"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
УДК 378.147
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-8-14-18
QUALITATIVE TEST TASKS IN THE STRUCTURE OF GNOSTIC METHODS
Elkanova1 T.M., Sergeeva2 L.V.
1 North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation
2 Gorsky State Agrarian University», Vladikavkaz, Russian Federation
КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ В СТРУКТУРЕ ГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Елканова1 Т.М., Сергеева2 Л.В.
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
2 ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, Российская Федерация
Abstract. Testing, widely used in recent decades in pedagogical practice, is mainly used to diagnose the effectiveness of the educational process, but in most cases the questions of test items are designed to check the assimilation of knowledge at the reproductive level. The article discusses the possibility of expanding the functional purpose of tests, giving them educational and creativity-forming thinking direction through the purposeful use of test tasks of a qualitative nature, stimulating the activation of students' creative cognitive activity and designed for a creative level of learning. A qualitative test item is understood as a closed-type multiple choice educational and training test item, the correct answer and distractors of which are detailed statements or definitions. The main goal of high-quality test items is to deepen and qualitatively expand the spectrum of students' knowledge, develop their analytical skills, develop independence, criticality and creativity of thinking. The article substantiates the expediency of using, visual along with verbal methods of presenting information, when drawing up high-quality test tasks, meaning works of various genres of fine art, illustrating the meaning, aesthetic and general cultural significance of the material being studied. This allows you to form a holistic, multifaceted idea of the object of study in its many connections with the surrounding reality. The effectiveness of the learning process increases, since the systematic inclusion of non-standard and aesthetically oriented educational material in the content of education increases the emotional saturation of classes, which contributes to the activation of students' cognitive activity, the development of their perceptual and creative abilities and an increase in the intellectual depth of learning. At the same time, the principle of interaction of natural science, humanitarian and artistic methods of cognizing reality is implemented.
Аннотация. Широко используемое в последние десятилетия в педагогической практике тестирование в основном применяется для диагностики результативности образовательного процесса, однако в большинстве случаев вопросы тестовых заданий рассчитаны на проверку усвоения знаний на репродуктивном уровне. В статье рассматривается возможность расширения функционального назначения тестов, придания им обучающей и формирующей креативность мышления направленности путем целенаправленного использование тестовых заданий качественного характера, стимулирующих активизацию творческой познавательной деятельности студентов и рассчитанных на креативный уровень обучения. Под качественным тестовым заданием понимается обучающе-тренинговое тестовое задание закрытого типа с множественным выбором, правильный ответ и дистракторы которого представляют собой развернутые утверждения или определения. Основной целью качественных тестовых заданий является углубление и качественное расширение спектра знаний студентов, развитие их аналитических способностей, выработка самостоятельности, критичности и креативности мышления. В статье обосновывается целесообразность при составлении качественных тестовых заданий использовать, наряду с текстуальными, и визуальные методы представления информации, имея в виду произведения различных жанров изобразительного искусства, иллюстрирующие смысл, эстетическую и общекультурную значимость изучаемого материала. Это позволяет формировать целостное, многогранное представление об объекте изучения во множестве его связей с окружающей действительностью. Повышается эффективность процесса обучения, так как систематическое включение в содержание обучения не-
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
Keywords: higher education, test tasks, creativity, methods of knowing reality, holistic representation. стандартно представленного и эстетически ориентированного учебного материала повышает эмоциональную насыщенность занятий, что способствует активизации когнитивной деятельности студентов, развитию их перцептивных и творческих способностей и увеличению интеллектуальной глубины обучения. При этом реализуется принцип интеракции естественнонаучных, гуманитарных и художественных методов познания действительности. Ключевые слова: высшее образование, тестовые задания, креативность, методы познания действительности, целостное представление.
REFERENCES [1] Elkanova T.M. Qualitative test tasks as a path to development of analytical creative thinking // Higher education today. 2017. № 8. P. 22-24. [2] Elkanova T.M. Innovative methods of teaching physics. Moscow: Sputnik+, 2017. 132 p. [3] [Avanesov V.S. Distractor analysis // Pedagogical measurements. 2013. No. 1. P. 70-78. [4] Avanesov V.S. Form of test items. M.: Testing Center, 2006. 156 p. [5] Terrible clouds "Asperitas". URL: https://awesome-world.ru/prirodnye-yavleniya/prichinyi-vozniknove-niya-asperatusa.html (date of the application: 27.07.2020). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Елканова Т.М. Качественные тестовые задания как средство развития аналитического и креативного мышления // Высшее образование сегодня. 2017. № 8. С. 22-24. [2] Елканова Т.М. Инновационные методы обучения физике. М.: Спутник+, 2017. 132 с. [3] Аванесов В.С. Дистракторный анализ//Педа-гогические измерения. 2013. №1. С. 70-78. [4] Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2006. 156 с. [5] Грозные облака «Асператус». URL: https://awesomeworld.ru/prirodnye-yavleniya/prichinyi-vozmknoveniya-aspera-tusa.html (дата обращения 27.07.2020).
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Elkanova TM. SPIN-код: 8040-3794, ORCIDID: 0000-0002-4512-9591 Sergeeva L.V. SPIN-код: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Елканова ТМ. SPIN-код: 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Сергеева Л.В. SPIN-код: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033
Введение. В последние годы тестирование широко используются в педагогической практике для диагностики результативности образовательного процесса, однако в большинстве случаев вопросы тестовых заданий отличаются однотипностью, не стимулируют познавательную деятельность студентов и рассчитаны на усвоение знаний на репродуктивном уровне. Мы считаем, что возможно расширение функционального назначения тестов, придание им обучающей и формирующей креативность мышления направленности путем целенаправленного использование тестовых заданий качественного характера для активизации творческой познавательной деятельности студентов и повышения эффективности обучения [1, 2]. Метод. Качественным тестовым заданием будем называть обучающе-тренинговое тестовое задание закрытого типа с множественным выбором,
правильный ответ и дистракторы которого представляют собой развернутые утверждения или определения. Основной целью качественных тестовых заданий является углубление и качественное расширение спектра знаний студентов, развитие их аналитических способностей, выработка самостоятельности, критичности и креативности мышления.
Дистракторы должны отвечать принципу равной привлекательности и достаточно высокой правдоподобности [3, 4]. Качественные тестовые задания с хорошо сформулированными, правдоподобными валидными дистракторами развивают умение использовать знания в нестандартной ситуации (креативность), рассматривать изучаемый объект во всем многообразии связей, критически оценивать предлагаемые версии ответа, искать и находить источники необходимой дополнительной информации. -—
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
Приведем примеры качественных тестов к разделу «Облака» интегративного кластера «Вода в атмосфере».
Тестовое задание №1. При данной температуре и данном давлении
влажный воздух содержит больший процент молекул воды, чем сухой, поэтому он имеет большую плотность, чем сухой;
влажный воздух имеет меньшую плотность, чем сухой, так как получается из сухого посредством замены некоторых молекул кислорода и азота молекулами воды;
влажный и сухой воздух имеют одинаковую плотность, так как количество молекул, заключенных в единице объема, у них одинаково. Тестовое задание №2. На голубом небе ясно видны белые облака. Это объясняется тем, что
размеры капель воды или кристалликов льда, из которых состоят облака, сопоставимы с длинами волн видимого света, поэтому рассеяние света всех длин волн происходит приблизительно с одинаковой интенсивностью;
при когерентном рассеянии солнечного света на частицах, составляющих облака, справедлив закон Релея; размеры капель воды или кристалликов льда, из которых состоят облака, намного больше длины волны света, поэтому происходит
Тестовое задание №3.
преломление и отражение света, которое описывается формулами Френеля.
Мы считаем целесообразным при составлении качественных тестовых заданий использовать, наряду с текстуальными, и визуальные методы представления информации, имея в виду произведения изобразительного искусства, предназначенные для эстетического восприятия и иллюстрирующие смысл, эстетическую и общекультурную значимость изучаемого материала..
В образовательном пространстве действует закономерность единства чувственного, логического и практического. Правильно организованное эмоциональное подкрепление познавательной деятельности студентов способствует повышению интереса к изучаемому материалу и связанным с ним многообразным сторонам действительности, что стимулирует развитие творческих потребностей. Использование произведений изобразительного искусства в качественных тестовых заданиях влияет не только на эмоциональную составляющую обучения, но и способствует формированию целостного взгляда на окружающий мир, повышает мотивацию и стимулирует познавательную деятельность студентов. При этом реализуется принцип интеракции естественнонаучных, гуманитарных и художественных методов познания действительности. В качестве примера рассмотрим несколько качественных тестовых заданий с использованием визуальных представлений (рис. 1-6; фотографии взяты из свободного доступа в интернете), к разделу «Облака» интегративного кластера «Вода в атмосфере».
Рис. 11. Облака. Рис. 22. Облака.
На рис. 1, 2 изображены
радужные облака, окрашенные в разные цвета в результате почти когерентной дифракции солнечного света на тонких облаках;
1 http://www. ecoindustry. ru/i/ecorecords/375/6.jpg
2 https://severpost. ru/docs/upload/1453885861.jpg
—-
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
перламутровые облака, образующиеся в нижней стратосфере при аномально низких температурах (ниже -78 оС);
облака, встречающиеся преимущественно в тропических широтах и связанные с образованием тропических циклонов.
Эстетическое освоение действительности во многом определяет эффективность процесса познания, так как активизирует творчески-познавательные способности личности, развивает ее продуктивное воображение и интуицию, формирует целостное, многогранное представление об объекте изучения. Например, описание облаков «Аспера-тус»: «облака зловещего вида с резкой бугристой нижней границей ... тёмно-синие, почти чёрные,
Тестовое задание №4
напоминающие грозное штормовое море - эти облака выглядят устрашающе, завораживающе, впечатляюще и способны испугать кого угодно, сигнализируя о приближающемся катаклизме» [5] не дает четкого представления об этом явлении природы, в то время как взгляд на их изображение (рис. 3, 4) производит неизгладимое впечатление и позволяет ярко представить их грозную мощь.
Рис.33. Облака. Рис.44. Облака.
Облака, изображенные на рис. 3, 4,
чаще фиксируются над горами и холмами при движении воздуха с запада на восток, могут сохраняться в небе длительное время;
являются предвестниками сильного шторма или грозы и приходят перед ними;
появляются, когда холодные слои воздуха у поверхности земли сталкиваются с более теплыми и
быстрыми потоками над ними.
Тестовое задание №5
Рис. 55. Облака. Рис.66. Облака.
Формирование облаков, изображенных на рис. 5, 6,
связано с процессом возникновения образованных орографически внутренних гравитационных волн;
3 http://s.ekabu.ru/localStorage/post/52/d6/e6/c./52d6e6c_resizedScaled_740to493.jpg
4 http://s.ekabu.ru/localStorage/post/ab/7a/6b/18/ab7a6b18_resizedScaled_740to555.jpg
5 http://www. ecoindustry. ru/i/ecorecords/128/19m.png
6 http://ecoindustry. ru/i/ecorecords/128/1.jpg
—--—
~ 17 ~
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
обусловлено возникновением неустойчивости Рэлея - Тейлора;
вызвано прохождением двух слоев воздуха друг мимо друга на разной скорости в условиях атмосферной нестабильности.
Визуальный компонент качественных тестовых заданий нестандартно-креативной дуальной модели выполняет двоякую функцию: углубляя содержательно-смысловую структуру вербальной компоненты, обеспечивает апперцептивность и контекстность восприятия. Предлагаемые тестовые задания предполагают как индивидуальное, так и коллективное решение в мини-группах с последующим сравнительным анализом объема и
качественной составляющей использованной информации, обосновывающей выбор ответа. Вывод. Качественные тестовые задания, представляющие информацию как в вербальной, так и в синтезированной визуально-вербальной формах, могут служить конструктивным_средством повышения эффективности образовательного процесса, ориентированного на развитие перцептивных и когнитивных способностей студентов.
Ответственный за переписку: Елканова Тамара Михайловна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и астрономии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Corresponding Author: Elkanova Tamara Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor of the Department of physics and astronomy, North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation, e-mail: [email protected].