Научная статья на тему 'Вокал в хоровом коллективе'

Вокал в хоровом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
вокал / хоровой коллектив / руководитель хора / вокальнохоровая техника / мелодия / песни / фразировка / цезура / хор

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навбахор Хамракулова Хасанова

Обычно, обучение вокалу занимает 2-5 лет. Но фактически, совершенствование голоса продолжается на протяжении всей жизни, если проводятся регулярные занятия и тренировки. Для пения воспитывают нижнерёберное-диафрагматическое дыхание, при котором у вокалиста выпячивается живот, и расширяются нижние рёбра. Работают мышцы живота и диафрагма, а верхняя часть груди неподвижна. При сочетании нижнерёберного и диафрагмального дыхания вокалист получает больший объём воздуха и пластичность выдоха, мышцы горла остаются не зажатыми, а гортань сохраняет подвижность. На уроках вокала ученики сталкиваются с двумя дыхательными проблемами вялое и форсированное дыхание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокал в хоровом коллективе»

Вокал в хоровом коллективе

Навбахор Хамракулова Хасанова Жиззахский государственный педагогический университет

Аннотация: Обычно, обучение вокалу занимает 2-5 лет. Но фактически, совершенствование голоса продолжается на протяжении всей жизни, если проводятся регулярные занятия и тренировки. Для пения воспитывают нижнерёберное-диафрагматическое дыхание, при котором у вокалиста выпячивается живот, и расширяются нижние рёбра. Работают мышцы живота и диафрагма, а верхняя часть груди неподвижна. При сочетании нижнерёберного и диафрагмального дыхания вокалист получает больший объём воздуха и пластичность выдоха, мышцы горла остаются не зажатыми, а гортань сохраняет подвижность. На уроках вокала ученики сталкиваются с двумя дыхательными проблемами - вялое и форсированное дыхание.

Ключевые слова: вокал, хоровой коллектив, руководитель хора, вокально-хоровая техника, мелодия, песни, фразировка, цезура, хор

Vocals in a choir

Navbakhor Hamrakulova Khasanova Jizzakh State Pedagogical University

Abstract: Usually, vocal training takes 2-5 years. But in fact, voice improvement continues throughout life if regular classes and training are carried out. For singing, lower costal-diaphragmatic breathing is taught, in which the vocalist's stomach protrudes and the lower ribs expand. The abdominal muscles and diaphragm work, and the upper chest is motionless. With a combination of lower costal and diaphragmatic breathing, the vocalist receives a larger volume of air and exhalation plasticity, the throat muscles remain unclamped, and the larynx remains mobile. In vocal lessons, students face two breathing problems - sluggish breathing and forced breathing.

Keywords: vocals, choral group, choir director, vocal-choral technique, melody, songs, phrasing, caesura, choir

Мелодия, ее исполнение, соответствующее характеру и фактуре хорового сочинения - главное средство музыкальной выразительности. Самым важным в художественном исполнении является умение хора оттенять мелодию песни, основной мотив сочинения или его часть.

Одним из средств музыкальной выразительности является музыкальная фразировка. Под фразировкой следует понимать художественное, музыкально-осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т.д.), а также разграничение их цезурой или дыханием. Музыкальная фразировка соответствует фразировке литературного текста. Точка грани между фразами называется цезурой. Нельзя выразительно прочитать текст песни, не соблюдая знаков препинания, так нельзя выразительно спеть и ее мелодию, не соблюдая цезур. В большинстве случаев цезура выполняется посредством смены дыхания.

Отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в хоре уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Дикционные навыки помогают хору выделить наиболее важные по смыслу слова текста, обычно совпадающие с кульминациями музыкальных.

Вокально-хоровая техника - это, навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию, нюансы.

Ключичный тип дыхания для пения не подходит - работают мышцы в районе плечей, а сами плечи поднимаются, живот втянут. Ключичное дыхание не даст певцу контролировать скорость и объём выдоха и научиться правильному звукоизвлечению. Звук получится зажатый, а голос -малоподвижный.

Грудное дыхание. При грудном дыхании поднимаются плечи и грудь, а работают межрёберные мышцы - так дышат женщины в повседневности. При дыхании живот втянут. Для пения не подходит из-за напряжения мышц горла и ограничения подвижности гортани.

Брюшное дыхание (диафрагмальное) заключается в активной работе мышц диафрагмы. При вдохе живот надувается, при выдохе - опускается.

При смешанном типе дыхания (смешивается брюшное и грудное дыхание) работают и мышцы грудной клетки, и дифрагмы, и живота.

Для пения воспитывают нижнерёберное-диафрагматическое дыхание, при котором у вокалиста выпячивается живот, и расширяются нижние рёбра. Работают мышцы живота и диафрагма, а верхняя часть груди неподвижна. При сочетании нижнерёберного и диафрагмального дыхания вокалист получает больший объём воздуха и пластичность выдоха, мышцы горла остаются не зажатыми, а гортань сохраняет подвижность.

Певческий аппарат состоит из трёх структур: дыхательный аппарат, гортань и артикуляционный аппарат (в т.ч. резонаторы). К дыхательному аппарату относятся лёгкие и бронхи, мышцы, помогающие вдыхать и выдыхать, а также трахея. Для певца важно правильно пользоваться всем комплексом певческого

аппарата: контролировать вдох и выдох, создавать опору, формировать звук и направлять его в резонаторы. При правильном дыхании, выдыхая, вокалист сохраняет положение вдоха, т.е. нижние рёбра остаются раздвинутыми. Это возможно благодаря тренировке мышц и необходимо для ощущения опоры.

На уроках вокала ученики сталкиваются с двумя дыхательными проблемами - вялое и форсированное дыхание. При вялом дыхании не хватает силы выдоха для создания певческой опоры, т.к. мышцы диафрагмы и живота неразвиты. Из-за недостатка опоры, человек подсознательно напрягает мышцы горла, пытаясь ими компенсировать недостаток звука. Устраняют проблему регулярными тренировками мышц, как в спортзале. Вторая проблема -форсированное дыхание - дыхание с излишним напором, как бы с надрывом. При форсированном дыхании нет ровного звука.

Можно ли самостоятельно научиться правильному дыханию? Прочитав пару-тройку статей о певческом дыхании, просмотрев с десяток роликов на ютубе, вы составите представление о том, что такое певческое дыхание. Повторите дыхательные упражнения, предложенные в видеоуроках и обучающих статьях. Но проблема в том, что не все информационные источники надёжные и составлены по единой технике. Статьи в интернет пишут не только дипломированные педагоги по вокалу. Поэтому надежный способ обучиться певческому дыханию - посетить урок вокала, где педагог покажет упражнения, проследит за правильностью выполнения и расскажет нюансы. Получите достоверную информацию - и упражняйтесь дома! В отличие от обучения звукоизвлечению, самостоятельные занятия дыхательной гимнастикой не травмоопасны. Двадцать минут ежедневных занятий полезнее часового занятия один раз в неделю. Научившись певческому дыханию, вы без труда освоите остальные премудрости вокала!

Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами. Раскроем наиболее важные из них:

Певческая установка - это комплекс обязательных требований - стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.

Дыхание является важнейшим фактором голосообразования у певцов. Певческое дыхание отличается от обычного, так как служит для звукообразования. Дыхание, как вокально-технический прием состоит из 3-х главных элементов: вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. Умение

каждого певца правильно дышать помогает очень важный и необходимый прием в хоровом пении - цепное дыхание. Существует различные типы певческого дыхания: ключичное; грудное; нижнереберное; диафрагмальное или брюшное. Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания участников хора и последовательно отрабатывать его механизм на каждом уроке, напоминать хористам принципы певческого дыхания, следить за правильностью его исполнения. В пении дыхание противоположно естественному: живот идет несколько вперед, а не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть, стремление удержать его и подать вперед.

Музыка - это, искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на эмоциональное состояние человека; это специфическая разновидность звуковой деятельности интонационной природы со строгой частотной и временной организованностью, направленная на передачу образов, мыслей и эмоций.

Вокал - это вид музыкального исполнительства, которое основывается на искусстве владения голосом. Это умение передать содержание музыкального произведения с помощью выразительных способов певческого голоса. Вокальное искусство разделяется на сольное, ансамблевое, хоровое пение. Пение

- исполнение музыки голосом.

Вокальная музыка - это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры

- музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная миниатюра (песня, романс).

Общеизвестно, что пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний.

Использованная литература

1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.

2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информaция к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.

3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.

10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.

12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.

13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.

14.Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.

15. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Теоретические основы построения музыки. Science and Education, 3 (12), 844-850.

17. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Обратный сдвиг гармоничный линии в многоголосных произведениях. Science and Education, 3 (12), 871-877.

18. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Полифонический кондукт к строфической форме в музыке. Science and Education, 3 (12), 837-843.

19. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Повышение или понижение основных ступеней, знаки альтерации. Science and Education, 3 (12), 878-884.

20. К.Б. Холиков. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Scientific progress. 2 (№3), pp. 722-727.

21. К.Б. Холиков. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Scientific progress 2 (4), 375-379.

22. К.Б. Холиков. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом. Scientific progress 2 (4), 550-556.

23. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.

24. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.

25. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.

26. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.

27. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.

28. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.

29. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.

30. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.

31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.

32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.