Научная статья на тему 'Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку'

Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ / ПОЛИМОДАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЛИНГВОИ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERNET MEMES / MULTIMODAL TEXT / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / LINGUOAND SOCIOCULTURAL INFORMATION / SOCIOCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седлярова Ольга Михайловна, Соловьева Наталья Сергеевна, Ненашева Юлия Александровна

В данной статье интернет-мемы рассматриваются как источник лингвои социокультурной информации в качестве средства преподавания иностранного языка с целью формирования социокультурной компетенции. В связи с тем, что интернет-мемы рассматриваются как полимодальные тексты, авторы представляют новый подход, предусматривающий применение приемов и методов работы с лексикой и текстом к интернет-мемам, а также предлагают расширить методический инвентарь посредством использования новых информационных технологий для создания новых интернет-мемов. Таким образом, в данной работе вводится разработанная методика использования интернет-мемов в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF WORKING WITH THE INTERNET MEMES WHILE FORMING SENIOR PUPILS’ SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The Internet meme is examined as a source of linguoand sociocultural information and as a means to form sociocultural competence in the process of foreign language teaching. Considering the Internet memes as multimodal texts, the authors introduce a new approach presupposing that the methodological techniques used to work with vocabulary and text are applied to the Internet memes. The researchers argue for the efficiency of new information technologies, which broaden the range of the teacher’s methodological tools. Summing it up, the paper introduces the methodology of working with the Internet memes while forming senior pupils’ sociocultural competence.

Текст научной работы на тему «Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.96

Седлярова Ольга Михайловна, Соловьева Наталья Сергеевна, Ненашева Юлия Александровна МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИНТЕРНЕТ-МЕМАМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье интернет-мемы рассматриваются как источник лингво- и социокультурной информации в качестве средства преподавания иностранного языка с целью формирования социокультурной компетенции. В связи с тем, что интернет-мемы рассматриваются как полимодальные тексты, авторы представляют новый подход, предусматривающий применение приемов и методов работы с лексикой и текстом к интернет-мемам, а также предлагают расширить методический инвентарь посредством использования новых информационных технологий для создания новых интернет-мемов. Таким образом, в данной работе вводится разработанная методика использования интернет-мемов в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2019/11/96.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 451 -456. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/11/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 08.10.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.96

В данной статье интернет-мемы рассматриваются как источник лингво- и социокультурной информации в качестве средства преподавания иностранного языка с целью формирования социокультурной компетенции. В связи с тем, что интернет-мемы рассматриваются как полимодальные тексты, авторы представляют новый подход, предусматривающий применение приемов и методов работы с лексикой и текстом к интернет-мемам, а также предлагают расширить методический инвентарь посредством использования новых информационных технологий для создания новых интернет-мемов. Таким образом, в данной работе вводится разработанная методика использования интернет-мемов в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников.

Ключевые слова и фразы: интернет-мемы; полимодальный текст; обучение иностранному языку; лингво-и социокультурная информация; социокультурная компетенция.

Седлярова Ольга Михайловна, к. филол. н., доцент Соловьева Наталья Сергеевна, к. филол. н., доцент Ненашева Юлия Александровна, к. филол. н., доцент

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова sedliarova. olga2018@yandex. ru; nisanasol@yandex. ru; nenajalex@gmail. com

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИНТЕРНЕТ-МЕМАМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Исследователи в области лингводидактики и методики преподавания иностранных языков в настоящее время проявляют высокий интерес к вопросам формирования социокультурной компетенции у обучающихся. Данный интерес вызван реальными потребностями в преодолении культурных барьеров, установлении продуктивного диалога культур в условиях межкультурной коммуникации в современном обществе ввиду его глобализации. Перед учителями иностранных языков по-прежнему остро стоит проблема передать не только лингвистические, но и экстралингвистические знания и развить соответствующие умения и навыки общения в инокультурной среде.

Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом теоретических и практических аспектов, связанных с обсуждаемой проблемой.

Решению проблемы формирования социокультурной компетенции, на наш взгляд, может во многом способствовать введение в образовательный процесс таких сложных семиотических знаков, как интернет-мемы, которые широко используются в опосредованной коммуникации (интернет-общение). В связи с тем, что ин-тернет-мемы, часто преодолевая границы интернет-дискурса, используются в естественных условиях коммуникации, изучение их природы и вопрос их применения в обучении в качестве материала, содержащего ценную лингво- и социокультурную информацию, становится еще более значимым в настоящее время, что составляет теоретический аспект актуальности настоящего исследования.

Практический аспект актуальности работы обусловлен непрерывными поисками методов формирования социокультурной компетенции в условиях учебных занятий, исходя из практических задач: познакомить учащихся с культурным наследием страны изучаемого языка, научить грамотно использовать полученные знания, умения и навыки, например, в межличностном общении на иностранном языке, поощрять интерес учащихся к самостоятельному изучению явлений иностранных культурных сообществ и, наконец, создать такие условия обучения, которые были бы максимально приближены к условиям непосредственной коммуникации в новой социальной и/или чужой национальной среде. Интернет-мемы способны мотивировать детей к познанию важной информации в увлекательной форме, потому что мемы - это то, что знакомо, понятно и привычно современным детям.

Научная новизна данного исследования заключается в определении новой методики работы с интернет-мемами, содержащими лингво- и социокультурную информацию, и разработке комплекса упражнений, позволяющих развивать соответствующую компетенцию у обучающихся.

Таким образом, целью настоящего исследования является создание комплекса упражнений, способствующих формированию социокультурной компетенции у школьников на старшем этапе обучения английскому языку, на материале интернет-мемов, содержащих информацию о культуре, нормах и ценностях англоязычного сообщества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть особенности интернет-мемов как вида полимодального/креолизованного текста, содержащего культурные коннотации;

2) определить методологию работы с интернет-мемами как полимодальными текстами с культурными коннотациями и дидактическим материалом в образовательном процессе, основываясь на их сходстве с лек-сико-фразеологическими единицами и текстом;

3) разработать методический алгоритм использования интернет-мемов в обучении на основании традиционных и новых методов работы с лексикой и текстом;

4) разработать комплекс упражнений с использованием интернет-мемов для формирования социокультурной компетенции обучающихся.

Проблема полимодальных/креолизованных текстов является довольно обсуждаемой в современных гуманитарных исследованиях, ей посвящены многочисленные работы как российских, так и зарубежных ученых, работающих над вопросами взаимодействия языка и культуры в современной коммуникации (Е. Е. Анисимова [1], К. Джюитт [15], Ф. Юс [16]), в частности над изучением феномена интернет-мемов (О. К. Голошубина [2], С. В. Канашина [4], О. М. Седлярова [6], Ю. В. Щурина [10], Н. Гал, Л. Шифман, З. Кампф [13], Ф. Юс [16]), а также в области преподавания языка и культур (О. М. Седлярова, У. Р. Исламова [7], Дж. Беземер, Г. Кресс [11], К. Даниелссон, С. Селандер [12], Анна-Лена Е. Годхе, Б. Линдстром [14]).

По мнению Е. Е. Анисимовой, «в современной межкультурной коммуникации постоянно возрастает роль креолизованных текстов, где иконические средства наряду с вербальными воспроизводят картину мира, шкалу ценностей, эстетические идеалы нации» [1, с. 93]. К текстам, воспроизводящим картину мира и ценности национального и/или социокультурного сообщества можно по праву отнести креолизованные интернет-мемы, состоящие из иконической (графической) части и вербальной.

В связи с его негомогенной структурой «семантика мема шире семантики его составляющих» [2, с. 50]. Именно невербальный компонент мема (его иконическая часть - рисунок, фотография, кадр из фильма, видео и т.д.) является отправной точкой в познании его семантики, так как невербальные средства коммуникации непосредственно воздействуют на органы чувств, вызывая ассоциации, обращаясь к памяти реципиента. Общая семантика мема, подобно фразеологическому выражению, исходит из взаимодействия обоих компонентов -вербального и невербального. Вербальная часть мема может подтвердить значение, заложенное в иконической части мема, дополнить его, усилить эффект передаваемого впечатления или, наоборот, опровергнуть значение невербального компонента, как в случае с мемами-демотиваторами, вызывая комический эффект.

Семантика мема обогащена таким свойством, как прецедентность. Прецедентность мемов включает известные прецедентные феномены: имена, высказывания, тексты, ситуации [4]. Результаты случайной выборки показали, что «81 мем из 100 основан на прецедентном феномене, при этом прецедентность интернет-мема отличается оригинальностью и принимает оригинальные формы» [Там же, с. 122]. В широком смысле мем -механизм передачи культурной информации и сама информация. Именно прецедентность интернет-мема делает его мемом - «идеей, образом, объектом культуры (чаще нематериальной), который перенимается многими членами сообщества» [10, с. 162]. Исследователи интернет-мемов отмечают формирование культурной идентичности у пользователей, передающих мемы внутри соцсети [16], что означает многократную трансляцию стереотипов, ценностей, идеалов внутри интернет-сообщества. Однако, поскольку использование мемов не ограничивается конкретными сообществами, а часто распространяется за их пределами, интернет-мемы «участвуют» в межкультурной коммуникации. Таким образом, прецедентность, заключенная в культурных коннотациях мемов, становится важным средством межкультурной коммуникации [9, с. 34].

Материалом настоящего исследования являются креолизованные интернет-мемы англоязычного происхождения, насыщенные культурными коннотациями. Объект исследования - образовательный процесс, посвященный культурной составляющей обучения английскому языку. Объект и материал исследования определяют его методы. При выборе методологии работы с интернет-мемами мы руководствовались сходством мемов с лексико-фразеологическими единицами и текстом: с текстом интернет-мемы сближает наличие сверхфразовых единств в их структуре (особенно у мемов-демотиваторов), а с лексикой и фразеологией - идиоматичность этих семиотически сложных единиц как знаков коммуникации. Таким образом, представляется целесообразным использовать применительно к мемам известные в методике преподавания иностранного языка приемы и методы при работе с текстом и лексикой.

Следуя алгоритму работы с таким полимодальным видом текста, как комиксы [5], можно организовать работу с интернет-мемами на занятиях по английскому языку следующим образом. На первом, «предтексто-вом», этапе учитель мотивирует учащихся к работе с интернет-мемом, а также предупреждает возможные лингвистические и экстралингвистические трудности: предлагает вниманию учащихся лингвокультурологи-ческий комментарий, объясняет значение новой лексики, задает вопросы, ассоциативно связанные с предлагаемым для изучения текстом (мемом).

Второй, «текстовый», этап включает предъявление текста, его чтение (восприятие), контроль понимания. Учитель проверяет понимание содержания мема, используя вопросно-ответный режим работы, принимая во внимание безэквивалентную лексику, национальные символы, культурные реалии, которые могут содержаться в текстовом и/или изобразительном компоненте мема.

На завершающем, «послетекстовом», этапе идет работа с лингво- и социокультурной информацией, полученной в результате изучения мема: закрепление и расширение «культурных» знаний, воспитание толерантного отношения к иноязычной культуре.

Работу с интернет-мемами можно также организовать аналогично работе с лексическим материалом: 1) введение, семантизация мема и/или элементов мема; 2) закрепление материала, автоматизация; 3) симуляция использования мемов в коммуникативной среде (интернет-дискурсе), подобно тому, как используют лексику в различных речевых ситуациях (на продуктивном уровне).

На этапе семантизации мемов или их элементов можно воспользоваться некоторыми способами семанти-зации лексики, предложенными Е. Н. Солововой [8, с. 89-92], подходящими для мемов:

1) использование наглядности (демонстрация картинок, предметов, жестов и т.д.);

2) семантизация посредством синонимов/антонимов;

3) семантизация переводным способом;

4) использование языковой догадки через контекст.

Перед предъявлением интернет-мемов в классе преподавателю необходимо провести подготовительную работу: 1) выполнить отбор мемов в соответствии с заданной тематикой, а также в соответствии с возрастом, образовательными целями, потребностями обучающихся; 2) проанализировать мемы с точки зрения языковых и «культурных» трудностей, определить их в соответствующие группы; 3) выбрать подходящие способы семантизации мемов; 4) определить порядок предъявления мемов или элементов мема; 5) выполнить подборку упражнений и определить последовательность их выполнения.

При работе с мемами целесообразно применять комплексный подход в использовании упражнений, предназначенных для работы с лексикой и текстом, в зависимости от вида мема, его особенностей. Учитывая существующие упражнения в указанных областях преподавания иностранного языка, включающие задания на идентификацию/дифференциацию единиц по определенному признаку, развитие контекстуальной догадки, обучение прогнозированию, мы предлагаем следующие упражнения для работы с мемами:

- сгруппировать мемы по определенному признаку или принципу (по структуре, теме, источнику происхождения);

- определить мем, который не подходит к данной группе;

- передать содержание мема одним словом (если это возможно);

- подобрать синонимы/антонимы к мему или его компоненту;

- соединить разрозненные части мема (картинку и текст, две части одного текста);

- ответить на вопросы;

- написать продолжение фразы (например, вторую часть мема-демотиватора);

- прокомментировать мем;

- подобрать мемы для иллюстрации конкретного текста/ситуации;

- использовать мемы в интернет-коммуникации.

Кроме перечисленных упражнений, разработанных на основе традиционной методики работы с лексико-фразеологическим материалом и текстом, можно использовать информационные технологии, а именно создание интернет-мемов с помощью программ, генерирующих мемы, которые есть в свободном доступе в Интернете. Наиболее популярными программами по генерированию мемов являются следующие: MemeGenerator.net, Lol Builder, Imgur, Quick Meme, Meme Center и другие. Данные программы предлагают возможности для создания мема с картинкой пользователя, а также предлагают библиотеку собственных картинок [3].

Использование существующих или вновь созданных мемов в общении (например, в социальных сетях) эквивалентно продуктивным, речевым упражнениям в методике обучения иностранному языку, и сам факт применения новых технологий в сети для дальнейшего общения представляется важным для формирования социокультурной компетенции обучающихся.

Результатом настоящего исследование явилась разработка упражнений для усвоения лингво- и социокультурной информации с использованием интернет-мемов в качестве материала и методических приемов, известных при работе с лексикой и текстом. Представляем некоторые из них.

Задание 1

1a. How often do you think people in the English-speaking world say 'Thank you!'? Why? How does it characterize the culture? / Как часто, на ваш взгляд, носители английского языка говорят «Спасибо!»? Почему? Как это характеризует культуру?

1b. Study the following 'Thank you' memes (Fig. 1-4). Do you know these actors? Who are they? What films did they star in? / Рассмотрите следующие 'Thank you' мемы на Рис. 1-4. Знаете ли вы этих актеров? Как их зовут? В каких фильмах они снимались?

HtveiRi

'Vi

I WILL FIND

YD A

THANK VAU

Рисунок 1

Рисунок 2

тиишв 4

^ "IMWUSHr

№ №

I

Рисунок 3

Рисунок 4

1c. Comment upon the way and the style the characters express their thanks. Which one is familiar colloquial? Which one do you find humorous? Which is sarcastic? Point to the meme in a formal style. / Прокомментируйте, как и в каком стиле персонажи этих мемов выражают свою благодарность. Найдите мем, в котором отображен разговорный стиль. В каком меме можно найти юмор? В каком выражается сарказм? Укажите на мем, выполненный в формальном стиле.

1d. Do you think the textual part in all these memes correspond to the visual part? How does the picture add to your understanding of the memes? / Считаете ли вы, что вербальная часть мемов соответствует визуальной? Насколько картинка помогает лучше понять содержание значения мема?

1e. What do you make of the word 'immensely' and the character's gesture in Figure 3? / Какую информацию передают слово 'immensely' и жест на Рис. 3?

1f. Why do you think there are lots of 'Thank you' memes? / Почему, как вы считаете, существует много 'Thank you' мемов?

Задание 2

2a. Look at the picture (Fig. 5). Comment upon the young man's outfit. What is he doing? Where is the action taking place? / Посмотрите на картинку - Рис. 5. Как называются предметы одежды, в которые облачен молодой человек? Что он делает и где происходит данное событие?

Рисунок 5

2b. Do you find a contradiction between the text and the image (the clothing and the facial expression)? Why? Which do you find dominant in this meme - the visual or the textual part? / Не находите ли вы противоречия между изображением (одеждой и выражением лица) и текстом? Что, на ваш взгляд, доминирует в данном меме - изображение или текст?

2c. Change the second part of the text so that it could properly suit the formal situation. / Измените вторую часть текста так, чтобы он соответствовал официальности представленного события.

Задание 3

3a. Match the image (Fig. 6, 7, 8, 9, 10) with the text (a, b, c...). / Найдите соответствие между картинкой (Рис. 6, 7, 8, 9, 10) и текстом (a, b, c...).

a) Trollface

b) FFFUUUUUUUUUUUUU

c) LOL

d) Okay Face

e) Face palm

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

3b. Google these memes and find their variants. / Найдите данные мемы и их варианты в Интернете.

3c. Make use of the memes and their variants (either the image only or the image with the text) to better illustrate your emotions in a personal internet communication with a friend. / Используйте эти мемы или их варианты в личном интернет-общении с другом для выражения соответствующих эмоций.

Задание 4

4a. What work of literature does the meme allude to? / Аллюзией какого литературного произведения является данный мем (Рис. 11)?

9GAG

Рисунок 11

4b. What do you make of the result of the text-image interaction? What effect is achieved? / Как вы расцениваете результат взаимодействия образа и текста? Какой достигается эффект?

Представленные упражнения позволяют прийти к следующим выводам о решении поставленных задач.

Во-первых, используемые нами мемы, направленные на формирование социокультурной компетенции у обучающихся, охватывают культурные явления в виде аллюзий и прецедентных феноменов как предшествующих эпох («Гамлет» У. Шекспира в задании 4; давняя традиция надевать мантию как символ академического образа, отмечая важные события студенческой жизни, в задании 2), так и современности («Властелин колец» в задании 1; «Звездный путь» в задании 3; современные актеры кино в задании 1), а также некоторые ценности англоязычного общества, что успешно решает первую задачу - рассмотрение мемов как полимодальных текстов с культурными коннотациями в графической и/или текстовой части. Данные примеры показывают возможность дидактического применения ранее практически не использованного материала, насыщенного лингво- и социокультурной информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список прецедентных феноменов, содержащихся в интернет-мемах, может быть значительным образом продолжен, поскольку мемы являются мощным средством отображения всех сфер жизни человека: от развлечений, бытовых явлений до политики и образования. Каких бы сфер жизни ни касались мемы, в них явно или имплицитно заложены культурные ценности того общества, в котором они используются как дискурсивные единицы интернет-общения, так стремительно распространяющегося в настоящее время.

Во-вторых, при обсуждении решения задачи о подборе материала и методов работы необходимо отметить, что мемы, используемые в образовательных целях, должны быть тщательно отобраны преподавателем, подвергнуты строгой цензуре, и упражнения должны выполняться под его руководством. Выбор методов обусловлен такими свойствами интернет-мемов, как сходство с лексико-фразеологическими единицами и текстом. Преподавателю необходимо иметь обширный багаж знаний культурного характера, чтобы умело направлять учащихся в овладении социокультурной компетенцией.

В-третьих, разработанный нами методический алгоритм по работе с интернет-мемами заключается в комбинировании традиционных методических средств применительно к лексике и тексту с новыми технологиями цифрового обучения (выполнение задания по генерации мемов и созданию их презентации).

В-четвертых, на основе методического алгоритма позволило осуществить разработку комплекса упражнений, системно использующих описанные в работе методические средства, рекомендованные нами для работы с мемами с целью усвоения студентами лингво- и социокультурных знаний. Данные упражнения, несомненно, мотивируют учащихся к познанию инокультурных реалий, побуждая к самостоятельному поиску информации о культуре изучаемого языка в справочной литературе, предлагают разнообразные виды деятельности, включая наблюдение, синтез и анализ: сравнить мемы между собой, найти сходство и различие, проанализировать взаимосвязь семиотически сложных явлений, в которых сочетаются текст и изображение, приводя к новым значениям данных единиц. Учащиеся имеют возможность создавать новые дискурсивные единицы интернет-общения посредством генераторов мемов, что развивает их творческий потенциал.

Таким образом, можно заключить, что разработанные упражнения с использованием тщательно отобранных интернет-мемов по принципу содержания культурной информации и внедрение новых методических приемов по работе с ними в образовательном процессе открывают дополнительные возможности для формирования социокультурной компетенции обучающихся. В качестве перспективы исследования можно рассмотреть большее количество мемов, содержащих культурные факты и ценности англоязычного общества.

Список источников

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. ин. яз. вузов. М.: Академия, 2003. 128 с.

2. Голошубина О. К. Функции интернет-мемов в речевом жанре «разговор в мессенджере» // Гуманитарные исследования. 2016. № 4 (13). С. 50-52.

3. 10 популярных онлайн генераторов мемов [Электронный ресурс]. URL: http://artismedia.by/blog/10-popular-meme-generators/ (дата обращения: 02.09.2019).

4. Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (193). С. 122-126.

5. Седина И. В., Кованова А. С. Креолизованные тексты и их роль в обучении иностранному языку // Теория и практика современной науки. 2016. № 6 (12). С. 799-805.

6. Седлярова О. М. Особенности креолизованного текста в интернет-дискурсе // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й Международной научно-технической конференции: в 2-х т. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. Т. 2. С. 309-310.

7. Седлярова О. М., Исламова У. Р. Интернет-мемы в обучении иностранному языку // STUDIUM JUVENIS: межвузовский сборник трудов молодых ученых. Челябинск: УралГУФК, 2018. С. 155-160.

8. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

9. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (81). С. 34-38.

10. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. Филология. 2012. № 3. С. 160-172.

11. Bezemer J., Kress G. Writing in multimodal texts: A social semiotic account of designs for learning // Written Communication. 2008. № 25. P. 166-195.

12. Danielsson K., Selander S. Reading multimodal texts for learning - a model for cultivating multimodal literacy // Designs for Learning. 2016. № 8 (1). P. 25-36.

13. Gal N., Shifman L., Kampf Z. "It gets better": Internet memes and construction of collective identity // New Media & Society. 2016. № 18 (8). P. 1698-1714.

14. Godhe Anna-Lena E., Lindstrom B. Creating multimodal texts in language education - negotiations at the boundary // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2014. № 9 (1). P. 165-188.

15. Jewitt C. Multimodal analysis // Handbook of Language and Digital Communication / ed. by A. Georgakopoulou, T. Spilioti. Abingdon: Routledge, 2016. P. 69-84.

16. Yus F. Identity-related issues in meme communication // Internet Pragmatics. 2018. № 1 (1). P. 113-133.

METHODS OF WORKING WITH THE INTERNET MEMES WHILE FORMING SENIOR PUPILS' SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Sedlyarova Ol'ga Mikhailovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Solov'eva Natal'ya Sergeevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Nenasheva Yuliya Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Nosov Magnitogorsk State Technical University sedliarova. olga2018@yandex. ru; nisanasol@yandex. ru; nenajalex@gmail. com

The Internet meme is examined as a source of linguo- and sociocultural information and as a means to form sociocultural competence in the process of foreign language teaching. Considering the Internet memes as multimodal texts, the authors introduce a new approach presupposing that the methodological techniques used to work with vocabulary and text are applied to the Internet memes. The researchers argue for the efficiency of new information technologies, which broaden the range of the teacher's methodological tools. Summing it up, the paper introduces the methodology of working with the Internet memes while forming senior pupils' sociocultural competence.

Key words and phrases: Internet memes; multimodal text; foreign language teaching; linguo- and sociocultural information; sociocultural competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.