Научная статья на тему 'Хоровое искусство и вокал в хоре'

Хоровое искусство и вокал в хоре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
ансамбль / хоровой коллектив / руководитель / партия / партитура / голоса в хоре / учитель музыки / музыкальная культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навбахор Хамракулова Хасанова

Ансамблем называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. певческий коллектив музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля наличием как минимум двух или более человек, исполняющих одну и ту же партию. Музыкальная культура это, вся совокупность музыкальных произведений вне их художественной ценности, сюда же входит система социальных институтов (музыкальное обращение, музыкальная критика, музыкальное книгопечатание, музыкальные студии, музыкальный шоу-бизнес). Музыкальное искусство часть музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хоровое искусство и вокал в хоре»

Хоровое искусство и вокал в хоре

Навбахор Хамракулова Хасанова Жиззахский государственный педагогический университет

Аннотация: Ансамблем называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. певческий коллектив - музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля наличием как минимум двух или более человек, исполняющих одну и ту же партию. Музыкальная культура - это, вся совокупность музыкальных произведений вне их художественной ценности, сюда же входит система социальных институтов (музыкальное обращение, музыкальная критика, музыкальное книгопечатание, музыкальные студии, музыкальный шоу-бизнес). Музыкальное искусство часть музыкальной культуры.

Ключевые слова: ансамбль, хоровой коллектив, руководитель, партия, партитура, голоса в хоре, учитель музыки, музыкальная культура

Choral art and vocals in the choir

Navbakhor Hamrakulova Khasanova Jizzakh State Pedagogical University

Abstract: An ensemble is a joint performance of a musical work by several participants or the musical work itself for a small group of performers. singing group -a musical ensemble consisting of singers; the sound of human voices together. A choir is distinguished from a vocal ensemble by having at least two or more people singing the same part. Musical culture is the entire totality of musical works beyond their artistic value, which also includes a system of social institutions (musical circulation, music criticism, music publishing, music studios, music show business). Musical art is part of musical culture.

Keywords: ensemble, choir, director, part, score, voices in the choir, music teacher, musical culture

Хор, также хоровой, певческий коллектив - музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля наличием как минимум двух или более

человек, исполняющих одну и ту же партию. Хором руководит дирижёр или хормейстер. В музыке ансамблем называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. Музыкальная культура -это, вся совокупность музыкальных произведений вне их художественной ценности, сюда же входит система социальных институтов (музыкальное обращение, музыкальная критика, музыкальное книгопечатание, музыкальные студии, музыкальный шоу-бизнес). Музыкальное искусство часть музыкальной культуры.

Народная музыкальная культура - это, сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства в ходе эволюции народного музыкального творчества, а также деятельность людей и соответствующих коллективов. Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного). Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением. Музыкальная культура личности - это структурная часть общехудожественной культуры, ядро которой составляют два основных компонента: музыкально-эстетическое сознание и опыт практической деятельности. Музыкальная культура - это, вся совокупность музыкальных произведений вне их художественной ценности. Музыкальное искусство - часть музыкальной культуры.

Главное из средств музыкальной выразительности - мелодия. Она является основой всякого музыкального произведения. Мелодия - это основное выразительное средство музыки, в котором объединяются музыкальные элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция (лат, - расчленение). Мелодия - важнейшая основа музыкального произведения, выражающая самые различные образы и состояния. Вокально-хоровая техника - это, навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию, нюансы.

Значение: владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Понимание произведения и большая любовь к нему певцов хора является важным условием для хорошего исполнения.

Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование

интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами. Раскроем наиболее важные из них:

Певческая установка - это комплекс обязательных требований - стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.

Дыхание является важнейшим фактором голосообразования у певцов. Певческое дыхание отличается от обычного, так как служит для звукообразования. Дыхание, как вокально-технический прием состоит из 3-х главных элементов: вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. Умение каждого певца правильно дышать помогает очень важный и необходимый прием в хоровом пении - цепное дыхание. Существует различные типы певческого дыхания: ключичное; грудное; нижнереберное; диафрагмальное или брюшное. Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания участников хора и последовательно отрабатывать его механизм на каждом уроке, напоминать хористам принципы певческого дыхания, следить за правильностью его исполнения. В пении дыхание противоположно естественному: живот идет несколько вперед, а не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть, стремление удержать его и подать вперед.

Атака звука. Существует твердая и мягкая атака звука. Надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Т.е. начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.

Приемы звукообразования. Звукообразование или фонация происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает вот колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонатора. Моменты звукообразующего процесса: легкий «зевок», высокая позиция звука. В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. голос певца, владеющего единой манерой формирования звука, отличается особой ровностью тембровой окраски, единым колоритом звучания в объеме всей звуковой палитры.

Приёмы звуковедения. Как будет исполнена мелодия, имеет немаловажное значение для художественной выразительности передачи того или иного хорового сочинения. Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств художественной выразительности исполнения мелодии, т.к. он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность. Non legato - также весьма распространенный прием звуковедения, необходимый для художественно-выразительного выражения многих произведений соответствующего характера. Другие приемы звуков - staccato, различные акценты, storzando - вносят в палитру

художественного исполнения много дополнительных красок, значительно облегчают его восприятие. хоровой музыка репертуар.

Хора поют народные, эстрадные и джазовые песни, сложные хоровые композиции и даже воспроизводят шум дождя. Фольклорный хор исполняет народные песни родной страны. Фольклорные песни - естественный репертуар для хора, потому изначально часть из них пелась коллективно.

Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, формирует художественный вкус ребенка. Занятия хором развивают у детей дух коллективизма, взаимопомощи, умение сопереживать за общий результат. В процессе хорового исполнительства формируется эмоциональная среда ребенка, его душевное здоровье.

Использованная литература

1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.

2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информaция к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.

3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.

10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.

12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.

13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.

14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.

15. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Теоретические основы построения музыки. Science and Education, 3 (12), 844-850.

17. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Обратный сдвиг гармоничный линии в многоголосных произведениях. Science and Education, 3 (12), 871-877.

18. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Полифонический кондукт к строфической форме в музыке. Science and Education, 3 (12), 837-843.

19. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Повышение или понижение основных ступеней, знаки альтерации. Science and Education, 3 (12), 878-884.

20. К.Б. Холиков. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Scientific progress. 2 (№3), pp. 722-727.

21. К.Б. Холиков. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Scientific progress 2 (4), 375-379.

22. К.Б. Холиков. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом. Scientific progress 2 (4), 550-556.

23. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.

24. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.

25. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.

26. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.

27. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.

28. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.

29. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.

30. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.

31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.

32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.