Профессиональная подготовка средствами дисциплины «Иностранный язык» W Профессиональная подготовка средствами профильной дисциплины
Междисциплинарная интеграция (эффект знаниевой синергии) в групповой методике «мозгового штурма»
РЕЗУЛЬТАТ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, который: способствует улучшению персональной профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалиста сферы ФКиС
Исходя из вышесказанного, методика «мозгового штурма» может стать интегральной составляющей «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года», органично дополняя существующие направления и отвечая задачам модернизации в силу гибкости и универсальности содержания, а также возможности использования для ее реализации современные технологические средства. Учитывая недостаточность мотивации студентов спортивных ВУЗов к изучению иностранного языка как непрофильной дисциплины, методика «мозгового штурма», как открытая и динамическая составляющая образовательного процесса, может повысить недостающие мотиваци-онные компоненты в мотивационной карте студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранному языку в школе / И.А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.
2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс : пособие для студ. пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 2-е изд. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 271 с.
REFERENCES
1. Zimnyaya, I.A. (1991), The psychology of the teaching the foreign languages at the school, Prosvescheniye, Moscow.
2. Solovova, E.N. (2010), The methodic of the teaching foreign languages: Advised: book for students and teachers at the pedagogical universities, АСТ: Astrel, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2019
УДК 378.147
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАССОВЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Нелли Григорьевна Саркисова, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск, Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация
Содержание статьи посвящено проблеме подготовки будущих бакалавров физической культуры к проектной деятельности в сфере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий. Установлено, что введение в процесс профессиональной подготовки бакалавра физической культуры дисциплины «Технологии организации спортивно-массовых мероприятий» способствует развитию способностей к проектной деятельности и в значительной степени повышает уровень профессионально-педагогической подготовки студентов.
Ключевые слова: бакалавр физической культуры, организация спортивно-массовых мероприятий, метод проектов, проектная деятельность педагога физической культуры.
PREPARATION OF STUDENTS FOR THE DESIGN OF MASS PHYSICAL CULTURE
AND SPORTS EVENTS
Nellie Grigoryevna Sarkisova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Karachay-Cherkess state University, Karachaevsk, Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical Sciences, professor, Kuban State University, Krasnodar
Annotation
The contents of the article is devoted to the problem of preparation of future bachelors of physical culture for project activities in the field of organization and holding of the sports events. It is established that the introduction of the discipline "Technology of organization of sports events" in the process of professional training of the bachelor of physical culture contributes to the development of abilities to project activities and significantly increases the level of professional and pedagogical training of students.
Keywords: bachelor of physical culture, organization of sports events, project method, project activity of teacher of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество испытывает острую потребность в высокообразованных, культурных и инициативных профессионалах, способных творчески подходить к развитию социокультурного, физического и интеллектуального потенциала детей и молодёжи. В этой связи актуализируются поиски перспективных форм и методов обучения студентов, направленных на развитие творческих способностей и способов их реализации в профессиональной деятельности.
Одним из важных направлений в деятельности высшей школы является постоянное совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, приведение в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО). Проведенный анализ требований стандарта к выпускнику по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» показал, что государством сформулирован социальный заказ на подготовку бакалавра к проектной деятельности, включающей в себя элементы прогнозирования, моделирования и конструирования содержания профессиональной деятельность в сфере физической культуры, спорта и физической рекреации.
В процессе профессионально-педагогической подготовки бакалавров физической культуре актуальной задачей является овладение ими теоретическими и методическими основами технологий организации и проведений спортивно-массовых мероприятий со школьниками. Эффективные способы организации спортивно-массовых мероприятий являются предметом многочисленных исследований, в которых приведены различные сценарии, модели и технологии их проведения. Содержание массовых физкультурно-спортив-ных мероприятий включает: тематические спортивные вечера, спартакиады, массовые легкоатлетические забеги, кроссы и эстафеты, физкультурно-спортивные праздники и дни здоровья, соревнования по различным видам спорта, туристические походы и рекреационные мероприятия др.
Ряд авторов считают, что целью массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных с мероприятий является «привлечение молодёжи к физкультурно-спортивной деятельности на регулярной или эпизодической основе, опираясь на интересы и потребности личности». В качестве основных функций таких мероприятий выделяет воспитательную, образовательную, личностно-развивающую, прикладную и рекреационно-оздоровитель-ную [1, 2].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве основных методов исследования нами метод наблюдения и опрос студентов и преподавателей факультета физической культуры и также методы математической статистики. Базой исследования явился факультет физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета. Исследование проводилось в два этапа в 20172019 годах и включало в себя констатирующий и формирующий эксперименты.
Цель исследования - разработать и внедрить в образовательный процесс учебной дисциплины «Технологии организации и проведения спортивно-массовых мероприятий», направленной на совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов и формирование у них способности к проектной деятельности в области организации массовой физкультурно-спортивной работы со школьниками.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный анализ научно-методической литературы показал, что метод проектов представляет собой комплекс учебно-познавательных методов и приемов, позволяющих эффективно решать учебную задачу в самостоятельной учебной деятельности с презентацией её основных результатов.
И. Шнайдер выделяет следующие этапы подготовки и реализации проекта: этап ориентации, этап разработки проекта. этап реализации проекта, этап презентации результатов проекта [3].
Для выявления уровня теоретических знаний о технологиях проведения спортивно-массовых мероприятий в констатирующей части исследования нами было проведено анкетирование студентов факультета физической культуры. Анализ полученных результатов показал, что 35,2% студентов не знают о них ничего; 56,4% студентов до настоящего времени не участвовали в спортивно-массовых мероприятиях; 39,4% студентов участвовали в соревнованиях по таким видам спорта: футбол, волейбол, борьба; 26,9% студентов смотрели спортивно-массовые мероприятии по телевизору.
Полученные в результате констатирующего исследования данные показали, что выпускники факультета не обладают в должной мере профессиональными знаниями технологий и умениями организации спортивно-массовых мероприятий со школьниками, слабо владеют эффективными способами их реализации. В этой связи нами было сделано предположение о несовершенстве учебного плана по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».
Анализ учебного плана по специальности «Физическая культура» выявил, что во время обучения студентов факультета физической культуры в вузе объем теоретической подготовки составляет 26% (2365 часов), практической 26,5% (2422 часов) и самостоятельной работы 47,5% (4330 часов). Их них курсы по выбору составляют 5% (108 часов).
В формирующей части исследования мы ставили перед собой цель разработать и реализовать программу учебной дисциплины «Технологии организации и проведения спортивно-массовых мероприятий», направленную на развитие проектных способностей у студентов и формирование у них профессиональной и методической компетентности в соответствии с требованиями ФГОС ВО. В учебном плане этой дисциплине отведено 108 часов. Из них: лекций - 18 часов; практических занятия 36 часов и самостоятельная работа - 54 часа.
Авторская программа включает в себя следующие модули:
Модуль 1. Теоретические аспекты технологий организации спортивно-массовых мероприятий.
Модуль 2. Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки учителя по физической культуре.
Модуль 3. Технологии разработки проекта проведения организации спортивно-массовых мероприятий, соревнований.
Модуль 4. Инновационные технологии в организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, как основа реализации ФГОС.
Исходя из полученных результатов исследования, в образовательный процесс студентов 3-го курса была внедрена дисциплина по выбору «Технологии организации и проведения спортивно-массовых мероприятий», которая предусматривала организацию совместной творческой деятельности студентов и преподавателей, по разработке проекта спортивно-массового мероприятия с обязательным его проведением. Проект должен иметь ясную, реально достижимую цель, которая является решением исходной проблемы. Основные этапы работы над проектом:
- погружение в проект (теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы);
- разработка проекта (положение, приказ, смета, договора, акт выполненных заданий, акт списания, благодарственное письмо и др.);
- презентация результатов - непосредственная организация и проведение мероприятия.
В ходе учебного процесса студентами были разработаны следующие проекты спортивно-массовых мероприятий: «Сабантуй», «Кавказские игры» (физкультурно-спортив-ные праздники); соревнований по новым видам спорта («Стритбол», «Лапта», «Мини-футбол», «Городки» и др.).
Результаты успешности проведения спортивно-массовых мероприятий определялись методом педагогической самооценки студентом и оценки преподавателем до и после педагогической практики.
Анализ результатов анкетирования студентов выявил, что до практики студенты завышают оценку своей готовности к организации и проведения спортивно-массовых мероприятий (4,1±0,4). Оценка преподавателями умений у студентов самостоятельной разработки проекта до практики составил 3,1±0,2, что достоверно ниже, чем после практики (4,4±0,5). Это можно объяснить самоуверенностью студентов, что мешает им критически анализировать свою учебную деятельность и прислушиваться к рекомендациям преподавателей.
В конце педагогической практики была определена степень сформированности проектировочных умений у студентов. Как и предполагалось, в конце практики (4,45±0,4) достоверно выше, чем до ее начала (2,81±0,8). По всем составляющим умения студентов к концу практики приблизились к максимально высокому баллу.
В умении подготовить проект и анализировать собственную деятельность студенты добились наибольших результатов, что объясняется целенаправленной работой преподавателей. Как студенты, так и преподаватели-методисты утверждают, что на подготовку проекта влияет фактор времени. Нами установлено, что между оценкой методистом готовности в организации и проведении спортивно-массового мероприятия и самооценкой студентом этого же показателя существует тесная связь (г=0,856).
Результаты исследования выявили, что используемая нами на учебных занятиях технология разработки проектов организации и проведений различных спортивно-массовых мероприятий, способствовала приобретению опыта самостоятельной деятельности студентов и формированию у них основных компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта: исследовательскую, коммуникативную, информационную и предметную. Даже самый короткий по времени проект позволил студентам реализовать свой внутренний потенциал, способствовал повышению интереса к процессу обучения. Проектная деятельность позволила гармонично дополнить традиционную систему профессиональной подготовки студентов. В разработанном нами варианте она представляет собой педагогическую технология, обеспечивающую, более высокий уровень профессиональной готовности студентов, к проведению массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий. Такой подход позволил
студенту реализовать свой личностный потенциал и способствовал организации более продуктивного процесса обучения.
ВЫВОДЫ
Предложенный подход к обучению студентов проектированию массовых физкуль-турно-спортивных и оздоровительных мероприятий позволил:
- успешно развивать интерес, потребности и мотивы профессиональной деятельности;
- сформировать комплекс осознанных, оперативно, эффективно и гибко используемых профессиональных знаний;
- обеспечить высокий уровень овладения студентами инновационными формами, методами и приёмами профессиональной деятельности;
- эффективно развивать креативность и навыки педагогики сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джаубаев, Ю.А. Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности / Ю.А. Джаубаев, Ф. Д. Джирикова, О. Д. Гебенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 11 (153). - С. 64-66.
2. Литвиненко, С.Н. Инновационные технологии организации спортивно-массовых мероприятий / С.Н. Литвиненко ; Южный федерал. ун-т. - Ростов-на-Дону : [б.и.], 2015. - 110 с.
3. Дистанционный курс продуктивного обучения / Й. Шнайдер, И.Бем, А Арнольд, С. Веницке. - М. : Народное образование, 2000. - 248 с.
REFERENCES
1. Dzhaubaev, Yu.A., Dzhirikova, F.D. and Gebenova, O.D. (2017), "Competence model of training bachelors of physical culture for recreational activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No (153). pp. 64-66.
2. Litvinenko, S.N. (2015), Innovative technologies for organizing sports events, SFU publishing house, Rostov-on-Don.
3. Schneider, J., Bem, I., Arnold, A. and Venitske, S. (2000), Remote course of productive training, National education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2019
УДК 796.011
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ И НАПРЯЖЕННЫХ УМСТВЕННЫХ НАГРУЗОК
Марина Александровна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Витальевна Железнякова, старший преподаватель, Елена Евгеньевна Щербакова, старший преподаватель, Московский политехнический университет (МПУ)
Аннотация
В данной статье показано значение двигательного режима в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлены результаты исследований влияния выявленного оптимального двигательного режима на состояние здоровья и успеваемость студентов во время экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.
Ключевые слова: спорт, здоровье, двигательный режим, стресс, образ жизни, физические упражнения, высшее образование, студенты.