Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В СТРУКТУРЕ ГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ'

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В СТРУКТУРЕ ГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER EDUCATION / INTEGRATIVE CLUSTER / INTERROGATIVE TECHNOLOGY OF EDUCATION / INTERDISCIPLINARITY / CREATIVITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / ИНТЕРРОГАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елканова Т. М., Сергеева Л. В.

В статье применительно к образовательному процессу введены понятия «интегративный кластер», «базис», «интеррогативная технология обучения». Термином «интегративный кластер» обозначается коррелированная совокупность функционально связанных явлений, объектов, признаков или понятий, обладающих объединяющим базисом. Базис - признак, который делает сходными, совпадающими в каком-либо отношении объекты или явления, входящие в кластер. Выделение и комплексное изучение интегративных кластеров рассматривается как образовательная технология, направленная на формирование ряда гносеологических компетенций и развитие когнитивных способностей. Комплексное изучение интегративных кластеров включает применение интеррогативной технологии обучения, междисциплинарность, решение комплексных задач-исследований с расширенным анализом, использование качественных тестовых заданий, вариативный анализ развития явлений при изменении одного из факторов, выполнение маленьких экспериментов. Под интеррогативной технологией обучения понимается система целенаправленного составления вопросов к фразам, законам, категориям, явлениям, ситуациям при комплексном использовании естественно-научных, гуманитарных и художественных методов познания и представлении информации в вербальной, визуальной, синтезированной вербальновизуальной формах, включающая как обязательный структурный элемент имплементацию ответов на выявленные проблемы. Междисциплинарность понимается авторами как вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления. Используемые в рассматриваемом методе задачи-исследования составляются таким образом, что позволяют провести расширенный, всесторонний анализ как условия задачи, так и полученного решения. В процессе такого решения-исследования задачи студент должен проявить творческую самостоятельность при анализе, синтезе, обобщении и переносе полученных знаний. Это позволяет студентам глубже понять суть изучаемых явлений и вплотную подводит их к проблеме научного поиска. Система качественных тестовых заданий с релевантными дистракторами расширяет формы учебно-познавательной деятельности студентов, способствует развитию их когнитивных способностей, развивает умение использовать знания в нестандартной ситуации (креативность), так как в тестах ставится проблема, на которую нет готового ответа в учебниках и для разрешения которой требуется логический анализ сущности явления, проявление самостоятельности и критичности мышления. Блок маленьких экспериментов выработки у студентов научно-исследовательской развития творческой и профессионализации знаний. Метод интегративных кластеров может быть полезен не только в процессе обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов. предназначен для навыков деятельности, самостоятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE CLUSTERS IN THE STRUCTURE OF GNOSTIC METHODS

As applied to the educational process, the concepts of “integrative cluster”, “basis”, and “interrogative teaching technology” are introduced. The term “integrative cluster” refers to a correlated set of functionally related phenomena, objects, signs or concepts that have a unifying basis. A basis is a feature that makes objects or phenomena that are part of a cluster similar, coinciding in some respect. Isolation and comprehensive study of integrative clusters is considered as an educational technology aimed at the formation of a number of epistemological competencies and the development of cognitive abilities. A comprehensive study of integrative clusters includes the use of interrogative teaching technology, interdisciplinarity, solving complex research problems with advanced analysis, using high- quality test tasks, a varied analysis of the development of phenomena when one of the factors changes, and performing small experiments. Interrogative teaching technology is understood as a system of purposeful compilation of questions for phrases, laws, categories, phenomena, situations with the integrated use of natural-scientific, humanitarian and artistic methods of cognition and the presentation of information in verbal, visual, synthesized verbal-visual forms, including as an indispensable structural element the implementation of answers to identified problems. Interdisciplinarity is understood by the authors as a type of knowledge that includes the methodology and terminology of more than one scientific discipline to consider a particular topic, problem or phenomenon. The research tasks used in the method under consideration are compiled in such a way that they allow an extended, comprehensive analysis of both the conditions of the problem and the solution obtained. In the process of such a solution, the study of the problem, the student must show creative independence in the analysis, synthesis, generalization and transfer of knowledge. This allows students to better understand the essence of the phenomena studied and brings them closely to the problem of scientific research. The system of high-quality test tasks with relevant distractors extends the forms of educational and cognitive activity of students, contributes to the development of their cognitive abilities, develops the ability to use knowledge in a non-standard situation (creativity), since the tests pose a problem that does not have a ready-made answer in textbooks and to resolve which requires a logical analysis of the essence of the phenomenon, the manifestation of independence and critical thinking. The block of small experiments is designed to develop students' skills in research activities, the development of creative independence and professionalization of knowledge. The method of integrative clusters can be useful not only in the learning process, but also in various areas of the future professional and social activities of students.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В СТРУКТУРЕ ГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК 378.147

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-7-4-8

INTEGRATIVE CLUSTERS IN THE STRUCTURE OF GNOSTIC METHODS

Elkanova1 T.M., Sergeeva2 L.V.

1 North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation

2 Gorsky State Agrarian University», Vladikavkaz, Russian Federation

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В СТРУКТУРЕ ГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Елканова1 Т.М., Сергеева2 Л.В.

1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация

2 ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, Российская Федерация

Abstract. As applied to the educational process, the concepts of "integrative cluster", "basis", and "interrogative teaching technology" are introduced. The term "integrative cluster" refers to a correlated set of functionally related phenomena, objects, signs or concepts that have a unifying basis. A basis is a feature that makes objects or phenomena that are part of a cluster similar, coinciding in some respect. Isolation and comprehensive study of integrative clusters is considered as an educational technology aimed at the formation of a number of epistemological competencies and the development of cognitive abilities. A comprehensive study of integrative clusters includes the use of interrogative teaching technology, interdisciplinarity, solving complex research problems with advanced analysis, using high-quality test tasks, a varied analysis of the development of phenomena when one of the factors changes, and performing small experiments. Interrogative teaching technology is understood as a system of purposeful compilation of questions for phrases, laws, categories, phenomena, situations with the integrated use of natural-scientific, humanitarian and artistic methods of cognition and the presentation of information in verbal, visual, synthesized verbal-visual forms, including as an indispensable structural element the implementation of answers to identified problems. Interdisciplinarity is understood by the authors as a type of knowledge that includes the methodology and terminology of more than one scientific discipline to consider a particular topic, problem or phenomenon. The research tasks used in the method under consideration are compiled in such a way that they

Аннотация. В статье применительно к образовательному процессу введены понятия «интегративный кластер», «базис»,

«интеррогативная технология обучения». Термином «интегративный кластер» обозначается коррелированная совокупность функционально связанных явлений, объектов, признаков или понятий, обладающих объединяющим базисом. Базис - признак, который делает сходными, совпадающими в каком-либо отношении объекты или явления, входящие в кластер. Выделение и комплексное изучение интегративных кластеров

рассматривается как образовательная технология, направленная на формирование ряда гносеологических компетенций и развитие когнитивных способностей. Комплексное изучение интегративных кластеров включает применение интеррогативной технологии обучения, междисциплинарность, решение комплексных задач-исследований с

расширенным анализом, использование качественных тестовых заданий, вариативный анализ развития явлений при изменении одного из факторов, выполнение маленьких экспериментов. Под интеррогативной технологией обучения понимается система целенаправленного составления вопросов к фразам, законам, категориям, явлениям, ситуациям при комплексном использовании естественно-научных, гуманитарных и художественных методов познания и представлении информации в вербальной,

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

allow an extended, comprehensive analysis of both the conditions of the problem and the solution obtained. In the process of such a solution, the study of the problem, the student must show creative independence in the analysis, synthesis, generalization and transfer of knowledge. This allows students to better understand the essence of the phenomena studied and brings them closely to the problem of scientific research. The system of high-quality test tasks with relevant distractors extends the forms of educational and cognitive activity of students, contributes to the development of their cognitive abilities, develops the ability to use knowledge in a non-standard situation (creativity), since the tests pose a problem that does not have a ready-made answer in textbooks and to resolve which requires a logical analysis of the essence of the phenomenon, the manifestation of independence and critical thinking. The block of small experiments is designed to develop students' skills in research activities, the development of creative independence and professionalization of knowledge. The method of integrative clusters can be useful not only in the learning process, but also in various areas of the future professional and social activities of students.

Keywords: higher education, interrogative technology interdisciplinarity, creativity.

integrative cluster, of education,

визуальной, синтезированной вербально-визуальной формах, включающая как обязательный структурный элемент

имплементацию ответов на выявленные проблемы. Междисциплинарность понимается авторами как вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления. Используемые в рассматриваемом методе задачи-исследования составляются таким образом, что позволяют провести расширенный, всесторонний анализ как условия задачи, так и полученного решения. В процессе такого решения-исследования задачи студент должен проявить творческую самостоятельность при анализе, синтезе, обобщении и переносе полученных знаний. Это позволяет студентам глубже понять суть изучаемых явлений и вплотную подводит их к проблеме научного поиска. Система качественных тестовых заданий с релевантными дистракторами расширяет формы учебно-познавательной деятельности студентов, способствует развитию их когнитивных способностей, развивает умение использовать знания в нестандартной ситуации (креативность), так как в тестах ставится проблема, на которую нет готового ответа в учебниках и для разрешения которой требуется логический анализ сущности явления, проявление самостоятельности и критичности мышления. Блок маленьких экспериментов выработки у студентов научно-исследовательской развития творческой

и профессионализации знаний. Метод интегративных кластеров может быть полезен не только в процессе обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов.

Ключевые слова: высшее образование, интегративный кластер, интеррогативная технология обучения, междисциплинарность, креативность.

предназначен для навыков деятельности, самостоятельности

REFERENCES

[1].

Elkanova T.M. Interrogative technology of education // International Scientific Journal. 2020. №3. P. 101109.

[2]. Elkanova T. M., Sergeeva L. V. Drawing up questions _to literary works as a method of Intensification of

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Елканова Т.М. Интеррогативная технология обучения // Международный научный журнал. 2020. №3. С. 101-109.

[2]. Елканова Т.М., Сергеева Л.В. Составление _вопросов к литературным произведениям как

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

cognitive activity of students // Educational bulletin "Consciousness". 2020. V. 22. No 3. P. 10-14.

[3]. Jacobs H. H. The Interdisciplinary Concept Model: Theory and Practice [Text] / H. H. Jacobs, J. H. Borland // Gifted Child Quarterly. 1986. No. 4. P. 159-163.

[4]. Elkanova T.M. Innovative methods of teaching physics. Moscow: Sputnik, 2017. 132 p.

[5]. Elkanova T.M. Qualitative test tasks as a path to development of analytical creative thinking // Higher education today. 2017. № 8. P. 22-24.

метод активизации познавательной деятельности студентов // Образовательный вестник "Сознание". 2020. Т. 22. № 3. С. 10-14.

[3]. Jacobs H. H. The Interdisciplinary Concept Model: Theory and Practice [Text] / H. H. Jacobs, J. H. Borland // Gifted Child Quarterly. 1986. No. 4. P. 159-163.

[4]. Елканова Т.М. Инновационные методы обучения физике. М.: Спутник+, 2017. C. 132.

[5]. Елканова Т.М. Качественные тестовые задания как средство развития аналитического и креативного мышления // Высшее образование сегодня. 2017. № 8. С. 22-24.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Elkanova T.M. SPIN-код: 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Sergeeva L.V. SPIN-код: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Елканова Т.М. SPIN-код: 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Сергеева Л.В. SPIN-код: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033

Введение. Сложность и многочисленность глобальных и региональных проблем, стоящих перед обществом XXI века, обуславливают необходимость подготовки высококомпетентных специалистов, обладающих критичностью, самостоятельностью и дивергентностью мышления, умением работать с большими объемами информации и выделять в них основное, определять цели своей социальной и профессиональной деятельности и планировать способы и пути их достижения. Это приводит к актуализации проблемы разработки новых образовательных технологий, соответствующих требованиям современного этапа развития динамичного и противоречивого мира. Мы предлагаем образовательную технологию на основе интегративных кластеров, направленную на организацию и осуществление мыслительных операций, то есть образовательную технологию в структуре гностических методов.

Методы. Введем несколько понятий. Термином «интегративный кластер» будем обозначать коррелированную совокупность функционально связанных явлений, объектов, признаков или понятий, обладающих объединяющим базисом. Названием кластера будет его базис. Базисом будем называть понятие (признак, категорию, атрибут), которое делает

сходными, совпадающими в каком-либо отношении объекты или явления, входящие в кластер. Рассматривая интегративный кластер как систему взаимосвязанных сегментов, можно утверждать, что он обладает свойством иерархичности. Например, кластер «Гроза» объединяет такие явления, связанные с грозой, как ливень, молния, гром, ветер и т.п. В свою очередь, кластер «Гроза» является составной частью кластера «Вода в атмосфере».

Выделение и комплексное изучение интегративных кластеров мы рассматриваем как образовательную технологию, направленную на формирование ряда гносеологических компетенций и когнитивных способностей, развитие самостоятельности и критичности мышления, умения использовать различные методы познания действительности и овладение различными когнитивными инструментами и методами. Под образовательной технологией мы понимаем ориентированный на результат процесс реализации содержания обучения,

обеспечивающий наиболее эффективное достижение нормативных целей

образовательного процесса. Комплексное изучение интегративных кластеров включает применение интеррогативной технологии обучения, междисциплинарность, решение

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

комплексных задач-исследований с

расширенным анализом, использование качественных тестов, вариативный анализ развития явлений при изменении одного из факторов, выполнение маленьких экспериментов.

В центре современных дидактических концепций, ориентированных на развитие способности действовать, стоят: формирование способности к приобретению знаний; умение принимать решения в нестандартных, новых ситуациях, формулировать гипотезы; умение создавать оригинальные решения проблемы, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов; умение выбирать методы познания, адекватные объекту; умение видеть альтернативу решения. Все это, в свою очередь, предполагает умение спрашивать. Поэтому важнейшей составной частью комплексного анализа интегративных кластеров является интеррогативная технология обучения. Под интеррогативной технологией обучения будем понимать систему целенаправленного составления вопросов к фразам, законам, категориям, явлениям, ситуациям при комплексном использовании

естественнонаучных, гуманитарных и

художественных методов познания и представлении информации в вербальной, визуальной, синтезированной вербально-визуальной формах, включающую как обязательный структурный элемент

имплементацию ответов на выявленные проблемы. Применяемая в полном объеме интеррогативная технология включает в себя анализ объекта исследования (под объектом понимается природное, физическое,

биологическое и т.п. явление, ситуация, физический или технический процесс, текст, закон, произведение искусства и т.п.) с комплексным представлением информации в различных формах, с использованием методов многофакторного анализа информации. Метод предусматривает последовательную замену информационных методов обучения

концептуально-аналитическими, обеспечивающими креативный уровень образования и создающими условия для

творческого самовыражения личности. Интеррогативная технология обучения способствует формированию информационно-аналитической компетентности, так как в процессе составления вопросов и поиске ответов на них студентам приходится самостоятельно ставить цели поиска нужной информации, а затем анализировать, систематизировать и

структурировать большие массивы информации. При этом значительно расширяется объем усваиваемого студентами материала, углубляется его понимание, повышается кросскультурная грамотность. Реализуются интеракционно-гностический, сенситивно-рефлексивный и интегративно-аппликативный компоненты

общегуманитарного базиса образования и локальной гуманитарно-развивающей среды. Примеры применения интеррогативной технологии обучения приведены в [1, 2].

Одной из целей применения технологии интегративных кластеров является формирование целостного взгляда на изучаемый круг явлений, объектов, с учетом многочисленности, многомерности и многообразия их связей с окружающей действительностью. Поэтому целесообразным является включение

междисциплинарного подхода к изучению рассматриваемых проблем. При рассмотрении междисциплинарности будем придерживаться определения, данного Х. Якобсом и Дж. Борландом: «Междисциплинарность - это вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления» [3].

Большинство задач, предлагаемых для решения при традиционной методике обучения, содержат сильно идеализированные условия и подразумевают нахождение ответа только на тот вопрос, который сформулирован в задаче. Предлагаемые в рассматриваемом методе задачи-исследования составляются таким образом, что позволяют провести расширенный, всесторонний анализ как условия задачи, так и полученного решения, включающий формулировку дополнительных вопросов к условию задачи, видоизменение или усложнение условий задачи,

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

поиск частных случаев решения при предельных значениях параметров, обобщение полученных решений и поиск их возможных практических применений. В процессе такого решения-исследования задачи студент должен проявить творческую самостоятельность при анализе, синтезе, обобщении и переносе полученных знаний. Применение описываемого метода при решении физических задач рассмотрено нами в

[4].

Применение тестовых заданий в процессе исследования интегративного кластера обусловлено не только тем, что тестирование получило широкое распространение на всех уровнях образовательной системы для диагностики эффективности образовательного процесса. Предлагаемая нами система качественных тестовых заданий расширяет формы учебно-познавательной деятельности студентов, способствует развитию их когнитивных способностей, так как в них ставится проблема, на которую нет готового ответа в учебниках, и для разрешения которой требуется логический анализ сущности явления, проявление самостоятельности и критичности мышления. Качественные тестовые задания с правильно подобранными дистракторами развивают умение использовать знания в нестандартной ситуации (креативность), умение критически оценивать выдвигаемые в предлагаемых вариантах ответа версии, умение рассматривать изучаемый объект, явление, процесс во всем многообразии связей, и в то же время формируют умение выделять главное, наиболее существенное, абстрагируясь от несущественных деталей. Аспекты применения качественных тестов более подробно рассмотрены нами в [5].

Для некоторых учебных дисциплин большое значение имеет развитие способностей студентов к экспериментальной деятельности, поэтому в систему изучения интегративных кластеров включен блок под условным названием «Маленькие эксперименты», в котором студентам предлагаются задания поисково-исследовательского характера, для ответа на которые необходимо спланировать и провести небольшое экспериментальное исследование, в котором изучаемый материал применяется к конкретному случаю. Блок маленьких экспериментов предназначен для выработки у студентов навыков научно-исследовательской деятельности, развития творческой

самостоятельности и формирования предметно-специализированных (профессиональных)

компетенций.

Вывод. Накопленный в процессе применения технологии интегративных кластеров опыт позволяет заключить, что достигается несколько целей обучения. Происходит формирование гносеологических компетенций, развитие когнитивных

способностей. Целенаправленно вырабатываются универсальные и профессиональные

компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, развиваются креативность и дивергентность мышления, формируется информационно-аналитическая компетентность, реализуются интеракционно-гностический, сенситивно-рефлексивный,

интегративно-аппликативный, креативно-

развивающий компоненты общегуманитарного базиса образования. Метод интегративных кластеров может быть полезен не только в процессе обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов.

Ответственный за переписку: Елканова Тамара Михайловна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и астрономии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Corresponding Author: Elkanova Tamara Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor of the Department of physics and astronomy, North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.