"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 378.147
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-6-10-15
COMBINATION OF VERBAL AND VISUAL METHODS OF REPRESENTATION OF INFORMATION WHEN COMPILING QUESTIONS
Elkanova1 T.M., Sergeeva2 L.V.
1 North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation
2 Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, Russian Federation
СОЧЕТАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ВОПРОСОВ
Елканова1 Т.М., Сергеева2 Л.В.
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
2 ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, Российская Федерация
Abstract. In the paradigm of modern higher education, the development of systemic creative thinking, the ability to see an object in the unity of its multilateral connections and relationships is of paramount importance, therefore the priority is given to the formation of skills in the synthesis of natural science, humanitarian and artistic methods of cognition in the process of educational and professional activity. This requires the educational system to develop new teaching technologies based on the understanding and study of the complexity of the world as a whole based on the multi-level paradigm of man and the world. Based on the method developed by the authors for compiling questions to laws, phrases, categories, works of fiction and visual arts, environmental phenomena, the article discusses a method for realizing the cognitive capabilities of the artistic method of cognition by interrogating when combined visual and verbal ways of presenting information. The application of this method not only activates abstract-logical and associative thinking, but also forms the skills of system-creative analysis, promotes the development of the creative potential of a student who knows the methods of conceptual and rational cognition of the world in combination with intuitively-shaped forms of comprehension. There is an effective integration of the student's channels of informational interaction with the world in its integrity and diversity, actualization of the natural possibilities of multidimensional perception of reality. The study of the studied material is implemented in the unity of all its parties using mutually complementary methods of natural science, humanitarian and artistic knowledge. We believe that the considered method can be useful not only in the learning process, but also in various areas of future professional and social activities of students.
Аннотация. В парадигме современного высшего образования первостепенное значение имеет развитие системного креативного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений, поэтому приоритетный характер приобретает проблема формирования навыков синтеза естественнонаучного, гуманитарного и художественного методов познания в процессе учебной и профессиональной деятельности. Это требует от системы образования разработки новых технологий обучения, основанных на понимании и исследовании сложности мира как целого на основе многоуровневой парадигмы человека и мира. В статье на основе авторского метода составления вопросов к законам, фразам, категориям, отрывкам из литературных произведений, произведениям изобразительного искусства, явлениям природы рассмотрен метод реализации когнитивных возможностей художественного метода познания путем вопрошания при сочетании визуального и вербального способов представления информации. Применение этого метода не только активирует абстрактно-логическое и ассоциативное мышление, но и формирует навыки системно-креативного анализа, способствует развитию творческого потенциала студента, владеющего методами понятийно-рационального познания мира в сочетании с интуитивно-образными формами его постижения. Происходит эффективная интеграция каналов информационного взаимодействия студента с миром в его целостности и многообразии, актуализации природных возможностей многомерного восприятия действительности. Реализуется рассмотрение изучаемого материала в единстве всех его сторон с использованием взаимодополнительных методов естественнонаучного, гу-
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
Keywords: higher education, compiling questions, verbal and visual information, artistic method of cognition, creativity. манитарного и художественного познания. Полагаем, что рассмотренный метод может быть полезен не только в процессе обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов. Ключевые слова: высшее образование, составление вопросов, вербальная и визуальная информация, художественный метод познания, креативность.
REFERENCES [1] Dialogues of Plato. M.: Thought, 1986. 605 p. [2] Gadamer H.-G. Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. M.: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck). Tübingen. 1990. 253 p. [3] Shostrom E. L. Man, the Manipulator: The Inner Jor-ney from Manipulation to Actualization. Abingdon Press; First Edition edition (1967). 256 p. [4] Hintikka Ja. Logical and epistemological studies. M.: Progress, 1980. 447p. [5] Guildford J. The Three Sides of Intelligence // Psychology of Thinking / Ed. A.M. Matyushkin. M .: Progress, 1987. 532 p. [6] Devkin V. D. Features of German spoken language= Besonderheiten der deutschen umgangssprache. M.: International relations, 1965. 318 p. [7] Einstein A. Collection of scientific papers. T. 4. M .: Science, 1967. 600 p. [8] Dostoevsky F. M. Crime and Punishment.M.: Random House, 2008. 592 p. [9] Painting. URL: http://www.universiparalleli.org/im-magini/regnodoloreld6. (date of the application: 27.04.2020). [10] Elkanova T.M. Some methods for the development of creative cognitive activity of students // Higher education today. 2014. No12. P. 49-51. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Платон. Диалоги. (Серия «Философское наследие». Т. 98). М.: Мысль, 1986. 605 с. [2] Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с. [3] Шостром Э. Анти-Карнеги. М.: Попурри, 2004. 400 с. [4] Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. 447 с. [5] Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1987. 532с. [6] Девкин В. Д. Особенности немецкой разговорной речи = Besonderheiten der deutschen Umgangssprache. М.: Международные отношения, 1965. 318 с. [7] Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т. 4. М.: Наука, 1967. 600 с. [8] Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: Азбука-Аттикус, 2011. 598 с. [9] Картина. URL; http://www.universiparal-leli.org/immagini/regnodoloreld6. (дата обращения: 27.04.2020). [10] Елканова Т.М. Некоторые методы развития креативной познавательной активности студентов // Высшее образование сегодня. 2014. №12. С. 49-51.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Elkanova T.M. SPIN-^: 8040-3794, ORCID ID: 00000002-4512-9591 Research interests, number of main publications: human-itazation of education, teaching methods, physics of semiconductors, more than 258 publications were published, 2 of them in SCOPUS, 59 in the Higher Attestation Commission, 18 monographs, 5 study guides with the stamp of the Ministry of Higher Education and UMO. Sergeeva L. V. SPIN-^: 7732-9254, ORCID ID: 00000002-8256-1033 Research interests, number of main publications: human-itazation of education, teaching methods, more than 9 publications were published, 2 of them in the Higher Attestation Commission. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Елканова Т.М. SPIN-код: 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Сфера научных интересов, количество основных публикаций: гуманитаризация образования, методика преподавания, физика полупроводников. Опубликованы более 257 публикаций, из них 2 в СКОПУС, 59 статей в журналах из перечня ВАК, 18 монографий, 5 учебных пособий с грифом Минвуза и УМО. Сергеева Л.В. SPIN-код: 7732-9254, ORCID ID: 00000002-8256-1033 Сфера научных интересов, количество основных публикаций: гуманитаризация образования, методика преподавания. Опубликовано 9 публикаций, из них 2 в журналах из перечня ВАК.
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 22\N 6
https://e-pubmed. or
Введение. Компетентностная модель специалиста, которая, согласно тенденциям развития высшего профессионального образования, должна стать основой методики преподавания в вузе, ориентирует учебный процесс, прежде всего, на формирование личностных качеств специалиста, востребованных современным обществом: динамичности, критичности и креативности мышления, умения многофакторного анализа систем или объектов, способностей к выявлению проблем, самостоятельной постановке целей деятельности и планированию способов их достижения. Первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений, поэтому приоритетный характер приобретает проблема формирования навыков синтеза естественнонаучного, гуманитарного и художественного методов познания в процессе учебной и профессиональной деятельности. Это требует от системы образования разработки новых технологий обучения, основанных на понимании и исследовании сложности мира как целого на основе многоуровневой парадигмы человека и мира. В этой связи в рамках новой парадигмы познания задача рассмотрения и анализа возможностей применения в системе образования когнитивных возможностей художественно-эстетического метода познания приобрела особую актуальность.
Цель настоящего исследования - разработка метода вопрошания при сочетании визуального и вербального способов представления информации.
Метод и результаты. Одним из способов систематического использования когнитивных возможностей художественного метода познания в синтезе с естественнонаучным представляется разработанный нами метод составления вопросов к законам, фразам, категориям, отрывкам из литературных произведений, произведениям изобразительного искусства, явлениям природы. Еще Платон в своих «Диалогах» [1] подчеркивал значение первичности вопроса в любом знании. Классик герменевтики ХХ века Х.-Г. Гадамер отмечал: «Искусство вопрошания и есть, собственно, искусство мышления <.. .> Решение вопроса есть путь к знанию» [2]. Умение видеть проблемы в хорошо известных, казалось бы, ситуациях, формулировать релевантные вопросы, стимулирующие дальнейший поиск решений, является одним из базовых умений как для учения, так и для будущей профессиональной деятельности студента. При этом «понимание вопроса часто важнее, чем знание ответа» [3]. Как отмечал известный финский философ и логик Я. Хинтикка, обосновывая актуальность интеррогативной модели исследования, «если что-то необходимо узнать, то нам ничего не остается, как только задать вопрос» [4]. Однако анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы позволяют сделать вывод о том, что учащиеся в основной своей массе не умеют квалифицированно задавать вопросы, выделять главное в изучаемом материале, не видят проблем, не умеют ставить цели и задачи деятельности и планировать работу по их решению, поэтому на начальных этапах применения нашего метода требуется существенная помощь преподавателя. При этом мы считаем целесообразным сочетание визуального и вербального методов представления информации.
Рассматриваемый метод представляет собой систему целенаправленных действий преподавателя, организующих вопрошающую познавательную деятельность студента, обеспечивающую эффективное усвоение им содержания образования, так как предусматривает последовательную замену информационных методов обучения концептуально-аналитическими, обеспечивающими креативный уровень образования и создающими условия для творческого самовыражения личности. При этом у студентов повышается гибкость и подвижность мыш-
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 22\N 6
https://e-pubmed. or
ления, снижается стереотипность способов мышления. Умение видеть в привычном, обыденном, новые грани и возможности способствует развитию общей креативности, что ценится в любой области деятельности. А способность к обнаружению и самостоятельной постановке проблем, способность решать проблемы, умение делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать, т.е. способность к анализу и синтезу и некоторые другие факторы, объединенные Дж. Гилфордом в понятии «дивергентное мышление» [5], отражают познавательную сторону креативности. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса. При этом благодаря направленности на получение информации вопрос побуждает к расширению объема знаний. «Побудительность в некотором роде заложена в любом истинном вопросе, хотя бы потому, что он побуждает к ответу» [6, с. 135]. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
В современном образовательном процессе оказываются востребованы такие моменты когнитивности, как образы и знаки, интуиция и дискурсия, авербальное и логосные «фреймы» подачи, интегрируемой в процессе познания информации. Поэтому настоятельной необходимостью является выявление, анализ и практическое применение в педагогической деятельности факторов взаимодействия, взаимодополнительности, интеракции различных методов познания с учетом широкого разнообразия когнитивных и эмоциональных свойств человека. Еще А. Эйнштейн отмечал: «Особенно важным я считаю совместное использование самых разнообразных способов постижения истины» [7]. Художественный метод познания — это путь целостного восприятия и понимания действительности, путь от общего к частному и от частного к общему. Интегрируемая при художественном освоении действительности информация обладает свойством взаимной дополнительности с научно-теоретическими методами познания мира. Использование рассматриваемого метода составления вопросов, с визуализацией вербального текста иллюстрацией, несущей ту же смысловую нагрузку, позволяет полнее эксплицировать закодированную информацию. В этом случае ограниченность строгой логики дополняется воображением, и каким бы эмоционально ярким и ёмким не был бы вербальный текст, визуальный компонент позволяет углубить содержательно-смысловую структуру текста. Объем информации, получаемой при совместном анализе вербального и визуального представления ситуации, значительно увеличивается. При этом активируются когнитивно-сенсорные функции индивида, задействуются такие виды мышления, как ассоциативное, абстрактно-логическое, наглядно-образное, что позволяет повысить качество полученных знаний и одновременно способствует формированию креативной компетенции студента.
При применении метода составления вопросов при одновременном использовании вербального и визуального методов представления информации реализуется системный подход к изучаемому материалу, многомерный анализ рассматриваемой ситуации, задействуется не только научное, но и художественно-образное мышление, что позволяет создать благоприятные предпосылки для наглядной демонстрации целостности окружающего мира. Проанализируем с этой точки зрения отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и иллюстрацию к нему. «Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"
сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева» [8]. Рассмотрим, какую информацию можно извлечь, задавая вопросы к этому тексту.
Что значит «душный вечер»? По каким критериям это можно определить? Можно ли предположить, что в рассматриваемом отрывке и в строках Анны Ахматовой «Вечер осенний был душен и ал» описывается одно и то же явление духоты? Почему перед грозой бывает душно? Обусловлена ли духота объективными факторами? Как зависит ощущение духоты от температуры воздуха, от влажности воздуха? Духота — это характеристика физиологическая или физическая? Духота — это объективная или субъективная характеристика состояния атмосферы? Как влияет духота на физиологическое и психологическое состояние человека? От чего зависит интенсивность дождя? Почему гроза сопровождается дождем? Как образуются грозовые облака? Что является причиной различных оттенков грозового облака? От чего зависит частота сверканий молний? Какой длины были описанные в отрывке молнии? Почему удар молнии сопровождается громом? От чего зависит шумовая фактура грома? Чем можно
объяснить, что «молния сверкала поминутно»? Почему при грозе «вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю»? Чем объясняется зарево, сопровождающее молнию? Для развития дивергентного и креативного мышления мы считаем целесообразным сочетание визуального и вербального методов представления информации. Поэтому проиллюстрируем прозаический отрывок находящейся в свободном доступе в интернете картиной (рис. 1).
Перечислим вопросы, которые, помимо рассмотренных выше, возникают при анализе этой картины, хорошо отражающей, с нашей точки зрения, описываемое Достоевским состояние природы.
Какое время года, суток изображено на картине? Как это определить? Почему изображение Луны на картине такое большое? Почему Луну, видно, сквозь тучи? Почему молния на картине имеет зигзагообразную форму? Чем объясняется разнообразие оттенков цвета облаков на картине? Почему в сумрачное время, изображенное на картине, в лужах что-то отражается? Что отражается в лужах? Чем обусловлен цвет воды в лужах? Чем объясняется образование луж? Чем вызвано появление ряби на воде в лужах? В каком направлении течет речка на картине? Почему образуются фонтанчики на поверхности луж? Сопровождается ли гроза, изображенная на картине, ветром?
Это только часть вопросов, которые можно задать к отрывку из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского и иллюстрирующей его картине. Как мы уже отмечали в [10], число возможных комбинаций элементов вербальной информации намного ниже, чем элементов образной. Количество вопросов при такой форме подачи инфор-мации зависит от ряда субъективных факторов: способность к абстрактно-логическому мышлению, позволяющая осуществлять многофакторный анализ, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность к эмоционально-чувственному восприятию, индивидуально-психологические способности личности и её профессиональная компетентность.
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"
Следует отметить, что при многокомпонентном анализе визуализированных эмоционально-образных моделей изучаемых объектов ограничения, накладываемые апперцептивно-стью восприятия, менее жесткие, чем при анализе информации того же содержания, но представленной в вербальной форме. Использование в процессе обучения наглядно-образных моделей не только активирует абстрактно-логическое и ассоциативное мышление, но и формирует навыки системно-креативного анализа у студентов, способствует развитию творческого потенциала студента, владеющего методами понятийно-рационального познания мира в сочетании с интуитивно-образными формами его постижения. Правильная постановка вопросов есть результат сложной мыслительной деятельности, поэтому вопрошающая познавательная деятельность студента обеспечивает эффективное усвоение им содержания образования, развивает умение самостоятельно добывать знания, ведь именно в вопросах студентов проявляются нестандартные подходы к решению учебных задач, самостоятельная постановка проблем.
Выводы. При сочетании визуального и вербального методов представления информации для составления вопросов происходит интеграция каналов информационного взаимодействия студентов с миром в его целостности и многообразии, актуализации природных возможностей многомерного восприятия действительности. Реализуется рассмотрение изучаемого материала в единстве всех его сторон с использованием взаимодополнительных методов естественнонаучного, гуманитарного и художественного познания. Формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Это способствует развитию мнемонической функции у студентов, которая является составным элементом креативного мышления. Рассмотренный метод может быть полезен не только в процессе обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов.
Ответственный за переписку: Елканова Тамара Михайловна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и астрономии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Corresponding Author: Elkanova Tamara Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor of the Department ofphysics and astronomy, North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation, e-mail: [email protected].