Научная статья на тему 'Мем как часть интернет-дискурса'

Мем как часть интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / MEME / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / БЛОГ / BLOG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Юлия Алексеевна, Куценко Елизавета Викторовна

В данной работе рассматривается мем как часть интернет-дискурса. Предпринята попытка проанализировать разные типы мемов и само явление Интернет-мемов. В связи с этим считаем необходимым решить следующие задачи: дать определение мема; выделить характерные черты любого мема, классификация типов и видов мемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEM AS PART OF INTERNET-DISCOURSE

In this paper we consider a meme as part of online discourse. An attempt was made to analyze the different types of memes and the phenomenon of Internet memes.

Текст научной работы на тему «Мем как часть интернет-дискурса»

И.В. Куликова

РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ...

позволяет утверждать, что сущностные характеристики гипертекста (нелинейность, внешняя незавершенность, объективность, разнородность включенной информации, интенциональность и интертекстуальность) оказывают значительное положительное влияние на развитие речемыслительной деятельности обучаемых и, в конечном счете, на сформированность требуемой коммуникативной компетенции будущего профессионала. Этот вывод позволяет сфромулировать задачу создания подобных гипертекстов по другим направлениям подготовки как важного элемента обновления методических материалов в рамках новой образовательной парадигмы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360 с.

2. Иванова Е. А. Концепция гипертекста / В сб. на-учн. тр. «Информационные технологии и преподавание иностранных языков». М.: Изд-во МЭСИ, 2005. С. 39-44.

3. Субботин М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации. ВИНИТИ. Сер. Информатика. М., 1994. 403 с.

4. Guido M. G. The Representational Model of Second Language Learning: A Computer Hypertext Approach to Sociolinguistic Cognition and L2 Personalisation. Roma: Bulsoni, 1996. 155 p.

5. Landow G. P. Changing Texts, Changing Readers: Hypertexts in Literary Education, Criticism, and Scholarship / In: Eds Reorganisations: Critical Theories and Pedagogies. Chicago: University of Illinois, 1990. P.133-161.

6. Jonassen D. Designing hypertext for learning / In: New Directions in Educational Technology / Ed. by E. Scanlon and T. O'Shea. Berlin: Springer-Verlag. 1992. P. 123-130.

7. Поляков О. Г. Аспекты профильно-ориентированного обучения английскому языку в высшей школе. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. 192 с.

8. Dow A. R., Ryan J. T. Preparing the language student for professional interaction / In: Interactive Language Teaching / Ed. by W. M. Rivers. Cambridge: CUP, 1988. P. 194-210.

9. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A Learning-Centred Approach. Cambridge: CUP, 1987.

10. Мильруд Р. П. Теория обучения языку. Том 2. Лингвистическая дидактика. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2003. 170 с.

11. Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995. 120 с.

12. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. New York: McGraw Hill, 1997.

13. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.

14. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 370 с.

15. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.

16. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: МГУ, 1989. 215 с.

17. Зимняя И. А. Мыслительные процессы при порождении речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985.

18. Антонова Е. С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе: дисс. ... докт. пед. наук. М., 2001. 335 с.

19. Лория А. В. Электронное издание на основе гипертекста: дисс. ... канд. филол. наук. М., 1998. 196 с.

20. Вишняков С. А. Психолого-педагогические основы обучения вербальной коммуникации: дисс. ... докт. пед. наук. М., 1996. 395 с.

IMPROVEMENT OF STUDENTS' VERBAL AND COGITATIVE ACTIVITY VIA HYPERTEXT

FOR ACADEMIC PURPOSES IN L2

© 2014

I.V. Kulikova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair

"Foreign Languages" Penza State Technological University, Penza (Russia)

Annotation: The growing importance for any specialist to be an effective English Language user makes it necessary to come forward with such academic tools and methods that will result in much better teaching / learning process and will ensure its efficiency.

Keywords: verbal and cogitative activity, hypertext for academic purposes, ESP, active methods.

УДК 378

МЕМ КАК ЧАСТЬ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

© 2014

Ю.А. Белкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания филологического факультета Е.В. Куценко, студент 4 курса Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В данной работе рассматривается мем как часть интернет-дискурса. Предпринята попытка проанализировать разные типы мемов и само явление Интернет-мемов. В связи с этим считаем необходимым решить следующие задачи: дать определение мема; выделить характерные черты любого мема, классификация типов и видов мемов.

Ключевые слова: мем; интернет-коммуникация; блог.

Идею мема (тете) впервые предложил оксфордский профессор Р. Докинз. Согласно его концепции, вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, соотнося свою идею с биологической информацией (состоящей из генов). И так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Докинз дает яркий пример: «Примерами ме-мов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок». Более широкое определение мема - идея, символ, образ

действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством вербального, контактного и дистантного общения. С появлением социальных сетей - Фейсбук, ВКонтаке, Твиттер - мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — Интернет-мемов. Интернет-мемы — явление спонтанного распространения некоторой информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете

всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.), также сама эта информация или фраза.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить важные характеристики Интернет-мемов:

Мем вовлекает в коммуникацию (благодаря содержащейся в нем неверной, заведомо ложной, провокационной информации) - как пример «Гуф умер» - ложная информация о гибели певца; «Путин ест детей»; «Взлетит ли самолет» - задача, используемая для провокации споров на форумах, звучащая примерно так: «Самолёт взлетает с подвижной взлётной полосы, движущейся со скоростью самолёта, но в обратную сторону. Взлетит ли самолёт?» «Дотянулся проклятый Сталин» - для проверки реакции собеседника

Мемы релевантны общекультурному контексту (фактически, любой интернет мем не несет важной или нужной информации, он скорее призван вызывать ассоциации или намекнуть на какой-то факт) - например мем, «Валера, настало твое время» - намек на сериал «наркоман Павлик» и одновременно эвфемизм пистолета; «уловка-22» не просто обозначение произведения Дж. Хеллера, а обозначение сложной ситуации; «Ктулху» -и персонаж Г. Лавкрафта, в русскоязычном Интернете приобрёл популярность после акции «Вопрос Путину» в 2006 году, на которой был задан шуточный вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?»

Распространяется не информация, а знак (мем не несет никакой полезной или новой информации) -«Британские ученые» - просто знак, не имеющий ничего общего с открытиями, и появившийся благодаря статьям в российских СМИ, посвящённых новым научным открытиям (с обезличенной отсылкой к британским учёным вида «Британские учёные обнаружили...», «Британские учёные пришли к выводу.» и т. п.), нередко оказывавшимся достаточно курьёзными или даже нелепыми, «Йа креведко» - фраза, и вовсе не имеющая смысла.

Трактовка подлинного содержания мема сугубо индивидуальна (мем лишь инициирует процесс осознания, а мыслительную работу делает конкретный человек, рассуждая самостоятельно, без принуждения и без подразумеваемого единственно правильного результата, который он непременно должен получить в итоге этих рассуждений.). многие Интернет-мемы используются в разнообразном контексте - фраза «Ломай меня полностью» используется и для описания действий, причиняющих вред себе или для описания поведения людей в состоянии сильного алкогольного опьянения; а фраза «Меня интересуют только мыши, их стоимость и где приобрести» употребляется как для помещения в раздел «интересы», так и для описания объявлений, в которых указана неадекватная информация, мем «Володя» - родился из окрика, когда кого то ищут в толпе..

Для успеха мема не обязательно полное его понимание - для успешного распространения мема совершенно не обязательно полное осознание всех его аспектов до конца. Многие успешные Интернет-мемы родились из случайной описки или оговорки - «Аьоке» (опечатка из блога в ЖЖ, пользователь имел ввиду «в атаке»), «Донки-Хот» (пошло от неграмотного пользователя ЖЖ, попросившего вкратце рассказать, что это за книга), «корованы» (из письма мальчика в журнал, посвященный играм), «интернеты» (когда Джордж Буш-младший ответил на вопрос аудитории о возможности введения обязательной воинской повинности в США следующим образом: «Я слышал, что слухи ходят по. э... интернетам, что у нас будет призыв. Призыва у нас не будет, точка»), «котенок-афроамериканец» (ляп машинного перевода, когда фразу:«Оиг cat gave birth to three kittens — two whites and one black» «политкорректно» перевели «Наш кот родил трёх котят — двух белых и одного афроамериканца»), «ковавые сиси» (Оговорка

премьер-министра Украины Николая Азарова, которую он допустил во время своего выступления. Очевидно, Николай Янович имел ввиду слово «кровососы», но из-за плохого знания украинского языка произнёс несуществующее слово Kpoeocici)

Кроме того, многочисленные мемы можно попытаться классифицировать. По разным основаниям можно выделить несколько групп мемов:

По принадлежности их к тому или иному автору:

- авторские (горизонт завален - «ждут вас адские муки» - А. Пушной.);

- анонимные (дайте две, жаргон падонкафф).

По источнику -

- Блогосфера - СПАСИБОПУТИНУЗАЭТО, Плохие занятья, дурные привычки не делают чести ни зверю, ни птичке;

- книги - стрелка осциллографа;

- видео - ня кэт, «dancing banana», Наталья Морская пехота, Машинист Ильяс, «Ослик, Суслик, Паукан»;

- песни - совы нежные «стеклобаба (Я ломал стекло)»,

- передачи - адвокат!!!!!!!;

По употреблению -

- Ширококонтекстуальные - практически все мемы;

- Узкоконтекстуальные (имена собственные или вымышленные персонажи) - Онотоле, Лена Головач, Опасный поцик.

Если брать в расчет релевантные лингвистические характеристики, можно выделить следующие группы мемов:

- Неидиоматические мемы - значение их понятно и без специальных знаний об их происхождении и сфере употребления - анонимус, аффтар, Капитан Очевидность, тырнет, фраза «Пошел вон, противный», «This is Sparta!!!» «спамы» «челябинский метеорит» «уз-багойся»;

- Идиоматические мемы - значение не может быть угадано из контекста употребления, и чтобы их понять, нужно обладать минимальными знаниями о происхождении- «Сдам жилой гараж», «стрелка осциллографа», фофудья, «Дверь запили!», «Всеки ему!», «Как пропат-чить KDE2 под FreeBSD»? «лава Роботам! Убить всех Человеков!», «Энциклоноги»

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы: мем сегодня - один из важнейших компонентов Интернет-дискурса, мем обладает характеристиками как слова, так и фразы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шр:/^Ыгеа1йу.ги^к1/Список_интернет-мемов

2. Р. Докинз. Эгоистичный ген. С. 109

3. А. Амзин. Полный превед. http://lenta.ru/ articles/2006/02/28/preved/

4. http://netforbeginners. about. com/od/weirdwebculture /f/What-Is-an-Internet-Meme.htm

5. Мемы -мифы или реальность? http://shkolazhizni. ru/archive/0/n-35193/

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мем

7. Мемы: Мифы и реальность http://www.adme.ru/ tvorchestvo-reklama/memy-mify-i-realnost-46846/

MEM AS PART OF INTERNET-DISCOURSE

© 2014

J.A. Belkina, candidate of pedagogical sciences, associate professor, assistant professor of Department of Russian language, culture, language and teaching methods of philological faculty E.V. Kutsenko, a 4th year student of the Faculty of Foreign Languages

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: In this paper we consider a meme as part of online discourse. An attempt was made to analyze the different types of memes and the phenomenon of Internet memes.

Keywords: meme, internet communication, blog.

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

© 2014

Э.Ю. Лесите, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика» Е.В. Павлова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика»

Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)

Аннотация: Толерантность необходимо формировать системно, параллельно внедряя три основных компонента: теоретический, практический и внеаудиторный. Что позволит создать толерантную образовательную среду в высшем учебном заведении и увеличить эффективность деятельности направленной на формирование толерантности.

Ключевые слова: толерантность, преподаватель, студент, специалист социальной сферы, процесс обучения, образование, поликультурное образовательное пространство.

Толерантность - одно из важнейших социальных качеств современного специалиста. И как любое личностное качество ее можно и нужно формировать. С точки зрения многих исследователей Епишевой И.И. [1], Батуриной О.С. [2] и многих других, данная функция должна возлагаться на учреждения системы образования. Так как именно в процессе образования формируется способность функционировать в принципиально новых социокультурных условиях. Можно утверждать, что воспитание толерантности в профессиональных межличностных отношениях - важнейшая стратегическая задача образования в современных социокультурных условиях.

Однако отметим, что интолерантные отношения, часто проявляющиеся в профессиональной деятельности, объектами которой являются люди, могут нанести большой вред. В соответствии с этим тезисом, в качестве приоритетной профессиональной сферы, которую мы выбрали для своего исследования, являются социальные науки, так как именно в этом виде деятельности человек испытывает значительные эмоциональные перегрузки. Общаясь с людьми (учениками, клиентами), нуждающимися в заботе и участии, находящимися в состоянии повышенной психоэмоциональной возбудимости, специалист должен проявлять максимум толерантности во взаимодействии с ними.

Проанализировав количество времени, которое проводят с клиентами психологи и педагоги, мы пришли к выводу, что специалисты социальной сферы большое количество рабочего времени проводят профессиональных межличностных взаимодействиях. Из этого мы заключили, что внимание следует сконцентрировать на формировании толерантности именно у студентов высшего профессионального учебного заведения обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная работа», «Социология».

В свои рассуждениях, мы исходим из посыла о том, что педагогическая толерантность выступает интегрирующей формой, несущей в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности [3]. В данной работе мы придерживаемся мнения, что толерантность есть активная форма отношения к миру. Исходя из такого определения можно заключить, что толерантность это системное качество имманентно присущее специалисту социальной сферы.

В качестве факторов формирующих толерантность

мы акцентировали внимание на учебной и внеучебной деятельности студентов, а также на воспитательном воздействии поликультурного образовательного пространства вуза.

Формирующее воздействие студентов представляется нам как определенная последовательность действий, разделенная на 3 параллельных направления:

1. теоретическое - предполагающее получение знаний о толерантности в процессе изучения гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, а также дисциплин профессионального цикла, опирающееся непосредственно на содержание изучаемых учебных предметов.

2 направление - практическое, предполагающее формирование толерантности в ходе практической деятельности студента: прохождения учебных и производственных практик, в процессе непосредственной работы по своей будущей профессии, участия в работе волонтерских групп и различных благотворительных акциях, участия в студенческом самоуправлении.

В рамках данного направления делается акцент на формировании толерантности в процессе работы студентов в коррекционных реабилитационных центрах, образовательных учреждениях и т.п. Для этого рационально использование производственной практики. Приходя на практику и вступая во взаимодействие с конкретными субъектами образовательного процесса, студентам приходится применять те знания и умения, которые они получили в процессе обучения.

Интегрировать все вышеизложенные направления в единый механизм формирования толерантности позволяет специально созданная образовательная среда вуза, которая является открытой системой. Участниками воспитательного процесса являются коллективы образовательных, социальных и иных учреждений, в которых студенты проходят практику. В период прохождения практики студент выступает как член коллектива учреждения. Включение студентов в профессиональную деятельность осуществляется через взаимодействие с другими участниками процесса.

Одним из способов изменения отрицательных стереотипов является повышение уровня осведомленности студентов о проблемах других возрастных, социальных, национальных групп [4-9]. К тому же непосредственные контакты студентов с инвалидами, пожилыми людьми и другими группами стимулируют положительное отношение к ним, и формирует новый опыт взаимодействия.

Важным для формирования толерантности явля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.