Колова Светлана Дмитриевна, Врублевский Александр Сергеевич
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭФФЕКТИВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
В данной статье обосновывается образовательная эффективность различных видов и форм контроля знаний студентов гуманитарных факультетов. Авторами предлагаются деятельностные формы контроля уровня подготовленности специалистов в процессе обучения будущей профессии - репродуктивные, аналитические и творческие. Они, как показал практический опыт, в наибольшей мере отвечают потребностям формирования специалистов высшей квалификации, так как переносят аспект обучения на профессиональную подготовку студента.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-2/54.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 182-185. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
182
ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 2
PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECT OF DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE LEXICAL COMPETENCE AMONG THE HIGHER SCHOOL STUDENTS IN THE PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING
Digtyar Olesya Yur'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation Digtyar@inbox. ru
The article identifies the certain shortcomings when teaching English vocabulary to students. The author focuses on the basic trends in language teaching methodology, psychophysiological peculiarities of foreign vocabulary adoption, proposes the technologies for educational process optimization where the emphasis is on voluntary and conscious element aimed to raise the level of foreign language competence.
Key words and phrases: optimization of vocabulary adoption; vocabulary unification; voluntary and conscious approach; lexical component; thematic vocabulary; non-thematic vocabulary; grammatical and lexical exercises.
УДК 372.882
В данной статье обосновывается образовательная эффективность различных видов и форм контроля знаний студентов гуманитарных факультетов. Авторами предлагаются деятельностные формы контроля уровня подготовленности специалистов в процессе обучения будущей профессии - репродуктивные, аналитические и творческие. Они, как показал практический опыт, в наибольшей мере отвечают потребностям формирования специалистов высшей квалификации, так как переносят аспект обучения на профессиональную подготовку студента.
Ключевые слова и фразы: образование; студент; учитель-словесник; формы и виды педагогического контроля; тестовые задания; дифференцированный контроль.
Колова Светлана Дмитриевна, к. пед. н., доцент
Самарский государственный социально-педагогический университет svetlanakolova@yandex. ru
Врублевский Александр Сергеевич
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова wroblewskialeksandr@gmail. com
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭФФЕКТИВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Одной из постоянно возникающих в процессе вузовского образования проблем является проблема контроля качества знаний и умений студентов. На сегодняшний день совершенно очевидно, что наибольшей модернизации учебного процесса подвергнуты естественно-научные и технические дисциплины, а дисциплины гуманитарного профиля, в том числе и педагогические, остаются в рамках традиционной системы оценивания.
Авторы статьи предлагают рассмотреть этот вопрос на конкретном примере из собственного опыта преподавания педагогических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов.
В ходе обучения будущие учителя-словесники подвергаются контролю, различному по своим видам и формам: устному и письменному, домашнему и аудиторному, индивидуальному, групповому, фронтальному; творческому, репродуктивному, исследовательскому по своей сути; контролю знаний на перспективу и т.д.
Образовательно-эффективными на практике зарекомендовали себя тестовые задания. Как показал собственный опыт, наибольшей продуктивности они достигают в сочетании с традиционными формами проверки знаний на разных этапах обучения для выполнения не только контролирующей, но и обучающей функции. При составлении тестовых заданий мы придерживались следующих критериев, обозначенных в современной дидактике [1; 2; 5]:
1. Соответствие заданий содержанию и целям обучения.
2. Чёткость и краткость формулировок тестовых заданий, однозначность их толкования.
3. Направленность тестов на выяснение существа конкретной проблемы или вопроса.
4. Разнообразие заданий, включенных в тест (на выбор, творческие, на соответствие и др.). Специфика учебного материала, изучаемого студентами-филологами, определяет и характер тестов: они
должны контролировать знания из области теории литературы, теории обучения литературе, теории обучения выразительному чтению, например:
1. Найдите правильную постановку интонации в диалоге:
A. - Ты не хочешь читать «Войну и мир»? - Нет, не я. Б. - Ты не хочешь читать «Войну и мир»? - Нет, не я.
B. - Ты совсем не хочешь читать «Войну и мир»? - Нет, не я. Г. - Ты не хочешь читать «Войну и мир»? - Нет, не я.
2. Какая интонация больше подходит к тому настроению, которое хотел бы передать А. С. Пушкин строкой «Мороз и солнце; день чудесный!»:
A. Так, как будто вы читаете сводку прогноза погоды.
Б. Так, как будто это произнес человек, который сидит в комнате и грустно смотрит в окно.
B. Так, как будто человек только проснулся и увидел, что вместо вчерашней метели с ее грустным завыванием - мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в погоде.
Г. Так, как будто говорит завзятый конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.
3. Какая из точек зрения на вопрос об исполнении морали басни вам видится верной:
A. Моралистическая тенденция басни требует такого подтекста: хочу заклеймить, хочу обличить, хочу обвинить...
Б. Мораль басни следует читать простодушно, незлобливо, с оттенком легкой шутки и добродушной насмешки, на которую нельзя обидеться.
B. Мораль следует читать возможно мягче, легко и даже игриво.
Г. Мораль должна быть прочитана так, чтобы слушатели обратили на нее внимание и задумались над ней.
4. Укажите верный вариант партитуры чувств к тексту:
A. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Б. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
B. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Г. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
весело
повествовательно
удивленно
Задумчиво
тревожно взволнованно удивленно Задумчиво
задорно
торжественно
печально
торжественно
восхищенно
быстро
5. Сделайте разметку текста и предложите партитуру чувств к стихотворению А. А. Фета:
Шепот, робкое дыхание,
трели соловья, Серебро и колыханье
сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, тени без конца, Ряд волшебных изменений
милого лица. В дымных тучках пурпур розы
отблеск янтаря И лобзания, и слезы,
и заря, заря!...
184
^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 2
В образовательном процессе нами также используются и другие виды педагогического контроля, классифицированные учеными-педагогами Т. А. Ильиной [4], М. В. Булановой-Топорковой [6]:
• предварительный (встречный), проводимый путем написания творческой работы или сочинения, эссе, а также тестирования;
• текущий, связанный с процессом усвоения знаний по дисциплинам общепедагогического цикла. Он проводится на семинарских, практических, лабораторных занятиях в форме актуализации усвоенного материала, теоретических диктантов и др.;
• рубежной, подводящий итог изучения нескольких тем и осуществляющий оценку способности будущего учителя-словесника к установлению структурно-логических зависимостей изучаемого. Среди рубежного контроля - интерпретация литературоведческого, культурологического материала в аспекте школьного урока, обоснование педагогической модели рассмотрения какого-либо художественного произведения на уроках литературы в школе;
• итоговый (выходной), подводящий итог изучения дисциплины психолого-педагогического цикла.
В своей преподавательской практике мы делаем акцент на так называемом «дифференцированном контроле» [4, с. 47] и его деятельностном характере, когда проверяется не только уровень усвоения знаний, а ход и результаты действий на их основе, уровень сформированности познавательной, а затем профессиональной деятельности будущего учителя-филолога в целом.
Мы пытаемся раздвинуть традиционные рамки контроля знаний и умений студентов, предложив некоторые формы в границах вузовских курсов «Теория и методика обучения литературе», «Методические аспекты литературного образования в национальной школе», «Выразительное чтение». Они в наибольшей мере отвечают потребностям формирования специалистов высокого класса, так как переносят аспект обучения на профессиональную подготовку студента.
В соответствии с характером деятельности студентов мы различаем репродуктивные, аналитические и творческие формы контроля.
К репродуктивным формам мы относим устный и письменный опросы, письменные ответы на вопросы и задания, ответы по билетам, актуализацию усвоенного, тесты и тестовые задания. Эти формы (кроме тестов) достаточно традиционны и положительно зарекомендовали себя в вузовской методике.
• Каковы основные принципы методики преподавания русской литературы в современной школе?
• Назовите имена ученых-методистов, которые внесли значительный вклад в развитие методики преподавания русской литературы.
• Перечислите авторские программы по русской литературе для современных школ.
• Какой устный ответ учащегося по литературе может быть оценен на «5», «4», «3», «2», «1»?
• Определите последовательность работы учащихся на уроке литературы по усвоению теоретико-литературных понятий. Проиллюстрируйте конкретным примером.
Аналитические формы контроля знаний и умений будущих учителей предполагают подробный анализ предложенной преподавателем педагогической ситуации, видеоверсии урока по разработанной схеме, причем в качестве дифференциации заданий может быть предложен разбор либо деятельности учителя, либо деятельности учащихся на уроке или различных этапов изучения литературного произведения, например:
Ознакомьтесь с фрагментом урока развития речи в среднем звене. Опишите методику ведения урока учителем, проанализировав ее с точки зрения:
• содержания и методики изучения новых знаний;
• объема, системы знаний, сообщаемых учителем;
• методов и приемов изложения;
• научной направленности изложенного материала, связи его с жизнью, его воспитательной функции;
• постановки проблемных вопросов перед учащимися, способов поддержания интереса и внимания учащихся на данном этапе урока;
• вовлечения учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала;
• роли и места демонстрационного материала, таблиц и др. наглядных материалов.
Особое значение в практике преподавания методических курсов мы придаём моделированию урока литературы, обоснованию его педагогической модели, а также интерпретации литературоведческого и культурологического материала в рамках школьного изучения как творческим формам контроля. В названных формах оценивания качества знаний превалирующей становится не столько контролирующая функция, сколько развивающая, которая направлена на стимулирование познавательной активности обучаемых, развитие их творческих способностей, например:
1. Разработайте модель интегрированного урока по литературе сопряженного изучения стихотворений М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная», Н. А. Некрасова «Колыбельная (подражание Лермонтову)» и М. Бебана «Песнь Ванюше».
2. Дайте методическую интерпретацию статьи К. Кокшеневой «Границы судьбы (о рассказе В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)» (из журнала «Москва». 2004. № 2.) для урока внеклассного чтения по изучению современной прозы в выпускном классе.
3. Ознакомьтесь с рассказом-«крупинкой» «Сбрось мешок!» (журнал «Уроки литературы». 2003. № 1. С. 4.), а также статьей В. Г. Распутина «Судьба, сложенная по отеческим потребностям». Разработайте план урока по изучению творчества В. Крупина, опираясь на предложенный материал.
Рациональное сочетание различных форм контроля знаний студентов по вузовским дисциплинам позволяет преподавателю продуктивно реализовать не только контролирующую, но и обучающую функцию высшего образования. При этом основным фактором мотивации преподавателя должно стать выяснение того, на каком уровне обучающийся владеет профессиональными компетенциями, а не отсутствие требуемого объема знаний у студента. В конечном итоге важным показателем образовательной эффективности видов и форм контроля обученности в сфере образования и науки является качество подготовки кадров высшей квалификации.
Список литературы
1. Демидова М. В. Тестовые задания: что и как мы проверяем // Народное образование. 2007. № 2. С. 194-203.
2. Дёрина В. И. Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку [Электронный ресурс]: методические рекомендации. URL: https://infourok.ru/test-kak-odno-iz-sredstv-kontrolya-obuchennosti-inostrannomu-yaziku-1125749.html (дата обращения: 25.08.2016).
3. Егорова Л. Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С. 45-48.
4. Ильина Т. А. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. 494 с.
5. Наумова Т. А., Сердобинцева Е. А. Современные измерения литературных компетенций школьников: базовый и национально-региональный компонент [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2010. № 12. С. 40-41. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15423 (дата обращения: 30.08.2016).
6. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / отв. ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.
EFFICIENT AND EDUCATIONAL TYPES AND FORMS OF STUDENTS' KNOWLEDGE CONTROL
Kolova Svetlana Dmitrievna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Samara State University of Social Sciences and Education svetlanakolova@yandex. ru
Vrublevskii Aleksandr Sergeevich
Plekhanov Russian University of Economics wroblewskialeksandr@gmail. com
The article substantiates the educational efficiency of various types and forms of students' knowledge control. The authors propose activity forms of control of the specialists' qualification level in the process of training a future profession -the reproductive, analytical and creative ones. As the practice has shown, they meet the needs of the formation of the highest category specialists to the greatest extent, as they transfer the aspect of teaching on the educational students' training.
Key words and phrases: education; student; teacher-philologist; forms and types of pedagogical control; test tasks; differential control.
УДК 378.016
В статье рассматривается проектирование техногенной образовательной среды, стимулирующей личностное и профессиональное развитие обучающегося, на различных ступенях непрерывной системы образования, в том числе в системе высшего образования. Выявлено, что коммуникационный и информационный потенциал глобальной техногенной среды предоставляет педагогам достаточно весомые ресурсы и возможности, позволяющие осуществлять направленное воздействие на перцептивную, ментальную и когнитивную сферы человека.
Ключевые слова и фразы: техногенная образовательная среда; содержание; структура; функции; информационная среда; информационные технологии.
Крылов Дмитрий Александрович, к. пед. н., доцент
Марийский государственный университет [email protected]
О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ТЕХНОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В настоящее время наблюдается качественное изменение содержания и вида передаваемой информации, повышение ее наглядности, виртуальности и естественности для погружаемых в нее субъектов. В новом информационном социуме создание, предоставление и распространение информации - один из основных видов деятельности, информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся базовыми производственными технологиями, а информационная среда -