"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"
УДК 378.147
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-7-27-34
METHOD OF INTEGRATED STUDY OF NATURAL PHENOMENA
Elkanova1 T.M., Sergeeva2L.V.
1 North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation
2 Gorsky State Agrarian University», Vladikavkaz, Russian Federation
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Елканова1 Т.М., Сергеева2 Л.В.
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
2 ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, Российская Федерация
Abstract. One of the factors for the successful adaptation of an individual in society and its competitiveness is the integrity of the worldview, developed creative, divergent thinking, and formed cognitive competencies. The article discusses one of the pedagogical methods that solve the problem of forming the appropriate qualities in the learning process. The effectiveness of solving a problem, not least depends on the ability to ask questions. Correctly formulated questions make it possible to establish cause-effect relationships at the stage of pondering a problem, obtain all the information necessary to establish its root cause, and choose the most optimal and rational methods for solving the problem. The article discusses an example of the application of the interrogative method we developed in the discursive analysis of such a natural phenomenon as a thunderstorm, and various forms of presenting information about this atmospheric phenomenon are used. Intertextual and ideographic fragments are represented by verbal, visual and compiled verbalvisual models, and the proposed method of compiling questions allows us to parcel information and increase its productivity. The verbal texts used have a different functional-style orientation: scientific, popular-scientific and artistic. The literary text in our model is presented in a stylistically differentiated prose-poetic compilation. The intertextual visualization of verbal texts is conveyed by various types of fine art: paintings and photographs. The number of visual texts used as thematic illustrations can vary, which helps to increase the information content of the material. The implementation of the proposed model in the learning
Аннотация. Одними из факторов успешной адаптации индивида в социуме и его конкурентоспособности являются целостность мировоззрения, развитое креативное, дивергентное мышление, сформированные когнитивные компетенции. В статье рассмотрен один из педагогических методов, решающих проблему формирования соответствующих качеств в процессе обучения. Эффективность решения проблемы не в последнюю очередь зависит от умения задавать вопросы. Корректно сформулированные вопросы позволяют установить причинно-следственные связи на этапе обдумывания проблемы, получить всю информацию, необходимую для установления её первопричины, и выбрать наиболее оптимальные и рациональные методы решения проблемы. В статье рассматривается пример применения, разработанного нами
интеррогативного метода при дискурсивном анализе такого природного явления, как гроза, при этом используются различные формы подачи информации об этом атмосферном феномене. Интертекстуальные и
идеографические фрагменты представлены вербальными, визуальными и
компилированными вербально-визуальными моделями, а предложенный метод составления вопросов позволяет нам парцеллировать информацию и повысить её редуктивность. Используемые вербальные тексты имеют различную функционально-стилевую
ориентацию: научную, научно-популярную и
"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"
process contributes to the formation of creativity, the development of conceptual, analytical, creative thinking, which allows it to be logically extrapolated to further students' professional and social activities.
Keywords: higher education, creativity, divergent thinking, cognitive competencies, interrogative method.
художественную. Художественный текст в предложенной нами модели представлен в стилистически дифференцированной
прозаической компиляции. Интертекстуальная визуализация вербальных текстов может быть передана различными видами изобразительного искусства: картинами и фотографиями. Количество визуальных текстов, используемых в качестве тематических иллюстраций, может варьироваться, что позволяет повысить информативность материала. Реализация в процессе обучения предложенной модели способствует формированию креативности, развитию концептуально-аналитического,
творческого мышления, что позволяет логично экстраполировать её на дальнейшую профессиональную и социальную деятельность студентов.
Ключевые слова: высшее образование, креативность, дивергентное мышление, когнитивные компетенции, интеррогативный метод.
REFERENCES
[1] Elkanova T. M. A conceptual model of a local humanitarian educational environment // Higher education today. 2009. No 7. P. 56-58.
[2] Elkanova T. M., Sergeeva L. V. Drawing up questions to literary works as a method of Intensification of cognitive activity of students // Educational bulletin "Consciousness". 2020. T. 22. No 3. P. 10-14.
[3] Elkanova T. M., Sergeeva L. V. Drawing up questions to categories as a method of creativity development // International Research Journal. 2020. No 5 (95). Part 3. P. 108-112.
[4] Great Soviet Encyclopedia. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/ 008/015/039.htm (date of the application: 29.05.2020).
[5] Kolesnikov G. S. Secrets of the steppe forest. Rostov-on-Don: Rostov Book Publishing. 1987. 352 p.
[6] Under what conditions there are severe thunderstorms. The most severe thunderstorms in the world. URL: https://eto -zhizn. ru/pri-kakih-usloviyah-byvayut-silnye-grozy-samye-silnye-grozy-v.html (date of the application: 29.05.2020).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Елканова Т. М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 56-58.
[2] Елканова Т.М., Сергеева Л.В. Составление вопросов к литературным произведениям как метод активизации познавательной деятельности студентов // Образовательный вестник "Сознание". 2020. Т. 22. № 3. С. 10-14.
[3] Елканова Т.М., Сергеева Л.В. Составление вопросов к категориям как метод развития креативности // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. No 5 (95). Часть 3. С. 108-112.
[4] Большая советская энциклопедия. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/ 008/015/039.htm (дата обращения: 29.05.2020).
[5] Колесников Г. С. Тайны степного леса. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство. 1987. 352 с.
[6] При каких условиях бывают сильные грозы. Самые сильные грозы в мире. URL: https://eto-zhizn.ru/pri-kakih-usloviyah-byvayut-silnye-grozy-samye-silnye-grozy-v.html (дата обращения: 29.05.2020).
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Elkanova T.M. SPIN-Kod: 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Sergeeva L.V. SPIN-Kod: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Елканова Т.М. SPM-код: 8040-3794, ORClD Ю: 0000-0002-4512-9591 Сергеева Л.В. SPlN-код: 7732-9254, ORClD Ю: 0000-0002-8256-1033
Введение. Нестабильная информационно-технологическая среда современного общества генерирует нестандартные проблемы и задачи, для эффективного решения которых необходим креативный подход. Когерентная система методов и технологий современного учебно-образовательного процесса призвана обеспечить социальный заказ на специалистов нового уровня, владеющих профессиональными компетенциями с ярко выраженной креативной составляющей. Специалист должен обладать не только аналитическим умом и базисным фундаментальным образованием, но и развитым дивергентным мышлением. Гуманитарно-образовательная среда должна быть ориентирована на формирование личности, обладающей способностью к адаптации и адекватному взаимодействию с нелинейным и неравновесным
информационным пространством.
Традиционная система образования вступает в конфликт с быстро меняющейся действительностью. Знаниево-
технократическая парадигма образования не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к профессиональным компетенциям специалиста, необходима совершенно новая концептуально-когнитивная модель активной образовательной среды с выраженными интеракционно-гностическим, интегративно-аппликативным, информационно-
аналитическим и креативно-развивающим компонентами [1], синхронно
коррелирующая эго-психологический
потенциал студентов. Парцеллируем компонентную эмерджентность, выделив
креативно-развивающий компонент, и аргументируем его релевантность.
Метод. Эффективно-апробированным инструментом формирования креативной компетенции у студентов является предложенный нами [2, 3] интеррогативный метод, который может быть задействован для установления наиболее адаптивно-реципиентного метода представления информации. Под интеррогативной технологией обучения будем понимать систему целенаправленного составления вопросов к фразам, законам, категориям, явлениям, ситуациям при комплексном использовании естественнонаучных,
гуманитарных и художественных методов познания и представлении информации в вербальной, визуальной, синтезированной вербально-визуальной формах, включающую как обязательный структурный элемент имплементацию ответов на выявленные проблемы.
Проведем интеррогативный анализ такого конкретного завораживающего природного явления, как гроза, рассматривая его в разных аспектах, используя для этого различные способы представления информации: научная и художественная проза, картина, оптимальное сочетание вербального и невербального текстов. Необходимо подчеркнуть, что любое явления, ситуация, проблема могут быть правильно поняты и объяснены, если рассматривать их в процессе возникновения и развития, с учетом целостности и взаимосвязанности мира. Будем
анализировать заинтересовавшее нас природное явления в разных аспектах,
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
используя различные методы когнитивно-сенсорного кодирования информации, чтобы выяснить, сочетание каких методов является наиболее оптимальным для получения адекватно-целостной информации.
Использование сочетания различных методов представления информации способствует развитию дивергентности, которая является существенным фактором креативного мышления, так как поиск и обработка информации зависит от степени развития информационно-аналитической компетентности индивида.
Первый блок вопрос составляем, используя текстовое представление грозы научным стилем. Вербальный текст в форме сообщения логично и доказательно передает научную информацию о явлении, из него исключены элементы, несущие
минимальную когнитивно-смысловую
нагрузку. «Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра» [4].
Каким сухим бы не был научный текст, импликативно при его чтении выстраиваются мысленные образы, которые помогают концептуальному моделированию явления, созданию многокомпонентного образа. В составлении вопросов в этом случае задействуется воображение, способность мысленно воссоздать явление (объект) и концептуально-личностное представление о том, информация какого рода должна быть получена. Поэтому вопросы составляем, используя и образное представление о явлении в сознании индивида, основанное на
феноменологической редукции.
Приведем часть вопросов, которые можно составить на основе научного определения грозы.
Каков механизм образования грозы? Почему грозы обычно возникают на атмосферных фронтах? Каковы необходимые условия для возникновения грозового облака? Чем грозовые кучево-дождевые облака отличаются от других облаков? При какой погоде начинают расти грозовые облака? На какой высоте образуются грозовые облака? Какая энергия приводит в действие грозу? Можно ли классифицировать грозовые облака и грозы? Какие погодные явления сопровождают грозу и почему? В каком случае гроза связана с градом? Как создаются запасы влаги в грозовом облаке? Зависят ли характеристики грозы от метеорологического окружения, в котором развивается гроза? В каком состоянии находится вода в грозовом облаке? Какова электрическая структура грозового облака? Каков механизм электризации грозового облака? Каков механизм образования молнии при грозе? Почему гроза сопровождается раскатами грома?
Дискурсивный анализ текста является профессионально ориентированным, но применение авторского метода позволяет интегрировано исследовать закодированную информацию. Несомненно, что
информативно-логической функцией
научного текста и его подстилей является активация рационально-научного мышления студента, но как показала практика, использование метода составления вопросов задействует и другие виды мышления, формируя способности к нестандартному подходу решения проблемы. Интеррогатив при такой форме передачи информации активизирует ряд субъективных факторов: способность к абстрактно-логическому мышлению, позволяющему осуществлять
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
многофакторный анализ; умение
устанавливать причинно-следственные связи; способность к эмоционально-чувственному восприятию; латентные индивидуально-психологические способности личности и её креативность; подводит к осознанию, что проблема, представленная на уровне понятийно-чувственного восприятия, для своего решения предъявляет определенные требования к профессиональным и креативным компетенциям.
Интенсионально инерционность
перцепции научного текста, обусловленную его стилистико-лингвистическими
особенностями, можно частично
компенсировать когнитивной
экспрессивностью интертекста в
художественной трансформации.
«Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе. Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада» [5, с. 330].
Анализируя текст, можно отметить, что его отличает метафоричность, благодаря чему обыденное видение природного явления заменяется экспрессивно-когнитивным
устойчивым образом. На тональность художественного произведения влияет субъектно-личностная детерминанта автора,
которая подсознательно координирует специфику вопросов, составляя которые студент пытается раскрыть индивидную сущность явления. Апробируя предложенный метод, студент извлекает из художественного текста не только эстетическую, но и научно-познавательную информацию, что повышает практический эффект обучения и способствует развитию гибкости мышления. При анализе этого текста можно составить следующие, дополнительные к
рассмотренным, вопросы. Как объяснить, что «в душном воздуха молчанье, как предчувствие грозы»? Чем объясняется, что перед грозой «на какой-то миг все притихло»? Почему после короткого затишья перед грозой начинает дуть холодный ветер? Почему прохождение шквального фронта перед грозой приводит к внезапному падению температуры? Почему происходит шквальное усиление ветра во время грозы? Почему при грозе волны на реке стали «злыми и черными»? Отличается ли интенсивность ливня, сопровождающего грозу, от интенсивности ливня без грозы? Чем отличается звучание грома от разряда близкой от наблюдателя молнии и от удаленной молнии? О чем говорит тот факт, что гром прогремел сразу же после вспышки молнии? Какой вывод можно сделать из того, что был резкий, как выстрел, звук грома, а не раскаты? От чего зависит длительность вспыщки при молнии? При каких условиях молнии могут вспыхивать «почти непрерывно одна за другой»? Почему звук грома в рассматриваемом описании грозы напоминает канонаду, а не затухающие раскаты?
Следующий этап исследования связан с анализом визуальной информации, несущей аналогичную смысловую нагрузку и представленной в виде произведений изобразительного искусства идентичной
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
тематики: фотографии или картины. Визуальная информация в виде фотографии более однозначна и менее противоречива, чем представленная на картине, так как в этом случае изображение во многом зависит от субъективных качеств художника. На примере картины, взятой из свободного доступа в интернете (рис. 11), рассмотрим, какую эмоционально-эстетическую и научно-познавательную информацию можно извлечь, применяя авторский метод. При выборе картины мы руководствовались принципом, чтобы эмоциональная чувственность не вступала в явное противоречие с объективной
действительностью. Несмотря на то, что картина представляет визуализацию эмоционально-психологического состояния автора, отражает его субъективный взгляд на действительность, невозможно исключить влияние объективных факторов на сознание художника, следовательно, когнитивно-сенсорный анализ позволит извлечь не только эстетическую, но и научно-познавательную информацию.
Представим гипотетический перечень вопросов. Почему картина названа «Гроза»?
Рис. 1. Гроза.
На какой высоте образуются изображенные на картине грозовые облака? Какие размеры имеют грозовые облака? Между какими объектами проскакивает разряд при молнии,
изображенной на картине? Чем объясняется «ветвистость» молнии на картине? Какими видами энергии обладает молния? Какова величина потенциальной энергии, запасенной грозовым облаком? Почему грозовые облака темные? Почему края грозовых туч кажутся блестящими белыми? От чего зависит частота молний? Одинакова ли электропроводность в облаке и в окружающей атмосфере? Что является причиной возникновения молнии? Какова температура молнии? Какова природа возникновения грома? С какой скоростью распространяется вспышка молнии в атмосфере? Какова скорость
распространения разряда молнии? Где в облаке температура выше — внутри облака или снаружи? От чего зависит продолжительность молнии? От чего зависит форма молнии и окрас вспышек? Молния, изображенная на картине, сопровождается одним звуковым ударом или раскатами грома? Из-за чего возникают раскаты грома? Зависит ли «раскатистость» грома от длины молнии?
Обратимся к анализу синтезированной визуально-вербальной модели, в которой информативная целостность вербального текста органично дополняется наглядным и лаконичным интертекстуальным
художественным изображением (рис. 2), причем вербальный текст может быть как прозаическим, так и ритмически организованным, что способствует усилению его выразительности. Представление материала в виде амфотерной модели способствует динамической активации дивергентного мышления. Приведем в качестве примера отрывок текста, несущего научно-познавательную нагрузку,
дополненный картиной релевантного содержания.
1 https://poetov.net/upload/014/ul409/4/a/nochnaj a-groza-picture-normal.jpg
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
Рис. 2. И.И. Шишкин. «Перед грозой» «Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо, которое начинает по-особенному меняться и даже чувствуется особый — предгрозовой свет. Ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, сверху
из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома» [6].
Минимализм вербального текста органично коррелирует с экспрессивно ярким изображением. Отметим, что вербальный компонент синтезированной модели не является функционально закрепленным и может иметь различную стилистическую окраску с сохранением когнитивно-смысловой нагрузки и информативности.
Компиляция вербально-визуальной информации накладывает отпечаток на и смысловые аспекты вопросов, визуальный углубляет содержательно-смысловую структуру вербального текста. Мыслительная деятельность студентов значительно активируется, задействуется ассоциативное, художественно-образное, абстрактно-логическое, научно-
содержание
составленных
компонент
аналитическое мышление. Приведем часть из возможных вопросов, которые можно задать к тексту и к картине.
Почему перед приходом грозы «солнце сильно печет»? Всегда ли соблюдается это условие? Откуда берется влага, накапливающаяся в воздухе? Могут ли мощные кучево-дождевые облака
надвигаться медленно? Чем определяется скорость движения грозовых облаков? Как на картине И. И. Шишкина отражен «особый — предгрозовой свет»? Почему грозовые облака на картине закрывают весь горизонт, а не его часть? Как определить, глядя на картину, дует ли ветер? Скоро ли начнется гроза на местности, изображенной на картине? Почему грозовые облака, изображенные на картине, имеют такой цвет? Почему края грозовых облаков на картине светлее? Можно ли, судя по картине, предсказать длительность надвигающейся грозы? Какое время суток изображено на картине? Какое время года изображено на картине? Почему перед грозой «становится тихо и душно»? Чем обусловлено, что ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление? Как меняется сила ветра в течение грозы? Будет ли во время надвигающейся грозы идти град, судя по виду грозовых облаков на картине? Можно ли из описания «обрушивается стена проливного дождя» судить о размере капель воды? О скорости их падения? Почему гроза сопровождается ливнем, а не моросящим дождем? Какова примерно яркость сверкающей молнии? Как создается ударная волна, вызывающая гром? И т.д.
Визуализация вербального текста, иллюстрирование его картиной, меняет восприятие закодированной информации. Первичная реакция имеет текстовую привязанность, что обуславливает характер составленных вопросов. Затем происходит контекстуальное отчуждение от вербального
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
текста, и внимание полностью переключается на иллюстрацию в её пространственной целостности, исследуется всё содержимое в совокупности. На этом этапе реакция реципиента носит трансцендентальный характер. Необходимо отметить, что внимание представляет собой существенный фактор креативного познания, приём и обработка информации в большой степени зависит от особенностей внимания индивида (студента). Затем сознание индивида апеллирует к его знаниям о явлении, образе, представленном на иллюстрации (картине), при этом оно не концентрируется на восприятии и анализе отдельного фрагмента, а охватывает столько информации, сколько позволяют перцептивные и когнитивные способности индивида. Это также сказывается на характере составленных вопросов. Затем происходит более детальное, фрагментарное исследование визуальной информации. Необходимо отметить, что при выборе визуальной интерпретации необходимо руководствоваться её смысловой коммуникацией с вербальным текстом, научно-познавательной информативностью и адаптированностью к имманентно-контекстуальному анализу.
Использование интеррогативного
метода при анализе компилированной интертекстуальной вербально-визуальной модели кодирования информации способствует развитию креативного мышления и формирует умение извлекать максимум продуктивной информации из предложенных текстовых
данных. Визуальный компонент модели способствует адгезивности в сознании студента приобретенных знаний. Органичное сочетание вербальной и визуальной составляющих в синтезированной модели представления информации усиливает интенциональность перцепции студентов.
Объем извлеченной информации регулируется интеллектуальной деятельностью студента, уровнем базисных знаний. Когнитивно-деятельную нагрузку несет элемент соревновательной деятельности в межличностных отношениях в группе при составлении вопросов, что стимулирует студентов к совершенствованию
профессиональной компетентности,
приобретению новых знаний, развитию креативного мышления.
Вывод. Предложенный метод позволяет реализовать многокомпонентный, системно-креативный подход к исследованию явления, ситуации, проблемы на основе целостной картины мира, одновременно стимулируя интеграцию и взаимодействие гуманитарных, естественно-научных и художественных методов познания, что способствует формированию профессиональных
компетенций, развитию концептуально-аналитического, информационно-
аналитического, наглядно-образного и творческого мышления. Приобретенные студентами навыки обладают темпорально-пролонгированным действием,
способствующим их успешной
профессиональной и социальной адаптации, снижению стрессовых эффектов в нестандартных ситуациях.
Ответственный за переписку: Елканова Тамара Михайловна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и астрономии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Corresponding Author: Elkanova Tamara Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor of the Department of physics and astronomy, North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation, e-mail: [email protected].