Научная статья на тему 'Методика обучения технике гравюры на пластике учащихся среднего школьного возраста'

Методика обучения технике гравюры на пластике учащихся среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / EXERCISES / METHODS OF TEACHING / ГРАВЮРА НА ПЛАСТИКЕ / ENGRAVING ON PLASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоморохова Екатерина Игоревна, Рузин Владимир Иванович

Статья посвящена разработке упражнений, способствующих освоению техники гравюры на пластике, и методике преподавания данного вида искусства учащимся среднего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of teaching the technique of engraving on plastics to secondary school agepupils

The article is devoted to the development of exercises promoting the mastering the engraving on plastics technique and methods of teaching this art to pupils of secondary school age.

Текст научной работы на тему «Методика обучения технике гравюры на пластике учащихся среднего школьного возраста»

Pedagogy

УДК 76.021 РС! 10.21661/Г-112421

Е.И. Скоморохова, В.И. Рузин

Методика обучения технике гравюры на пластике учащихся среднего школьного возраста

Аннотация

Статья посвящена разработке упражнений, способствующих освоению техники гравюры на пластике, и методике преподавания данного вида искусства учащимся среднего школьного возраста.

Ключевые слова: гравюра на пластике, методика обучения, упражнения.

E.I. Skomorokhova, V.I. Ruzin

Methods of teaching the technique of engraving on plastics to secondary school agepupils

Abstract

The article is devoted to the development of exercises promoting the mastering the engraving on plastics technique and methods of teaching this art to pupils of secondary school age.

Keywords: engraving on plastics, methods of teaching, exercises.

Среди многообразия видов изобразительного искусства гравюра довольно давно занимает место самого демократичного, самого массового вида творчества. Создание гравюры подразумевает возможность одновременно жизнь художественного графического произведения в массе подлинных его копий, то есть, другими словами сделать большое количество одноименных оттисков совершенно одинаковых по качеству.

Гравюра на пластике как графическая техника привлекает внимание художников благодаря своим отличительным качествам, выделяющим ее среди других видов эстампа, таких как выразительность, ясность и лаконизм художественного языка.

В настоящее время в дополнительном образовании при обучении изобразительному искусству линогравюре отводится мало времени. К сожалению, в процессе изучения названного вида искусства обучающимся даются лишь краткие сведения о гравюре в целом и о многообразии техник исполнения. Необходимо отметить, что методического материала по теме гравюры на пластике недостаточно. Вместе с тем, работа в технике линогравюры может помочь развитию обучаемых: воспитать художественный вкус и стиль, развить творческие способности, приобщить их к искусству и культуре. В связи с этим представляется целесообразным разработать упражнения, способствующие освоению линогравюры.

Необходимо отметить, что при организации процесса обучения учащимся необходимо освоить общеизвестные приемы и способы использования оборудования необходимого для работы, прежде чем резать по пластику нужно научиться, правильно держать штихель. Характер резьбы зависит от нажатия руки на резец. Даже при лёгком изменении нажима изменяется толщина линии. С целью освоения приёмов гравирования и ознакомления учащихся с особенностями работы резцами разных сечений проводятся первые пробные упражнения. Это непременное условие дальнейшей успешной работы. При гравировке как прямых, так и кривых линий рука с резцом должна двигаться только в одном направлении, не отклоняясь ни влево, ни вправо. Все повороты штрихов достигаются движениями левой руки, которая вращает доску, направляя её против резца.

Процессу гравирования на пластике должны предшествовать уроки рисования с натуры и упражнения на овладение техникой штриховки.

Рассмотрим упражнения подробнее.

Дисциплина штриха Цель: освоение основного приема резьбы. Задание представлено в приложении на рисунке 1: загравировать всю доску параллельными линиями равной толщины и с равным промежутком. Расстояние между врезами также должны быть одинаковыми.

Педагогика

Особенности выполнения: резьба проводится по принципу, как с карандашом, но он заменятся штихилем, при проведении линий он плотно прижимается к линейке.

Материал: пластик размером 7 х 10, штихель, линейка.

Линия и тон

Цель: освоение градаций светотени при работе любым резцом (лучше тонким).

Задание представлено в приложении на рисунке 2: загравировать всю доску горизонтальными (параллельными) линиями равной толщины, но с различным промежутком.

Особенности выполнения: учащиеся должны на одном и том же листе пластика расположить несколько линий: сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно увеличивая это расстояние, довести частоту этих линий до максимальной разреженности (то есть до полной плотности цвета в оттиске).

Материал: пластик размером 7 х 10, штихель, линейка.

Перекрещивающиеся линии

Цель: освоение градаций тона.

Задание представлено в приложении на рисунке 3: загравировать всю доску вертикальными (параллельными) линиями равной толщины и с равным промежутком, затем по горизонтали доску делят на четыре части, первую не трогают, вторую заполняют горизонтальными линиями. Третью часть гравируют по горизонтали, а после с лева на право параллельными линиями, в четвертой части сочетают все вышеперечисленные приемы, плюс гравируют справа налево.

Особенности выполнения: необходимо воспользоваться линейкой, для того чтобы линии были расположены на одинаковом расстоянии. По ней можно резать сами линии, для этого необходимо к линейке вплотную прижать штихель, словно это карандаш, и мы собираемся провести им линию.

Материал: пластик размером 7 х 10, штихель, линейка.

Техника работы с резцом

Цель: овладение техникой нажима на резец.

Задание представлено в приложении на рисунке 4: за-гравировать всю доску горизонтальными линиями разной толщины и с разным промежутком, при этом постараться получить разную тональность - от темного к светлому.

Особенности выполнения: Для начала, легкими движениями, практически без нажима на штихель, проводим тонкие линии, затем увеличиваем нажим -получатся линии средней толщины, далее нажимаем на инструмент еще сильнее, получая тем самым глубокие широкие линии.

Материал: пластик размером 7 х 10, штихель.

Волнистые линии

Цель: вычерчивание волнистых линий, данное упражнение дает возможность развить руку не только в одном горизонтальном направлении.

Задание представлено в приложении на рисунке 5: заполнить всю доску волнистыми линиями, которые будут идти параллельно друг другу.

Особенности выполнения: при гравировании волнистой линии нужно поворачивать не штихель, а пластик навстречу руке с инструментом.

Материал: пластик размером 7 х 10, штихель.

Круг

Цель: освоить гравирование не только прямых линий, но и по кругу.

Задание представлено в приложении на рисунке 6: выгравировать круг непрерывной линией.

Особенности выполнения: чтобы не сбить направления, нужно провести циркулем ряд кругов различного диаметра - внутри основного круга. Первая линия режется по основному диаметру - по наружной окружности доски, остальные - параллельно ей. Постепенно уменьшаясь, круги должны сойтись в одну точку. Выполняя это упражнение, полностью поворачивают пластик по целому кругу.

Материал: пластик размером 7 х 10, штихель, циркуль.

Пунктир

Цель: добиться различной тональности.

Задание представлено в приложении на рисунке 7: дать средний по силе тон - черной или белой точкой. Провести карандашом линии по линейке и затем, по этим линиям выбирать тон.

Особенности выполнения: точку нужно вынимать отрывистым движением, не накалывая ее.

Материал: пластик размером 7 х 10, штихель, линейка.

Смешение цветов

Цель: данного упражнения является наложение трех основных цветов друг на друга, в разной последовательности и наблюдение за тем, как будет меняться их насыщенность, в зависимости от последовательности цвета.

Задание представлено в приложении на рисунках 8; 9; 10: берем три доски, первая для желтого цвета, вторая доска для красного, третья для синего. Далее делаем оттиски в следующей последовательности:

Особенности выполнения: в предыдущем блоке учащиеся выгравировали доски с упражнениями, которые можно использовать при работе с цветом, используя доски с разной фактурой, можно получить большое количество различных комбинаций.

Материал: пластик размером 7 х 10, бумага А4, печатный станок, типографская краска.

В зависимости от последовательности наложения цветов, можно наблюдать следующее:

1. При комбинации: желтый, красный, синий можно увидеть, что желтый и красный дают оранжевый цвет, красный и синий - фиолетовый, при смешении всех трех цветов получается коричневый, сквозь последний цвет - синий, просвечивает красный (рисунок 8).

2. Красный, синий, желтый, при смешении дают темно зеленый. Красный и синий, смешиваясь, образуют фиолетовый, желтый и синий - зеленый (рисунок 9).

3. Сочетая синий, желтый, красный - получаем темно-коричневый, комбинации желтого с синим и красного с желтым, дают такие же цвета, как и в предыдущих вариациях (рисунок 10).

Таким образом, можно сделать вывод, что, выполнив вышеперечисленные упражнения, обучаемые освоят средства выразительности линогравюры, а это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей успешной работе в данной технике.

44 Интерактивная наука | 6 • 2016

Pedagogy

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Литература

1. Богачкин Б.М. Линогравюра в школе [Текст] / Л.Г. Богачкина. Б.М. Богачкин. - М.: Просвещение, 1983. - 79 с.

2. Звонцов В.М. Офорт [Текст] / В.М. Звонцов, В.И. Шистко. - СПб.: Аврора, 2004. - 180 с.

3. Зорин Л.Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам [Текст] / Л.Зорин. - М.: АСТ, 2004. -110 с.

4. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.

5. Леман И.И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники [Текст] / И.И. Леман. - СПб.: Центрполиграф, 2004. - 300 с.

6. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] / Н.Н. Ростовцев - М.: Просвещение, 1974. - 246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.