Научная статья на тему 'Методика “мозгового штурма” в преподавании иностранного языка как инструмент достижения эффекта “знаниевой синергии”'

Методика “мозгового штурма” в преподавании иностранного языка как инструмент достижения эффекта “знаниевой синергии” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ТЕРМИНОЛОГИЯ / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / INFORMATION SOCIETY / PROJECT METHOD / MODELING / THE ENG-LISH LANGUAGE / TERMINOLOGY / "BRAINSTORMING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Юлия Альбертовна

Статья рассматривает перспективные интерактивные технологии обучения английскому языку, включая обновленную и адаптированную к современным реалиям методику «мозгового штурма». Развитие навыков управления интеллектуальными усилиями в рамках методики «мозгового штурма» в условиях современного образовательного учреждения может стать инструментом формирования компетенций, связанных с адаптацией к изменениям социально-экономического и технологического характера, в том числе и за счет достижения эффекта «знаниевой синергии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санникова Юлия Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brainstorming methodology in the foreign language teaching as a tool for getting knowledge synergy effect

The article analyzes the prospective interactive methods of the English language learning, including ";brainstorming" methodology, renewed and adapted to the modern conditions. Development of the skills for management of intellectual efforts in the framework of the methodology of ";brainstorming" in the modern educational institution might become a tool for the formation of the competencies, associated with adaptation to the changes of socio-economic and technological nature, including achievement of the effect of "knowledge synergy".

Текст научной работы на тему «Методика “мозгового штурма” в преподавании иностранного языка как инструмент достижения эффекта “знаниевой синергии”»

5. Shchedrin, Yu.N. (2003), Development of leadership skills of cadets of military educational institutions in the process of sports activities, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: vsarm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2019

УДК 378

МЕТОДИКА "МОЗГОВОГО ШТУРМА" В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТА "ЗНАНИЕВОЙ

СИНЕРГИИ"

Юлия Альбертовна Санникова, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья рассматривает перспективные интерактивные технологии обучения английскому языку, включая обновленную и адаптированную к современным реалиям методику «мозгового штурма». Развитие навыков управления интеллектуальными усилиями в рамках методики «мозгового штурма» в условиях современного образовательного учреждения может стать инструментом формирования компетенций, связанных с адаптацией к изменениям социально-экономического и технологического характера, в том числе и за счет достижения эффекта «знаниевой синергии».

Ключевые слова: информационное общество, проектный метод, моделирование, английский язык, терминология, «мозговой штурм».

BRAINSTORMING METHODOLOGY IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS A TOOL FOR GETTING KNOWLEDGE SYNERGY EFFECT Julia Albertovna Sannikova, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article analyzes the prospective interactive methods of the English language learning, including "brainstorming" methodology, renewed and adapted to the modern conditions. Development of the skills for management of intellectual efforts in the framework of the methodology of "brainstorming" in the modern educational institution might become a tool for the formation of the competencies, associated with adaptation to the changes of socio-economic and technological nature, including achievement of the effect of "knowledge synergy".

Keywords: information society, project method, modeling, the English language, terminology, "brainstorming".

Особую актуальность в наше время приобретают исследования с широким междисциплинарным осмыслением явлений и их интеграция в целостные системы для описания и решения значимых научно-практических задач, включая подготовку будущих специалистов ФКиС. Однако данные многочисленных научных публикаций свидетельствуют о наличии «пробелов» применительно к иноязычной коммуникативной компетентности у выпускников физкультурных вузов. Но согласно ФГОС ВО 3+, формирование как общекультурных (ОК-3), так и профессиональных (ПК-23) компетенций в процессе иноязычного образования в вузе должно полностью удовлетворять социальный заказ, включая и уровень иноязычной коммуникативной компетенции.

В ходе формирующего педагогического эксперимента доказано, что метод «мозгового штурма» в системе преподавания иностранного языка является универсальным инструментом развития иноязычных коммуникативных навыков в сфере профессиональных интересов, значительно повышая мотивационную составляющую процесса обучения.

Интерактивные методы выполняют двойную функцию: развития иноязычной языковой компетенции и закрепление теоретических знаний по основной специальности на уровне свободного овладения двуязычным описанием профессиональной сферы. Так, для многих студентов решение сложных языковых задач невозможно без наличия компенсаторной компетенции, которая, как показал эксперимент, хорошо работает на уровне коллективного интеллектуального взаимодействия. Это позволяет учащимся вырабатывать способность к иноязычной коммуникации, используя свой собственный речевой опыт, а также выходить из затруднительного положения в процессе двуязычного общения в группе.

Стоит отметить тот факт, что работа в группе позволяет прибегать к коллективному сотрудничеству, что можно отнести к общему случаю проявления компенсаторной компе -тенции. Подобный эффект целесообразно рассматривать как «знаниевую синергию» - комбинированное воздействие факторов учебного процесса, характеризующееся тем, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их простой суммы. Именно этот эффект является особенностью «мозгового штурма» как методики создания коллективного интеллектуального продукта, который в конечном итоге обогащает и всех участников процесса генерации идей. Улучшение всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции происходит в процессе коллективного творчества, генерация идей на определенном уровне выполняет роль взаимообмена теми знаниями, которые вне занятия не усваиваются, что подтверждено результатами анкетирования на конец формирующего педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. Методика «мозгового штурма» в этом случае стимулирует усвоение учебного материала, который в формате обычного занятия кажется скучным и плохо усваивается.

Что касается общей теории образования и обучения, то использование интерактивных методов и возможность обновления содержательной части в соответствии с изменениями, происходящими как на микро-, так и на макроуровнях в социуме выдвигают требования к созданию гибкой образовательной программы. Методика «мозгового штурма» отвечает этим требованиям, что и было подтверждено в ходе формирующего педагогического эксперимента. Необходимым условием в такой ситуации становится успешное применение знаний и приобретенных навыков для управления собственным профессиональным развитием и накопления знаний за счет эффекта «знаниевой синергии». К недостаткам метода относится тот факт, что сами «мозговые атаки» можно проводить только при наличии следующих факторов: языковая беглость, широкий кругозор, достаточный словарный запас, умение мыслить нестандартно и оформлять идеи в двуязычные высказывания, предметные знания. Сам формат проведения занятий позволяет студентам осознать важность техники «мозгового штурма» в планировании и успешном решении сложных задач, что качественно влияет на формирование учебно-познавательной компетенции.

Таким образом, выводы по теме исследования звучат следующим образом: при параллельном проведении занятий в двух группах студентов (первая экспериментальная группа состоит из студентов-коммуникаторов, показавших высокий уровень коммуникативных способностей в целом (12,5%), студентов-акселераторов знаний, обладающих широким кругозором и предметными знаниями, показавших достаточно высокий уровень владения разговорным иностранным языком (10,5%), их условно можно назвать «акселераторами знаний», и вторая - контрольная группа, по своим показателям на начало формирующего эксперимента имела показатели, примерно совпадающие с первой - 11,5 % и 9,0% соответственно). На конец формирующего педагогического эксперимента эффективность «мозгового штурма» будет выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной за счет свободного процесса генерации идей и воспроизведения знаний, позволяя достичь эффекта «знаниевой синергии», о котором уже говорилось выше (рисунок).

Профессиональная подготовка средствами дисциплины «Иностранный язык» W Профессиональная подготовка средствами профильной дисциплины

Междисциплинарная интеграция (эффект знаниевой синергии) в групповой методике «мозгового штурма»

РЕЗУЛЬТАТ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, который: способствует улучшению персональной профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалиста сферы ФКиС

Исходя из вышесказанного, методика «мозгового штурма» может стать интегральной составляющей «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года», органично дополняя существующие направления и отвечая задачам модернизации в силу гибкости и универсальности содержания, а также возможности использования для ее реализации современные технологические средства. Учитывая недостаточность мотивации студентов спортивных ВУЗов к изучению иностранного языка как непрофильной дисциплины, методика «мозгового штурма», как открытая и динамическая составляющая образовательного процесса, может повысить недостающие мотиваци-онные компоненты в мотивационной карте студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранному языку в школе / И.А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.

2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс : пособие для студ. пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 2-е изд. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 271 с.

REFERENCES

1. Zimnyaya, I.A. (1991), The psychology of the teaching the foreign languages at the school, Prosvescheniye, Moscow.

2. Solovova, E.N. (2010), The methodic of the teaching foreign languages: Advised: book for students and teachers at the pedagogical universities, АСТ: Astrel, Moscow.

Контактная информация: Jullianika_1978@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2019

УДК 378.147

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАССОВЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Нелли Григорьевна Саркисова, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск, Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Содержание статьи посвящено проблеме подготовки будущих бакалавров физической культуры к проектной деятельности в сфере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий. Установлено, что введение в процесс профессиональной подготовки бакалавра физической культуры дисциплины «Технологии организации спортивно-массовых мероприятий» способствует развитию способностей к проектной деятельности и в значительной степени повышает уровень профессионально-педагогической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.