Научная статья на тему 'Развитие графических умений в процессе выполнения гравюры на пластике на занятиях в сфере дополнительного образования'

Развитие графических умений в процессе выполнения гравюры на пластике на занятиях в сфере дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / EXERCISES / METHODS OF TEACHING / ГРАВЮРА НА ПЛАСТИКЕ / ENGRAVING ON PLASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семина Виктория Владимировна, Рузин Владимир Иванович

Авторы статьи отмечают, что ученики испытывают большие затруднения в создании гравюры на пластике, если не владеют основными навыками. Не зная технических приёмов, детям трудно самим их обнаружить, поэтому так важно выполнение упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of graphic skills in the process of doing the prints on plastic at lessons in the field of supplementary education

The authors of the follwing paper mark that students have great difficulties in creating the prints on plastic in case they don’t master the basic skills. Without obtaining the techniques, it is difficult for children to recognise this techniques themselves so it is very important to perform exercises.

Текст научной работы на тему «Развитие графических умений в процессе выполнения гравюры на пластике на занятиях в сфере дополнительного образования»

Педагогика

УДК 76.021

РС! 10.21661/Г-112422

В.В. Семина, В.И.Рузин

Развитие графических умений в процессе выполнения гравюры на пластике на занятиях в сфере дополнительного образования

Аннотация

Авторы статьи отмечают, что ученики испытывают большие затруднения в создании гравюры на пластике, если не владеют основными навыками. Не зная технических приёмов, детям трудно самим их обнаружить, поэтому так важно выполнение упражнений.

Щ Ключевые слова: гравюра на пластике, методика обучения, упражнения.

V.V. Semina, V.I. Ruzin

Development of graphic skills in the process of doing the prints on plastic at lessons in the field of supplementary education

Abstract

The authors of the follwing paper mark that students have great difficulties in creating the prints on plastic in case they don't master the basic skills. Without obtaining the techniques, it is difficult for children to recognise this techniques themselves so it is very important to perform exercises.

| Keywords: engraving on plastics, methods of teaching, exercises.

Знакомясь с произведениями графики и работая в технике гравюры на пластике, учащиеся приобщаются к графической культуре, развивают чувство композиции, логическое и пространственное мышление, формируют художественный вкус, развивает творческие способности, помогают выработать основные навыки, разъясняют узкоспециализированные законы и понятия и дает более общее развитие подростков. Изобразительные и выразительные возможности гравюры на пластике разнообразны и позволяют создать интересные и необычные образы. Использование художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, для проявления и развития детской одарённости.

Принцип работы выполнения гравюры на пластике тот же, что и в ксилографии и линогравюре: на плоской поверхности пластика стамесками различных профилей и размеров вырезается перенесенный с кальки рисунок, затем на пластик валиком накатывают типографская краску и печатают на станке. В результате штрих рисунка остается белым, а фон - черным. Как и в ксилографии, главный эффект гравюры на пластике - в резких контрастах черного и белого. По готовому результату гравюра на пластике очень похожа на линогравюру, но пластик является более доступным мате-

риалом. Толщина пластика бывает различная. Наиболее пригодная для работы толщина 3 миллиметра.

Гравюра на пластике, в отличие от линогравюры, благодаря более плотному материалу, позволяет делать очень тонкие работы, практически неотличимые от торцовой ксилографии [3, с. 24]. Гравюра становится все более и более популярной и поэтому развиваются самые разнообразные приемы.

Графические умения необходимые для работы в технике гравюры на пластике развиваются у учеников при выполнении упражнений. В основе любой работы, лежит подготовительный рисунок, который исполняется сначала в виде эскиза на бумаге, а затем переносится на поверхность пластика. Перед тем как выполнять эскиз работы учащимся предлагается выполнить серию упражнений для овладения основными умениями и знакомства с особенностями работы резцами разных сечений. Сначала нужно выполнить упражнения на бумаге карандашом, как наиболее знакомом материале, а затем выполнять на пластике резцом. Без выполнения упражнений учащиеся не поймут специфику выполнения гравюры на пластике. При гравировании как прямых, так и кривых линий рука с резцом должна двигаться только в одном направлении, не отклоняясь ни влево, ни вправо. Все повороты штрихов достигают-

Pedagogy

ся движениями левой руки, которая вращает пластик, направляя его против резца. Для вырезания больших участков подбираются резцы округленного профиля и большого размера. Каждое из отобранных упражнений выполняется на разных кусках пластика. Куски должны быть одинакового размера для всех упражнений. Ученики должны осваивать технику гравюры на пластике от простого к более сложному.

Упражнение 1. Ровные параллельные линии (приложение, рис. 1). Материал: пластик 3 мм, резец №2 с острым углом, линейка. Цель: выработать навык вычерчивания резцом ровных линий с одинаковым нажимом. Особенности: линии располагают сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, постепенно увеличивая это расстояние. Если у учащихся не будут получаться ровные линии, можно предложить их делать по линейке. Для этого необходимо вплотную прижать резец к линейке и провести как карандашом. Характер резьбы зависит от нажатия руки на резец. Даже при лёгком изменении нажима изменяется толщина линии. Линии в этом упражнении должны быть выполнены с одним нажимом. Результаты гравирования проверяются по оттискам.

Упражнение 2. Волнистые линии (приложение, рис. 2). Материал: пластик 3 мм, резец среднего профиля острым углом. Цель: научить вырезать волнистые линии. Особенности: гравировать лучше начать с середины куска пластика с тонких линий, к краям постепенно увеличивая расстояние и нажим. Волнистые линии гравируются так же, как и прямые линии, но доску нужно поворачивать навстречу инструменту по направлению линии. Выполнить упражнение лучше несколько раз, до полного овладения техникой.

Упражнение 3. Тоновая растяжка с помощью штриха (приложение, рис. 3). Материал: несколько кусков пластика 3 мм, тонкий резец с острым углом. Цель: научить учеников делать тоновые растяжки. Особенности: упражнения предусматривают выполнение штрихов, так чтобы получилась тоновая растяжка от светлого к темному. При выполнении упражнения ученики должны учитывать степень уплотнённости и правильное расположение штрихов, это помогает выявить тоновые отношения предметов. Тонкие штрихи, нанесённые на поверхность плотно, дают более окраску, чем крупные штрихи, лежащие на большом расстоянии друг от друга и создающие более светлый тон. Передача тона в гравюре обычно достигается путем нанесения на пластик штрихов различной толщины и на различных расстояниях друг от друга.

Упражнение 4. Параллельные линии с разным нажимом (приложение, рис. 4). Материал: пластик, резец среднего профиля с острым углом. Цель: выработать навык нажима на резец при проведении ровных линий. Особенности: при выполнении этого упражнения можно использовать резцы и других профилей с острым углом, результат будет тот же.

Упражнение 5. Градация тона прерывистыми линиями (приложение, рис. 5). Материал: пластик, крупный резец округлого профиля. Цель: выработать навык работы крупным резцом и научить чувствовать тон. Особенности: выполнение крупных обрывистых штрихов, которые лежат на близком расстоянии друг к другу, по-

степенно увеличивая расстояние. Чем больше расстояние, тем темней получается тон.

Упражнение 6. Градация тона точками (приложение, рис. 6). Материал: пластик 3 мм, резец округлого профиля №4. Цель: выработать навык передачи тона точками. Особенности: упражнение выполняют от светлого к темному, сначала точечки располагают очень близко друг к другу, постепенно увеличивая расстояние между ними.

Упражнение 7. Градация белого на черном и черного на белом (приложение, рис. 7). Материал: пластик, резец. Цель: выработать навык гравирования маленьких кружков. Особенности: чтобы круги были белыми их вырезают, а фон не трогают. При гравировании черных кругов на белом вырезают фон, а черные круги остаются. Выполняются на одном куске пластика для сравнения.

Упражнение 8. Круги с нажимом (приложение, рис. 8). Материал: пластик, резец с острым углом, циркуль. Цель: выработать навык выполнения линий по кругу с сильным и слабым нажимом. Особенности: чтобы круги получились ровными можно начертить их сначала циркулем, а потом уже вырезать. Первая линия вырезается по основному диаметру, постепенно уменьшаясь.

Упражнения 9. Гравирование тонких линий (приложение, рис. 9). Материалы: пластик 3 мм, иголка от швейной машины, держатель, циркуль. Цель: выработать навык гравирования тонких линий Особенности: выполняется обломанной и заточенной иголкой от швейной машины. Линии гравируют на одинаковом расстоянии и с одинаковым нажимом. Когда заполнено больше половины пластины линии делают с разрывом, для передачи более темного тона.

Упражнение 10. Градация тона тонкими линиями в одном направлении (приложение, рис. 10). Материал: пластик 3 мм, иголка от швейной машины, держатель, циркуль. Цель: выработать навык передачи тона тонкими линиями под одним наклоном. Особенности: упражнение выполняют обломанной и заточенной иголкой. Линии располагают в одном направлении и под углом 30 градусов. Сначала линии располагают близко друг к другу и линии проводят непрерывно. От середины пластика линии можно делать с разрывами, а к концу маленькими штришками. Для передачи тоновой растяжки.

Упражнение 11. Текстура (приложение, рис. 11). Материалы: пластик 3 мм, ролик от зажигалки, держатель. Цель: показать текстуру ткани. Особенности: выполняется роликом от зажигалки перекрещивающимися линиями.

Все упражнения отрабатываются учащимися непосредственно под руководством учителя и после соответствующего объяснения и показа. При этом рекомендуется воспользоваться специальными иллюстрациями для показа или оттисками небольшого размера. К упражнениям нужно возвращаться и в дальнейшем, уже при выполнении самостоятельных работ.

Следует отметить, учащихся на занятиях необходимо знакомить с лучшими образцами граверного мастерства ведущих художников и дать им характеристику. Можно им рассказать, о том, как успешно работали резцом художники А.А. Ушин, И.Н. Павлов, А.П. Бочкин, Б.Ф. Французов, А.А. Зубченко и другие знаменитые художники. Художники выработали свои

Interactive science | 6 • 2016

37

Педагогика

приёмы гравирования и свои манеры исполнения гравюр. Штрих намечает тон в гравюре, а линия - контур изображения. Рассматривать их отдельно вряд ли верно, так как очень часто мы видим их в графических работах в тесном взаимодействии и дополнении друг

друга. Печать с пластика, требует большого опыта и особой осторожности. Для достижения наилучшего результата в процессе печати необходимо соблюдать технологию и следовать определенным, исторически сложившимся правилам.

Приложение

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Литература

1. Алексеев П.А. О гравюре и гравировании / П.А. Алексеев. - Ленинград: Художник РСФСР, 1976. - 28 с.

2. Богачкина Л.Г. Линогравюра в школе / Л.Г. Богачкина, Б.М. Богачкин. - М: Просвещение, 1983. - 79 с.

3. Зорин Л.Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам / Л.Н. Зорин. - М.: АСТ; Астрель, 2004. - 110 с.

4. Курашев В.В. Гравюра на линолеуме / В.В. Курашев. - М.: Просвещение, 1965. - 52 с.

5. Павлов И. Техника гравирования на дереве и линолеуме / И. Павлов, М. Маторин. - М.: Искусство,1938. -76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.