Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Койнов М.Ю. — Методика обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях новой коронавирусной инфекции // Полицейская деятельность. - 2020. - № 6. - С. 64 - 72. DOI: 10.7256/24540692.2020.6.34364 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=34364
Методика обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях новой коронавирусной инфекции
Койнов Максим Юрьевич
старшей преподаватель, кафедры охраны общественного порядка, Тюменского института повышения
квалификации сотрудников МЗД России
625049, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, уп. Амурская, 75
koynovmax@mail.ru
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2020.6.34364
Дата направления статьи в редакцию:
19-11-2020
Дата публикации:
31-12-2020
Аннотация.
Предметом исследования является изучение проведения практических занятий у сотрудников патрульно-постовой службы полиции с использованием очного обучения и включением новых приемов дистанционного обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции, продиктованных условиями появления коронавирусной инфекции (COVID - 19); Объектом исследования являются правоотношения возникающие в процессе формирования новых методов обучения в связи с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID - 19);Автор проводит анализ ситуации, складывающийся в образовательной среде, в период использования различных элементов очного и дистанционного проведения занятий у сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Новизной исследования является рассмотрение элементов очного и дистанционного проведения занятий и нахождения оптимального баланса между данными видами обучения, с формированием понятия смешанного образования и анализом эффективности его применения в современных условиях; Особым вкладом в исследование темы является проведения анализа возможности интегрирования смешанного обучения, дистанционно-теоретического на первом этапе и очно-практического обучения на втором этапе в систему блочно-модульного приема обучения
применяемого в образовательных учреждениях МВД России, для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции; Основными выводами является, что использования смешанного метода обучения позволяет достичь качественного уровня обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции, в период ограничений связанных с появлением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ - 19).
Ключевые слова: методика обучения, дистанционное обучение, очное обучение, смешанное обучение, профессиональные навыки, блочно-модульный подход, министерство внутренних дел, патрульно-постовая служба, коронавирусная инфекция, эффективность обучения
Введение. Процесс обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции имеет свои специфические особенности, начиная с получения первичных навыков при получении первоначальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России, так и при поддержании полученных навыков во время прохождения службы в строевых подразделениях патрульно-постовой службы полиции. Высокий уровень компетенции сотрудников патрульно-постовой службы полиции должен достигаться путем непрерывного обучения, как при поддержании имеющихся навыков, так и по получению сотрудниками новых навыков.
Методы исследования. Основой исследования стал сравнительный метод, а также метод моделирования ситуации в изменяющихся условиях, а последующем анализ и синтез такой модели.
Необходимо отметить, что упомянутые специфические особенности обучения, в первую очередь связаны с высокой социализацией в служебной деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции. Такая социализация в первую очередь связана с теми задачами, которые возлагаются на патрульно-постовую службу полиции. Именно этим сотрудникам чаще всего приходится общаться с различными категориями граждан, этот сектор достаточно широк, начиная от простых бездомных находящихся в критических антисанитарных условиях, до необходимости прибытия на вызов в квартиры граждан, контакта с членами семьи включая как несовершеннолетних, так и граждан преклонного возраста. Сужение категорий контакта с населением невозможно, в связи с поставленными перед службой задачами, это обеспечения общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах и иных общественных ме с та х.
Поэтому и получаемые навыки в процессе службы полиции, имеют особенности, они необходимостью, тактической составляющей а в следствии с этим и особенность обучения
обучения сотрудников патрульно-постовой сформированы самой профессиональной в повседневной деятельности сотрудников, таким навыкам:
Во-первых, это обучение сотрудником тактических элементов общения с различными категориями граждан.
Во-вторых, это обучение тактики действий при силовом задержании и близком физическом контакте с правонарушителем;
В-третьих, проведении сотрудниками патрульно-постовой службы различных мероприятий, связанных с их деятельностью (досмотровые мероприятия, доставление в территориальный орган правонарушителей, проверка документов и т.д.), которые также
связаны близким физическим контактам с правонарушителем;
В-четвертых, это обучение по взаимодействию с другими экстренными службами и правоохранительными подразделениями (контакт с членами бригад скорой помощи и бригад МЧС, при оказании помощи в их профессиональной деятельности).
В связи с возникшими эпидемиологическими обстоятельствами, повлиявшими на организацию учебного процесса во всех образовательных учреждениях страны, появилась тенденция перехода на дистанционное обучение абитуриентов. Игнорирование данной динамики невозможно в силу появившихся обстоятельств, таких как угроза массового заболевания обучающихся в тесных условиях учебных аудиторий. От образовательного процесса требуется использование современные образовательные технологии, созданные для удалённого контакта с обучающимися, с помощью электронной почты и социальных сетей они позволят снизить уровень контакта обучающихся как между собой, так и с преподавателем.
Такие технологии были успешно реализованы в образовательных учреждениях МВД России, так в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, в экстренном порядке были разработаны и внедрены в образовательный процесс, программы дистанционного обучения в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19). Данная программа в кратчайшие сроки позволила перевести слушателей учебного заведения на дистанционное обучение с помощью электронной информационно-образовательной среды ДОТ «Moodle».
Следует отметить, что полный переход на дистанционное обучение было вынужденной мерой обеспечения безопасности санитарно-эпидемиологического благополучия в регионе. Тем более обучение сотрудников патрульно-постовой службы тактическим элементам, невозможно без практической отработки действий, а снижения уровня обучения данной категории слушателей закономерно приведет к росту, как нарушений при осуществлении своей повседневной деятельности, так и к увеличению случаев нанесения сотрудникам вреда здоровью вследствие несоблюдения тактических элементов. Все это требует выработки новых методических элементов в процессе обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Таким приемом должен стать компромисс, между дистанционными и практическими методами обучения.
Поэтому основой образовательного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, в этот период представлял из себя, комплекс мероприятий по предоставлению обучения в дистанционной образовательной среде и проведение части занятий в строевых подразделения в рамках профессионально-служебной подготовки. Главной проблемой реализации данной программы обучения, всегда является ослабление контроля над усвоением полученной информации и результатов обучения. В дальнейшем, будут предложены практические рекомендации для устранения данной проблемы.
Для полного понимания условий обучения, можно привести определения терминологий дистанционного и практического (очного) обучения используемых в научной среде. Так наиболее полный анализ определений дистанционного обучения приведен Е. С. Полат в учебном пособии «Теория и практика дистанционного обучения», где приводятся следующие понятия:
- портал «Российское открытое образование» - «форма обучения, при которой
преподаватель и обучаемый физически разделены во времени и/или пространстве, и проходящих с помощью дистанционных технологий» [1, ст-171.
- центр «Эйдос» А. В. Хуторской - «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения, имея пространственно или временную удаленность,
осуществляют общий учебный процесс»
- группа специалистов МЭСИ - «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» ^^
На взгляд автора статьи наиболее полное определение дистанционному обучению дает сама Е. С. Полат, на основе анализа выше приведенных определений, «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами предусматривающими
интерактивность»[1'с,17].
Из данных определений возможны выделение составляющих дистанционного обучения:
во-первых, это совокупность информационных технологий (дистанционные технологии);
во-вторых, это обеспечение передачи объема изучаемого материала и получение обратной связи (взаимодействие обучающихся и преподавателя в образовательном процессе);
в-третьих, выделение возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а вследствие высокого уровня самоконтроля за проделанной работой.
Распространяя данные составляющие на обучение сотрудников патрульно-постовой службы, на первый план выходит формирование у обучаемых навыка самостоятельной работы с предложенным материалом. Формирование такого навыка в сознании обучаемого особенно важно, так как при дистанционном обучении отсутствует прямой контроль за качеством усвоения изучаемого материала, а преподаватель может судить об усвоении материала только по косвенным результатам (результаты тестирования, решение текстовых задач и т.д.), поэтому немаловажную роль в дистанционном обучении должно отводится прямому общению преподавателя с обучающимися через системы видеоконференций. Данные технические возможности уже присутствуют в открытом программном обеспечении для проведения веб-конференций <^дВ1иеВи^оп», в частности такая система уже используется для проведения занятий в Академии управления МВД России и показывает высокие результаты освоения обучающимися образовательных программ.
Переходя на новые способы преподавания, не следует забывать и проверенные временем способы очного обучения. Так основной обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции является профессионально-ориентированный метод обучения, имеющий в своей базе, блочно-модульный подход, который позволяет последовательно усвоить необходимые сотруднику патрульно-постовой службы полиции теоретические знания и практические навыки, а также эффективно использовать их в повседневной деятельности.
Другой стороной блочно-модульного подхода является возможность отразить в обучении ситуационных характер занятия, он достигается с помощью формирование элементов занятия из практических ситуаций, встречающихся в деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции. Реализация данного подхода в дистанционном процессе связана с определенными затруднениями, вызванными в невозможности визуальной (практической) демонстрации данного метода и отработки элементов с помощью выполнения тактических заданий в группе. Частичное решение данных затруднений возможно с помощью создания видеофрагментов, демонстрирующих последовательность действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции в различных тактических ситуациях.
Строгое придерживайте одной из систем обучения, как дистанционному, так и очному формату обучения не позволяет достичь всех поставленных задач. Игнорирование дистанционного обучения сотрудников патрульно-постовой службы приводит к осложнению обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19), а игнорирование очного формата приводит с снижению качества навыков, получение которых возможно только при помощи практической отработки элементов обучения.
В сложившейся ситуации решение данных противоречий возможно только в достижении баланса между двумя форматами обучения. Данное решение возможно в формировании смешенного формата обучения, представляющей из себя совокупность наиболее важных элементов обеих форм. Так дистанционное обучение, при использовании видеоконференции позволяет заменить занятие лекционного типа без снижения качества обучения. А использования интерактивных элементов занятия (презентаций, интерактивного тестирования и т.д.) позволяет получение легкодоступных для усвоения теоретических знаний. Так при обучении тактики действий нарядов патрульно-постовой службы полиции, при проведении досмотровых мероприятий возможна интерактивная демонстрация план-схем передвижения наряда, с возможностью анимации (движения) действий наряда. В то время как очная часть обучения будет лишь закреплять и развивать полученные путем дистанционного обучения знания, преобразовывая их в устойчивый навык путем практической отработки.
Необходимо отметить, что смешенное обучение, это не изобретение появившиеся только сейчас, такая концепция, была разработана в начале 1960-х годов и развивалась в соответствии с различными подходами, но широкое применение в образовательных системах она находит только сейчас, когда появление новой коронавирусной инфекции стимулирует развитие новых форм обучения во всем мире. Поэтому смешанное обучение можно описать как интеграцию традиционного контактного обучения с цифровым или
интерактивным методом обучения [4, с-5671. Нужно отметить, что одним из факторов, затрудняющих переход на смешенное обучение является недостаточное знание обучаемых и педагогов технологий интерактивных приложений. Особенно это касается преподавателей «старой школы», придерживающихся традиционных стилей обучения, данную категорию необходимо перепрофилировать путем дополнительного обучения новым интерактивным технологиям [5, с-1871.
Все это позволяет сформировать понятие смешанного обучения, как специальной формы обучения, представляющей из себя совокупность наиболее важных элементов дистанционно-теоретического на первом этапе и очно-практического на втором этапе обучения сотрудников в образовательных учреждениях МВД России.
Рассматривая практическую часть смешанного обучения, следует обратить внимание том, что оно будет проходить на уже полученных знаниях в процессе дистанционного обучения и сводится к минимальным, но крайне необходимым для закрепления навыков тактики действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Обучаемую группу следует разделить на подгруппы, не превышающие 10-8 человек, с целью минимизации близких контактов среди обучающихся. Обучаемые должны находится в средствах индивидуальной противовирусной защиты (масках, латексных перчатках), помещения, где проходит обучение обязательно проветривается и обрабатывается дезинфицирующим раствором перед занятием. Необходимо отметить, что такие условия проведения занятий уже были реализованы на практике в Тюменском институте повышения квалификации Сотрудников МВД России, и показали, и показали, что данные ограничения не влияют на уровень подготовки обучающихся
С целю достижения наибольшей эффективности и обеспечение эпидемиологической безопасности, большую часть занятий следует проводить на специализированых учебно-методических комплексах, таких как полигонах «Сквер». Такой полигон, например, функционирует в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, он представляет собой имитацию открытой местности, с имитацией мест общего пользования (лесную аллею, остановку общественного транспорта, место отдыха городских жителей, уличного кафе и т.д.). Использование учебно-методических комплексах на открытом воздухе позволяет не только обеспечить эпидемиологическую ситуацию, но и качественно провести занятие с использованием блочно-модульного подхода при формировании ситуационных задач. Практические знания необходимо формировать из наиболее типичных ситуаций, встречающихся в деятельности патрульно-постовой службы полиции. Но при выполнении практических заданий не следует забывать и о нестандартных ситуациях. Следует отметить, что любая типичная ситуация может измениться нестандартную ситуацию, под воздействием новых условий, ранее не выявленных или не обнаруженных сотрудником полиции факторов. Поэтому при обучении сотрудников патрульно-постовой службы полиции необходимо обращать внимание не только на соблюдение установленного порядка действий, но и на умение сотрудником реагировать на изменения тактической ситуации. Это достигается путем ведения в момент отработки занятия обучающимся, новых вводных, которые радикально меняют создавшеюся тактическую обстановку и требуют от обучаемого навыка принимать решения, основываясь на своем опыте и знаниях, а значит требует от сотрудника большей самостоятельности, умения действовать по определенной аналогии с похожими, ранее встречающимися ситуациями. В данной части уместно привести пример с ситуацией деятельности полиции при введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Так, согласно положениям Постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. №120-п «О введении режима повышенной готовности», при общении гражданам следует соблюдать
дистанцию не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование) [7].
Так данная система моделирования ситуаций в деятельности сотрудников полиции находит свое отражение в ряде разработак Трояна Е. И., который полагает, что использование ситуационного метода может быть эффективным при условии, что данные занятия используют комплексный подход к моделированию ситуаций и осуществляется с учетом специально разработанных прогрессирующих уровней сложности, от простых к более сложным ситуациям Использование данного метода при обучении сотрудников патрульно-постовой службы полиции позволяет достичь более высоких результатов получения необходимых навыков при проведении досмотровых мероприятий.
Обобщая вышеприведенную информацию, можно сформировать выводы:
Во-первых, обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции имеют свою профессиональную специфику, связаны с высокой социализацией в служебной деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции, а в следствии с необходимость формирования у сотрудника навыка взаимодействия с окружающими в условиях новой коронавирусной инфекции.
Во-вторых, эффективное обучение сотрудников возможно достичь только при использовании свешанной формы обучения. Когда теоретические знания получаются на этапе дистанционного обучения, а практические знания на этапе очного обучения с преобразованием их в устойчивый навык путем отработки практических заданий.
В-третьих, для достижения эффективного обучения, на дистанционном этапе обучения должны быть созданы условия для обеспечения контроля за усвоением получаемого материала и закреплением необходимых навыков.
В-четвертых, при реализации очной части обучения следует соблюдать все требования санитарно-эпидемиологического профилактики новой коронавирусной инфекции (социальное дистанцирование, использование перчаток, масок и т.д.).
Только строгое соблюдение этих условий трудности с реализацией обучения в инфекции, но и путем получения нового получения образования.
позволит не только преодолеть возникшие период распространения коронавирусной опыта выйти на более высокий уровень
Библиография
1. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-416 с.
2. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.mesi.ru/program/ glossaryOO.html.
3. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]/Полат Е. С. Хуторской А. В. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm.
4. Hrastinski S. What do we mean by blended learning? / Technology Trends Washington. - 2019.-63(5). - С.564-569.
5. Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - 188 с.
6. Распоряжение Тюменского института повышения квалификации МВД России от 07 октября 2020 №1/3642 «Об особенностях организации образовательного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» // Доступ из специализированной территориально распределенной автоматизированной системы СТРАС «ЮРИСТ».
7. Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. №120-п «О введении режима повышенной готовности» (в ред. от 15 апреля 2020 г.) // Доступ
из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 8. Троян Е. И., Богданова Е. А., Насонов В. В. Ситуационный метод как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД // АНИ: Педагогика и психология. 2016. №3(16) ст. 179-181.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Методика обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях новой коронавирусной инфекции» Предмет исследования Предметом исследования рецензируемой статьи являются подход к организации и осуществлению очно-дистанционного обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции в рамках противодействия коронавирусной инфекции с использованием электронной информационно-образовательной среды ДОТ «Moodle» и традиционной методики очного обучения для устойчивого формирования навыков путем отработки практических заданий. Исследуется также методика проведения имитационного моделирования профессиональной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в различных ситуациях, опосредованная ДОТ «Moodle». Методология исследования Методологической основой исследования, проведенного автором и отраженного в рецензируемой статье, является метод имитационного моделирования
профессиональной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в различных ситуациях, методы синтеза модели деятельности и модели ситуации, в которой сотрудник должен продемонстрировать эту деятельность, а также метод сравнительного анализа. Актуальность Актуальность рецензируемой статьи представляется вполне обоснованной, учитывая, что в связи с эпидемической ситуацией и введением режима самоизоляции, все учебные заведения страны (включая вузы МВД, МЧС и т.д.) вынуждены были срочно перейти полностью или частично на дистанционное обучение. При обучении сотрудников полиции полный переход на дистанционное обучение невозможен в силу специфика профессиональной деятельности, поэтому автор предлагаем смешанную систему обучения, включающую как очные, так и дистанционные учебные занятия. Кроме того, актуальность статьи подчеркивает также и то, что современная российская действительность становится все более информационной и дистанционное обучение, в том числе и дистанционное моделирование деятельности обучаемых, оценка правильности действий и результатов деятельности, представляют собой новый виток реализации дистанционного обучения в рамках информационной платформы ДОТ «Moodle». Научная новизна Научная новизна рецензируемой статьи заключается в обосновании и описании смешанной очно-дистанционной методики обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции, обосновании метода имитационного моделирования профессиональной деятельности сотрудников полиции посредством применения Д О Т «Moodle» с последующей отработкой навыков профессиональной деятельности на очных занятиях. Стиль, структура, содержание. Рецензируемая статья отличается хорошим научным стилем. Структура статьи соответствует требованиям к оформлению статей в рецензируемых журналах и включает постановку проблемы, обзор научной литературы, а также описание методики и практической организации очно-дистанционного обучения сотрудников полиции, обоснованные выводы и заключение. Содержание статьи полностью соответствует названию. На основе анализа текущей ситуации противодействия коронавирусной инфекции автор приходит к необходимости организации дистанционного обучения
сотрудников патрульно-постовой службы полиции, однако, вместе с тем, отмечая специфический характер профессиональной деятельности полицейского, автор не ограничивается констатацией необходимости проведения дистанционного обучения, но предлагает использовать смешанную форму - симбиоз очного и дистанционного обучения. Анализируя работы и результаты, полученные российскими исследователями, а также внутреннюю нормативную документацию, автор выделяет этапы дистанционного и очно-практического обучения сотрудников полиции и описывает их сущность и методические особенности организации учебных занятий. Автор предлагает большую часть занятий проводить на специализированных учебно-методических комплексах, таких как полигонах «Сквер», который представляет собой имитацию открытой местности и мест общего пользования, где сотрудники отрабатывают наиболее типичные ситуации, встречающиеся в деятельности патрульно-постовой службы. Автор обоснованно заключает, что для успешного обучения сотрудников патрульно-постовой службы в рамках противодействия коронавирусной инфекции необходимо формировать у сотрудника навыка взаимодействия с окружающими в условиях новой коронавирусной инфекции, использовать смешанную очно-дистанционную форму обучения, создавать условия для обеспечения контроля за усвоением получаемого материала на дистанционном этапе и соблюдать все требования санитарно-эпидемиологического профилактики новой коронавирусной инфекции на очном этапе. В качестве небольшого замечания хотелось бы отметить, что в статье очень хорошо описаны практические аспекты организации в смешанном формате, но было бы также целесообразно описать организационно-педагогические условия эффективной организации подобного смешанного обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Библиография Библиографический список составляют 7 российских и 1 зарубежный источников, включающие как работы по проблемам организации дистанционного обучения и перехода к дистанционному обучению. Также среди источников приведены нормативные документы об особенностях организации образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции СОУШ-19. Непонятно, на какой конкретно доклад ссылается в источнике 5, вероятно у этого доклада есть автор. Перечень источников вполне достаточный для теоретического обоснования результатов исследования и выводов по результатам исследования. Апелляция к оппонентам Список использованных источников позволяет говорить об обоснованности апелляции к российским оппонентам. Рецензируемая статья отличается безусловной научной новизной и практической значимостью. Небольшое замечание никак не отражается на качестве статьи, как добротного научного труда, отражающего действительно актуальные для российского образования проблемы организации обучения в условиях противодействия коронавирусной инфекции. Таким образом, статью можно рекомендовать к публикации Выводы, интерес читательской аудитории Рецензируемая статья представляет бесспорный научный и, особенно, научно-практический интерес как для работников российской высшей школы, так и для работников органов управления высшим образованием. Можно полагать, что опубликование статьи обнаружит безусловный читательский интерес в среде профессорско-преподавательского состава российских вузов, неравнодушного к проблемам организации дистанционного обучения. Статья рекомендуется к публикации.