УДК 378.147
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-3-10-14
DRAWING UP QUESTIONS TO LITERARY WORKS
AS A METHOD INTENSIFICATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS
Elkanova1 T. M., Sergeeva2 L. V.
1 North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation
2 Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, Russian Federation
СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Елканова1 Т.М., Сергеева2 Л.В.
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
2 ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, Российская Федерация
Аннотация. Успех в социальной и деловой сфере напрямую связан с умением задавать нужные вопросы, ведь при умелом использовании вопрос становится самым продуктивным приемом получения информации. Вопросительная конструкция — одна из основополагающих форм вербального мышления. Умение человека задавать правильные вопросы является одним из базовых умений как для учения, так и для будущей профессиональной деятельности студента. Однако анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы позволяют сделать вывод о том, что студенты в основной своей массе не умеют квалифицированно задавать вопросы, выделять главное в изучаемом материале, не видят проблем, не умеют ставить цели и задачи деятельности и планировать работу по их решению. В статье рассматривается разработанный нами метод составления вопросов к законам, к фразам, к категориям, к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства, к явлениям окружающей действительности, призванный способствовать преодолению этих недостатков, повышению гибкости и подвижности мышления студентов и развитию их креативности. Применение этого метода конкретизировано на примере составления вопросов к отрывкам из литературных произведений. Накопленный в процессе применения метода составления вопросов опыт позволяет заключить, что достигается несколько целей обучения. Формируются универсальные и профессиональные компетенции в сфере познавательной деятельности, развивается умение самостоятельной постановки целей и планирования методов их достижения, происходит углубление, расширение и профессионализация знаний. Предлагаемый метод может быть полезен не только в процессе
Abstract. Success in the social and business sphere is directly connected with the ability to ask the right questions, because with skillful use the question becomes the most productive method of obtaining information. Interrogative construction is one of the fundamental forms of verbal thinking. The person's ability to ask the right questions is one of the basic skills for both learning and the student's future professional activities. However, the analysis of psychological and pedagogical literature and our own work experience allow us to conclude that the bulk of the students are not able to ask questions in a qualified manner, highlight the main thing in the material being studied, do not see the problems, do not know how to set goals and objectives of the activity and plan work on their decision. The article discusses the method we have developed for compiling questions about laws, phrases, categories, works of fiction and visual art, environmental phenomena, designed to help overcome these shortcomings, increase the flexibility and mobility of students' thinking, and develop their creativity. The application of this method is concretized by the example of compiling questions for excerpts from literary works. The experience gained in the process of applying the method of compiling questions allows us to conclude that several learning goals are achieved. Universal and professional competencies are being formed in the field of cognitive activity, the ability to independently set goals and plan methods for achieving them is developing, knowledge is developing, expanded and professionalized, The proposed method can be useful not only in the learning process, but also in various areas of future professional and social activities of students.
обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов.
Ключевые слова: высшее образование, креативность, метод обучения, информационно-аналитическая компетентность, познавательная самостоятельность, целостность восприятия.
Keywords: higher education, creativity, teaching method, informational and analytical competence, cognitive independence, integrity of perception.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1]. Кант И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.
[2]. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. 704 с
[3]. Шостром Э. Анти-Карнеги. М.: Попурри, 2004. 400 с.
[4]. Елканова Т. М. Составление вопросов как метод активизации познавательной деятельности студентов // Физическое образование в вузах. 2010. Т. 16, № 1. С. 105-109.
[5]. Елканова Т. М. Некоторые методы развития креативной познавательной активности студентов // Высшее образование сегодня. 2014. .№12. С. 49-51.
[6]. Душенко К. В. Большой словарь цитат и крылатых выражений. М.: Эксмо, 2011. 1216 с.
[7]. Цитаты известных личностей. Ромен Роллан. URL: https://ru.citaty.net/avtory/romen-rollan/ (дата обращения: 19.04.2020).
[8]. Цитаты известных личностей. Эмиль Верхарн. URL: https ://m.citaty.net/avtory/emü-verkharn/ (дата обращения: 19.04.2020).
[9]. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7 томах. Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие. М.: Художественная литература, 1975. 656 с.
REFERENCES
[1]. Kant I. Works in six volumes [Under the general. ed. V.F. Asmus. A. V. Guligi, T. I. Oiserman], - M .: publishing house "Mysl'", 1964. T. 3. 799 c.
[2]. Gadamer H.-G. Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. M.: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck). Tübingen. 1990. 253 p.
[3]. Shostrom E. L. Man, the Manipulator: The Inner Jorney from Manipulation to Actualization. Abingdon Press; First Edition edition (1967). 256 p.
[4]. Elkanova T. M. Drawing up questions as a method of enhancing the cognitive activity of students // Physical education in universities. 2010. T. 16, No1. P. 105-109.
[5]. Elkanova T.M. Some methods for the development of creative cognitive activity of students // Higher education today. 2014. No12. P. 49-51.
[6]. Dushenko K.V. Large Dictionary of Quotations and Idioms(Winged Expressions). M.: Eksmo, 2011. 1216 p.
[7]. Quotations of famous personalities. Romen Rollan. URL: https://ru.citaty.net/avtory/romen-rollan/ (date of the application: 19.04.2020)
[8]. Quotations of famous personalities. Emil Verkharn. URL: https ://ru. citaty. net/avtory/emil-verkharn/ (date of the application: 19.04.2020).
[9]. Bryusov V. Ya. Collected works in 7 volumes. Volume 6. Articles and reviews. Far and near. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1975. 656 p._
Elkanova T.M. SPIN-ID: 8040-3794, ORCIDID: 0000-0002-4512-9591 Sergeeva L.V. SPIN-ID: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033 Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Елканова Т. М. SPIN 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Сергеева Л. В. SPIN 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Введение. Способность к непрерывному приобретению и расширению знаний, умение принимать решения в нестандартных, новых ситуациях, умение видеть альтернативу и принимать оригинальные решения проблемы, способность к преодолению стереотипов, умение выбирать методы познания, адекватные объекту - это спектр требований к современному квалифицированному специалисту. Все эти качества предполагают умение спрашивать. Успех в социальной
и деловой сфере напрямую связан с умением задавать нужные вопросы, ведь при умелом использовании вопрос становится самым продуктивным приемом получения информации. Вопросительная конструкция — одна из основополагающих форм вербального мышления. Еще И. Кант среди методов развития человеческих способностей выделял искусство задавать вопросы и находить на них правильные ответы: «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и
необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето» [1]. Классик герменевтики ХХ века Х.-Г. Гадамер отмечал: «Искусство вопрошания и есть, собственно, искусство мышления. <...> Кто хочет мыслить, должен спрашивать» [2]. В форме вопроса встают новые проблемы, с помощью вопросов получают новую информацию. Умение человека задавать правильные вопросы является одним из базовых умений как для учения, так и для будущей профессиональной деятельности студента. При этом «понимание вопроса часто важнее, чем знание ответа» [3].
Однако анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы позволяют сделать вывод о том, что студенты в основной своей массе не умеют квалифицированно задавать вопросы, выделять главное в изучаемом материале, не видят проблем, не умеют ставить цели и задачи деятельности и планировать работу по их решению. Нами разработан метод составления вопросов к законам, к фразам [4, 5], к категориям, к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства, к явлениям окружающей действительности, призванный способствовать преодолению этих недостатков, повышению гибкости и подвижности мышления студентов и развитию их креативности. Применение этого метода рассмотрим на примере составления вопросов к отрывкам из литературных произведений.
Методы. Одним из наиболее сжатых, концентрированных способов передачи духовно-нравственного и интеллектуально-эстетического опыта человечества является поэзия. Как отмечал английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы» С. Т. Кольридж: «Проза - это слова в самом лучшем порядке. Поэзия - самые лучшие слова в самом лучшем порядке» [6, Цитата №672]. Поэты и писатели, обладая особым спо-
собом осмысления и восприятия действительности и используя художественно-образные средства вербализации, отражают окружающий мир в целостности и в разнообразных аспектах. Французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед Ромен Роллан, характеризуя значение поэзии, писал: «Поэзия заключается . в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека» [7]. Эмоциональное воздействие поэзии лучшего всего отражают слова известного бельгийского поэта Э. Верхарна: «Поэзию следует искать не в сочетаниях слов, но в атмосфере, которую создают эти сочетания» [8].
Известный русский поэт Валерий Брюсов в начале ХХ столетия в статье «Литературная жизнь Франции. Научная поэзия» писал: «Только взаимодействие искусства и науки в силах создать истинную культуру данной эпохи. Поэзия должна дополнять науку, и обратно.» [9, с.134]. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с различными явлениями природы в художественном воображении авторов, что дает возможность использовать их в учебном процессе для реализации декларируемой в высказывании В. Я. Брюсова цели.
В известном стихотворении "Зимний вечер" великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, сам того не зная, ставит много интересных проблем для любителей естественных наук. Рассмотрим, какие вопросы, опираясь на текст первых двух четверостиший стихотворения, можно задать с точки зрения физики.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Перечислим некоторые из составленных нами вопросов. Что такое буря? По каким причинам возникает буря? Каковы возможные механизмы возникновения бури? При каких условиях
может наблюдаться снежная буря? Какими эффектами сопровождается буря? Какова возможная территория распространения снежной бури? При какой скорости можно считать зимний сильный ветер снежной бурей? На какой высоте над земной поверхностью измеряется скорость приземного ветра? Какие физические процессы приводят к увеличению скорости ветра на большой площади и тем самым способствуют возникновению бури? Чем буря отличается от урагана по своей природе? Чем буря отличается от урагана по своим последствиям? Температура воздуха при снежной буре повышается или понижается? Какие еще бури, помимо снежных, встречаются в природе? В чём различие понятий метель, вьюга, пурга, буран, снежная буря? Сила бури, метели заключается только в скорости ветра? Сила бури, метели может определяться количеством переносимого снега? Что такое мгла? Как образуется снежная мгла? Чем отличается видимость при снежной буре и низовой метели? Снежная мгла возникает до, после или во время метели (снежной бури)? Каков механизм формирования снежной мглы? При каких температурах формируется снежная мгла? На какую высоту поднимаются частички снега в снежной мгле? Посредством какого механизма частички снега в снежной мгле поднимаются на более высокие уровни тропосферы после отрыва от поверхности земли? Можно ли про низовую метель сказать, что она «мглою небо кроет»? Что происходит с частичками снега после того, как они покинули поверхность земли при снежной буре? Что такое гидрометеоры и как они связаны со снежной мглой? Каков физический механизм образования гидрометеоров? Что из себя представляет снежный вихрь? Снежный вихрь - это порывистое круговое движение ветра или снег, поднятый потоком ветра? Как изменяется скорость движения снега в зависимости от расстояния до оси вихря? Как изменяется давление в зависимости от расстояния до оси вихря? При каких условиях волновое движение переходит в вихревое? Какой процесс происходит между вихревой поверхностью и окружающим воздухом? Чем обусловлен теплообмен в гребнях и ложбинах вихря между вихревой поверхностью и окружающим воздухом? Как вихри формируют турбулентность? Почему все вихри вертятся?
Снежные вихри являются вертикальными или горизонтальными? Каковы основные особенности вихрей? Какова подъемная сила вихрей? Какими свойствами характеризуется внутренняя полость вихрей? Каковы средние и максимальные размеры снежных вихрей? Чем определяются размеры снежных вихрей? При каких условиях можно наблюдать снежные вихри? Почему при образовании вихря воздух, наполненный снегом, поднимается не по прямой линии, а по спирали и начинает кружиться? В теплом воздухе скорость звука больше, чем в холодном. К чему это приводит? Чем характерен звериный вой? Почему снежная буря сопровождается различными звуками? Чем объясняется такое звуковое явление, как вой ветра? Чем объясняется, что во время снежной бури создается большое число различных звуков: вой, плач, стук? К каким эффектам приводит тот факт, что ветер во время снежной бури дует обычно порывами? Почему ветер дует порывами? Вой представляет собой звуковые колебания периодического характера (связанные между собой частоты)? Чем по физическим характеристикам отличается вой от плача? «Стук в окошко» вызван колебаниями воздуха? «Стук в окошко» вызван колебаниями стекла под ударами падающих на его поверхность снежных частичек? Какую скорость и массу должны иметь частицы снега, чтобы при их ударе о стекло слышался стук? Можно ли считать звук «в окошко застучит» шумом? Как ветер может «шуметь соломой»? Чем характеризуется шум? Чем отличается шум от стука от шума соломы? Как называются звуковые колебания непериодического характера (не связанные между собой частоты)? Можно ли считать, что возникновение звуковых волн при снежной буре обусловлено срывом снежных вихрей с препятствий? Как зависит тон возникающих при снежной буре звуков от скорости ветра?
Это далеко не полный перечень вопросов, которые можно задать к стихотворению А. С. Пушкина. Количество составленных вопросов зависит от ряда субъективных факторов: способность к абстрактно-логическому мышлению, позволяющая осуществлять многофакторный анализ, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность к эмоционально-чув-
ственному восприятию, индивидуально-психологические способности личности и её профессиональная компетентность. Некоторые вопросы могут вызвать те или иные ассоциации, что будет стимулировать расширение списка заданных вопросов. Например, вопросы, касающиеся природы ветра, механизмов его возникновения, разновидностей, факторов, влияющих на его силу, вызываемых им последствий и т.д. То же самое относится к снегу, к звуку. Литературовед задаст совсем другие вопросы, психолог - другие. В любом случае поставленные и обозначенные выше цели будут достигнуты.
Вывод. Накопленный в процессе применения метода составления вопросов к категориям опыт позволяет заключить, что достигается несколько целей обучения. Последовательная замена информационных методов обучения концептуально-аналитическими, обеспечивающими креативный уровень образования и создающими условия для творческого самовыражения личности, способствует целенаправленному формированию универсальных и профессиональных компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности: работы с различными источниками информации, анализа и концентрации информации, освоения и развития базисных оснований декодирования информации различных видов вербальных и невербальных связей и интеракций
в социокультурном и профессиональном аспектах. Происходит углубление, расширение и профессионализация знаний, так как для того, чтобы придумать хороший вопрос, необходима основательная проработка материала по теме, внимательное изучение как основной, так и дополнительной литературы, что способствует развитию навыков работы с научной литературой. Поиск ответов на возникшие и сформулированные вопросы способствует формированию навыков самостоятельного поиска нужной информации и умения с ней работать, что подразумевает развитие умений самостоятельной постановки целей деятельности. Проработанный таким образом материал усваивается глубоко и надолго, а объем информации, получаемой студентами, намного расширяется по сравнению с обычно получаемой и изучаемой. Составляя вопросы, студенты учатся видеть проблемные аспекты, казалось бы, привычных утверждений, анализировать явление, утверждение с различных сторон, выявлять скрытые потенциальные возможности, заложенные в том или ином тексте. Умение видеть в привычном, обыденном новые грани и возможности способствует развитию общей креативности, что ценится в любой области деятельности. Рассмотренный метод может быть полезен не только в процессе обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов.
Ответственный за переписку: Елканова Тамара Михайловна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и астрономии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация,
e-mail: [email protected].
Corresponding Author: Elkanova Tamara Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor of the Department ofphysics and astronomy, North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation, e-mail: [email protected].