Научная статья на тему 'Вокал и постановка голоса'

Вокал и постановка голоса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
вокал / пение / дикция / песня без слов / вокализ / вкус ребенка / результат в пение / постановка голоса / активизация голоса

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмад Кадирович Жумаев

Вокальное искусство разделяется на сольное, ансамблевое, хоровое пение. Пение исполнение музыки голосом. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, формирует художественный вкус ребенка. Пение в широком смысле слова: вокал, вокальное искусство, процесс голосового (горлового) воспроизведения музыкальных звуков с текстом или без него (песня без слов, вокализ). Вокальное искусство вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Постановка голоса приспособление и развитие голосового аппарата для использования в профессиональных целях. Постановка включает в себя упражнения на расширение диапазона, развитие силы голоса, его красочности, упражнения на освоение различных вокальных техник пения, работу над дикцией и произношением во время разговорной речи и во время пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокал и постановка голоса»

Вокал и постановка голоса

Ахмад Кадирович Жумаев

Жиззахский государственный педагогический университет

Аннотация: Вокальное искусство разделяется на сольное, ансамблевое, хоровое пение. Пение - исполнение музыки голосом. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, формирует художественный вкус ребенка. Пение - в широком смысле слова: вокал, вокальное искусство, процесс голосового (горлового) воспроизведения музыкальных звуков с текстом или без него (песня без слов, вокализ). Вокальное искусство - вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Постановка голоса - приспособление и развитие голосового аппарата для использования в профессиональных целях. Постановка включает в себя упражнения на расширение диапазона, развитие силы голоса, его красочности, упражнения на освоение различных вокальных техник пения, работу над дикцией и произношением во время разговорной речи и во время пения.

Ключевые слова: вокал, пение, дикция, песня без слов, вокализ, вкус ребенка, результат в пение, постановка голоса, активизация голоса

Vocals and voice production

Akhmad Kadirovich Zhumaev Jizzakh State Pedagogical University

Abstract: Vocal art is divided into solo, ensemble, and choral singing. Singing is performing music with the voice. Choral singing activates hearing, strengthens memory, and shapes the child's artistic taste. Singing - in the broad sense of the word: vocals, vocal art, the process of vocal (throat) reproduction of musical sounds with or without text (song without words, vocalise). Vocal art is a type of musical performance based on mastery of the singing voice. Voice production is the adaptation and development of the vocal apparatus for use for professional purposes. The production includes exercises to expand the range, develop the strength of the voice, its colorfulness, exercises to master various vocal singing techniques, work on diction and pronunciation during speaking and while singing.

Keywords: vocals, singing, diction, song without words, vocalization, child's taste, result in singing, voice production, voice activation

Вокал - это, вид музыкального исполнительства, которое основывается на искусстве владения голосом. Это умение передать содержание музыкального произведения с помощью выразительных способов певческого голоса. Вокальное искусство разделяется на сольное, ансамблевое, хоровое пение. Пение

- исполнение музыки голосом. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, формирует художественный вкус ребенка. Занятия хором развивают у детей дух коллективизма, взаимопомощи, умение сопереживать за общий результат. В процессе хорового исполнительства формируется эмоциональная среда ребенка, его душевное здоровье.

Пение - в широком смысле слова: вокал, вокальное искусство, процесс голосового (горлового) воспроизведения музыкальных звуков с текстом или без него (песня без слов, вокализ). Вокальное искусство - вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Вокальное исполнение бывает сольным (одиночным), ансамблевым (групповым), хоровым (массовым).

Вокальная музыка - это, музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры

- музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная миниатюра (песня, романс).

Общеизвестно, что пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний.

Вокализ - пение, в котором не используются слова; это бессловесное почти всегда минорное музыкальное произведение или часть произведения (песни, романса, арии), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио.

Вокальная музыка - это, музыка, в которой главная роль отводится голосу. Также вокальной музыкой считается использование голоса на равных правах с музыкальным инструментом или инструментами. Самым простым примером вокальной музыки является исполнение без сопровождения. К техническим вокальным качествам относятся правильное дыхание, чистота интонирования, правильные дикция, звукообразование и артикуляция. К художественным качествам, которыми должен обладать вокалист, относятся музыкально-эстетический вкус, артистизм, эмоциональность.

Среди наиболее популярных техник можно выделить:

• бэлтинг;

• глиссандо;

• расщепление;

• драйв;

• йодль;

• обертон;

•субтон;

• тванг.

Один из жанров вокального искусства (наряду с камерным вокалом), объединяющий в себе пение с драматическим действием и театральным представлением. В итоге, появилась такая классификация певческих голосов: Мужские (от самого низкого до высокого) - бас, баритон, тенор. Женские (от высокого до низкого) - сопрано, меццо-сопрано, альт или контральто.

Постановка голоса - приспособление и развитие голосового аппарата для использования в профессиональных целях. В результате голосовой аппарат приобретает способность выдерживать большие нагрузки, а голос приобретает особую звучность, широкий диапазон и тембровое богатство.

Постановка включает в себя упражнения на расширение диапазона, развитие силы голоса, его красочности, упражнения на освоение различных вокальных техник пения, работу над дикцией и произношением во время разговорной речи и во время пения.

Поставить голос, значит, наделить его особой звучностью, богатством тембра, и, одновременно адаптировать к вокальным нагрузкам. Во время пения поставленный голос звучит свободно и естественно, позволяя исполнителю создавать акустический эффект, сохраняя при этом запас воздуха и мышечной энергии.

Поставленный голос отличается звучностью, повышенной громкостью, широтой звуковысотного диапазона, богатством тембровых красок, чёткостью произнесения слов, малой утомляемостью. В первую очередь «поставленный' голос», конечно же, нужен певцам, ведущим и лекторам. Поставленный голос отличается благозвучием и приятным тембром, силой, способностью «вытягивать» ноты. Такие способности нарабатывается тренировками, специальными упражнениями на дыхание. Обычно, обучение вокалу занимает 25 лет. Но фактически, совершенствование голоса продолжается на протяжении всей жизни, если проводятся регулярные занятия и тренировки.

Вокально-хоровая техника - это навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию, нюансы.

Значение: владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Понимание произведения и большая любовь к нему певцов хора является важным условием для хорошего исполнения.

Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами. Раскроем наиболее важные из них:

Певческая установка - это комплекс обязательных требований - стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.

Дыхание является важнейшим фактором голосообразования у певцов. Певческое дыхание отличается от обычного, так как служит для звукообразования. Дыхание, как вокально-технический прием состоит из 3-х главных элементов: вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. Умение каждого певца правильно дышать помогает очень важный и необходимый прием в хоровом пении - цепное дыхание. Существует различные типы певческого дыхания: ключичное; грудное; нижнереберное; диафрагмальное или брюшное. Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания участников хора и последовательно отрабатывать его механизм на каждом уроке, напоминать хористам принципы певческого дыхания, следить за правильностью его исполнения. В пении дыхание противоположно естественному: живот идет несколько вперед, а не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть, стремление удержать его и подать вперед.

Атака звука. Существует твердая и мягкая атака звука. Надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Т.е. начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.

Приемы звукообразования. Звукообразование или фонация происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонатора. Моменты звукообразующего процесса: легкий «зевок», высокая позиция звука. В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. голос певца, владеющего единой манерой формирования звука, отличается особой ровностью тембровой окраски, единым колоритом звучания в объеме всей звуковой палитры.

Приёмы звуковедения. Как будет исполнена мелодия, имеет немаловажное значение для художественной выразительности передачи того или иного хорового сочинения. Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств художественной выразительности исполнения мелодии, т.к. он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность. Non legato - также весьма

распространенный прием звуковедения, необходимый для художественно-выразительного выражения многих произведений соответствующего характера. Другие приемы звуков - staccato, различные акценты, storzando - вносят в палитру художественного исполнения много дополнительных красок, значительно облегчают его восприятие. хоровой музыка репертуар.

Главное из средств музыкальной выразительности - мелодия. Она является основой всякого музыкального произведения. Музыка - это, искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на эмоциональное состояние человека; это специфическая разновидность звуковой деятельности интонационной природы со строгой частотной и временной организованностью, направленная на передачу образов, мыслей и эмоций.

Использованная литература

1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.

2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информация к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.

3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.

10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.

12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.

13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.

14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.

15. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Теоретические основы построения музыки. Science and Education, 3 (12), 844-850.

17. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Обратный сдвиг гармоничный линии в многоголосных произведениях. Science and Education, 3 (12), 871-877.

18. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Полифонический кондукт к строфической форме в музыке. Science and Education, 3 (12), 837-843.

19. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Повышение или понижение основных ступеней, знаки альтерации. Science and Education, 3 (12), 878-884.

20. К.Б. Холиков. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Scientific progress. 2 (№3), pp. 722-727.

21. К.Б. Холиков. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Scientific progress 2 (4), 375-379.

22. К.Б. Холиков. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом. Scientific progress 2 (4), 550-556.

23. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.

24. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.

25. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.

26. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.

27. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.

28. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.

29. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.

30. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.

31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.

32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.