Научная статья на тему 'Информатизация образования в Дальневосточном федеральном университете'

Информатизация образования в Дальневосточном федеральном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / INFORMATIZATION IN EDUCATION / INFORMATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL LEARNING / DIGITAL LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Борис Львович, Гнитецкая Татьяна Николаевна

В условиях интенсивного развития информационных технологий и их внедрения во все области деятельности человека, включая область образования, на первый план выступает проблема формирования информационной образовательной среды вуза, обладающей специфической электронной инфраструктурой, функционирование которой органично сочетается с целями и задачами образования. Поэтому целью данной статьи является исследование условий формирования информационной образовательной среды университета в контексте передового инновационного опыта. Метод или методология проведения работы Моделирование электронных аналогов структурных элементов учебного процесса, включая содержание учебного процесса, взаимосвязанное функционирование которых отражено в «электронной модели» университета, поэтапно сформированной в Дальневосточном федеральном университете. В результате исследования предложена структура «электронной модели» информационной образовательной среды, установлен способ разработки электронного учебно-методического контента образования на основе интегрированной платформы электронного обучения Learning Managament System -Blackboard. Показано, что необходимым условием для формирования новой информационной образовательной среды в университете является наличие не только соответствующего оборудования, но и опыта университета по установлению информационных сетей и организации их функционирования, как в структуре университета, так и во взаимодействии с другими потребителями информационных каналов связи. Приведены этапы становления и организации информационной образовательной среды в ДВФУ. Область применения результатов процесс организации информационной среды в образовательных учреждениях от среднего до высшего уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF EDUCATION IN FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Due to rapid development of information technologies and their implementation in all areas of human activity, including the area of education, the most important is the problem of the formation of information educational environment of the university, which has a specific e-infrastructure, the functioning of which suits the goals and objectives of education. The aim of this paper is to investigate the conditions of formation of information educational environment of the University in the context of advanced innovative experience. Method or the methodology of the work. Simulation of electronic analogues of the structural elements of the educational process, including the content of the educational process, interrelated functioning reflected in the "electronic model" of the university, gradually formed in the Far Eastern Federal University. The study reaches next results: 1) a structure for "electronic” model of information educational environment was proposed; 2) it was set the way to develop electronic learning content and methodology of education on the basis of integrated e-learning platform -Learning Managament System Blackboard; 3) it was shown that a necessary condition for the formation of the new information of the educational environment at the university is to have not only the digital equipment, but also the experience of the University for the establishment of information networks and the organization of their operation, as in the structure of the university, and in interaction with other users of information channels; 4) the stages of formation and organization of the information educational environment in FEFU. Field of the results application the process of organizing the information environment in the educational institutions of the average to the highest level.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования в Дальневосточном федеральном университете»

УДК 378.1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Резник Б.Л., Гнитецкая Т.Н.

В условиях интенсивного развития информационных технологий и их внедрения во все области деятельности человека, включая область образования, на первый план выступает проблема формирования информационной образовательной среды вуза, обладающей специфической электронной инфраструктурой, функционирование которой органично сочетается с целями и задачами образования. Поэтому целью данной статьи является исследование условий формирования информационной образовательной среды университета в контексте передового инновационного опыта.

Метод или методология проведения работы Моделирование электронных аналогов структурных элементов учебного процесса, включая содержание учебного процесса, взаимосвязанное функционирование которых отражено в «электронной модели» университета, поэтапно сформированной в Дальневосточном федеральном университете.

В результате исследования предложена структура «электронной модели» информационной образовательной среды, установлен способ разработки электронного учебно-методического контента образования на основе интегрированной платформы электронного обучения - Learning Managament System -Blackboard. Показано, что необходимым условием для формирования новой информационной образовательной среды в университете является наличие не только соответствующего оборудования, но и опыта университета по установлению информационных сетей и организации их функционирования, как в структуре университета, так и во взаимодействии с другими потребителями

информационных каналов связи. Приведены этапы становления и организации информационной образовательной среды в ДВФУ. Область применения результатов - процесс организации информационной среды в образовательных учреждениях от среднего до высшего уровня.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная среда, электронное обучение, электронная библиотека.

INFORMATIZATION OF EDUCATION IN FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Resnik B.L., Gnitetskaya T.N.

Due to rapid development of information technologies and their implementation in all areas of human activity, including the area of education, the most important is the problem of the formation of information educational environment of the university, which has a specific e-infrastructure, the functioning of which suits the goals and objectives of education. The aim of this paper is to investigate the conditions of formation of information educational environment of the University in the context of advanced innovative experience.

Method or the methodology of the work. Simulation of electronic analogues of the structural elements of the educational process, including the content of the educational process, interrelated functioning reflected in the "electronic model" of the university, gradually formed in the Far Eastern Federal University. The study reaches next results: 1) a structure for "electronic” model of information educational

environment was proposed; 2) it was set the way to develop electronic learning content and methodology of education on the basis of integrated e-learning platform -Learning Managament System - Blackboard; 3) it was shown that a necessary condition for the formation of the new information of the educational environment at the university is to have not only the digital equipment, but also the experience of the

University for the establishment of information networks and the organization of their operation, as in the structure of the university, and in interaction with other users of information channels; 4) the stages of formation and organization of the information educational environment in FEFU. Field of the results application - the process of organizing the information environment in the educational institutions of the average to the highest level.

Keywords: informatization in education, informational environment, digital learning, digital library.

В 2011 году на Востоке нашей страны в результате присоединения к Дальневосточному государственному университету (ДВГУ) трех крупных вузов Дальневосточного региона создан Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Целью объединения являлось создание в Дальневосточном регионе современного университета и выведение его на международный уровень, достижение чего сегодня невозможно без развитой информационной образовательной среды университета. В рамках Программы развития ДВФУ на 20102019 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2300-р [1], были разработаны соответствующие мероприятия, направленные, в том числе, и на информатизацию университета. Мероприятия охватили все основные направления деятельности университета - учебный и научный процесс, административную деятельность и др.

Как показывает опыт ведущих зарубежных университетов [2,3], функционирование каждого из элементов учебного процесса в новой образовательной среде осуществляется в рамках ее «электронной» модели. Для формирования структуры модели новой образовательной среды в ДВФУ были разработаны следующие взаимосвязанные крупные проекты: «Модернизация образовательного пространства», «Электронное обучение», «Современная электронная библиотека», «Непрерывное профессиональное образование», «Модернизация сети филиалов университета», реализация которых началась с конца 2011 года.

Обратим внимание на два из вышеприведенных проектов, которые устремлены к единой цели формирования содержания учебного процесса в новой образовательной среде. Это проекты электронное обучение и электронная библиотека. Учебное содержание является основным и наиболее сложным элементом учебного процесса и включает учебные планы, программы, стандарты и материал учебных курсов. Сложность данного элемента в информационной образовательной среде увеличивается в связи с тем, что электронное обучение требует разработки содержания таких учебных курсов, у которых есть электронная матрица, которые изучаются активными и интерактивными методами, используются как в очном, так и в дистанционном, и в мобильном обучениях, т.н. электронный учебно-методический контент. Именно на такие, высокотехнологичные электронные образовательные ресурсы содержания учебного процесса ориентирована интегрированная платформа электронного обучения -Learning Managament System - Blackboard (LMS-Blackboard), внедрение которой уже началось в ДВФУ. Следует отметить, что в известных зарубежных вузах подобные системы давно используются [4, 5], а возможности информационных технологий и онлайновых ресурсов дают преподавателю дополнительные средства качественного обучения. Внедрение LMS-Blackboard не приводит к замене очных занятий занятиями он-лайн. Напротив, становится возможным во внеаудиторное время осуществлять: организацию самостоятельной работы студентов; контроль качества работы преподавателей и успеваемости студентов: взаимодействие преподавателей, ведущих занятия по одним и тем же учебным курсам: обеспечение «прозрачности» всего учебно-методического контента образовательной программы для установления связей между учебными курсами, в результате изучения которых формируются родственные компетентности.

Общая интегрированная платформа электронного обучения может применяться ко всем формам обучения и имеет стандартные блоки учебнометодического контента согласно разработанной в ДВФУ структуре учебно-

методического комплекса дисциплины, содержащей наряду с учебным блоком объявления преподавателей, веб-форумы, портфолио студентов и прочее.

Система электронного обучения в ДВФУ включает информационную разработку контроля качества как очного, так и дистанционного обучения. Она содержит отдельный блок антиплагиата, блок архивирования и выборочного мониторинга всего контента взаимодействия преподавателя в режиме он-лайн со студентами, блок контроля интерактивности каждого студента и преподавателя системой автоматического оповещения в случае их продолжительного отсутствия в веб-классах или неправильной последовательности действий в этих классах (footprints). Формирование содержания образовательной траектории каждого студента и ее контроль осуществляется единой информационной системой «Электронный деканат». Он-лайн формируются не только группы, но и проводится консультирование студентов по выбору изучаемых дисциплин.

Реализация проекта по организации современной электронной библиотеки вносит свой существенный вклад в процесс формирования учебного содержания в новой образовательной среде. Обеспечивается свободный доступ студентам и преподавателям университета к учебным и научным электронным ресурсам. Уже сегодня в библиотеке можно найти в он-лайн режиме зарубежные научные журналы, индексируемые в EBSCO, JSTOR, Elsevier. Есть доступ к реферативным базам данных Scopus, Web of Science, Inspec и к архивам диссертационного зала РГБ. Наличие библиотеки такого уровня позволяет забыть о расстояниях. Наличие в корпусах университета беспроводной связи WiFi дает возможность дистанционного доступа студентов и преподавателей к ресурсам электронной библиотеки.

Скептики могут сказать, что при условии снабжения соответствующей техникой любой университет смог бы реализовать такие проекты. Однако это не так. Внедрение в учебный процесс университета программно-аппаратного комплекса мультимедийного оборудования и другой современной электронной техники не является достаточным условием для реализации этих проектов.

Университет должен накопить соответствующий опыт и иметь достаточный уровень информатизации образования.

Путь к нынешним достижениям университета был непростым. История формирования информационной среды университета началась более двадцати лет назад. В то время это был Дальневосточный государственный университет, который в настоящее время преобразован в Дальневосточный федеральный университет. Тогда, в 1990 году, Ученый совет университета установил ключевые принципы развития университета, которые определили его путь на многие годы вперед. Одним из этих принципов стала информатизация образования. При этом всем было очевидно, что Россия в этой области существенно отстала от развитых стран мира. На Западе появлялись и развивались совершенно новые отрасли знаний и технологий, в которых у университета не было никакого серьезного задела и научных традиций. Вспоминается, как в 1993 году мы совместно с Хоккайдским университетом (г. Саппоро, Япония) организовали и провели крупную международную конференцию по физике высоких энергий. Необычность заключалась в совместном оргкомитете, совместных финансах и непонятной нам бюрократической японской системе. Нам приходилось оперативно согласовывать с японской стороной множество вопросов и документов. А в университете в то время было всего два компьютера с единственной «услугой» Интернета - электронной почтой. И они нас попросту спасли!.. Конференция прошла очень успешно.

В это время в рамках программы «Университеты России» было открыто новое направление - создание единой Федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet (Russian Universities Network). Сеть RUNNet начала создаваться в 1994 году и стала основой телекоммуникационной инфраструктуры единой образовательной информационной среды. Основная задача сети RUNNet - формирование единого информационного пространства сферы образования России и его интеграция в мировое информационное сообщество. Свою роль сыграло и то, что в России уже существовали и создавались феде-

ральные линии связи - спутниковая и оптоволоконная связь, стало возможным использовать военные спутники для гражданских целей.

21 апреля 1995 года приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию в рамках программы «Университеты России» было создано государственное научное учреждение - Республиканский научный центр компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы (Вузтелекомцентр). Было решено, что в состав «Вузтелекомцентра» войдет и Дальневосточный государственный университет. В университете на базе лаборатории телекоммуникаций было создано структурное подразделение «Дальвузтелекомцентр», определен канал связи через спутниковую систему «Радуга» и станцию «Кедр М». Канал связывал Владивосток с Санкт-Петербургом, а уже оттуда через Хельсинки был выход в мировую сеть.

Нужно сказать, что многое тогда делалось на энтузиазме. Некоторые из известных специалистов университета отказались участвовать в этой работе, сомневаясь в ее успехе. Скептики даже окрестили руководство университета «кремлевскими мечтателями», аргументируя свою точку зрения тем, что даже в очень известных научных учреждениях России нет возможностей для реализации подобных проектов. Однако, развивая собственные информационные ресурсы, Дальневосточный государственный университет к середине 1990-х годов стал одним из наиболее подготовленных вузов для создания опорного федерального узла связи этой университетской компьютерной сети. В 1996 году университет заключил договор с российско-японской телекоммуникационной компанией «Востоктелеком» на аренду «цифрового потока (канала связи на скорости 256 кбит/'с между точками: г. Москва, пр. Бутлерова, д. 7 -ул. Шаболовка, 37 - г. Владивосток, Океанский пр., 24/2-ул. Мордовцева, 12)».

Много сложностей было и с доставкой и с установкой оборудования. Однако, 14 сентября 1996 года связь заработала, несмотря на опасения специалистов в установлении канала Владивосток - спутник - Санкт-Петербург - выход в NordNet через Хельсинки.

15 марта 1996 года произошло знаковое для всей страны событие - был подписан договор между председателем правительства (премьер-министром) B.C. Черномырдиным и американским финансистом и филантропом Джорджом Соросом, основателем Фонда «Открытое общество». Согласно этому договору, в рамках национальной программы телекоммуникаций для науки и высшей школы выделялись необходимые средства для финансирования линий связи большой пропускной способности (оптоволоконные и спутниковые каналы), обеспечивающие доступ университетов к Интернету, а 100 млн. долларов, выделенных Фондом «Открытое общество», направлялись на создание и финансирование университетских центров Интернет.

19 марта 1996 года вышел приказ об утверждении программы «Информационные сети высшей школы» и первому проректору ДВГУ довелось войти в ее научно-технический совет, состоящий лишь из 12 человек, что подтверждало уже формирующийся авторитет университета в этой области. Г оловной организацией программы стал «Вузтелеком-центр». В апреле 1996 года руководство Г оскомвуза РФ включило ДВГУ в число 32 университетов, в которых в течение полутора лет планировалось создание центров открытого доступа в международную компьютерную сеть Интернет.

В июне 1996 года были открыты интернет-центры в Ярославле и Новосибирске, а в июле 1996 года было решено, выбрать ДВГУ из 30 российских университетов для открытия третьего интернет-центра во Владивостоке.

Во Владивосток прибыла техника, приехали специалисты из Москвы. Вместе с сотрудниками Интернет-центра ДВГУ они оборудовали в корпусах ДВГУ на Мордовцева, 12 и на Октябрьской, 27 четыре класса по 12 компьютеров каждый, которые были объединены в локальную сеть и имели выход в Интернет.

Открытие Центра Интернет ДВГУ 29 октября 1996 года стало масштабным и запоминающимся событием. В нем, кроме ректора университета приняли участие первый вице-премьер Правительства РФ В.В. Илюшин, первый замес-

титель председателя Госкомвуза А. Н. Тихонов, директор программы «Университетские центры Интернет» П.Л. Арсеньев, губернатор Приморского края Е.И. Наздратенко. Мероприятие было организовано очень зрелищно, все собрались в большом зале на Мордовцева, происходящее транслировалось на большой экран, была организована цифровая видеоконференция по Интернету между Москвой и Владивостоком, в которой с московской стороны принимали участие вице-премьер Правительства РФ В.Е. Фортов, Джордж Сорос и технический директор программы С.Л. Мушер.

Показательно, что первый вице-премьер Правительства РФ В.В. Илюшин, находившийся в эти дни во Владивостоке, был приглашен на открытие Центра «Интернет» ДВГУ но, согласно расписанию, мог посвятить университету не более получаса. Тем не менее, вице-премьер остался на мероприятии до конца и даже принял участие в совещании, состоявшемся после церемонии. Всем присутствующим было очевидно, что произошло масштабное событие - прорыв в области телекоммуникаций и информационных технологий в ведущем университете региона, и это неминуемо скажется на развитии всего Дальнего Востока.

12 марта 1997 года состоялась видеоконференция с участием ректоров российских университетов-участников RUNNet: ДВГУ (Владивосток), НГУ (Новосибирск), ТПУ (Томск), УрГУ (Екатеринбург), ПГТУ (Пермь), ПГУ (Петрозаводск), ИФМО (СПб). В видеоконференции приняли участие руководители Миннауки и Минобразования РФ.

Очень быстро наш университет стал крупнейшим некоммерческим провайдером Дальнего Востока. Это было беспрецедентно - студенты университета получили бесплатный доступ в Интернет через компьютерные классы. Правда, классов было мало, а желающих много - и вначале специалистам Интернет-центра ДВГУ приходилось ограничивать возможность работы в Интернете каждого пользователя одним часом работы.

Сегодня ДВФУ пользуется несколькими каналами связи, но RUNNet остается основным, своим, родным. Новые возможности в области коммуникаций

и информационных технологий обернулись для университета не только возможностью для студентов «сходить в Интернет». Качественно улучшилось содержание образовательных программ и прежде всего совместных и дистанционных, основанных на сотрудничестве с зарубежными коллегами. Так, у студентов и преподавателей российско-американского факультета появилась возможность общаться с зарубежными коллегами, проводить занятия дистанционно в режиме видеоконференций. Американские партнеры российско-американского факультета в рамках взаимного сотрудничества самостоятельно протестировали канал связи с университетом и сообщили нам, что переводят с сентября ряд курсов на дистанционную форму. Была небольшая паника, но большой опыт оказался решающим, и в результате студенты университета стали учиться в «виртуальном классе», открытом коллегами из Мэрилендского университета.

Поэтому, когда в 2001 году в РФ стартовала Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», в результате реализации которой в 2006 году вузы России должны были оказаться в едином информационном пространстве, ДВГУ был к ней готов. Многие российские вузы, включая центральные, входили в XX век не имея ни информационной базы, ни отчетливых представлений о способах ее создания. В то время в структуре Дальневосточного госуниверситета уже успешно функционировал Университет дистанционного образования, на каждом факультете были созданы и действовали Интернет - классы, каждый желающий имел свой почтовый электронный ящик с университетским адресом, по возможности каждая кафедра была оснащена персональными компьютерами, подсоединенными к внутренней сети университета, с помощью которой обеспечивался свободный доступ к Интернету для преподавателей и студентов. И много еще может быть добавлено.

Информационные потребности современного общества привели к возникновению и развитию нанотехнологий, Интернет технологий, беспроводных

Wierless технологий и прочих. Они с неизбежностью вызывают изменения во всех сферах деятельности человека, включая образование, и определяют направление будущих изменений в мире. Современный учебный процесс реализуется с помощью оптимального сочетания компьютерных технологий, сетей связи, электронных образовательных ресурсов и современной мультимедийной техники, органично функционирующих в единой информационной образовательной среде. Дальневосточный федеральный университет оказался одним из первых вузов России, движущихся по этому стратегическому шоссе, и находит все новые и новые ресурсы в рамках программы Развития университета, чтобы сохранить свои лидирующие позиции в этой сфере.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2300- р. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=496680

2. Yuksel, P., Robin, B. & McNeil, S. (2011). Educational Uses of Digital Storytelling all around the World. In M. Koehler & P. Mishra (Eds.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference 2011 (pp. 1264-1271). Chesapeake, VA: AACE.

3. Yilmazel-Sahin, Y. & Oxford, R.L. (2010). A Comparative Analysis of Teacher Education Faculty Development Models for Technology Integration. Journal of Technology and Teacher Education, 18(4), 693-720. Chesapeake, VA: AACE.

4. Dean, D. (2003). The First Three Years of Blackboard At Eastern Washington University: Valuable Lessons from a Highly Successful Project. In C. Crawford et al. (Eds.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference 2003 (pp. 895-901). Chesapeake, VA: AACE.

5. Wang, C.C., Tseng, H.W., Lohr, L. & Ku, H.Y. (2005). The Needs Assessment of Blackboard Training. In C. Crawford et al. (Eds.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference 2005 (pp. 1063-1068). Chesapeake, VA: AACE.

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17.12.2010 № 2300-r [Order of the Government of the Russian Federation 17.12.2010 № 2300- р]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=496680

2. Yuksel, P., Robin, B. & McNeil, S. (2011). Educational Uses of Digital Storytelling all around the World. In M. Koehler & P. Mishra (Eds.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference 2011 (pp. 1264-1271). Chesapeake, VA: AACE.

3. Yilmazel-Sahin, Y. & Oxford, R.L. (2010). A Comparative Analysis of Teacher Education Faculty Development Models for Technology Integration. Journal of Technology and Teacher Education, 18(4), 693-720. Chesapeake, VA: AACE.

4. Dean, D. (2003). The First Three Years of Blackboard At Eastern Washington University: Valuable Lessons from a Highly Successful Project. In C. Crawford et al. (Eds.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference 2003 (pp. 895-901). Chesapeake, VA: AACE.

5. Wang, C.C., Tseng, H.W., Lohr, L. & Ku, H.Y. (2005). The Needs Assessment of Blackboard Training. In C. Crawford et al. (Eds.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference 2005 (pp. 1063-1068). Chesapeake, VA: AACE/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Резник Борис Львович, профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики ДВФУ, доктор физико-математических наук, профессор Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, д.8, г. Владивосток, Приморский край, 690950, Россия Гнитецкая Татьяна Николаевна, профессор кафедры общей физики, доктор педагогических наук, профессор Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, д.8, г. Владивосток, Приморский край, 690950, Россия

e-mail: gnts@phys.dvgu.ru DATA ABOUT THE AUTHORS

Resnik Boris Lvovich, Professor, Department of Theoretical and Experimental Physics, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor

Far Eastern Federal University

8, Sukhanova st. Vladivostok, 690950, Russian Federation

Gnitetskaya Tatyana Nikolaevna, Professor, Department of General Physics, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Far Eastern Federal University

8, Sukhanova street, Vladivostok, 690950, Russian Federation e-mail: gnts@phys. dvgu. ru

Рецензент:

Устинов А.Ю., профессор кафедры общей физики, доктор физикоматематических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.