучение по взаимодействию с другими экстренными службами и правоохранительными подразделениями (контакт с членами бригад скорой помощи и бригад МЧС, при оказании помощи в их профессиональной деятельности).
В связи с возникшими эпидемиологическими обстоятельствами, повлиявшими на организацию учебного процесса во всех образовательных учреждениях страны, появилась тенденция перехода на дистанционное обучение абитуриентов. Игнорирование данной динамики невозможно в силу появившихся обстоятельств, таких как угроза массового заболевания обучающихся в тесных условиях учебных аудиторий. От образовательного процесса требуется использование современные образовательные технологии, созданные для удалённого контакта с обучающимися, с помощью электронной почты и социальных сетей они позволят снизить уровень контакта обучающихся как между собой, так и с преподавателем.
Такие технологии были успешно реализованы в образовательных учреждениях МВД России, так в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, в экстренном порядке были разработаны и внедрены в образовательный процесс, программы дистанционного обучения в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19). Данная программа в кратчайшие сроки позволила перевести слушателей учебного заведения на дистанционное обучение с помощью электронной информационно-образовательной среды ДОТ «Moodle».
Следует отметить, что полный переход на дистанционное обучение было вынужденной мерой обеспечения безопасности санитарно-эпидемиологического благополучия в регионе. Тем более обучение сотрудников патрульно-постовой службы тактическим элементам, невозможно без практической отработки действий, а снижения уровня обучения данной категории слушателей закономерно приведет к росту, как нарушений при осуществлении своей повседневной деятельности, так и к увеличению случаев нанесения сотрудникам вреда здоровью вследствие несоблюдения тактических элементов. Все это требует выработки новых методических элементов в процессе обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Таким приемом должен стать компромисс, между дистанционными и практическими методами обучения.
Поэтому основой образовательного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, в этот период представлял из себя, комплекс мероприятий по предоставлению обучения в дистанционной образовательной среде и проведение части занятий в строевых подразделения в рамках профессионально-служебной подготовки. Главной проблемой реализации данной программы обучения, всегда является ослабление контроля над усвоением полученной информации и результатов обучения. В дальнейшем, будут предложены практические рекомендации для устранения данной проблемы.
Для полного понимания условий обучения, можно привести определения терминологий дистанционного и практического (очного) обучения используемых в научной среде. Так наиболее полный анализ определений дистанционного обучения приведен Е. С. Полат в учебном пособии «Теория и практика дистанционного обучения», где приводятся следующие понятия:
- портал «Российское открытое образование» - «форма обучения, при которой
преподаватель и обучаемый физически разделены во времени и/или пространстве, и проходящих с помощью дистанционных технологий» [1, ст-171.
- центр «Эйдос» А. В. Хуторской - «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения, имея пространственно или временную удаленность,
осуществляют общий учебный процесс»
- группа специалистов МЭСИ - «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» ^^
На взгляд автора статьи наиболее полное определение дистанционному обучению дает сама Е. С. Полат, на основе анализа выше приведенных определений, «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами предусматривающими
интерактивность»[1'с,17].
Из данных определений возможны выделение составляющих дистанционного обучения:
во-первых, это совокупность информационных технологий (дистанционные технологии);
во-вторых, это обеспечение передачи объема изучаемого материала и получение обратной связи (взаимодействие обучающихся и преподавателя в образовательном процессе);
в-третьих, выделение возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а вследствие высокого уровня самоконтроля за проделанной работой.
Распространяя данные составляющие на обучение сотрудников патрульно-постовой службы, на первый план выходит формирование у обучаемых навыка самостоятельной работы с предложенным материалом. Формирование такого навыка в сознании обучаемого особенно важно, так как при дистанционном обучении отсутствует прямой контроль за качеством усвоения изучаемого материала, а преподаватель может судить об усвоении материала только по косвенным результатам (результаты тестирования, решение текстовых задач и т.д.), поэтому немаловажную роль в дистанционном обучении должно отводится прямому общению преподавателя с обучающимися через системы видеоконференций. Данные технические возможности уже присутствуют в открытом программном обеспечении для проведения веб-конференций <^дВ1иеВи^оп», в частности такая система уже используется для проведения занятий в Академии управления МВД России и показывает высокие результаты освоения обучающимися образовательных программ.
Переходя на новые способы преподавания, не следует забывать и проверенные временем способы очного обучения. Так основной обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции является профессионально-ориентированный метод обучения, имеющий в своей базе, блочно-модульный подход, который позволяет последовательно усвоить необходимые сотруднику патрульно-постовой службы полиции теоретические знания и практические навыки, а также эффективно использовать их в повседневной деятельности.
Другой стороной блочно-модульного подхода является возможность отразить в обучении ситуационных характер занятия, он достигается с помощью формирование элементов занятия из практических ситуаций, встречающихся в деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции. Реализация данного подхода в дистанционном процессе связана с определенными затруднениями, вызванными в невозможности визуальной (практической) демонстрации данного метода и отработки элементов с помощью выполнения тактических заданий в группе. Частичное решение данных затруднений возможно с помощью создания видеофрагментов, демонстрирующих последовательность действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции в различных тактических ситуациях.
Строгое придерживайте одной из систем обучения, как дистанционному, так и очному формату обучения не позволяет достичь всех поставленных задач. Игнорирование дистанционного обучения сотрудников патрульно-постовой службы приводит к осложнению обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19), а игнорирование очного формата приводит с снижению качества навыков, получение которых возможно только при помощи практической отработки элементов обучения.
В сложившейся ситуации решение данных противоречий возможно только в достижении баланса между двумя форматами обучения. Данное решение возможно в формировании смешенного формата обучения, представляющей из себя совокупность наиболее важных элементов обеих форм. Так дистанционное обучение, при использовании видеоконференции позволяет заменить занятие лекционного типа без снижения качества обучения. А использования интерактивных элементов занятия (презентаций, интерактивного тестирования и т.д.) позволяет получение легкодоступных для усвоения теоретических знаний. Так при обучении тактики действий нарядов патрульно-постовой службы полиции, при проведении досмотровых мероприятий возможна интерактивная демонстрация план-схем передвижения наряда, с возможностью анимации (движения) действий наряда. В то время как очная часть обучения будет лишь закреплять и развивать полученные путем дистанционного обучения знания, преобразовывая их в устойчивый навык путем практической отработки.
Необходимо отметить, что смешенное обучение, это не изобретение появившиеся только сейчас, такая концепция, была разработана в начале 1960-х годов и развивалась в соответствии с различными подходами, но широкое применение в образовательных системах она находит только сейчас, когда появление новой коронавирусной инфекции стимулирует развитие новых форм обучения во всем мире. Поэтому смешанное обучение можно описать как интеграцию традиционного контактного обучения с цифровым или
интерактивным методом обучения [4, с-5671. Нужно отметить, что одним из факторов, затрудняющих переход на смешенное обучение является недостаточное знание обучаемых и педагогов технологий интерактивных приложений. Особенно это касается преподавателей «старой школы», придерживающихся традиционных стилей обучения, данную категорию необходимо перепрофилировать путем дополнительного обучения новым интерактивным технологиям [5, с-1871.
Все это позволяет сформировать понятие смешанного обучения, как специальной формы обучения, представляющей из себя совокупность наиболее важных элементов дистанционно-теоретического на первом этапе и очно-практического на втором этапе обучения сотрудников в образовательных учреждениях МВД России.
Рассматривая практическую часть смешанного обучения, следует обратить внимание том, что оно будет проходить на уже полученных знаниях в процессе дистанционного обучения и сводится к минимальным, но крайне необходимым для закрепления навыков тактики действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Обучаемую группу следует разделить на подгруппы, не превышающие 10-8 человек, с целью минимизации близких контактов среди обучающихся. Обучаемые должны находится в средствах индивидуальной противовирусной защиты (масках, латексных перчатках), помещения, где проходит обучение обязательно проветривается и обрабатывается дезинфицирующим раствором перед занятием. Необходимо отметить, что такие условия проведения занятий уже были реализованы на практике в Тюменском институте повышения квалификации Сотрудников МВД России, и показали, и показали, что данные ограничения не влияют на уровень подготовки обучающихся
С целю достижения наибольшей эффективности и обеспечение эпидемиологической безопасности, большую часть занятий следует проводить на специализированых учебно-методических комплексах, таких как полигонах «Сквер». Такой полигон, например, функционирует в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, он представляет собой имитацию открытой местности, с имитацией мест общего пользования (лесную аллею, остановку общественного транспорта, место отдыха городских жителей, уличного кафе и т.д.). Использование учебно-методических комплексах на открытом воздухе позволяет не только обеспечить эпидемиологическую ситуацию, но и качественно провести занятие с использованием блочно-модульного подхода при формировании ситуационных задач. Практические знания необходимо формировать из наиболее типичных ситуаций, встречающихся в деятельности патрульно-постовой службы полиции. Но при выполнении практических заданий не следует забывать и о нестандартных ситуациях. Следует отметить, что любая типичная ситуация может измениться нестандартную ситуацию, под воздействием новых условий, ранее не выявленных или не обнаруженных сотрудником полиции факторов. Поэтому при обучении сотрудников патрульно-постовой службы полиции необходимо обращать внимание не только на соблюдение установленного порядка действий, но и на умение сотрудником реагировать на изменения тактической ситуации. Это достигается путем ведения в момент отработки занятия обучающимся, новых вводных, которые радикально меняют создавшеюся тактическую обстановку и требуют от обучаемого навыка принимать решения, основываясь на своем опыте и знаниях, а значит требует от сотрудника большей самостоятельности, умения действовать по определенной аналогии с похожими, ранее встречающимися ситуациями. В данной части уместно привести пример с ситуацией деятельности полиции при введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Так, согласно положениям Постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. №120-п «О введении режима повышенной готовности», при общении гражданам следует соблюдать
дистанцию не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование) [7].
Так данная система моделирования ситуаций в деятельности сотрудников полиции находит свое отражение в ряде разработак Трояна Е. И., который полагает, что использование ситуационного метода может быть эффективным при условии, что данные занятия используют комплексный подход к моделированию ситуаций и осуществляется с учетом специально разработанных прогрессирующих уровней сложности, от простых к более сложным ситуациям Использование данного метода при обучении сотрудников патрульно-постовой службы полиции позволяет достичь более высоких результатов получения необходимых навыков при проведении досмотровых мероприятий.
Обобщая вышеприведенную информацию, можно сформировать выводы:
Во-первых, обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции имеют свою профессиональную специфику, связаны с высокой социализацией в служебной деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции, а в следствии с необходимость формирования у сотрудника навыка взаимодействия с окружающими в условиях новой коронавирусной инфекции.
Во-вторых, эффективное обучение сотрудников возможно достичь только при использовании свешанной формы обучения. Когда теоретические знания получаются на этапе дистанционного обучения, а практические знания на этапе очного обучения с преобразованием их в устойчивый навык путем отработки практических заданий.
В-третьих, для достижения эффективного обучения, на дистанционном этапе обучения должны быть созданы условия для обеспечения контроля за усвоением получаемого материала и закреплением необходимых навыков.
В-четвертых, при реализации очной части обучения следует соблюдать все требования санитарно-эпидемиологического профилактики новой коронавирусной инфекции (социальное дистанцирование, использование перчаток, масок и т.д.).
Только строгое соблюдение этих условий трудности с реализацией обучения в инфекции, но и путем получения нового получения образования.
позволит не только преодолеть возникшие период распространения коронавирусной опыта выйти на более высокий уровень
Библиография
1. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-416 с.
2. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.mesi.ru/program/ glossaryOO.html.
3. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]/Полат Е. С. Хуторской А. В. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm.
4. Hrastinski S. What do we mean by blended learning? / Technology Trends Washington. - 2019.-63(5). - С.564-569.
5. Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - 188 с.
6. Распоряжение Тюменского института повышения квалификации МВД России от 07 октября 2020 №1/3642 «Об особенностях организации образовательного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» // Доступ из специализированной территориально распределенной автоматизированной системы СТРАС «ЮРИСТ».
7. Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. №120-п «О введении режима повышенной готовности» (в ред. от 15 апреля 2020 г.) // Доступ
из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 8. Троян Е. И., Богданова Е. А., Насонов В. В. Ситуационный метод как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД // АНИ: Педагогика и психология. 2016. №3(16) ст. 179-181.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Методика обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях новой коронавирусной инфекции» Предмет исследования Предметом исследования рецензируемой статьи являются подход к организации и осуществлению очно-дистанционного обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в рамках противодействия коронавирусной инфекции с использованием электронной информационно-образовательной среды ДОТ «Moodle» и традиционной методики очного обучения для устойчивого формирования навыков путем отработки практических заданий. Исследуется также методика проведения имитационного моделирования профессиональной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в различных ситуациях, опосредованная ДОТ «Moodle». Методология исследования Методологической основой исследования, проведенного автором и отраженного в рецензируемой статье, является метод имитационного моделирования
профессиональной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в различных ситуациях, методы синтеза модели деятельности и модели ситуации, в которой сотрудник должен продемонстрировать эту деятельность, а также метод сравнительного анализа. Актуальность Актуальность рецензируемой статьи представляется вполне обоснованной, учитывая, что в связи с эпидемической ситуацией и введением режима самоизоляции, все учебные заведения страны (включая вузы МВД, МЧС и т.д.) вынуждены были срочно перейти полностью или частично на дистанционное обучение. При обучении сотрудников полиции полный переход на дистанционное обучение невозможен в силу специфика профессиональной деятельности, поэтому автор предлагаем смешанную систему обучения, включающую как очные, так и дистанционные учебные занятия. Кроме того, актуальность статьи подчеркивает также и то, что современная российская действительность становится все более информационной и дистанционное обучение, в том числе и дистанционное моделирование деятельности обучаемых, оценка правильности действий и результатов деятельности, представляют собой новый виток реализации дистанционного обучения в рамках информационной платформы ДОТ «Moodle». Научная новизна Научная новизна рецензируемой статьи заключается в обосновании и описании смешанной очно-дистанционной методики обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции, обосновании метода имитационного моделирования профессиональной деятельности сотрудников полиции посредством применения Д О Т «Moodle» с последующей отработкой навыков профессиональной деятельности на очных занятиях. Стиль, структура, содержание. Рецензируемая статья отличается хорошим научным стилем. Структура статьи соответствует требованиям к оформлению статей в рецензируемых журналах и включает постановку проблемы, обзор научной литературы, а также описание методики и практической организации очно-дистанционного обучения сотрудников полиции, обоснованные выводы и заключение. Содержание статьи полностью соответствует названию. На основе анализа текущей ситуации противодействия коронавирусной инфекции автор приходит к необходимости организации дистанционного обучения
сотрудников патрульно-постовой службы полиции, однако, вместе с тем, отмечая специфический характер профессиональной деятельности полицейского, автор не ограничивается констатацией необходимости проведения дистанционного обучения, но предлагает использовать смешанную форму - симбиоз очного и дистанционного обучения. Анализируя работы и результаты, полученные российскими исследователями, а также внутреннюю нормативную документацию, автор выделяет этапы дистанционного и очно-практического обучения сотрудников полиции и описывает их сущность и методические особенности организации учебных занятий. Автор предлагает большую часть занятий проводить на специализированных учебно-методических комплексах, таких как полигонах «Сквер», который представляет собой имитацию открытой местности и мест общего пользования, где сотрудники отрабатывают наиболее типичные ситуации, встречающиеся в деятельности патрульно-постовой службы. Автор обоснованно заключает, что для успешного обучения сотрудников патрульно-постовой службы в рамках противодействия коронавирусной инфекции необходимо формировать у сотрудника навыка взаимодействия с окружающими в условиях новой коронавирусной инфекции, использовать смешанную очно-дистанционную форму обучения, создавать условия для обеспечения контроля за усвоением получаемого материала на дистанционном этапе и соблюдать все требования санитарно-эпидемиологического профилактики новой коронавирусной инфекции на очном этапе. В качестве небольшого замечания хотелось бы отметить, что в статье очень хорошо описаны практические аспекты организации в смешанном формате, но было бы также целесообразно описать организационно-педагогические условия эффективной организации подобного смешанного обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Библиография Библиографический список составляют 7 российских и 1 зарубежный источников, включающие как работы по проблемам организации дистанционного обучения и перехода к дистанционному обучению. Также среди источников приведены нормативные документы об особенностях организации образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции СОУШ-19. Непонятно, на какой конкретно доклад ссылается в источнике 5, вероятно у этого доклада есть автор. Перечень источников вполне достаточный для теоретического обоснования результатов исследования и выводов по результатам исследования. Апелляция к оппонентам Список использованных источников позволяет говорить об обоснованности апелляции к российским оппонентам. Рецензируемая статья отличается безусловной научной новизной и практической значимостью. Небольшое замечание никак не отражается на качестве статьи, как добротного научного труда, отражающего действительно актуальные для российского образования проблемы организации обучения в условиях противодействия коронавирусной инфекции. Таким образом, статью можно рекомендовать к публикации Выводы, интерес читательской аудитории Рецензируемая статья представляет бесспорный научный и, особенно, научно-практический интерес как для работников российской высшей школы, так и для работников органов управления высшим образованием. Можно полагать, что опубликование статьи обнаружит безусловный читательский интерес в среде профессорско-преподавательского состава российских вузов, неравнодушного к проблемам организации дистанционного обучения. Статья рекомендуется к публикации.