Научная статья на тему 'Вокальное исполнительство и постановка голоса'

Вокальное исполнительство и постановка голоса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
вокальное исполнительство / постановка голоса / диапазон / упражнения голоса / фониатр / техника пения / хормейстер

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанбой Камиль Углы Арзикулов

Постановка голоса приспособление и развитие голосового аппарата для использования в профессиональных целях (певцами, ораторами, актёрами, лекторами, педагогами). Вокальное исполнительство творческий процесс воссоздания и воспроизведения вокального произведения средствами вокального и сценического мастерства. Жанры вокального исполнительства: песня, романс, музыкальные куплеты, музыкальная пародия. Хором руководит дирижёр или хормейстер. Вокальное исполнительство творческий процесс воссоздания и воспроизведения вокального произведения средствами вокального и сценического мастерства. Жанры вокального исполнительства: песня, романс, музыкальные куплеты, музыкальная пародия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокальное исполнительство и постановка голоса»

Вокальное исполнительство и постановка голоса

Курбанбой Камиль углы Арзикулов

НавГПИ

Аннотация: Постановка голоса - приспособление и развитие голосового аппарата для использования в профессиональных целях (певцами, ораторами, актёрами, лекторами, педагогами). Вокальное исполнительство - творческий процесс воссоздания и воспроизведения вокального произведения средствами вокального и сценического мастерства. Жанры вокального исполнительства: песня, романс, музыкальные куплеты, музыкальная пародия. Хором руководит дирижёр или хормейстер. Вокальное исполнительство - творческий процесс воссоздания и воспроизведения вокального произведения средствами вокального и сценического мастерства. Жанры вокального исполнительства: песня, романс, музыкальные куплеты, музыкальная пародия.

Ключевые слова: вокальное исполнительство, постановка голоса, диапазон, упражнения голоса, фониатр, техника пения, хормейстер

Vocal performance and voice production

Kurbanboy Kamil oglu Arzikulov

NavSPI

Abstract: Voice production is the adaptation and development of the vocal apparatus for use for professional purposes (singers, speakers, actors, lecturers, teachers). Vocal performance is the creative process of recreating and reproducing a vocal work by means of vocal and stagecraft. Genres of vocal performance: song, romance, musical couplets, musical parody. The choir is led by a conductor or choirmaster. Vocal performance is the creative process of recreating and reproducing a vocal work by means of vocal and stagecraft. Genres of vocal performance: song, romance, musical couplets, musical parody.

Keywords: vocal performance, voice production, range, voice exercises, phoniatrist, singing technique, choirmaster

Пocтaнoвкa гoлoca - приcпocoблeниe и рaзвитиe гoлocoвoгo aппaрaтa для иcпoльзoвaния в прoфeccиoнaльныx цeляx (теввдми, oрaтoрaми, aктёрaми, лeктoрaми, пeдaгoгaми). Пocтaвлeнный гoлoc oтличaeтcя звучшстью, пoвышeннoй грoмкocтью, ширoтoй звyкoвыcoтнoгo диaпaзoнa, бoгaтcтвoм

тембровых красок, чёткостью произнесения слов, малой утомляемостью. Постановка включает в себя упражнения на расширение диапазона, развитие силы голоса, его красочности, упражнения на освоение различных вокальных техник пения, работу над дикцией и произношением во время разговорной речи и во время пения. Фониатр - это лор врач, занимающийся восстановлением голоса и развитием его возможностей. Голос лечит только фониатр. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т.п. Формирование голоса у человека связано с переходом к прямохождению и развитием речи.

Вокальное исполнительство - творческий процесс воссоздания и воспроизведения вокального произведения средствами вокального и сценического мастерства. Жанры вокального исполнительства: песня, романс, музыкальные куплеты, музыкальная пародия.

Вокальное искусство - вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Вокальное исполнение бывает сольным (одиночным), ансамблевым (групповым), хоровым (массовым). Вокал -древнейшее музыкальное искусство. Оно уникально тем, что главная роль в нем принадлежит голосу. Вокальная композиция может иметь сопровождение, а может быть без него. Она пишется для одного или нескольких исполнителей.

Существуют такие основные виды вокала:

- Эстрадный. Такой вокал прост в понимании. Он особенен открытостью. В эстрадном исполнении важны певческие навыки и опора звука.

- Джазовый. Этот вокал предусматривает безупречное ощущение ритма и гармонии. Исполнитель джазовой музыки должен иметь подвижный голос и уметь импровизировать.

- Рок. Это очень эмоциональный вид вокала. Он имеет значительную смысловую нагрузку. Рок вокалист должен иметь солидную вокальную подготовку, полную эмоциональную свободу и особый кураж.

- Академический. Данный вид вокала не предполагает исполнение композиции в микрофон, задача исполнителя - самому озвучить зал. Опыт делает голос академического певца более сильным.

Вокальные стили пения многогранны. Благодаря этому вы сможете подобрать для себя наиболее подходящее направление. Правильный выбор -гарантия того, что вокал будет доставлять вам исключительно положительные эмоции.

Вокал - это мастерство владения певческим голосом. Овладеть таким мастерством, записавшись на индивидуальное обучение пению, может каждый желающий. Главное, правильно выбрать для себя стиль и верную разновидность вокала. Здесь руководствуйтесь такими советами:

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 265 LME^^Sl

- Приcлyшaйтecь к ce6e. Что вы 4yBcTByeTe, KorAa иcпoлняeтe Ty или иную кoмпoзицию? Ecли этo пoлoжитeльныe для Bac oшyщeния, знaчит, вы идeтe в BepHoM нaпрaвлeнии. Ecли жe пecня BaM нeприятнa, вы He пoлyчaeтe yдoвoльcтвиe oт ee ^шл^ния, тoгдa пoдышитe чтo-тo дpyгoe.

Вспомните, какие песенки вы любили в детстве. Напойте их снова. Возможно, к верному направлению вас приведут эмоции из детства.

Побеседуйте c профессионалом. После того, как педагог прослушает вас, он даст ориентиры. Все дело в том, что ошушение ритма и тембр голоса, которые даны природой, не всегда предоставляют возможность исполнять песни любого жанра.

Освойте теорию. Стоит досконально изучить тематические видео-уроки и сборники вокальных упражнений. C помощью видео-уроков вы сможете наглядно изучить основные певческие техники в том или ином жанре.

Если вас интересует эстрадный вокал, то знайте, что здесь важно правильно интонировать, соблюдать интервалы и попадать в ноты. Освоить такие навыки поможет опытный педагог.

Вокалист (лат. vox - «голос» и vocalis - «звучащий») - музыкальная профессия, связанная c пением, то есть исполнением различных вокальных партий; участник какого-либо вокально-инструментального ансамбля, в котором данный участник исполняет вокальные партии.

Термин «вокалист» почти совпадает c термином «певец», но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности, подразумевая возможность использования декламации, речитатива, скриминга и т.д.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно ведущие вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии на заднем плане.

В зависимости от того, сколько человек и как именно участвуют в вокальном исполнении произведения, разделяют такие виды вокала как:

• Сольное пение (одиночное);

• Ансамблевое пение (от двух до 10 человек, исполняющих обычно разные партии);

• Хоровое пение (от 5-7 до нескольких десятков человек, некоторые из которых ведут идентичные партии).

Соло (итал. solo - «один») - исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом, человеком или инструментом, противоположность понятию тутти.

Исполнитель или исполнительница такой сольной партии называется солист или солистка.

Если при коллективном исполнении музыкального произведения (например, хором, оркестром) один голос получает преобладающее значение в смысле ведения главной темы данного произведения, то над этим голосом в партитуре исполняемого произведения ставят слово-знак Solo.

Понятие «соло» относится также и к искусству танцевальному: например, «сольный номер в балете».

В рок-музыке термин «соло» означает гитарный проигрыш, развивающий основной мотив песни. Чаще всего соло вставляется в середине песни или ближе к концу. В хеви-метале соло, как правило, продолжительные и могут длиться от одной - двух до пяти минут, а то и шести минут (как, например, в песне группы Deep Purple «Child in Time»). В альтернативном роке зачастую можно встретить короткие соло, порою всего лишь несколько тактов длиной.

Ансамбль (от фр. ensemble «вместе, множество») - совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом, дециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел).

Из области академической музыки название «ансамбль» распространилось в некоторые другие: в частности, в советской эстрадной музыке 1970-х гг. был широко распространён термин ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).

Хор (др.-греч. %°pôç «толпа»), также хоровой/певческий коллектив -музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П.Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mateг» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 267 LME^^Sl

может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора c оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Использованная литература

1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.

2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информация к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.

3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.

10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.

12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.

13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.

14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.

32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.