Научная статья на тему 'Методика изображения автопортрета в технике «Гравюра по пластику»'

Методика изображения автопортрета в технике «Гравюра по пластику» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / ГРАВЮРА / АВТОПОРТРЕТ / ДЕТСКИЙ РИСУНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Е. С., Чебаева Е. Н.

Авторами разработан курс практических занятий «Гравюра по пластику» в условиях дополнительного образования. Описано развитие художественно-изобразительных технологий у детей на примере выполнения автопортрета в технике гравюры по пластику. Каждый этап выполнения работы проиллюстрирован фотографией. В статье рассмотрена гравюра как разновидность печатной графики. Приведены в качестве примера творческие работы детей, выполненные в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEPICTING SELF-PORTRAIT IN THE TECHNIQUE OF ENGRAVING ON PLASTIC

The authors developed a course of practical training ''Engraving on Plastic'' in additional education. The development of fine art technologies in children's self-portrait depicted in the technique of engraving on plastic is described. Each stage of the project implementation is illustrated with photographs. The article describes engraving as a variant of the printed graphics. The article gives examples of the children's creative works made in additional education.

Текст научной работы на тему «Методика изображения автопортрета в технике «Гравюра по пластику»»

ПЕДАГОГИКА УДК 371.3:7

методика изображения автопортрета в технике «гравюра по пластику»

Авторами разработан курс практических занятий «Гравюра по пластику» в условиях дополнительного образования. Описано развитие художественно-изобразительных технологий у детей на примере выполнения автопортрета в технике гравюры по пластику. Каждый этап выполнения работы проиллюстрирован фотографией. В статье рассмотрена гравюра как разновидность печатной графики. Приведены в качестве примера творческие работы детей, выполненные в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: печатная графика, гравюра, автопортрет, детский рисунок.

Е. С. Лыкова, Е. Н. Чебаева E. S. Lykova, E. N. Chebaeva

methods of depicting self-portrait in the technique of engraving on plastic

The authors developed a course of practical training ''Engraving on Plastic'' in additional education. The development of fine art technologies in children's self-portrait depicted in the technique of engraving on plastic is described. Each stage of the project implementation is illustrated with photographs. The article describes engraving as a variant of the printed graphics. The article gives examples of the children's creative works made in additional education.

Keywords: printed graphics, engraving, self-portrait, child's drawing.

Гравюра - разновидность графики, она представляет собой произведения, напечатанные с гравировальной доски, на которую нанесен рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносят рисунок, который затем покрывают краской и оттискивают на бумаге. Число оттисков варьирует в зависимости от техники гравирования и материала. Основные материалы гравюры - металл, дерево, линолеум, картон, в XXI веке - пластик, оргстекло.

Гравирование (от фрац. graver - вырезать, выцарапывать) - своеобразный, увлекательный и доступный вид изобразительного искусства. Гравюрой принято называть как доску, на которой вырезано, награвировано изображение, так и отпечаток с нее. Оттиск (отпечаток) называют эстампом (от французского estamper - отштамповать, отпечатывать). Под словом «доска» понимают не только дерево, но и любой материал, на котором вырезана гравюра. Виды гравирования на различных поверхностях (на картоне, на линолеуме, на пластмассе), которые можно выполнить с детьми, подробно описаны в статье Е. С. Лыковой «Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой» [1, с. 30].

Исследователи во всем мире постоянно обращаются к вопросам развития и совершенствования методики преподавания изобразительного искусства. Проблема разработок современных технологий обучения изобразительному искусству в данное время значима и актуальна. Академик РАО Л. Г. Медведев, анализируя художественное образование, писал, что обучение детей изобразительному искусству не самоцель, а эффективное средство их творческого развития, необходимое условие образного познания мира [2, с. 233]. О. П. Савельева рассматривает вопросы художественно-творческого развития учащихся в изобразительной деятельности как в основном, так и в дополнительном образовании [3, с. 239]. Не менее важными остаются методические разработки в области использования графических техник в обучении детей.

Курс практических занятий «Гравюра по пластику» написан для системы дополнительного образования и является

продолжением основной образовательной программы в рамках предметных областей «Технология» и «Искусство». Курс разработан для кружков и студий дополнительного образования учащихся. Для многих детей занятия в кружках и студиях являются единственной возможностью приобщиться к такому виду изобразительного искусства, как графика, освоить, хотя бы в рамках короткого курса, выполнение гравюры. Очень важно, что ребенок под руководством педагога-специалиста сможет погрузиться в мир творчества, эмоционального переживания, изучения собственных ощущений, познания самого себя и окружающего мира. «Необязательность» занятий, свобода выбора студии или кружка все это гарантирует заинтересованную, непринужденную атмосферу работы. Результатом ее - полученной гравюрой - можно поделиться с друзьями и удивить родителей. Цель занятий - воспитание любящего искусство человека, популяризация печатной графики среди учащихся, развитие интереса к обучению новым творческим приемам в области печатной графики, обучение детей художественно-изобразительным технологиям, подробное изучение технологического процесса выполнения гравюры по пластику (линогравюры). Курс рассчитан на 4-5 занятий по 4 академических часа. Планируется 20 часов на освоение задания на тему «Автопортрет» для младшего и среднего возраста. Для выполнения работы необходимо приготовить все необходимые материалы, инструменты (бумага, маркеры, пластик ПВХ, штихеля, типографская краска, ножницы, растворитель) и тяжелый металлический валик для печати вручную.

На первом занятии учащиеся знакомятся с работами художников-графиков и с детскими работами из методического фонда педагога-специалиста в технике линогравюры, с инструментами для выполнения линогравюры и правилами техники безопасности при работе с ними. В дальнейшем эти правила повторяются в начале каждого занятия. Сравнивая между собой линогравюры, дети выявляют с помощью преподавателя характерные приемы работы, указывают на достоинства и недостатки композиций, записывают последовательность выполнения

гравюры по пластику и линогравюры, знакомятся с особенностями и различиями в работе этих двух техник. На первом этапе учащиеся выполняют эскизы, необходимые для дальнейшей работы. Рисунки эскизов к автопортрету можно подготовить в результате небольшой игры. Ребенок прикладывает к лицу лист бумаги А4 так, чтобы он закрывал лоб, подбородок, и обводит свое лицо фломастером через бумагу, в результате чего появляется «смешная рожица» (фото 1). У детей такая игра вызывает радость и удивление от неожиданного результата (фото 2). Обязательным условием работы над эскизом является сохра-

нение черт первоначального рисунка, полученного путем рисования на собственном лице. Именно эти черты передают очарование непроизвольной стилизации (фото 3). После этого образ лица дополняется прической или элементами, необходимыми для раскрытия главной характерной черты, например очками или другими аксессуарами. После того как в поисковых эскизах был найден окончательный вариант рисунка автопортрета (фото 4), его необходимо перевести в зеркальное отражение. Дети легко справляются с этой работой, перевернув лист и приложив его на просвет к оконному стеклу (фото 5).

Фото 1. Начало работы над автопортретом

Фото 2. Первичное изображение эскиза

Фото 3. Доработка эскиза автопортрета

Фото 4. Итоговый эскиз на бумаге Фото 5. Выполнение зеркального изображения

На втором занятии перед ребятами ставится задача переноса зеркального изображения эскиза на пластик, выполнение перенесенного рисунка в тоне на пластике при помощи маркера и пробной работы штихелями (резаками по линолеуму). Каждому ребенку выдается дощечка пластика примерно формата А4. Для более точного переноса рисунка на пластик детям предлагается воспользоваться методом последовательного вырезания больших форм (фото 6) и обведения их на поверхности пластика при помощи маркера (фото 7), затем форм меньшего размера и совсем маленьких. В качестве выкройки используется зеркальный вариант эскиза. При работе маркером над тоновым решением автопортрета на пластике (фото 8) необходимо вспомнить, что одним из выразительных средств в графике является силуэт и можно воспользоваться этим приемом для наиболее удачного реше-

ния композиционной задачи. В одном случае изображение человека останется темным, а фон светлым. В этом варианте фон заполняется штрихами от резака, и над фактурой фона, сделанной резаком, необходимо поработать подробно (рис. 1, 2, 3, 4). Если же автором задумано лицо светлое, то работа резаками предстоит над лицом и одеждой. Фон же в этом случае останется темным или с небольшим рисунком (рис. 5, 6, 7, 8).

На третьем занятии дети работают штихелями и изучают технику печати гравюры. Объяснение процесса выполнения этого сложного этапа работы начинается с ознакомления с правилами техники безопасности при работе с резаками и другими острыми предметами. На занятиях рассказывают о разновидностях резаков, а также правилах заточки инструментов и их хранения. Перед непосредственной работой над доской учащиеся пробуют возможнос-

ти штихелей разной конфигурации на обрезках пластика, рисунок выполнен в черно-белом варианте, детям понятно,

набивая руку, чтобы «почувствовать» материал, выполняя что резаком выбираются те пятна и линии, которые оставле-

упражнения в проведении линий различной толщины и на- ны белыми, то, что было зарисовано маркером, после печа-

правлений. После того как дети поняли суть работы реза- ти станет черным, а полученное в результате изображение

ком (как держать, как правильно им пользоваться, какое будет соответствовать задуманному эскизу (фото 9). Когда

направление вырезания выбрать и какой величины будут доска полностью подготовлена, наступает завершающий,

штрихи), можно приступать к работе над доской. Поскольку самый интересный этап в работе над гравюрой - печать.

Фото 6. Раскрой больших форм эскиза

Фото 7. Перенос рисунка на пластик

Фото 8. Тоновое решение композиции маркером а пластике

Фото 9. Работа над доской штихелями

Рис. 1. Юля Б., 11 лет Рис. 2. Лиза Р., 12 лет Рис. 3. Карина Р., 12 лет Рис. 4. Лиза Д., 10 лет

Рис. 5. Маша Р., 12лет Рис. 6. Алексей В., 12 лет Рис. 7. Сергей П., 9 лет Рис. 8. Владислав С, 9 лет

На четвертом занятии часть детей продолжает трудиться над вырезанием доски, остальные же готовы к печати. Работа над печатью проводиться в помещении с вытяжкой за большим столом, на котором развернута мини-печатная мастерская. Важно организовать рабочее место для нескольких участников печатного процесса так, чтобы они не мешали друг другу. На одной половине стола отводится место для раскатки краски при помощи резинового валика по ровной поверхности (фото 10) и нанесения ее равномерным слоем на доску (фото 11). Ребенок, выполнив этот этап, с окрашенной доской, переходит к следующей части стола. Здесь доска аккуратно помещается на чистый, размеченный лист бумаги, в центр, краской вниз, так, чтобы вокруг рисунка осталась одинаковая со всех сторон рамка чистой бумаги. Сверху все накрывается газетой, чтобы случайно не запачкать работу. Дальше полученные слои из доски, бумаги и газет надо прокатать с усилием тяжелым металлическим валиком, от центра вверх и от центра вниз. Делать это надо с нажимом, но аккуратно, для того чтобы не произошло замятия бумаги или сдвижки

бумаги и доски. Иначе изображение будет смазанное. Для получения качественного оттиска необходимо, перевернув доску с бумагой и не снимая лист, затереть краску круговыми движениями через бумагу при помощи ложки (фото 12). Это обеспечивает ровный черный слой на оттиске и выявление всех мелких деталей фактуры, которые могли не отпечататься при работе с валиком. Далее остается только осторожно снять лист с изображением с доски и оставить его до полного высыхания (фото 13). Если после получения первого пробного экземпляра оттиска проявляются какие-либо недостатки, ребенок может здесь же, на свободном участке стола, исправить их, сделать дополнения в рисунке резаком и вновь отпечатать работу. Процесс печати для учащихся может быть затруднителен без помощи товарищей. Поэтому возле печатного стола должны находиться 34 человека, которые могут помочь друг другу. В результате практических занятий каждый ребенок выполнит 3-4 качественных отпечатка с доски (фото 14). Итогом совместного труда детей и преподавателя должна стать выставка детского творчества.

Фото 10. Раскатка краски при Фото 11. Нанесение типог- Фото 12. Итоговое затирание оттиска

помощи валика рафской краски на готовую

поверхность доски

Фото 13. Снятие бумажного оттиска с доски Фото 14. Доска и полученная с нее гравюра

В предложенном курсе практических занятий соединено развитие художественно-изобразительных технологий и художественно-прикладная направленность практической деятельности детей. Пошаговое освоение приемов художественно-изобразительных технологий и технологии ручной обработки материалов, специально заложенное в курс практических занятий «Гравюра по пластику» приведет ребенка к эстетически полноценному результату его творчества.

1. Лыкова Е. С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28-33.

2. Медведев Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». 2012. № 2(106). С. 233-235.

3. Савельева О. П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2014. С. 237-241.

© Лыкова Е. С., Чебаева Е. Н., 2015

УДК 378.147: 004.92

решение практических задач по подготовке студентами-дизайнерами макета к печати

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов в области дизайна средствами компьютерных технологий. В статье рассматриваются вопросы подготовки студентами оригинал-макета к печати с учетом полиграфических требований.

Ключевые слова: компьютерные технологии, профессиональные компетенции, допечатная подготовка, оригинал-макет, профессиональная деятельность.

Т. Ю. Позднякова T. Yu. Pozdnyakova

the solution of practical tasks of preparing layouts for printing by design students

The article is devoted to the problem of professional training of specialists in design by using computer technologies. This article deals with the students' preparation of the original layouts for printing according to the printing requirements.

Keywords: computer technologies, professional competences, prepress preparation, original layout, professional activities.

В настоящее время практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы. Компьютерные технологии активно интегрируются даже в традиционные дисциплины профессиональной подготовки студентов художественных специальностей для формирования соответствующих компетенций. Становление успешной профессиональной деятельности будущего специалиста-дизайнера связано с развитием профессиональной компетентности в образовательном процессе вуза, которую мы рассматриваем (вслед за В. А. Козыревым, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной) как «интеграль-

ную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности» [1, с. 9].

Процесс подготовки студентов-дизайнеров в области компьютерных технологий направлен на формирование навыков эффективного использования графических программ в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности. Современному специалисту-дизайнеру при изготовлении макета полиграфической продукции предоставляется широкий выбор редакторов векторной (CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand) и рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.