r(1raY
i \QQ/ *
УДК 7.023
UDC 7.023
ЛИНОГРАВЮРА: ЕЕ ВИДЫ В ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ
LINOCUT: ITS TYPES IN PRINTMAKING
М Ю. Мирошина
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
М. Y. Miroshina
Don State Technical University Rostov-on-Don, Russia
miroshina_margarita@mail .ru
The article reveals the history of linocut and the main reasons for its popularization. It identifies
Рассматриваются история появления линогравюры и причины ее популяризации.
Выявляются особенности техники выполнения the features of technique of engraving on
графика, печать.
Введение. Линогравюра является одной из основных, но при этом, наиболее «молодых» графических техник. Этот вид печати играет важное значение в развитии графического дизайна.
Линогравюра — способ печати, основанный на вырезании рисунка ручным способом на линолеуме. В полиграфии техника линогравюры относится к иллюстрационным печатным видам высокой печати. Высокая печать — способ печати, отличающийся от плоской и глубокой печати тем, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы не касаются бумаги.
Эта техника появилась на рубеже Х1Х-ХХ вв., почти одновременно с изобретением линолеума и имеет определенное сходство с техникой ксилографии. Впервые ее использовали в 1905 году в качестве материала для печати больших плакатов художники немецкой группы «Мост» (например, печать такого вида — плакат участника группы «Мост» Фрица Блейля, 1906).
Основная часть. Линогравюра быстро завоевала популярность в среде художников и дизайнеров. Этому способствовали два фактора — доступность и пластические возможности линолеума. Изготовление печатной формы из линолеума оказалось значительно дешевле, чем из металла, камня или дерева. Кроме того, на линолеуме можно вырезать гравюры большого размера. Он удобен в обработке, поскольку легко режется. Недостатком гравюры на линолеуме является лишь то, что с такой формы можно сделать значительно меньшее количество оттисков, чем с традиционных материалов. Поскольку линолеум — мягкий материал, то при механическом воздействии форма может достаточно быстро разрушаться. Однако оказалось, что техника гравировки на линолеуме имеет богатые возможности, и интересные особенности штампа, позволяет легко создавать разнообразные текстуры с помощью резцов, что сделало эту технику необыкновенно привлекательной для творчества. К середине XX века даже складывается несколько графических школ, занимающихся искусством линогравюры. Особенное распространение линогравюра получает в странах Латинской Америки. В качестве примера можно привести бразильский «Клуб друзей гравюры» (Р. Кац, К. Склиара, В. Праду и др.) и «Мастерскую народной графики» в Мексике (А. Бельтрана, Л. Мендеса). Линогравюрой увлекались и многие
гравюры на линолеуме. Показана linoleum. The relevance of linocut and its types in
актуальность линогравюры и её видов в the modern world and design are shown. современном мире и дизайне.
Ключевые слова: линогравюра, станковая Keywords: Linocut, easel graphics, printing.
Молодой исследователь Дона
№3(6) 2017
европейские знаменитые художники, например, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франц Мазерель, Фриц Блейль, Морис Эшер, Карлос Кортес, и даже отдельные издательства (издательство Мартена Фабиани в Париже и др.) [1, 2].
Достаточно быстро эта техника проникла в Россию. Имеется множество произведений, выполненных такими известными мастерами, как И. Н. Павлов, К. Е. Костенко, И. А. Соколов. Особого расцвета линогравюра в нашей стране достигла в 50-60 годы ХХ столетия. В этот период во многих союзных республиках были созданы целые национальные школы линогравюры.
Особенность техники выполнения гравюры на линолеуме связана с тем, что штамп (печатная форма) выполняется посредством специальных инструментов — штихелей, которые могут иметь разный профиль и диаметр. Это позволяет добиваться тонких и толстых линий различной длины и конфигурации. Сначала на форму наноситься рисунок «зеркальным способом» (в перевернутом слева направо виде), затем мастер вырезает его штихелями, прорезая линолеум на нужную глубину. После выполнения необходимого изображения на поверхность изготовленной формы наносится краска. Далее на штамп накладывают лист бумаги, прижимают и прокатывают на офортном станке. Так получается оттиск механическим способом, то есть с помощью офортного станка. В домашних условиях оттиск можно выполнить ручным способом, прижав лист прессом или прокатав резиновым валиком.
Существует два основных виды линогравюры: черно-белая и цветная. Черно-белая линогравюра — это гравюра, выполненная на основе черной краски в виде черно-белого оттиска. Краска может быть типографской, специальной для линогравюры, акриловой и даже гуашь, важно чтобы она была умеренно густой и не очень быстро высыхала. Для изготовления формы берут достаточно толстый линолеум (не менее 2,5 мм) с гладкой поверхностью. Материал должен быть обезжирен или быть хорошо высушенным. По этой причине, наибольшую ценность для граверов имеет старый линолеум, снятый в квартирах. Иногда используется пластик ПВХ, из которого делают отделку для пола. Однако этот материал обычно применяют для изготовления небольших по размеру гравюр. Особенности старого линолеума таковы, что на нем допускается даже применение штихелей для торцевой резьбы по дереву. Предварительно на материал наносится рисунок посредством черной туши. Для тонких линий используется перо, для толстых — кисть. Иногда применяют более простой метод перевода рисунка с бумажного листа. Будучи прижатым к гладкой поверхности линолеума, карандашное изображение очень легко на нем отпечатывается. Для выполнения фактуры часто используется метод пунктирной манеры. Изображение вырезается с использованием тех же приемов, что и в обрезной ксилографии. Для печати рисунков может быть использован метод притирки кисточкой либо специальный станок (для больших изображений).
Цветная линогравюра — более сложная техника, поскольку выполняется с нескольких «досок». В этом случае, для каждого цвета создается отдельный слой со своим вырезанным рисунком, затем слои совмещаются, путем последовательного наложения на основной лист. Такая техника значительно более трудоемкая, требует внимания художника и высокой степени его мастерства. При создании гравюры художники стараются минимальным количеством красок создать как можно больше цветовых оттенков. При этом учитывается то, что при наложении разных цветов одновременно на один и тот же участок они выступают как составляющие нового цвета (при смешении красного и синего получается фиолетовый и т.д.). Для выполнения изображений используют специальное приспособление — доску с набитыми на нее уголками, вырезанными из линолеума. Сначала накатывают гравюру первого цвета и выравнивают ее в
Молодой исследователь Дона
Iл
№3(6) 2017
уголках. Далее к ней прижимают бумагу и притирают кистью. Лист при этом прикалывают к уголкам кнопками. Затем лист аккуратно приподнимают (кнопки не убирают) и вытаскивают первую форму. После этого на ее место кладут вторую и опять притирают бумагу. Процесс продолжают до тех пор, пока все штампы не будут использованы.
Более простой вариант цветной линогравюры — это цветная печать, выполненная путем нанесения нескольких красок в определенных местах формы или в виде свободного пятна [3, 4].
Следует привести имена известных мастеров прошлого, работавших в технике линогравюры: П. Пикассо («Портрет идальго» ,1965; «Портрет молодой девушки», 1958),
A. Матисс (линогравюры из книги Анри де Монтерлан. «Пасифая». Песня Миноса (Критяне),
B. Смирнов «Загорск» (1961), И. Соколов («Осень. Кузьминки» (1937), и др. Мастерами современности, работающих в технике графики, являются Андреа Лорэн (Франция), А. Дворникова, М. Шишова, Вейс ван дер Вельде (Нидерланды).
Заключение. Для современной цветной линогравюры характерно стремление собирать единую форму на основе небольших разнообразных резных элементов, ритмичность, полихромия, уход от единой тематической композиции в область декора.
В целом можно сказать, что искусство линогравюра остается популярным видом станковой графики. В типографиях линогравюру применяют как один из способов плоской печати. В среде художников и дизайнеров она обретает новые формы и самобытность, развивается в сторону декоративизма и ажурного принтевого рисунка.
Библиографический список.
1. Зорин, Л. Г. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам /Л. Г. Зорин. — Москва : 2004. — 200 с.
2. Леман, И. И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники /И. И. Леман. — Санкт-Петербург : 2004. — 156 с.
3. Варшавский, Л. Р. Очерки по истории современной гравюры в России (ксилография и линогравюра) / Л. Р. Варшавский — Москва : 1923. — 188 с.
4. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : 2006. — 118 с.