1Х.ПРОБЛЕМЫМЕГОДИКИПРЕПОДАВАНИЯФИЛОЛОГИЧЕСКИХДИСЦИПЛИН
Литература
1. Коростылева Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб., 1996.
2. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей. М., 2004.
3. Пидкасистый П.И., ХайдаровЖ.С. Технологии игры в обучении и развитии. М., 1996.
4. СувороваН. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005.
Е.Т. КОНОВАЛОВА, Ж.Б. КОНОВАЛОВА
методика использования интерактивной доски при обучении иностранному языку в средней школе
Воследние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информаци-нных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, а также - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
В сегодняшней традиционной схеме обучения иностранному языку возникает много проблем, связанных с постоянно нарастающим потоком новой информации, усложнением знаний и отсутствием иллюстративного материала. Появление мультимедийных средств и технологий позволяет решить эти проблемы.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Очевидно, что внедрение компьютера в учебный процесс не освобождает преподавателя от участия в организации учебного процесса, но оно дает огромную возможность для создания богатого справочного и иллюстративного материала, представленного в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.
Мультимедийные средства и технологии позволяют использовать как обучающие компьютерные программы, так и интерактивные компьютерные программы.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
• изучение лексики;
• отработку произношения;
• обучение диалогической и монологической речи;
• обучение письму;
• отработку грамматических явлений.
Е.т. Коновалова, ж.в. Коновалова
Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, персептивную, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков.
Таким образом, применение мультимедийных средств и интерактивных технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний.
Интерактивная доска (электронная доска SMART) - это принципиально новое техническое средство обучения, которое укомплектовано мультимедийным компьютером и проектором, и позволяет осуществлять интерактивную деятельность и учителю, и ученику, позволяя делать пометки, чертить, рисовать, т.е. работать как с обычной классной доской. Таким образом, это современное оборудование объединяет в себе функции практически всех аудиторных досок [4].
Учитель или докладчик жестко не «привязаны» к компьютеру, мыши и клавиатуре, поэтому урок или выступление становится более живым и ориентированным на слушателей.
Для нанесения изображения на интерактивной доске используется специальное электронное перо.
Используя специальный маркер, учитель манипулирует изображением на экране интерактивной доски выделяя, подчеркивая, обводя необходимые участки, рисуя схемы или корректируя их, внося изменения в текст.
Такая интерактивная деятельность становится возможной благодаря сенсорным устройствам, которыми оснащена интерактивная доска. Сенсорные устройства интерактивных досок принимают сигнал прикосновения к экрану и передают его управляющему блоку мультимедийного оборудования.
Учитывая опыт преподавательской деятельности учителя с другими аудиторными досками, интерактивные доски комплектуются маркерами разных цветов и специальными ластиками, что позволяет сменить цвет линии или убрать ее.
По использованию источников информации интерактивная доска очень похожа на экран монитора. А управление курсором на экране аналогично компьютерной мыши. Эта возможность позволяет докладчику через экран интерактивной доски работать с программой, открывая необходимые материалы с помощью дистанционного управления.
На практике это выглядит следующим образом: касаясь доски, учитель или ученик могут работать с изображением предмета или текстом, то есть передвигать их или выводить на доску в заданном порядке. Касание - и появляется новый рисунок, еще касание - грамматическая справка или текст упражнения.
Программное обеспечение интерактивной доски открывает удивительные возможности и позволяет:
• выстраивать файлы презентации в нужной последовательности;
• сохранять их в виде альбомов с графическими файлами;
• фиксировать отдельные этапы выступления и при необходимости мгновенно возвращать на экран ранее сделанную запись или слайд;
• нажатием на кнопку у нижнего края можно вызвать изображение клавиатуры и, касаясь виртуальных клавиш, набрать текст.
Область применения интерактивных досок весьма обширна. В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой или графиком, рисунком, картиной, мультимедийной обучающей программой.
1Х.ПРОБЛЕМЫМЕТОДИКИПРЕПОДАВАНИЯФИЛОЛОГИЧЕСКИХДИСЦИПЛИН
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
Использование ИД для осуществления коммуникативного подхода в обучении ИЯ, в значительной степени направленного на обучаемого и отвечающего основному критерию современной дидактики, как нельзя лучше мотивировано. Его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л. Бим, в том, что «коммуникативность не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком» [2].
Коммуникативная способность обучаемых развивается через использование ИД путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.
Коммуникативное обучение языку посредством ИД подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым необходимо освоить методику работы с ИД, чтобы быть более ответственными за свое собственное обучение.
Изображение на экране выполняет функцию учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера и специальной программы. Наглядные пособия, которые подаются на ИД, имеют свою специфику:
1. Размеры изображения на экране могут изменяться по необходимости, кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче.
2. Время показа изображения устанавливается учителем самостоятельно при переключении слайдов. Таким образом, изображение появляется на экране только тогда, когда это необходимо.
3. Количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим, поэтому учитель может легко менять слайды. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением.
4. Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, помочь ему использовать возможность домыслить промежуточные этапы и т.п.
5. Слайды можно сохранять в файлах, а также вносить изменения по мере необходимости.
м.г. КОЧЕТОВА
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного подхода.
Согласно определению отечественного исследователя Р.П. Мильруда, интерактивность - это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами» [1].
Согласно этому определению, можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью, т.к. одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог.
Применение ИД в обучении языку помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также обеспечивает подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность при обучении лексике и грамматике. Более того, использование ИД развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью ИД-технологии, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках «языкового» аспекта.
Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
Литература
1. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка // ИЯШ. № 6. 1991.
2. ПассовЕ.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М: Просвещение, 1991.
3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // ИЯШ. № 1. 2000.
4. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ / Окна с видом на знания. PCWeek № 35. 2007.
М.Г. КОЧЕТОВА
изучение иностранного языка: новые факты, МЕждисциплинАрный подход
наступлением эпохи глобальных процессов и, как следствие, развитием межкультурных отношений и расширением связей разных уровней перед человеком XXI века встала необходимость изучения одного или нескольких иностранных язы-