Научная статья на тему 'Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни'

Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальное произведение / композиция / эмоция / слушатель / исполнитель / музыка и слова / песня и вокал

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурдона Акмаль Кизы Ропиева, Саидий Саид Болтазода

Вокал это искусство песнопения. Происхождение пения связано с желанием человека выражать свои чувства и настроение через звуки голоса. Эта потребность возникла у наших предков ещё в период неолита. Постепенно пение стало предметом эмоционального и захватывающего искусства. Чтобы овладеть им, исполнителю нужен не только врождённый талант, но и желание постоянно развивать голос. Красота вокального исполнения во многом зависит от инструментальных средств и семантико-речевого контекста. Проще говоря, от музыки и слов текста. Музыкальное произведение любого жанра способно покорить сердце и тронуть душу, если голос исполнителя донос до слушателя каждую ноту произведения, смысл и настроение композиции, красоту звучания и богатство эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни»

Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни

Дурдона Акмаль кизы Ропиева Джизакский государственный педагогический университет Научный руководитель: Саидий Саид Болтазода Наваинский государственный педагогический институт

Аннотация: Вокал - это искусство песнопения. Происхождение пения связано с желанием человека выражать свои чувства и настроение через звуки голоса. Эта потребность возникла у наших предков ещё в период неолита. Постепенно пение стало предметом эмоционального и захватывающего искусства. Чтобы овладеть им, исполнителю нужен не только врождённый талант, но и желание постоянно развивать голос. Красота вокального исполнения во многом зависит от инструментальных средств и семантико-речевого контекста. Проще говоря, от музыки и слов текста. Музыкальное произведение любого жанра способно покорить сердце и тронуть душу, если голос исполнителя донос до слушателя каждую ноту произведения, смысл и настроение композиции, красоту звучания и богатство эмоций.

Ключевые слова: музыкальное произведение, композиция, эмоция, слушатель, исполнитель, музыка и слова, песня и вокал

Technologies for the formation and development of vocal and choral skills of students through folk songs

Durdona Akmal kizy Ropiev Jizzakh State Pedagogical University Scientific adviser: Saidiy Said Boltazoda Navai State Pedagogical Institute

Abstract: Vocal is the art of singing. The origin of singing is connected with the desire of a person to express his feelings and mood through the sounds of his voice. This need arose among our ancestors in the Neolithic period. Gradually, singing became the subject of an emotional and exciting art. To master it, the performer needs not only innate talent, but also the desire to constantly develop his voice. The beauty of vocal performance largely depends on the instrumental means and the semantic-speech context. Simply put, from music and words of the text. A musical work of any genre can win the heart and touch the soul if the performer's voice conveys to the

listener every note of the work, the meaning and mood of the composition, the beauty of sound and the richness of emotions.

Keywords: piece of music, composition, emotion, listener, performer, music and words, song and vocals

Красота вокального исполнения во многом зависит от инструментальных средств и семантико-речевого контекста.

Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Первый этап работы в этом направлении - овладение двухголосием. Это касается не только школьных хоров, но и классного пения.

Ни всякое двухголосное пение в равной мере легко для детей. Вопрос, с какого вида голосоведения, параллельного или противоположного, следует начинать обучение, раньше единодушно решался в пользу параллельного голосоведения. Некоторые педагоги считают, что двух и трёхголосые для школьного репертуара более простыми для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, другие считают это пение трудным для детей на первом этапе. Они рекомендуют использовать песни с самостоятельным или противоположным движением голосов, считая, что эти песни легче и быстрее усваиваются детьми.

Семантико-речевого контекста означает лингвистическое окружение слова, высказывания; содержание текста. Обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов - слов, выражений или отрывков текста. для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав. Обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов - слов, выражений или отрывков текста. для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие высказывания) или весь текст в целом. отсюда выражение: «понять по контексту». для целостного текста контекстом выступают все другие тексты из той же сферы социальной. так, для отдельного научного текста контекстом является корпус других научных текстов по данной специальности; для художественного произведения - другие художественные тексты, и пр.

Фолклор это - устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной культуры народа - язык, верования, обряды, ремёсла. Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее

распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Красота - это хорошее психофизиологическое состояние всего организма, что как раз достигается в процессе пения. Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов, что благотворно влияет на цвет лица и тонус кожи. При правильном пении способствует укреплению и тренировке мышц живота, не давая им распуститься и ослабеть, что позволяет сохранять хорошую фигуру. «Вокальная постановка» корпуса предполагает ровную линию спины, горделивый разворот плеч, красивую посадку головы. Каждый урок - это эмоциональный подъем от ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует повышению иммунитета и обновлению всего организма. Умение красиво держать руки и жестикулировать тоже вырабатывается во время занятий вокалом. Благодаря постоянной тренировке, пения влияет на мышцы лица. Необходимость постоянного участия лицевых мышц в формировании высокой певческой позиции, не дает лицу принять угрюмое, уставшее выражение, которое с возрастом появляется у многих. Даже у пожилых вокалистов одухотворенное и светлое выражение лица делает его моложе и красивее. Состояние творческого подъема надолго сохраняет молодой блеск в глазах, ясность и глубину взгляда. В процессе постижения искусства вокала, формируются такие полезные для жизни качества, как умение управлять своими эмоциями - «властвовать собой», достойно держаться в обществе, не поддаваться депрессии. Вокал - это радостное ощущение молодости в любом возрасте!

Чтобы сделать строгую мелодическую линию, Монтеверди в бельканто внес украшению мелодии в вокал. После его другие композиторы стали добавлять фиоритуры. Название музыкального украшения в вокальной или инструментальной партии, один из способов аранжировки. Широко применяется в опере, где подразделяется на нежную и брассовую, орнаментальный пассаж, украшающий мелодию.

Трудно произвести периодизацию процессов технической и художественной подготовки произведения к исполнению. Элементы художественного и технического, в сущности, неразделимы в едином процессе становления музыкального произведения так же, как и сам процесс исполнительской работы, заключающий в себе одновременно познание и созидание. Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами

ансамблевой звучности, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели -художественно-выразительному исполнению произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве. На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведения.

В процессе работы с детьми я стараюсь развивать эстетическое восприятие, которое помогает им обладать средствами художественной выразительности. Решающим фактором музыкального воспитания и обучения является развитие музыкального слуха и формирование музыкально-образного мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений.

В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных средствах ансамблевого (хорового) исполнения: динамике, нюансировке, фразировке, текстового осмысления, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа. В работе над произведениями мною используются все главные приемы певческого голосоведения (legato, non legato, staccato).

Legato - связное пение. Русская вокальная музыка имеет в своей основе русскую народную песню, для которой характерна широкое, протяжное пение -распев, чем по сути является кантилена. Кантилена, т. е. Непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы "выливаются" из него. Упражнения на Legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Legato лучше всего удается в пении на гласных звуках, поэтому особое внимание уделяю согласным звукам, добиваюсь как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения не звучащих согласных, особенно "б", "п", "к", "д", "т".

Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь staccato. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на staccato. При исполнении staccato звуки как бы подчеркиваются голосом, легко атакуются, отделяются друг от друга короткими паузами. В то же время каждая спетая на staccato нота не должна сопровождаться снятием

вдыхательной установки. Пение фразы на staccato должно проходить как бы на одном дыхании. Прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Во время исполнения того или иного певческого штриха, я обращаю особое внимание учащихся на взаимосвязь голосоведения с дыханием, мышцами брюшного пресса, диафрагмы.

Огромное художественное значение в ансамблевом пении имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или иной песни, я стараюсь выбрать наиболее приемлемый темп, соответствующий содержанию, наиболее полно раскрывающий смысл исполняемого произведения. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильно расставленное ударение, смысловая логика. Много работаю над синкопированным и пунктирным ритмом. Использую ряд приемов для точного исполнения того или иного ритмического рисунка. Например, ансамбль недодерживает или передерживает длительность, заостряю на этом внимание. В этом случае дробим длительности и просчитываем их более мелкими единицами. В разучиваемых произведениях необходимо придерживаться авторского замысла композитора в использовании таких средств выразительности как ritenuto, portamento, rubato и т. д. Если исполнитель виртуозно владеет собственным голосом, позволяет раскрыть замысел композитора.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903

2. Саидий, Саид Болтазода, Простые, сложные и смешанные размеры музыки при проведении уроков дирижирования, креативные методы обучения. Science and Education 3 (5), 1484-1492

3. Саидий, Саид Болтазода, Саидий Саид Болта-Зода Влияние музыки на человека. Academy 4 (4), 63-65

4. Saidiy Said Boltazoda, Ways to take into assount individual capabilities high school music students. Procedia of Theoretical and Applied Sciences 1 (1), 32-37

5. Саидий, Саид Болтазода, Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении/ Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871

6. Саидий, Саид Болтазода, Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and Education 3 (3), 837-844

7. Саидий, Саид Болтазода, Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842

8. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857

9. Саидий, Саид Болтазода, Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199

10. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850

11. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд Science and Education 3 (3), 858864

12. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205

13. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936

14. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611

15. Саидий, Саид Болтазода, Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617

16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.

17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.