Научная статья на тему 'Использование интернет-мемов в интерактивных технологиях обучения иностранному языку: актуальное содержание методики “мозгового штурма”'

Использование интернет-мемов в интерактивных технологиях обучения иностранному языку: актуальное содержание методики “мозгового штурма” Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Санникова Юлия Альбертовна

В статье рассматривается актуальное содержание методики «мозгового штурма» в контексте развития и становления современных форм обучения иностранному языку. Включение двуязычных интернет-мемов в содержание дискуссии в качестве дополнительных единиц высказывания актуализирует проблему в качестве медиа объекта, генерированного электронными средствами коммуникации. Использование наглядных, ярких и острых англоязычных интернет-мемов создают такую ситуацию обучающего диалога, которая сама по себе пробуждает интерес к процессу обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Санникова Юлия Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of internet memes in interactive techniques for the English language learning: relevant contents of brainstorming method

The article analyzes the relevant contents of the brainstorming methodology in the context of development of the prospective interactive methods of the English language learning. Inclusion of the bilingual Internet memes in discussion as additional rhetoric objects actualizes the problem as a media object, generated by the electronic communication. Usage of the obvious, bright and cute English Internet memes leads to the situation of the training dialog, contributing the interest increase.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-мемов в интерактивных технологиях обучения иностранному языку: актуальное содержание методики “мозгового штурма”»

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: АКТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ "МОЗГОВОГО ШТУРМА"

Юлия Альбертовна Санникова, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается актуальное содержание методики «мозгового штурма» в контексте развития и становления современных форм обучения иностранному языку. Включение двуязычных интернет-мемов в содержание дискуссии в качестве дополнительных единиц высказывания актуализирует проблему в качестве медиа объекта, генерированного электронными средствами коммуникации. Использование наглядных, ярких и острых англоязычных интернет-мемов создают такую ситуацию обучающего диалога, которая сама по себе пробуждает интерес к процессу обучения.

Ключевые слова: информационное общество, проектный метод, моделирование, английский язык, «мозговой штурм».

APPLICATION OF INTERNET MEMES IN INTERACTIVE TECHNIQUES FOR THE ENGLISH LANGUAGE LEARNING: RELEVANT CONTENTS OF BRAINSTORMING METHOD

Julia Albertovna Sannikova, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article analyzes the relevant contents of the brainstorming methodology in the context of development of the prospective interactive methods of the English language learning. Inclusion of the bilingual Internet memes in discussion as additional rhetoric objects actualizes the problem as a media object, generated by the electronic communication. Usage of the obvious, bright and cute English Internet memes leads to the situation of the training dialog, contributing the interest increase.

Keywords: information society, project method, modeling, the English language, "brainstorming".

Применение метода «мозговой атаки» в педагогической практике обучения иностранному языку открывает новые возможности в использовании таких интерактивных средств обучения, как, например, интернет-мемы. Совмещение обучающей и развивающей составляющих занятия, генерирование идей с использованием дополнительных единиц высказывания позволяет достичь эффекта знаниевой (классической) парадигмы обучения при одновременной отработке компетентностной составляющей современной образовательной модели. Новизна предложенной методики связана с разработкой разновидностей «мозгового штурма» и типологии студентов по типу генерации идей, ранее не предлагавшейся в педагогической литературе.

В процессе генерации идей может случиться так, что первые две идеи окажутся ведущими, но и этот стереотип можно преодолеть. «Мозговой штурм» позволяет использовать следующие техники, в которые можно включать как интернет-мемы, так и классические определения терминов на двух иностранных языках:

Метод «блокнота». Студенты записывают все свои идеи, что облегчает процесс обмена идеями. Тот факт, что каждый имеет возможность записать идеи, не отвлекаясь на обсуждение и возможную критику, стимулирует творческий процесс. Данная техника особенна хороша для студентов, испытывающих проблемы со спонтанным выражением собственных мыслей. Их можно отнести к группе «знающих наблюдателей».

Метод "воображаемой роли". Студентам предлагается представить себя на месте какого-нибудь медийного персонажа (спортсмена, тренера или спортивного функционера - в качестве содержания высказываний используются интернет-мемы). Такая постановка проблемы открывает «дверцу» свежим идеям и позволяет избежать монотонности. Метод особенно хорош для испытывающих дефицит внимания «акселератов идей». Сочетается с простыми и ясными вопросами.

Метод «Сетевого собирания идей». Общеизвестно, что интернет выполняет несколько функций, одной из которых является сбор случайных идей, которые могут послужить основанием для эффективных решений - именно в этой технологии можно полноценно использовать интернет-мемы. Данный метод позволяет студентам выбирать из множества идей виртуальных оппонентов наилучшую с его точки зрения, представленную в виде яркой фразы, высказывания. Подходит как «знающим наблюдателям», так и испытывающим дефицит внимания «акселераторам идей». Тем более, что современные средства коммуникации позволяют использовать все способы коммуникации для получения «гениальной» идеи.

Метод «Блиц ответов». Проблемная ситуация, описанная до занятия, может содержать готовые вопросы и ответы (в качестве ответов можно использовать цитаты и интер-нет-мемы). Жесткие временные рамки позволяют быстро ответить на вопросы, применяя метод «Блокнота».

Метод «Вопросов». Такая форма «мозгового штурма» позволяет акцентировать внимание на формулировании правильных вопросов, которые могут содержать предполагаемые ответы.

Метод «Смысловой лестницы». Такая методика позволяет генерировать идеи, последовательно добавляя новое понимание. После того, как сформулирована основная проблема, в классной комнате остаются два человека - лидеры команд. Они генерируют первые идеи. Каждый из участников заходит в класс, имея собственное понимание и идеи, которые озвучиваются и записываются. Метод хорош и для «знающих наблюдателей», и для «акселераторов идей». Такая техника позволяет объединить коллективное и индивидуальное в последовательном формировании главной идеи и выборе решения. И даже те участники, что обычно остаются «слушателями», имеют и время для формулирования идеи, и возможность ее высказать.

Таким образом, методика «мозгового штурма» в контексте решения образовательных задач, связанных с изучением иностранного языка студентами неязыкового вуза, позволяет комбинировать интерактивные методы и знаниевую (классическую) парадигму, что расширяет педагогический инструментарий, позволяя добиться «знаниевой синергии» как результата коллективного интеллектуального творчества студентов.

Контактная информация: jullianika_1978@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 28.10.2018

УДК 378.178

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

СО СМИ

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Алиса Львовна Штуккерт, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Коммуникативная компетентность является одним из важных факторов профессионализма специалиста отрасли «Физическая культура и спорт». Личностные особенности тренера и/или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.