УДК 372.8
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-115-120
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ И ПРЕПОДАВАНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Т.В. Крепс
Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается междисциплинарный подход как взаимообусловленная система интеграции знаний, выраженная в исследованиях и преподавании.
В основу взята трактовка термина «междисциплинарный подход в исследованиях и обучении» Э.М. Мирского, междисциплинарное взаимодействие рассматривается как отношение между системами дисциплинарного знания в процессе интеграции и дифференциации наук и коллективные формы работы ученых в разных областях знания по исследованию одного и того же объекта.
В статье на основе междисциплинарного подхода рассматривается научная база, а также система обучения как комплекс фундаментальных и таксономических дисциплин. С направленностью на эффективность обучения рассмотрены междисциплинарные связи, как согласованность учебных программ, детерминированная дидактическими целями и содержанием. При компетентностном подходе междисциплинарные связи позволяют переносить знания, умения и навыки из одной сферы науки и профессиональной деятельности в другие.
Предлагается несколько форматов внедрения междисциплинарного подхода к преподаванию в вузе по направлению подготовки «Экономика», специальность 38.03.01 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», на основе междисциплинарного подхода предлагает формировать компетенции при изучении экономических дисциплин.
Междисциплинарный подход направлен на связь дисциплин, когда сглаживаются противоречия в усвоении знаний, идей, методов и приемов исследования между науками, и происходит комплексное применение в профессиональной деятельности теории и практики, полученных на основе изучения дисциплин. Отмечены, как существенные преимущества, так и проблемы, возникающие при использовании междисциплинарного подхода.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, междисциплинарные связи, компетентностный подход, эффективность обучения, фундаментальные и таксономические науки, экономические дисциплины, метод кейсов
Для цитирования: Крепс Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №1. С. 115-120. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-115-120
Конфликт интересов отсутствует
INTERDISCIPLINARY APPROACH IN RESEARCH AND TEACHING: ADVANTAGES AND PROBLEMS OF APPLICATION
Tamara V. Kreps
Southern Institute of Management, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. The article deals with the interdisciplinary approach as an interdependent system of knowledge integration, expressed in research and teaching.
The interpretation of the term "interdisciplinary approach in research and training" by E.M. Mirsky is taken as a basis, he interdisciplinary interaction is considered as a relationship between the systems of disciplinary knowledge in the process of integration and differentiation of sciences and collective forms of work of scientists in different fields of knowledge in the study of the same object.
The article is based on an interdisciplinary approach the scientific base and system of education as a complex of fundamental and taxonomic disciplines are considered. The interdisciplinary connections with the focus on the effectiveness of training are considered. It contains the consistency of educational programs, determined by didactic goals and content. Interdisciplinary connections with the competence approach allow transferring knowledge, skills and abilities from one sphere of science and professional activity to another. Interdisciplinary approach is aimed at linking academic disciplines.
There are several formats of implementation of an interdisciplinary approach to teaching at universities in the specialty "Economics", based on an interdisciplinary approach offers to form the competence in the study of economic disciplines.
The contradictions in the assimilation of knowledge, ideas and researching methods between the Sciences are smoothed out, and there is a complex application of the theory and practice obtained on the basis of the study of disciplines in professional activities. Both significant advantages and problems arising from the use of an interdisciplinary approach are noted.
Keywords: interdisciplinary approach, interdisciplinary connections, competence approach, learning efficiency, fundamental and taxonomic sciences, economic disciplines, case method
For citation: Kreps T.V. Interdisciplinary approach in research and teaching: advantages and problems of application. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2019;(1):115-120. (In Russ.) https://doi. org/10.31775/2305-3100-2019-1-115-120 There is no conflict of interests
С начала прошлого столетия в науке наметилась тенденция синтеза знаний в рамках смежных дисциплин. В основе лежала парадигма целостности, когда при дисциплинарной организации науки и обучения с помощью проблемных и проектных подходов формируется междисциплинарный подход к исследованиям и получению образования. Большинство исследователей придерживается мнения, что их работа носит междисциплинарный характер, однако сама трактовка «междисципли-нарность» содержит в себе несколько понятий и качеств, из-за чего по-разному оценивается ее эффективность [1].
В монографии «Междисциплинарные подходы к изучению прошлого» Л.П. Репина рассматривает междисциплинарный подход, как комплекс наук (в том числе и исторических) в качестве обширного исследовательского пространства, состоящего из укрупненных областей знаний. Это определение, прежде всего, подходит для ученых и педагогов, работающих на «стыке» дисциплин. По мнению Л.П. Репиной, как историка и специалиста в области методологии истории, междисциплинарный подход является важнейшим признаком современного исторического знания, а комплекс междисциплинарных исследовательских практик способствует сохранению и раскрытию смысла происходящих изменений в интеллектуальной сфере. Получается, что междисциплинарность является термином, содержащим «интегративный характер современного этапа научного познания» [2].
Э.М. Мирский рассматривает междисциплинарный подход как взаимообусловленную систему интеграции знаний, выраженную в исследованиях
и преподавании, и отмечает, что этот подход - явление гораздо обширнее, чем просто рассмотрение общей проблемы исследования в разных областях науки. Э.М. Мирский отмечает, что «применение междисциплинарного подхода отражает уровень осознания представителями дисциплин, изучающих природу, общество и человека, системного характера их объектов, всеобщей связи, существующей между явлениями материального мира, а также недостаточности дисциплинарного, т.е. одностороннего, «отраслевого» принципа научно-теоретического освоения реальности» [3].
Второй виток внедрения в науку и практику междисциплинарного подхода начитается с 50-х годов прошлого века, став неотъемлемым условием подготовки кадров. Каждая дисциплина имеет свой объект изучения и инструментарий, при этом у многих они совпадают и взаимосвязаны, а значит, междисциплинарный подход приходится весьма кстати. Следует учитывать накопление информационной и исторической базы знаний. Досконально охватить ее невозможно, поэтому выделение ключевых, совпадающих элементов дисциплин позволяет учащимся, и даже исследователям, усвоить и применять базу знаний минимизировав ее многозначную трактовку.
Научная база и система обучения представлены сложным, взаимосвязанным комплексом дисциплин, среди которых принято выделять:
- фундаментальные науки - область познания, подразумевающую теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений и поиска закономерностей;
- таксономические - дисциплины конкретно-
предметной организации, для которых используют при изучении определенных групп объектов программы фундаментальной науки [4].
Например, в дисциплинарном комплексе экономических наук к фундаментальным могут быть отнесены экономическая теория, экономическая статистика и бухгалтерский учет, к таксономическим - макро- и микроэкономика, эконометрика.
Можно сделать вывод, что в междисциплинар-ности общеприняты два подхода.
В основе первого лежит взаимосвязь двух и более дисциплин со смежными терминологией, системой исследования, объектами этих исследований и т.д. Такая совокупность помогает более широко и досконально изучить проблему исследования, создает обширное поле для научных проектов, а система знаний для подготовки будущих специалистов или повышения квалификации кадров приобретает современный, не строго ориентированный дисциплинарный подход.
Во втором случае междисциплинарный подход позволяет расширить области знаний, которые не могут полноценно исследоваться уже существующими научными дисциплинами. Так на стыке двух дисциплин возникает новая, например, история экономики появилась из, собственно, общей экономики и истории экономических школ.
И, безусловно, междисциплинарность при первом подходе способствует решению научных проблем, во втором - углублению знаний, когда предмет исследования слишком сложен, а поставленная научная проблема масштабна для одной конкретной дисциплины.
При этом исследователи междисциплинарного подхода [1, 2, 3, 4, 5] повсеместно отмечают как его существенные преимущества, так и проблемы, возникающие при чрезмерном использовании.
П. Тагард отмечает, что междисциплинарное исследование успешно лишь в случае четко поставленной цели исследования, продуманной идеи. «Без выдвинутой гипотезы решение междисциплинарной проблемы исследования обречено на отсутствие четких границ объективной ориентации» [5].
Жан Пиаже применяет междисциплинарность, описывая теорию когнитивного развития с помощью «методов, характерных для одной дисциплины в других областях знания, которые порождают новый междисциплинарный инструментарий» [6].
Заимствования идей и навыков из одной дисциплины в другую - отличный пример получения специалистом дополнительного образования. Таким образом, выстраиваются междисциплинарные связи.
Междисциплинарные связи - это согласованность учебных программ, детерминирован-
ная дидактическими целями и содержанием. При комплексной системе обучения выявляются взаимосвязанные элементы в темах, разделах, применимы общие термины и системы исследования, что, в свою очередь, и является междисциплинарным подходом при обучении и исследованиях [7].
Междисциплинарные связи по времени внедрения определяются как предшествующие, параллельные, повторяющиеся, следующие и перспективные. Одним из главных преимуществ остается возможность переноса знаний, умений и навыков из одной сферы науки и профессиональной деятельности в другую, поэтому связи определяются как теоретические, логические, философские, семиотические, практические и т.д. Современное образование основывается на процессах интеграции, без которых невозможен компетентностный подход в высшем и среднем профессиональном образовании. Будущий специалист обязан уметь применять и использовать комплекс полученных знаний, умений и навыков из усвоенных дисциплин в профессиональной деятельности. Междисциплинарный подход направлен на связь дисциплин, когда сглаживаются противоречия в усвоении знаний, идей, методов между науками. Таким образом, происходит комплексное применение теории и практики, полученных на основе изучения дисциплин, в профессиональной деятельности.
Внедрение междисциплинарного подхода в вузе по направлению подготовки «Экономика», специальность 38.03.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», предлагается реализовывать в следующих форматах:
1) Включение в курс лекций главного направления междисциплинарных тем в сфере экономики, управления и бухгалтерского учета, что даст возможность достаточно широко провести анализ проблем и методов исследования на стыке наук и учебных дисциплин.
2) Внедрение в семинарские и практические занятия дисциплин общих кейсов по экономике, бухгалтерскому учету, анализу и аудиту для решения междисциплинарных практических задач и других современных образовательных технологий проблемного обучения.
3) Разработка и внедрении последовательных междисциплинарных курсов для дисциплин по выбору и факультативов («Банковское дело», «Государственное и муниципальное управление», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Коммерция» (по отраслям) и пр.) и послед в целях углубленного изучения.
Поскольку в основе принципа междисципли-нарности лежит свойство всеобщности, следует определить педагогические и общедидактические
условия, способствующие преподаванию на основе междисциплинарных связей. Для успешного освоения смежного комплекса знаний, навыков и умений дисциплины должны быть согласованы по времени. При этом важно наличие общей понятийной, теоретической и практической базы, в которой совпадают дефиниции, научные методы исследования, а в процессе обучения студентами и практикантами реализуются междисциплинарные творческие и исследовательские проекты. Здесь возникает необходимость непрерывности и преемственности междисциплинарного комплекса - наличие междисциплинарных связей. При изучении экономических дисциплин на основе междисциплинарного подхода происходит формирование компетенций.
В таблице 1 в качестве примера представлены этапы формирования компетенций ОК-3, ПК-5 у студентов специальности 38.03.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» при изучении дисциплин.
Данные дисциплины можно классифицировать по видам междисциплинарных связей:
- предшествующие - дисциплины, при изучении которых, усвоенные дефиниции и методы исследования являются базовыми и будут применимы для дальнейшего изучения в других дисциплинах;
- параллельные и повторяющиеся - дисциплины, изучающие общие и смежные направления профессиональной деятельности, где используется общий терминологический и методологический аппарат;
- перспективные - дисциплины, для которых приобретенные знания и навыки станут опорными. Они будут использоваться в профессиональной деятельности.
Структурирование образовательной программы специальности строится на следующих принципах:
- содержание учебного материала соответствует установленному уровню теоретической и практической подготовки по основным экономическим дисциплинам;
- накопление теоретической и практической базы по междисциплинарному курсу включает дисциплины по выбору, факультативы и программы практик;
- содержание дисциплин должно раскрывать методы научного исследования на основе междисциплинарных связей;
- фонды оценочных средств для промежуточной аттестации, направленные на проверку уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, составляются с учетом междисциплинарных связей;
- преподаватели смогут усиливать параллельные, повторяющиеся, перспективные и другие
междисциплинарные связи дисциплин, используя, например, междисциплинарные профессионально-ориентированные и учебно-познавательные задачи, которые направлены на формирование компетенции или ее части.
Междисциплинарные связи не только расширяют, но и создают образовательное пространство, в котором будущие специалисты могут освоить знания, умения и навыки в рамках компетент-ностного подхода. Связанно это с проблемной ориентированностью преподавания, приводящей к появлению новой научной базы на стыке смежных дисциплин. После данного интегрирования не только создаются новые дисциплины, но и углубляются и обогащаются уже существующие.
Однако междисциплинарный подход имеет ряд выраженных проблем, возникающих при преподавании и проведении исследований в его рамках.
Прежде всего, отметим несовпадение понятийного аппарата даже смежных дисциплин, а также экспертизы исследований. Формирование терминологии - длительный процесс накапливания знаний, являющийся результатом совершенствования научной мысли. Таким образом, получается что, становление преподаваемой дисциплины будет идти после или параллельно с формированием терминологии науки, чаще всего отличающейся высокой степенью однозначности - это одно из условий формирования с последующим выделением отдельной науки. Так в научной работе появляется многозначность, то есть полисемия, которая затрудняет восприятие материала. Если в рамках становления отдельной науки наблюдается стремление к выделению обособленных терминов, то при внедрении междисциплинарного подхода устанавливается обратная тенденция - применение общей терминологии. Поэтому приходится понятийный аппарат не только расширять и развивать всесторонне, но и заново перерабатывать. Иногда этот процесс затрагивает даже элементы базовой терминологии. Например, для разработки понятийного аппарата эконометрики в математической экономике был подвержен модификации парный регрессионный анализ [8].
В связи с изложенным один из начальных этапов - разработка смежной базовой терминологии. Для ученых, проводящих междисциплинарное исследование, не должно иметься спорной трактовки одних и тех же базовых терминов, хотя практики чаще всего используют понятийный аппарат некритически. Однако, следует отметить, что все равно общая терминология выступает фундаментом для начала исследования или условием усвоения материала по дисциплине.
Таблица 1
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы специальности 38.03.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Компетенция
Код, наименование дисциплины
Семестр
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
Б1.Б.03 Микроэкономика
Б1.Б.13 Макроэкономика
Б1.Б.17 Введение в профессию
Б1.Б.18 Финансы
Б1.Б.19 Бухгалтерский учет и анализ
Б1.Б.20 Страхование
Б1.Б.21 Налоги и налогообложение
Б1.Б.23 Экономика и финансы предприятия
Б1.Б.24 Мировая экономика
Б1.Б.25 Деньги, кредит, банки
Б1.В.02 Основы аудита
Я й 8 «
Я К
£ £
« о
С
я
о
п ^ «
« щ а
8 н ^
н Я
о Й й
Л Ь ^ £
х к 8
к; К
« ¡и
& а
м н
К Ю
& и
к 5!
8 Л
О К
п а
н 8 о ру
5 8 н д
я I 8 Л
х
I
г «
со Й Л
Я
О со
■с -
О
„ К
й о Й 8 Л а О «
Б1.В.02 Основы аудита
н 8 £
Компетенция
Семестр
Код, наименование дисциплины
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
я , 2
£ ^ И
О Я Й
8 ° °
8 Й ^
т а О § ^
" а 8
Л й м
я я 2
й н ^
5 й д
Н I
Н I
У м о
О 8 ^
8 ^ си
и и
и? ¡3 «
ё £ !б
^ \о
« §
И« 8
Е? Л & о
К 8 8 н о о 8
0 8
1 о
¡и Я 8 Е-1 Н и о ^о
Я
о
3 х
8 8
8 «
о о
№ (и
^ 8
« 8
Л
0
х
1 8
Н 8
О « о со Й Л
Л
Б1.В.06 Бухгалтерская финансовая отчетность
8 - 8
и о
о " н
о
Б1.В.10 Анализ финансовой отчетности
Б1.В.11 Бухгалтерский управленческий учет
Б2.В.01.01(У) практика по получению первичных профессиональных умений и навыков,
в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Б1.В.14 Практический аудит
Б1.В.ДВ.06.01 Контроль и ревизия
Б1.В.ДВ.06.02 Организация ревизионной работы
Б2.В.02.02(П) Научно-исследовательская работа
Б1.В.ДВ.09.01 Бюджетный учет и отчетность
Б1.В.ДВ.09.02 Организация бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях
Б2.В.02.03(Пд) преддипломная практика
1
2
3
4
5
6
7
8
Так в преподавании экономических дисциплин Б1.Б.25 «Деньги, кредит, банки», Б1.В.02 «Основы аудита» и Б1.В.06 Бухгалтерская финансовая отчетность» смежного комплекса по специальности 38.03.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» используется общий терминологический аппарат, отраженный в учебных и учебно-методических пособиях.
Как отмечает И.В. Лысак, «существенными проблемами, возникающими при проведении междисциплинарных исследований, являются проблемы несовпадения специализированных языков и понятийного аппарата различных дисциплин, а также экспертизы междисциплинарных исследований» [9]. Поэтому авторам исследования следует обратить внимание на характеристику базовой терминологии и методологии.
Так или иначе, но междисциплинарность становится важным фактором повышения качества исследования и преподавания. Преимущества междисциплинарных связей реализуются только благодаря внедрению четких принципов работы междисциплинарных коллективов исследователей и педагогов, а также точно выверенных сфер ответственности за общую или смежную терминологию, эффективно трактуемую методологию, что в совокупности позволят осуществить эффективный синтез знания. Следующим этапом будет выработка критериев экспертизы междисциплинарных исследований, позволяющих оценить результаты научно-исследовательской работы, разработка и внедрение преподавателями междисциплинарных кейсов в фонды оценочных средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука - инновации - общество. М.: Книжный дом «Либроком». 2011. 284 с.
2. Междисциплинарные подходы к изучению прошлого / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Аспект Пресс. 2003. 159 с.
3. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М. 1980. 243 с.
4. Рачков П.А. Науковедение: проблемы, структура, элементы. М.: МГУ. 1974. 242 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Крепс Тамара Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 211 45 96, е-шаИ: tamara.nesterencko@yandex.ru
5. Тагард П. Междисциплинарность: торговые зоны в когнитивной науке // Логос. 2014. № 1 (97). С. 35-60.
6. Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinarity. Problems of teaching and research in universities. Paris: OECD. 1972. P. 127-139.
7. Тарасова И.М. Формирование компетенций на основе междисциплинарного подхода при изучении естественнонаучных дисциплин // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 146-150.
8. Магнус Я.Р. Эконометрика. Начальный курс / Я.Р. Магнус, П.К. Катышев, А.А. Пересецкий. 6-е изд., перераб. доп. М.: Дело. 2004. 576 с.
9. Лысак И.В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=25376 (доступ свободный).
REFERENCES
1. Grebenshchikova E.G. Transdisciplinary paradigm: science - innovation - society. Moscow, Publisher «Librokom». 2011. 284 р. (In Russ.)
2. Interdisciplinary approaches to the study of the past / Editor L.P. Repina. Moscow, Aspekt Press. 2003. 159 р. (In Russ.)
3. Mirskij E.M. Interdisciplinary research and disciplinary organization of science. Moscow. 1980. 243 р. (In Russ.)
4. Rachkov P.A. Science: problems, structure, elements. Moscow, Moscow State University. 1974. 242 р. (In Russ.)
5. Tagard P. Interdisciplinarity: trade zones in cognitive science. Logos. 2014; 1(97):35-60. (In Russ.)
6. Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinarity. Problems of teaching and research in universities. Paris: OECD. 1972. pp. 127-139.
7. Tarasova I.M. Formation of competencies on the basis of an interdisciplinary approach in the study of natural Sciences. Modern science-intensive technologies. 2017; (9):146-150. (In Russ.)
8. Magnus Y.R. Econometrics. Initial course. Revised and expanded 6-th edition. Y.R. Magnus, P.K. Katy-shev, A.A. Peresecki. Moscow, Delo. 2004. 576 р. (In Russ.)
9. Lysak I.V. Interdisciplinary: advantages and problems of application. Internet journal «Modern problems of science and education". 2016;(5). Available at: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=25376 (In Russ.)
ABOUT THE AUTHORS
Kreps Tamara Vladimirovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at Department of Hotel and Tourist Business of the Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 211 45 96, e-mail: tamara.nesterencko@yandex.ru