УДК 37.02
МЕТОДИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Ламаш Б.Е., Гнитецкая Т.Н., Мартыненко А.Б.
Цель
Повышение мотивировки у студентов при освоении дисциплины «Концепции современного естествознания»
Метод или методология проведения работы
Использование компьютерных презентаций для чтения лекций и выполнения индивидуальных заданий по изучаемой дисциплине
Результаты
Применение компьютерных презентаций как методика изложения лекционного материала и условие подготовки индивидуального задания повышает восприятие естественно-научного материала и делает подготовку по заданию более доступной и понятной для студента.
Область применения результатов
Образовательный процесс в высшей школе.
Ключевые слова: компьютерная презентация, концепции современного естествознания.
METHODS OF COMPUTER PRESENTATIONS ON AN EXAMPLE OF A COURSE OF “THE CONCEPTS OF MODERN NATURAL SCIENCES”
Lamash B.E., Gnitetskaya T.N., Martinenko A.B.
Purpose
An increase of motivation at students during training to discipline of «The concepts of modern natural sciences»
Methodology
Use of computer presentations for lecturing and performances of individual tasks on studied discipline
Results
Application of computer presentations as the procedure of a statement of a lecture material and a condition of preparation of the individual task raises perception of a is natural-scientific material and does preparation under orders of more available and clear for the student.
Practical implications
Educational process in the university.
Keywords: computer presentation, the concepts of modern natural sciences.
В условиях глобального проникновения информационных процессов во все области жизнедеятельности человека, сегодня становится не просто актуально, а совершенно необходимо привлекать компьютерные программы для обработки содержания лекционного материала. Возможности компьютерных графических приложений невероятно широки и позволяют сделать лекцию иллюстративной, наглядной и очень интересной. Даже сложные естественнонаучные предметы, такие как физика, химия, и прочие с помощью компьютерных программ могут быть представлены красочно, с яркими примерами демонстраций природных явлений. Целесообразность такого способа представления
учебного материала очевидна и не требует доказательств. Однако, каждый предмет имеет свои особенности, которые должны быть учтены при формировании содержания лекции с привлечением анимаций, ярких картинок, графиков, простых рисунков, формул и компьютерных моделей абстрактных величин и неощущаемых явлений.
С этой точки зрения курс «Концепции современного естествознания», являющийся обязательной дисциплиной для гуманитарных специальностей, можно отнести к разряду самых сложных. Здесь особенно важно использовать все возможности компьютерных технологий, с помощью которых можно учесть особенности восприятия гуманитариями основ естественных наук и тем самым снизить уровень сложности учебного материала.
Студентам, обучающимся на гуманитарных специальностях, как никому, требуется иллюстративность и структурность учебного материала при чтении лекций. Здесь во время лекции приветствуется форма электронных презентаций, которая имеет мультимедийное сопровождение [4], что существенно оживляет учебный материал, а у студентов снижает барьер неприятия незнакомых формул и законов. Важно, чтобы и контроль степени усвоения проводился также на основе уже знакомых презентаций. Тогда образы запечатлеваются в сознании надолго.
Данная методика использовалась в процессе обучения двух групп студентов Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университет. Первая группа состояла из студентов четвертого курса специальности «Финансы и кредит», вторая из студентов второго курса обучающихся по специальности «Мировая экономика». Для первой группы учебный материал включал только описание природных явлений, которые объясняются с точки зрения физики. Для второй же группы учебный материал охватывал явления, изучаемые во всех областях естественных наук, а именно, в физике, химии, биологии.
Компьютерные презентации привлекались при обучении обеих групп как на этапе изложения материала курса, так и на этапе контроля самостоятельной работы студентов.
В лекциях демонстрация физических, химических и биологических явлений с помощью наглядных графических и мультимедийных вставок позволяет облегчить восприятие закономерностей в протекании природных явлений. Если же учесть, что их описание осуществляется с помощью большого числа абстракций и моделей, то просто необходимо студентам предлагать интерпретацию этих абстракций и моделей с помощью понятных визуальных образов.
Особенно это касается космологических, геофизических и генетических составляющих содержания курса. Например, компьютерная модель искривления пространства-времени вблизи «черной дыры» является более доходчивой и наглядной, чем словесное описание абстрактного процесса, который сложно представить студенту-гуманитарию [2]. Тоже можно сказать про основные положения тектоники литосферных плит (спрединг и субдукция плит и процесс землетрясения).
Применение графического материала в виде диаграмм позволяет легче воспринимать, во-первых, исторические этапы развития отдельных областей естествознания, и, во-вторых, структурные элементы некоторых научных концепций. Демонстрация взаимосвязей доказывает обязательность наличия предпосылок для появления того или того знания или закона [3]. А убедительное и доказательно-аргументированное изложение законов сохранения формирует у студентов-экономистов понимание о разумном обращении в жизни с материальными и финансовыми активами.
Отдельно следует упомянуть об использовании текста и формул в презентационном материале. Текст должен был представлен в небольшом количестве и служить скорее пояснением к графическому материалу, а не наоборот. Отношение цветов текста и фона должно быть таким, чтобы не утомлять глаза слушателя. Как признано физиологами для глаза человека оптимальным является
темно-синий текст на желто-зеленом фоне. Такая комбинация цветов выбирается потому, что, во-первых, эти цвета хорошо контрастируют, а во-вторых, потому, что желто-зеленая полоса спектра соответствует максимальной чувствительности глаза, как оптического прибора [1]. Размер букв не должен быть меньше 18 пунктов, чтобы мог читаться в аудиториях различного размера.
Следует отметить особенности представления математического аппарата при изложении материала на презентации. Использование формул должно быть очень ограниченным. Опыт показывает, что использование одной формулы, например, закона всемирного тяготения, воспринимается студентами легко, однако, приведение двух и более формул на одном слайде воспринимается с большим трудом и устанавливает барьер перед пониманием студентами материала, излагаемого далее. Тем более, что приводимые соотношения, формулируются в презентации, как правило, в уже завершенном виде, а не излагаются в форме логического вывода из некоторых исходных фундаментальных положений. В этом случае студентам предлагается прибегнуть к элементарному запоминанию.
Важным этапом является организация самостоятельной индивидуальной деятельности студентов в режиме формирования своих презентаций. При осуществлении такой самостоятельной деятельности могут быть достигнуты три цели. Во-первых, в процессе такой деятельности у студентов формируются навыки подготовки презентаций для сопровождения своих докладов по курсовым и дипломных работам. Данный навык, безусловно пригодится им в дальнейших публичных выступлениях (защита курсовой и выпускной квалификационной работ). Контроль и коррекция подготовленных презентаций осуществляется преподавателем во время их защиты. Преподаватель указывает на очевидные ошибки в создании презентаций (чаще всего это ошибочный выбор соотношения цвета текста и цвета фона, «мозаичность» слайдов, мелкие буквы при написании текста и т.д.). Во-вторых, использование наглядного демонстрационного материала для представления материала способствует его лучшей усвояемости,
а сам его поиск развивает мыслительные способности и формирует навыки поиска в Интернете. И третья цель - развитие самостоятельности в выполнении заданий. Всем известны формы самостоятельных работ у студентов обучающихся вышеприведенным специальностям. Это большое количество курсовых работ и рефератов по каждой изучаемой дисциплин. К сожалению, не является секретом проблема возросшего числа компиляций в студенческих работах такого рода. Задание же по созданию презентаций является необычным и не имеет аналогов ни в сети интернет, ни в опубликованном виде, что заставляет студента самостоятельно подготавливать материал и, в конечном итоге, способствует снижению уровня плагиата. Ведь в процессе выполнения домашнего задания по подготовке презентации студент поставлен в такие условия, что вынужден самостоятельно выполнять отбор, систематизацию и распределение материала по полю слайда. Темы домашних заданий не дублируются и выдаются каждому студенту строго индивидуально.
Список тем для домашнего задания тщательно предварительно готовится преподавателем. Необходимо учитывать, что круг вопросов, которые студент самостоятельно раскрывает с помощью презентации, должен быть очень узким. Это может быть один, максимум, два вопроса. В противном случае возможно перенасыщение слайда несвязанной информацией, что не только не приносит пользы, но даже вредно, поскольку способствует созданию неконкретного не связанного образа. Конкретные вопросы максимально сужают область поиска информации.
Замечено, что вопросы, имеющие общий неконкретный характер плохо понимаются студентами, а презентации по таким вопросам содержат исключительно текст, без присутствия образа в виде картинок, фото, графиков или рисунков. Более того, студенты плохо ориентируются в информации по своей же презентации. Следует отметить, что студенты, систематически выполняющие индивидуальные задания по данной методике, существенно повысили уровень своих знаний по КСЕ.
Положительный опыт реализации описанной выше методики позволяет рекомендовать ее к применению в процессе обучения, как в высшей так и в средней школах при обучении естественнонаучным дисциплинам. Методика может быть отнесена к разряду активных методов обучения и способствует созданию как климата положительной мотивации студентов к обучению, так и обеспечению их креативной деятельности в информационной среде. Данная методика может служить примером органичного сочетания традиционных методов обучения, коррекции и контроля и современных информационных технологий.
Список литературы
1. Гнитецкая Т.Н., Иванова Е.Б Лекции по физике в слайдах PowerPoint // Сб. научных трудов VI междун. научно-пр. конф. «Соврем. информационные технологии» / под ред. В.А. Сухомлина. Москва: МГУ, 2011. Т.1. (С.21-24). 787 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-9556-0128-1
2. Кузнецов В.В. Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов экономических специальностей технического вуза: проблемы и перспективы // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 7. С. 79-82.
3. Любичанковский В.А. Методологические проблемы преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания» // Credo New. 2001. № 2. URL: http://credonew.ru/content/view/238/53/ (дата обращения 14.12.2012)
4. Семенова Н.Г., Болдырева Т.Д., Игнатова Т.Н. Влияние мультимедиа технологий на познавательную деятельность и психофизическое состояние обучающихся // Вестник ОГУ, Оренбург. 2005. №4. С.34 - 38.
5. Швец И.М., Краснодубская С.В. Активные формы обучения в препода-
вании курса «Концепции современного естествознания» // Электронн.методич. пособие. Н.Новгород, НГУ. 2010. 129 с. URL:
http://window.edu.ru/resource/989/73989/files/current_science.pdf (дата обращения 14.12.2012)
References
1. Gnitetskaya T.N., Ivanova E.B. Sbornik nauchnikh trudov VI mezhdunarodnoj naucho-practicheskoj konferencii “Sovremennie informatsionnie tekhnologii ” [Collection of scientific works of VI International Scientific and Practical Conference "Modern Information Technologies"]. Moscow: MGU, 2011. Vol.1 (pp. 21-24). 787 p. 1 CD-ROM. ISBN 978-5-9556-0128-1
2. Kuznetsov V.V. Sovremennie naukoemkie tekhnologii, no. 7 (2008): 79-82.
3. Lyubichanskij V.A. Credo New, no. 2 (2001).
http://credonew.ru/content/view/238/53/ (accessed December 14, 2012)
4. Semenova N.G., Boldireva T.D., Ignatova T.N. Vestnik OGU, no. 4 (2005):
34-38.
5. Shvets I.M., Krasnodubskaya S.V. Aktivnye formy obucheniya v prepodavanii kursa «Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya» [Active learning in teaching the course "Concepts of modern science"]. Nizhnij Novgorod: NGU. 2010. 129 pp. http://window.edu.ru/resource/989/73989/files/current_science.pdf (accessed December 14, 2012)
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Ламаш Борис Евгеньевич, профессор кафедры океанологии и гидрометеорологии, доктор физико-математических наук, доцент Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, г. Владивосток, ГСП, 690950, Россия e-mail: [email protected]
Гнитецкая Татьяна Николаевна, профессор кафедры общей физики, доктор педагогических наук, профессор Дальневосточный федеральный университет
ул. Суханова, 8, г. Владивосток, ГСП, 690950, Россия e-mail: [email protected]
Мартыненко Андрей Борисович, заместитель исполнительного директора дирекции Программы развития ДВФУ, доктор биологических наук, профессор Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, г. Владивосток, ГСП, 690950, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS
Lamash Boris Evgenjevich, Professor of Department of Oceanology and Hydrometeorology, D.Sc. (Physics and Mathematics)
Far Eastern Federal University
8, Sukhanova street, Vladivostok, 690950, Russia
e-mail: [email protected]
Gnitetskaya Tatyana Nikolaevna, Professor of Deparment of Physics, D.Sc. (Pedagogics)
Far Eastern Federal University
8, Sukhanova street, Vladivostok, 690950, Russia
e-mail: [email protected]
Martinenko Andrej Borisovich, the assistant to executive director of management of the Program of progress of FEFU, D.Sc.(Biology)
Far Eastern Federal University
8, Sukhanova street, Vladivostok, 690950, Russia
Рецензент:
Афремов Л.Л., профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики, д.ф.-м.н., профессор, Школа естественных наук Дальневосточного федерального университета