Методика и педагогическая технология в преподовании
исполнительской музыке
Отаджон Шербек углы Артыков
НавГПИ
Аннотация: Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных работ. Современная школа является базовым звеном становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности. В связи с этим возрастает роль образования в целом и музыкального образования в частности, так как оно обладает повышенным потенциалом формирования у обучающихся способностей к художественно-творческой деятельности и влияет на развитие общей творческой активности субъекта. Подготовка учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству будет осуществляться более эффективно, если в её ходе будет использоваться специально разработанная педагогическая технология.
Ключевые слова: методы обучения, педагогическая технология, творческой активности субъекта, методика, метод и приёмы
Methodology and pedagogical technology in teaching
performing music
Otajon Sherbek oglu Artykov
NavSPI
Abstract: Pedagogical technology is a special set of forms, methods, methods, techniques of teaching and educational work. The modern school is the basic link in the formation of a person with creative inclinations, constructive abilities and the desire to transform himself and the surrounding reality. In this regard, the role of education in general and music education in particular is increasing, since it has an increased potential for developing students' abilities for artistic and creative activity and influences the development of the subject's general creative activity. The preparation of a music teacher at a university for instrumental performance will be carried out more effectively if specially developed pedagogical technology is used in its course.
Keywords: teaching methods, pedagogical technology, creative activity of the subject, methodology, method and techniques
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 271 LME^^Sl
Методы обучения - способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Частная методика преподавания учебной дисциплины включает в себя четко сформулированные учебно-воспитательные цели и задачи обучения, содержание учебной дисциплины, методики проведения учебных занятий, методики проведения учебных мероприятий и работ, а также методические рекомендации по деятельности преподавателя. Частная методика должна базироваться как на научной психолого-педагогической и научной методологии, так и на обобщенном и систематизированном опыте преподавания данной дисциплины. Она разрабатывается применительно к конкретно утвержденной учебной программе и действующим компетенциям к выпускникам вуза и предназначается для всех преподавателей, участвующих в преподавании дисциплины. При этом необходимо исходить из того, что знания обучающихся по данной дисциплине должны быть научными, систематизированными, осознанными, достаточно глубокими и полными, а умения и практические навыки - прочными и достаточными для выполнения будущей профессиональной деятельности. Поэтому при ее разработке необходимо руководствоваться также тем положением, что своим содержанием она должна в полной мере удовлетворять запросы практики обучения и воспитания обучающихся по конкретной дисциплине с учетом специфики их дальнейшей деятельности.
Частная методика не должна разрабатываться в общем плане, путем повторения и описания общих понятий и принципов педагогики, а также форм и методов, выявленных педагогикой на обще дидактическом уровне анализа образовательного процесса. Она должна четко, ясно и в полной мере давать ответы на ее задачи и функции, излагать методические рекомендации по отработке разделов и тем учебной программы с учетом их специфики, роли и места в изложении учебного материала учебной дисциплины, а также на их теоретическое и практическое значение. Следовательно, частная методика должна отвечать на все вопросы по организации, планированию, обеспечению и проведению образовательного процесса по данной дисциплине. Она строится на использовании конкретных, оптимальных для неё методик проведения учебных занятий и учебных мероприятий, практики и стажировки, самостоятельной работы обучающихся, экзаменов и зачетов. Разработка и научное психолого-педагогическое обоснование таких методик и составляет ядро частной методики. В частной методике учебно-воспитательные цели и задачи должны излагаться более подробно, чем в программе; уровни формируемого знания необходимо детализировать, так как недооценка уровней знания приводит к неправильному распределению учебного времени и содержания учебного материала.
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 272 LME^^Sl
HccnegoBaHue h oöocHoBaHue cogep^aHua yneÖHoro Marepuana, bhochmoto b nporpaMMy, gon^Ho npou3BoguTbca Ha 6a3e H3BecTHbix пpннцнпoв oöyneHHa (HayHHocTH, co3HarenbHocTH, cucTeMHocTH, HaraagHocTH, onTHManbHocTH, KonneKTHBH3Ma, ryMaHHocTH h geMoKparHHHocTH). YneÖHbifi Marepuan gon^eH 6biTb gocTOBepHbiM h anpoöupoBaHHbiM. OöbeM ero onpegenaeTca, ucxoga H3 HeoöxogHMoro ypoBHa 3HaHHa no gaHHofi gu^unnHHe.
nocne uccnegoBaHHa cogep^aHHa yneÖHoro Marepuana gaHHofi gu^unnuHbi, ycTaHoBneHHa norunecKofi nocnegoBarenbHocTH ero roynehha h cBa3H c cogep^aHHeM gpyrux gu^unnHH npu noMornu cTpyKTypHo-norunecKHx cxeM HeoöxoguMo paccMarpHBarb opraHH3au,uro ero royneHHa. CocTaB^aeTca cxeMa H3yneHua gu^HnnuHbi, BKnroHarorn,aa b ceöa H3yneHue yneÖHoro Marepuana Ha pa3nuHHbix yneÖHbix 3aHaTHax, npegycMoTpeHHbix yneÖHofi nporpaMMofi, yneÖHbix MeponpuaTHax, npoBoguMbix no pacnopagKy gHa h Ha npaKTHKe h cTa^upoBKe. ^na onpegeneHHa pe3ynbraroB yneÖHo-BocnHTarenbHoro пpoцecca, cTeneHH oBnageHHa o6yHarorn,HMHca 3agaHHbix ypoBHefi 3HaHHa h ^opMHpyeMbix KanecTB pa3paöaTMBaeTca cucTeMa Kornpona. B cucTeMe Kornpona onpegenaroTca: BHgbi, ^opMM h MeTogb Kornpona; Ha KaKHx yneÖHbix 3aHaTHax h yneÖHbix MeponpuaTHax npoBoguTca Kornponb; cpoKH, oöbeM h cogep^aHue Kompona. CucTeMa KoHTpona gon^Ha oöecnenuTb BcecTopoHHWw oSparayro cBa3b b o6pa3oBarenbHoM пpoцecce By3a.
^anee oTpaöarbreaeTca cogep^aHue Ka^gofi MeTogHKH npoBegeHua KoHKpeTHbx 3aHaTufi, KoTopoe HMeeT noneMunecKHfi xapaKTep. 3$$eKTHBHocTb BböpaHHbx MeTogoB oöyneHHa gon^Ha öbiTb oöocHoBaHa. MeTogunecKue peкoмeнgaцнн gna npenogaBarenefi h oöynaw^uxca ^necooöpa3Ho pa3pa6arbiBarb h nucaTb oTgenbHo. Bo Bcex MeToguKax npenogaBaHHa cnegyeT ocoöo BbigenaTb Bonpocbi caMocToaTenbHofi TBopnecKofi paöoTbi oSynarornuxca. Ba^HbiM эпeмeнтoм MeTogHKH npoBegeHHa nroöoro Buga yneÖHoro 3aHaTHa aBnaeTca ero MarepuanbHo-TexHHHecKoe oöecneneHue, BKnwnaa pa3Öop oTenecTBeHHofi h 3apy6e^Hofi nHTeparypbi no npegMeTy.
^acTHaa MeTogHKa npenogaBaHHa cocTaBnaeTca nocne Toro, KaK c^opMupoBaHM h yTBep^geHM yneÖHaa nporpaMMa h TeMaranecKHfi nnaH npenogaBaHHa yneÖHofi gu^unnuHbi. ^na ee cocTaBneHHa co3gaeTca aBTopcKHfi KonneKTHB H3 nucna Begyrnux npenogaBarenefi h nog HenocpegcTBeHHbiM pyKoBogcTBoM 3aBegyro^ero Ka^egpofi.
negarorHHecKaa TexHonorua - cпeцнaпbнмfi Haöop $opM, MeTogoB, cnocoöoB, npueMoB oöyneHHa h BocnHTarenbHbix paöoT. «negarorunecKaa TexHonorua» o3HanaeT cucTeMHyw coBoKynHocTb h nopagoK ^yH^uoHupoBaHHa Bcex hhhhocthmx, HHcTpyMeHTanbHbx h MeTogonorunecKHx cpegcTB, ucnonb3yeMbx gna gocTH®;eHHa negarorunecKux цeпefi. negarorunecKaa TexHonorua - этo cno^Haa
система, состоящая из методик, приёмов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приёмы организации учебного и воспитательного процессов.
Современная школа является базовым звеном становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности. В связи с этим возрастает роль образования в целом и музыкального образования в частности, так как оно обладает повышенным потенциалом формирования у обучающихся способностей к художественно-творческой деятельности и влияет на развитие общей творческой активности субъекта.
Ocнoвныe пeдaгoгичecкиe подходы русской фoртeпиaннoй школы к фoрмирoвaнию музыканта-исполнителя послужили базой для изучения отдельных направлений инструментально-исполнительской подготовки будущего школьного учителя музыки. недостаточно отражен механизм этого процесса, соответствующий новому подходу к профессиональному образованию. Данный подход характеризуется такими методами и формами обучения и контроля, которые переносят акцент с активности преподавателя на учебную деятельность, инициативу и ответственность самого студента.
Противоречие между наличием педагогически обоснованных путей реализации опыта отечественной фортепианной школы и теоретической не разработанностью механизма названного процесса обусловили актуальность и проблему настоящего исследования: разработка педагогической технологии подготовки учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству как виду художественно-творческой деятельности. Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать его тему: «Педагогическая технология инструментально - исполнительской подготовки учителя музыки в вузе», которая раскрывается на примере фортепианной подготовки учителя музыки.
Подготовка учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству будет осуществляться более эффективно, если в её ходе будет использоваться специально разработанная педагогическая технология.
Использованная литература
1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.
2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информация к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.
3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.
4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.
5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.
6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.
7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.
8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.
9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.
10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.
11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.
12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.
13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.
14.Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.
15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576
16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150
18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555
21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.
22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.
23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.
24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207
25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226
26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.
27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.
28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.
29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.
30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.
31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.
32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.