"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"
УДК 378.147
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-7-9-14
CONFERENCE ANALYSIS AS A KIND OF INTERDISCIPLINARY TEACHING TECHNOLOGIES
Elkanova1 T.M., Sergeeva2 L.V.
1 North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation
2 Gorsky State Agrarian University», Vladikavkaz, Russian Federation
КОНФЕРЕНЦ-АНАЛИЗ КАК ВИД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Елканова1 Т.М., Сергеева2 Л.В.
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
2 ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, Российская Федерация
Abstract. One of the main trends in the paradigm of development of modern professional education is interdisciplinarity. This is due to the need to form a holistic, planetary thinking of future specialists in the conditions of the dynamic development of technologies at the junction of previously distant sciences. In the article, interdisciplinarity is considered as a situation of transferring knowledge of one disciplinary field to another while maintaining disciplinary divisions, as a method of research and pedagogical work that integrates the data, methodology and terminology of more than one scientific discipline to consider a specific topic, problem or phenomenon in order to answer questions , the study of which goes beyond the capabilities of each individual discipline. As one of the types of interdisciplinary teaching technology, providing implicative formation of creative-divergent thinking among students, the article proposes a multidisciplinary conference-analysis of a specific object based on a systematic approach to research based on a holistic picture of the world. Conference-analysis is understood as such a form of organization of the educational process in which students of various specialties collectively conduct a comprehensive analysis, discussion, analysis of the process, phenomenon, object from the point of view of various disciplinary areas with the aim of forming a holistic systematic idea of the problem being studied, of the multifactorial conditioning that determine it dependencies and mechanisms. In multidisciplinary conference-analysis the interrogative method, multivariate analysis are used as a research and
Аннотация. Одним из основных трендов в парадигме развития современного
профессионального образования является междисциплинарность. Это обусловлено необходимостью формирования целостного мышления будущих специалистов в условиях динамичного развития технологий на стыке ранее далеких друг от друга наук. В статье междисциплинарность рассматривается как ситуация переноса знаний одной дисциплинарной области в другую при сохранении дисциплинарных делений, как метод исследовательской и педагогической работы, который интегрирует данные, методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления, чтобы ответить на вопросы, изучение которых выходит за пределы возможностей каждой отдельной дисциплины. Как один из видов междисциплинарной технологии обучения, обеспечивающий импликативное формирование креативно-дивергентного мышления у студентов, в статье предлагается многопрофильный конференц-анализ конкретного объекта, основанный на системном подходе к исследованию на основе целостной картины мира. Под конференц-анализом понимается такая форма организации учебного процесса, при которой студенты различных специальностей коллективно проводят всесторонний разбор, обсуждение, анализ процесса, явления, объекта с точки зрения различных дисциплинарных областей с целью
"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"
training tool. Using this methodological and technological approach in the learning process, integration-correlation relationships are built not only between academic disciplines, but also between different fields of science and culture. The proposed method of conference-analysis forms a holistic conceptual model of the world and contributes to the activation of communicative information and analytical activities of students with prolonged extrapolation to further professional activities.
Keywords: higher education, interdisciplinarity, educational technology, holistic worldview.
формирования целостного
систематизированного представления об исследуемой проблеме, о многофакторности обуславливающих ее зависимостей и механизмов. При многопрофильном конференц-анализе в качестве инструмента исследования и обучения используются интеррогативный метод, многофакторный анализ. При использовании такого методико-технологическом подхода в процессе обучения выстраиваются
интеграционно-корреляционные связи не только между учебными дисциплинами, но и между различными областями науки и культуры. Предложенный метод конференц-анализа формирует целостно-концептуальную модель мира и способствует активации коммуникативной информационно-
аналитической деятельности студентов с пролонгированной экстраполяцией на дальнейшую профессиональную деятельность.
Ключевые слова: высшее образование, междисциплинарность, образовательная
технология, целостное мировоззрение.
REFERENCES
[1] Appel J., Kim-Appel D. Towards a transdisciplinary view innovation in higher education Conference: 5 th Teaching & Education Conference, Amsterdam, Jan 2018.
https://www.researchgate.net/publication/327839660. DOI: 10.20472/TEC.2018.005.001 (date of the application: 29.06.2020).
[2] Jacobs H. H. The Interdisciplinary Concept Model: Theory and Practice [Text] / H. H. Jacobs, J. H. Borland // Gifted Child Quarterly. 1986. No. 4. P. 159-163.
[3] Bushkovskaya E. A. The phenomenon of interdisciplinarity in foreign studies // Tomsk State University Journal. 2010. No 330. C. 152-155.
[4] Repko A. (2008), Assessing interdisciplinary outcomes, Academic Exchange Quarterly, 2(3), Р. 171.
[5] Elkanova T.M. Interrogative technology of education // International Scientific Journal. 2020. №3. P. 101109.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1 ] Appel J., Kim-Appel D. Towards a transdisciplinary view innovation in higher education Conference: 5 th Teaching & Education Conference, Amsterdam, Jan 2018.
https://www.researchgate.net/publication/32783966 0. DOI: 10.20472/TEC.2018.005.001 (date of the application: 29.06.2020).
[2] Jacobs H. H. The Interdisciplinary Concept Model: Theory and Practice [Text] / H. H. Jacobs, J. H. Borland // Gifted Child Quarterly. 1986. No. 4. P. 159-163.
[3] Бушковская Е. А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. C. 152-155.
[4] Repko A. (2008), Assessing interdisciplinary outcomes, Academic Exchange Quarterly, 2(3), Р. 171.
[5] Елканова Т.М. Интеррогативная технология обучения // Международный научный журнал. 2020. №3. С. 101-109.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Elkanova T.M. SPIN-^: 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Sergeeva L.V. SPIN-^: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Елканова Т.М. SPIN-код: 8040-3794, ORCID Ю: 0000-0002-4512-9591 Сергеева Л.В. SPIN-код: 7732-9254, ORCЮ Ю: 0000-0002-8256-1033
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
Введение. В настоящее время всё большее внимание специалистов в области образования уделяется
междисциплинарности, так как традиция узкопрофильности в подготовке
специалистов не отвечает требованиям успешности их функционирования в условиях современного высокодинамичного общества с экспоненциальным ростом объемов информационных полей и развитием новых технологий на стыке ранее далеких друг от друга наук. Особую актуальность вопросу междисциплинарности придает сложность и многочисленность проблем, стоящих перед обществом XXI века, необходимость формирования планетарного мышления будущих специалистов, способных достойно встретить глобальные вызовы многофакторного мира. Методы. Междисциплинарное обучение требует взаимодействия, интеграции знаний из разных дисциплин, дает студентам возможность работать со знаниями, взятыми из нескольких дисциплин, и обусловлено необходимостью формирования у будущих специалистов целостного понимания окружающего мира, а не восприятия его только сквозь призму отдельных учебных предметов. Термин «междисциплинарность» часто используется в высшем образовании для описания видов деятельности, которые выходят за традиционные дисциплинарные границы, и является признанием того факта, что знания не ограничены, а потенциальные открытия лежат вне разрозненных структурированных знаний. Существуют различные подходы к определению междисциплинарности. Рассмотрим
некоторые из них.
По мнению J. Appel, D. Kim-Appel [1], термин «междисциплинарный» относится к деятельности по решению проблем, которая направлена на интеграцию по меньшей мере
двух различных дисциплинарных видов в целях управления и решения конкретной проблемы. Междисциплинарная деятельность отличается от
трансдисциплинарной деятельности, которая относится к производству знаний, где заинтересованные стороны из различных секторов сотрудничают в решении насущных проблем, и которая поэтому превосходит дихотомию между производством знаний и практическим решением проблем. H. H. Jacobs, J. H. Borland определяют междисциплинарность как вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления [2].
Е. А. Бушковская отмечает, что «междисциплинарность включает
рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета. Общая цель понимания объединяет различные методы и подтверждает общую проблему или предмет, даже если они не распространяются на другие дисциплины»
[3].
Мы будем рассматривать
междисциплинарность как ситуацию переноса знаний одной дисциплинарной области в другую при сохранении дисциплинарных делений, как метод исследовательской и педагогической работы, который интегрирует данные, методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления, чтобы ответить на вопросы, изучение которых выходит за пределы возможностей каждой отдельной дисциплины. Принцип синкретизма при междисциплинарном подходе, то есть сочетание в одной системе методов, казалось бы, далеких друг от друга разнородных
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
дисциплин, позволяет рассмотреть изучаемые проблемы совершенно под другим, неожиданным углом зрения. Междисциплинарный подход развивает интегративные навыки, в том числе способность работать с различными формами знаний, решать проблемы, опираясь на различные точки зрения, понимать роль контекста. В некоторых случаях это позволяет студентам интегрировать знания из разных областей в интегративную структуру, составляющую общее ядро.
Междисциплинарный подход позволяет устанавливать потенциально перспективные связи между различными
эпистемологическими идеями, дает возможность решать сложные проблемы, требующие применения более одной области знаний, а также исследовать вопросы и проблемы, которые не существуют в рамках отдельных дисциплин. Сложность объяснения требующих
междисциплинарного подхода проблем позволяет акцентировать внимание студентов на множественных причинах многогранного явления.
Междисциплинарные технологии развивают не только информационно-аналитическую компетентность, но и формируют навыки организации и структурирования знаний, как уже имеющихся, так и вновь приобретаемых из разных дисциплинарных областей. Структурирование знаний способствует углублению их усвоения и созданию более информативных и сложных структур [4]. Как один из видов междисциплинарной технологии обучения, обеспечивающий импликативное формирование креативно-дивергентного мышления студентов, предлагаем многопрофильный конференц-анализ конкретного объекта,
фрагментированного из профессионально-специализированного образовательного
модуля, основанный на системном подходе к исследованию на основе целостной картины мира.Под конференц-анализом будем понимать такую форму организации учебного процесса, при которой студенты различных специальностей коллективно проводят всесторонний разбор,
рассмотрение, обсуждение процесса, явления, объекта с точки зрения различных дисциплинарных областей с целью формирования целостного
систематизированного представления об исследуемой проблеме, о многофакторности обуславливающих ее зависимостей и механизмов В качестве инструмента исследования и обучения при конференц-анализе используются интеррогативный метод [5], метод интегративных кластеров, многофакторный анализ, качественные тесты, блиц-тесты. При использовании такого методико-технологическом подхода в процессе обучения выстраиваются интеграционно-корреляционные связи не только между учебными дисциплинами, но и между различными областями науки и культуры.
В качестве примера приведем апробацию метода на основе анализа такого живописно-зрелищного атмосферного явления природы, как облака. К конференц-анализу этого феномена могут быть привлечены физики, химики, биологи, метеорологи, географы, студенты сельскохозяйственных и творческих специальностей. Конференц-анализ парцеллируется на несколько образовательно-технологических этапов, реализующих оптимально адаптированный переход от эксплицитно-пассивного сбора информации до активной концептуально-аналитической деятельности. Облака - интегративный компонент воды в атмосфере, при многопрофильном конференц-анализе, с привлечением
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
студентов различных специальностей, перестают быть прерогативно-
специализированным объектом изучения нефологии, что демонстрирует
интеграционно-компилятивное взаимодействие гуманитарных, естественнонаучных, технических и творческих дисциплин, способствует развитию дивергентного мышления. Атмосферные облака являются предметом изучения многих наук. Междисциплинарный системный анализ этого природного явления демонстрирует взаимосвязь физических, химических, биологических, климатических явлений, подтверждая концепцию картины мира как целостного системного образования.
Для студентов физических специальностей интерес представляют процессы, приводящие к формированию и росту облаков, выпадению осадков, сочетание параметров,
определяющих условия возникновения различных физических явлений в облаках, исследование фазовых состояний облачных элементов. Предметом исследования студентов-химиков является химический состав облаков, реконструкция активных воздействий, приводящих к искусственному изменению направления протекания естественных процессов в облаках, использование химических реагентов, введение которых в облачные системы способствует интенсификации
конденсационных процессов и изменению фазовых состояний облака. Отдельным объектом исследования может стать оптимизация технологии засева облаков. Для географов представляет интерес взаимосвязь структуры, формы, распределения облаков, процентное содержание в них воды от географического положения. С точки зрения метеорологии, облачные структуры и выпадающие из них осадки играют
основополагающую роль в формировании типов погоды, следовательно, метеорологов интересует классификация облаков, пространственно-временная изменчивость облачных структур. Направленность научных интересов студентов-биологов определяется изучением биологического состава облаков, влияния на процесс облакообразования биологических микроорганизмов - бактерий, спор грибов и водорослей. В сельском хозяйстве для контролирования процесса повышения урожайности изучают возможность процесса искусственного регулирования количества атмосферных осадков, возможность создания
искусственных облачных образований. Студенты творческих специальностей используют метафоричность символики облаков для выражения чувственной экспрессии.
Исследовательско-аналитический ресурс представлен текстами и изображениями релевантного содержания. На начальном этапе для формирования превентивно-аутентичного информационного фонда приводится адаптированный научный текст, адекватно воспринимаемый студентами различных специальностей. Используя в качестве предиката такой природный феномен как облака, можно предложить дополнительно к базовому научно-академическому описанию инвариантные тексты, коммуникативная релевантность которых находится в широком диапазоне, фиксируемом профессиональными
компетенциями участников конференц-анализа. Интертекстуальная визуализация вербальной компоненты способствует повышению коммуникативности,
активизации когнитивно-сенсорных функций студентов. В зависимости от задействованных в конференц-анализе специальностей, комплекативность
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
предложенной для анализа вербально-визуальной модели может варьироваться с учетом смысловой текстовой
дополнительности, обеспечивающей
оптимальную информативность, что позволяет провести многофакторный междисциплинарный анализ. Репрезентируемое явление представляет междисциплинарный когнитивно-
гностический интерес, поэтому предлагаемые студентам тесты, качественные задачи представляют собой терминологический конгломерат нескольких специальностей, что позволяет, демаркируя феномен, проблему или ситуацию, провести информативно продуктивный, многофакторный анализ, когерентно способствующий формированию профессиональных компетенций, развитию системно-аналитического и креативного мышления. Следующий образовательно-
технологический этап предполагает использование студентами интеррогативного метода, что способствует активации учебно-познавательного процесса. Научная направленность и смысловое содержание вопросов определяется сформированными профессиональными и творческими компетенциями.
Вывод. Предложенный метод конференц-анализа способствует активации
коммуникативной информационно-
аналитической деятельности студентов, формирует целостно-концептуальную
модель мира. Апробированный
методологический подход косвенно решает проблему успешной социально-
психологической адаптации студентов в коллективе, с пролонгированной
экстраполяцией на дальнейшую
профессиональную деятельность.
Ответственный за переписку: Елканова Тамара Михайловна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и астрономии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Corresponding Author: Elkanova Tamara Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor of the Department of physics and astronomy, North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation, e-mail: [email protected].