Научная статья на тему 'Формирование информационно-образовательного пространства вуза в условиях глобализации образования'

Формирование информационно-образовательного пространства вуза в условиях глобализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ELECTRONIC LEARNING / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Евгения Юрьевна, Гузев Михаил Александрович

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена качественными изменениями в мировом образовательном пространстве, связанными с глобализацией образования. В этих условиях к современным образовательным учреждениям предъявляются требования соответствия качества предоставляемых ими образовательных услуг уровню используемых обучающимися коммуникационных технологий. Целью работы является обзор предлагаемых программных и технологических решений для организации современного образовательного пространства. Приведены результаты формирования электронной обучающей среды вуза на платформе Blackboard Inc. Область применения результатов распространяется на учреждения высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Евгения Юрьевна, Гузев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING INFORMATION AND EDUCATION UNIVERSITY ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF EDUCATION GLOBALIZATION

The actual issues of this article are caused by qualitative developments of the world educational environment due to the education globalization. In these circumstances the contemporary educational institutions are required to develop the appropriate educational facilities corresponding to the level of learning communicative technologies. The aim of this research is to survey available program and technological methods to create the present educational environment. The results of higher school electronic learning environment formation with the use of Blackboard® platform are presented. Field of application of the results applies to educational institutions of the university level.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-образовательного пространства вуза в условиях глобализации образования»

УДК 378.14 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Никитина Е.Ю., Гузев М. А.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена качественными изменениями в мировом образовательном пространстве, связанными с глобализацией образования. В этих условиях к современным образовательным учреждениям предъявляются требования соответствия качества предоставляемых ими образовательных услуг уровню используемых обучающимися коммуникационных технологий.

Целью работы является обзор предлагаемых программных и технологических решений для организации современного образовательного пространства. Приведены результаты формирования электронной обучающей среды вуза на платформе Blackboard Inc.

Область применения результатов распространяется на учреждения высшего профессионального образования.

Ключевые слова: электронное обучение, системы управления

электронным обучением, информационно-образовательное пространство.

CREATING INFORMATION AND EDUCATION UNIVERSITY ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF EDUCATION GLOBALIZATION

Nikitina E.Yu., Guzev M.A.

The actual issues of this article are caused by qualitative developments of the world educational environment due to the education globalization. In these circumstances the contemporary educational institutions are required to develop the appropriate educational facilities corresponding to the level of learning communicative technologies.

The aim of this research is to survey available program and technological methods to create the present educational environment. The results of higher school electronic learning environment formation with the use of Blackboard® platform are presented.

Field of application of the results applies to educational institutions of the university level.

Keywords: electronic learning, learning management system, information and education environment.

В текущем десятилетии коммуникационные технологии развиваются стремительно: появляются новые модификации устройств, программные решения в виде мобильных приложений, социальные платформы. На 7 миллиардов человек сейчас приходится 5 миллиардов мобильных телефонов, в 2009 году было зафиксировано 300 миллионов загрузок мобильных приложений, в 2010 году таких загрузок было уже 5 миллиардов. Современный человек тратит 4,6 часа ежедневно на использование социальных сетей -больше, чем на чтение и отправку электронных писем. Продажи электронных книг, по данным интернет-магазина Amazon.com, превысили продажи книг в мягких и твердых переплетах вместе взятых. Основными потребителями этих

обновленных технологий в первую очередь являются молодые люди, студенты. Более того, эксперты (Томас Джепсен (Thomas Jepsen), вице-президент Blackboard в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка)) отмечают, что сегодня именно студенты задают вектор развития технологий в образовательном процессе. [2]

Тенденции мирового рынка образовательных услуг таковы, что обучение на онлайн-курсах предпочтительнее, чем в стенах здания, использование мобильных платформ и облачных технологий удобнее, чем локальный доступ и Интернет-хостинг, цифровой интерактивный контент эффективнее, чем традиционные учебники. Поэтому в условиях глобальной конкуренции образовательным учреждениям приходится прикладывать много усилий для соответствия современным требованиям. Наиболее технологичным является подход формирования информационно-образовательного пространства вуза, которое обеспечивает взаимодействие преподавателя и студента не только в стенах учебного заведения, но и в виртуальном пространстве, тем самым формируя ИКТ-компетентность обоих участников образовательного процесса, главным образом, за счет внедрения технологий электронной поддержки обучения.

Система электронного обучения - это специализированное программное обеспечение для организации учебного процесса, для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости по курсу (программе) электронного обучения.

Использование технологии электронного обучения способствует достижению следующих целей:

- снижение затрат на проведение обучения;

- организация массового обучения, охватывающего, наряду с соотечественниками, и иностранных студентов;

- привлечение к преподаванию профессоров международного класса;

- содействие международной научно-исследовательской деятельности ;

- достижение высокого уровня качества обучения как по программам для профессионального уровня обучения, так и по программам для специализированных уровней обучения;

- развитие эффективного сотрудничества между университетами, повышение соревновательного духа в образовании;

- улучшение взаимодействия между нуждами производства и университетами.

В личностном аспекте развития электронное обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, что постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера.

Начало использования технологий электронного обучения в странах Западной Европы и США относится к 60-м годам прошлого века, когда в 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании. С тех пор Открытый Университет стал самым крупным и занял место мирового лидера в электронном обучении не только в Великобритании, но и в других странах от США до Сингапура. С момента основания более трех миллионов студентов прошли в нём обучение.

В это же время (1969 г.) во Франции основан национальный центр дистанционного обучения (СЕКО). Сейчас в его структурах работают более 8000 человек, из них 5500 являются штатными сотрудниками, преподают почти 3 тысячи учебных курсов по самой разнообразной тематике, общее количество студентов превышает 350 тысяч человек.

В США создана Ассоциация дистанционного обучения, которая сегодня объединяет в своем составе более пяти тысяч учебных заведений. Наиболее

авторитетным центром электронного образования в США является Массачусетский технологический университет (MTI), где в электронном режиме осуществляется обучение по шестидесяти дисциплинам, включая химию, инжиниринг, историю, математику.

Ещё одним мировым лидером в области дистанционного образования считается Канада. В Ассоциацию дистанционного образования Канады (CADE), входят 54% канадских университетов, 68% колледжей и 36% компаний. В этой стране существуют даже целиком виртуальные вузы - такие как Tele-Universite в Квебеке, Open Learning Agency в Британской Колумбии и Athabasca University в провинции Альберта. В систему электронного обучения вовлечено 420 тысяч студентов, большинство из которых составляют люди в возрасте 24-35 лет.

Австралия также входит в список первых стран в мире, где появилось дистанционное обучение. University of Southern Queensland (USQ) создал широкую сеть центров поддержки дистанционного обучения во многих странах мира (Сингапур, Малайзия, Швеция и др.), в которых студенты, обратившись в офис такого центра, с легкостью поступают в университет на дистанционное обучение по большому перечню бизнес-дисциплин.

В России переход вузов на электронное обучение начался сравнительно недавно. Это Российский университет Дружбы народов, Современный гуманитарный университет, РЭА им. Плеханова, Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана. Лидером в этом направлении является Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ), который координирует деятельность более 260 образовательных учреждений, где с их помощью обучается более 50 тыс. студентов. Партнеры находятся в России и за рубежом (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина, страны Балтии, Германия, Кипр, США и др.).

Платформы электронного обучения, или системы управления электронным обучением, представляют собой среды для предоставления учебных курсов и управления ими. Специальные пакеты инструментальных средств поддерживают создание онлайновых курсов, их обслуживание и предоставление, средства регистрации студентов и управления работой с ними, администрирование процесса обучения и генерацию отчетов об успехах учащихся.

По типу распространения и лицензирования системы управления электронным обучением делятся на:

- свободно распространяемые (Moodle, Sakai, ATutor, Whiteboard и др.) со свободной публикацией улучшений от пользователей и свободным доступом к исходным кодам;

- проприетарные решения (Blackboard Learn, Desire2Learn, Gradepoint и др), продажей лицензий, поддержкой и внедрением которых занимаются компании-владельцы авторских прав.

Из TOP-200 лучших университетов мира по версии The World University Rankings за 2010 г. [2] в настоящее время более 70% используют решения компании Blackboard Inc. В настоящее время более 3700 образовательных учреждений используют продукты Blackboard в более чем 60 странах [4].

Компания Blackboard Inc, создавая лучшую виртуальную среду для обучения и развивая функциональные возможности своих решений, уделяет особое внимание следующим аспектам:

1) социальная составляющая - важность интенсивного общения между студентами и преподавателями;

2) интегрированность - решение вопросов интеграции систем, уже имеющихся в вузах;

3) мобильность - представление доступа и расширение возможностей, связанных с мобильными устройствами;

4) аналитика - развитие сервисов для измерения, отслеживания и оценки всего процесса обучения.

Платформа дает возможность обмениваться различными электронными ресурсами между образовательными учреждениями, позволяет искать учебный контент по всему миру и использовать его в дальнейшей работе над электронными курсами [5].

При построении информационно-образовательной среды необходимо рассматривать деятельность вуза по трем основным направлениям: академическая эффективность, административная эффективность, студенческая эффективность.

По первому направлению необходимо обеспечить учёт особенностей восприятия информации, возможность формирования индивидуальных учебных траекторий, установить соответствие учебного контента профессиональным компетенциям и требованиям образовательного стандарта. Кроме того необходима интеграция с внешними источниками информации (доступ к библиотечным ресурсам, к образовательным пространствам других учебных заведений). Эти функции исполняет модуль Blackboard Learn [3].

Административная эффективность обеспечивается через централизованное управление данными, рациональное развитие технологий с учётом особенностей структурных подразделений (Blackboard Connect, Blackboard Transact), объективную оценку учебного процесса с помощью быстрого формирования отчётности и управления ключевыми показателями с помощью инструмента Blackboard Analytics [3].

Показателями студенческой эффективности можно считать возможность работы с платформой 24/7, обеспечение совместной работы и коммуникации с помощью компонента Blackboard Collaborate, повышение мотивации и вовлечения в учебный процесс с модулем Blackboard Mobile, прозрачность и объективность результатов [3].

В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) было принято решение провести комплексное внедрение системы электронного обучения на платформе Blackboard в рамках информационно-технической системы «Электронный Университет». В ДВФУ обучаются более 40 000 студентов, работают около 6000 преподавателей, ведётся подготовка по 2000 образовательным программам, эти характеристики накладывают особые требования к техническим возможностям системы электронного обучения в вузе.

Особое место в организации электронного образовательного пространства занимает процесс формирования электронного контента (сontent -содержание в пер. с англ.), о чем в литературе ведется активная научная дискуссия [6]. На основе оптимизированного и систематизированного электронного содержания разрабатываются высокотехнологичные электронные курсы. Для реализации этого элемента электронного пространства требуются подготовленные к работе в Blackboard преподаватели. Сегодня в ДВФУ разработаны программы непрерывного обучения для разработчиков электронных курсов различного уровня (Преподаватель, Старший преподаватель, Тренер). Обучаться работе в Blackboard будет большинство преподавателей университета, причем 150 из них пройдут продвинутый курс уровня Тренер, чтобы в перспективе обучать своих коллег всем нюансам работы с системой. С момента ввода системы поддержки электронного обучения в эксплуатацию (2012 г.) в образовательную среду ДВФУ погружено более 600 учебных курсов, из них около 20 высокотехнологичных [1].

В заключение необходимо заметить, что стратегическая цель образования

- это создание всех необходимых условий, адекватных современному уровню развития общества, для осуществления образовательного процесса, в котором мог бы участвовать каждый желающий, независимо от его возраста, степени загруженности, уровня подготовки, места нахождения и образовательных приоритетов. Чего возможно достичь только в условиях надежно

функционирующей электронной образовательной среды, имеющей гибкую систему адаптации к спектру потребностей потребителей. Мировой положительный опыт использования системы Blackboard в электронном обучении позволяет считать ее максимально приближенной к данным критериям. Выбор ДВФУ данной системы для построения электронной образовательной среды позволит обогатить мировое признание российским опытом.

Список литературы

1. Антонов И. Управление электронными образовательными ресурсами в

общеуниверситетской образовательной среде // Конференция «Решения Blackboard для успешного преподавания и обучения» в рамках

образовательного форума EduTech Russia, 9 октября 2012 г. URL:

http://www.verticalportals.ru/materials.aspx (дата обращения 22.12.2012)

2. Джепсен Т. Текущие мировые тенденции и требования к

информационным системам в образовании // Конференция «Решения

Blackboard для успешного преподавания и обучения» в рамках

образовательного форума EduTech Russia, 9 октября 2012 г. URL:

http://www.verticalportals.ru/materials.aspx (дата обращения 22.12.2012)

3. Шилов Ю. Повышение эффективности учебной деятельности за счет

использования технологий электронной поддержки обучения // Конференция «Решения Blackboard для успешного преподавания и обучения» в рамках образовательного форума EduTech Russia, 9 октября 2012 г. URL:

http://www.verticalportals.ru/materials.aspx (дата обращения 22.12.2012)

4. Bradford Peter The Blackboard Learning System URL: http://www.uupinfo.org/research/working/bradford.pdf (дата обращения 22.12.2012)

5. The World University Rankings URL:

http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-2011/top-200.html (дата обращения 22.12.2012)

6. Gnitetskaya T.N., Ivanova E.B. The Content Structuring of Chemistry with the Semantic Structures Method// Periodical of Advanced Materials Research Vols.550-553 in 2012 with the title Advances in Chemical Engineering II. P 34253428.

References

1. Antonov I. Upravlenie electronnymi obrazovatel'nymi resursami v

obszheuniversitetskoi obrazovatel’noi srede [Management of electronic learning resources in general university educational environment]. Konferentsiya «Resheniya Blackboard dlya uspeshnogo prepodavaniya i obucheniya» v ramkakh obrazovatel'nogo foruma EduTech Russia, 9 oktyabrya 2012 [Conference "Blackboard solutions for successful teaching and learning" within the confines of the educational forum EduTech Russia, October 9, 2012].

http://www.verticalportals.ru/materials.aspx (accessed December 22, 2012)

2. Jepsen T. Tekuszhie mirovye tendencii I trebovaniya k informacionnym sistemam v obrazovanii [Current global trends and requirements for information systems in education]. Konferentsiya «Resheniya Blackboard dlya uspeshnogo prepodavaniya i obucheniya» v ramkakh obrazovatel'nogo foruma EduTech Russia, 9 oktyabrya 2012 [Conference "Blackboard solutions for successful teaching and learning" within the confines of the educational forum EduTech Russia, October 9, 2012]. http://www.verticalportals.ru/materials.aspx (accessed December 22, 2012)

3. Shilov Yu. Povyshenie effektivnosti uchebnoi deyatel’nosti za schet ispol’zovaniya tehnologii electronnoi podderzhki obucheniya [Improving the effectiveness of training activities through the use of e-learning]. Konferentsiya «Resheniya Blackboard dlya uspeshnogo prepodavaniya i obucheniya» v ramkakh obrazovatel'nogo foruma EduTech Russia, 9 oktyabrya 2012 [Conference

"Blackboard solutions for successful teaching and learning" within the confines of the educational forum EduTech Russia, October 9, 2012].

http://www.verticalportals.ru/materials.aspx (accessed December 22, 2012)

4. Bradford Peter The Blackboard Learning System. http://www.uupinfo.org/research/working/bradford.pdf (accessed December 22, 2012)

5. The World University Rankings.

http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-2011/top-200.html (accessed December 22, 2012)

6. Gnitetskaya T.N., Ivanova E.B. The Content Structuring of Chemistry with the Semantic Structures Method// Periodical of Advanced Materials Research Vols.550-553 in 2012 with the title Advances in Chemical Engineering II. P 34253428.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Гузев Михаил Александрович, профессор кафедры информатики,

математического и компьютерного моделирования, доктор физико-

математических наук, член-корреспондент РАН

Дальневосточный федеральный университет

ул. Суханова, д.8, г. Владивосток, Приморский край, 690950, Россия

e-mail: mikail@mail.primorye.ru

Никитина Евгения Юрьевна, старший преподаватель кафедры информатики, математического и компьютерного моделирования

Дальневосточный федеральный университет

ул. Суханова, д.8, г. Владивосток, Приморский край, 690950, Россия

e-mail: nikitina@imcs. dvgu. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Guzev Mikhail Aleksandrovich, Professor, Department of computer science, mathematical and computer modeling, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, corresponding member of the Russian Academy of Sciences

Far Eastern Federal University

8, Sukhanova street, Vladivostok, 690950, Russia

e-mail: mikail@mail.primorye.ru

Nikitina Eugenia Yurievna, senior Lecturer, Department of computer science, mathematical and computer modeling

Far Eastern Federal University

8, Sukhanova street, Vladivostok, 690950, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: nikitina@imcs. dvgu. ru

Рецензент

Артемьева И.Л., профессор кафедры прикладной математики, механики, управления и программного обеспечения, доктор технических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.