Методические основы преподавания музыкальных
инструментов в вузах
Суннатилло Уктамович Раимжонов Жиззахский государственный педагогический университет
Аннотация: В статье раскрывается профессиональная компетентность педагога - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся. Компетентность - способность, готовность к осуществлению какого-либо вида деятельности. Компетенция - круг полномочий, определяемых профессиональной компетентностью человека. Компетентность состоит из компетенций, профессиональная компетентность является неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя.
Ключевые слова: музыкальный инструмент, иерархию контуров циркуляции, компетентности педагогов, профессиональная компетентность педагога, исполнитель музыки
Methodological basis for teaching music instruments in
universities
Sunnatillo Uktamovich Raimjonov Jizzakh State Pedagogical University
Abstract: The article reveals the professional competence of a teacher - a set of professional and personal qualities necessary for successful activities, the ability to skillfully solve pedagogical problems in the process of educational, cognitive, educational and other types of activities together with students and for students. Competence is the ability, readiness to carry out any type of activity. Competence is a range of powers determined by a person's professional competence. Competence consists of competencies; professional competence is an integral component of the professionalism and pedagogical skill of a teacher.
Keywords: musical instrument, hierarchy of circulation circuits, teachers' competencies, professional competence of a teacher, music performer
Система управления - совокупность компонентов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования данных в процессе реализации концепции управления, задачей которого является обеспечение соответствия действий принятому плану организации.
Профессиональная компетентность педагога - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся.
Компетентность - способность, готовность к осуществлению какого-либо вида деятельности. Компетенция - круг полномочий, определяемых профессиональной компетентностью человека. Компетенции являются структурными компонентами компетентности. Компетентность состоит из компетенций, в свою очередь профессиональная компетентность является неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя.
Новая теория образования нацелена на обеспечение становления социально активной, творческой личности, умеющей ориентироваться, в патоке информации и адаптироваться к качественно новым условиям жизнедеятельности.
Одна из актуальных задач современного образования - внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, т.е. ориентация на целенаправленное развитие ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе и исполнительских. В научных исследованиях компетентностный подход рассматривается как один из инструментов модернизации образования, обусловленной запросами современного общества, и обсуждается в связи с понятиями «компетентность», «компетенция», «квалификация», «профессионализм».
Целью освоения дисциплины (модуля) «Методика обучения игре на инструменте» является воспитание высококвалифицированных музыкантов, подготовленных к самостоятельной творческой, исполнительской, педагогической и просветительской деятельности в области эстрадной и джазовой музыки. Задачами изучения данного курса является изучение специфики преподавания специальных дисциплин в жанрах эстрадной и джазовой музыки, усвоение методов развития и совершенствование музыкально-исполнительских умений и навыков на одном из инструментов эстрадного оркестра (артикуляционного мастерства, фразирования, владения культурой звукоизвлечения), подготовки учащихся к концертному исполнению,
накопление значительного репертуара, стимулирование творческой инициативы. Формирование у студентов широкого музыкального и художественного кругозора.
По освоении дисциплины на базе приобретенных знаний и умений выпускник должен проявлять способность и готовность: к использованию знаний об устройстве инструмента (голосового аппарата, телесного аппарата танцовщика) и основ обращения с ним в профессиональной деятельности; овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности, специфики работы в области музыкального искусства эстрады; использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе; методики подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения; к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики; анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися; применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус, сценическую и исполнительскую музыкальную культуру; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: основные принципы отечественной и зарубежной педагогики, различные методы и приемы преподавания, методическую литературу по профилю, разнообразие школ и систем музыкального образования, основы сочетания традиций и новаторства в рамках той или иной изучаемой методической проблемы, 2) Уметь: использовать индивидуальные методы в педагогической работе, пользоваться справочной и методической литературой, анализировать творчество мастеров джаза, проводить сравнительный анализ разных методических приемов и школ, систематизировать и использовать необходимую информацию, заключенную в методических разработках в жанре джазовой музыки, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения. 3) Владеть современными педагогическими технологиями, формами и приемами обучения, эффективными
в стилях джазовой музыки, различными видами и навыками в области методики преподавания игры на инструменте и способами подготовки произведения к концертному исполнению,
Существует всего четыре музыкальных направления: народная музыка, духовная музыка, академическая музыка и популярная музыка. К каждому направлению принадлежит некоторое количество музыкальных жанров и у каждого жанра есть множество поджанров.
Основная задача музыкального воспитания заключается в формировании хорошего музыкального вкуса, в понимании прелести большого искусства, в ощущении разницы между хорошим и плохим. И классическая, и современная музыка должна обязательно входить в круг человеческих интересов с самого раннего детства. Чтобы научиться полноценно воспринимать музыку, нужно, прежде всего, чаще ее слушать, причем слушать вдумчиво и, конечно, в хорошем исполнении, обращаясь к одному и тому же музыкальному шедевру по несколько раз. Постепенно музыкальное восприятие совершенствуется, становясь более тонким и чутким. Никакие даже самые умные разговоры о музыке не заменят живого и непосредственного восприятия красоты музыкального искусства. Музыкальные мелодии звучали во все времена, включая и древний период развития человечества, и исполнялись на самых различных музыкальных инструментах. Количество видов этих инструментов измеряется десятками, и каждый отдельно взятый музыкальный инструмент обладает своим индивидуальным тембром и внешним видом. Для одного в музыке важно импульсивное ритмическое начало, другого привлекает многообразие и тонкость чувств, а для третьего музыка является огромным и богатым миром красоты, миром, в котором воплощены раздумья многих поколений людей о смысле жизни и идеалах добра.
Творческая сила изобретенного или найденного метода заключается в его возможной повторяемости, дающей производительный эффект; скажем, действенные приемы обучения многоголосному пению; методы, активизирующие становление певческой культуры учащихся; организация опроса и повторения - все это, методическое богатство вполне возможно передать другому, чем и занимаются большинство опытных учителей-мастеров. Урок музыки - основная форма музыкального обучения и воспитания школьников. Урок музыки в школе - это, завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. Самое трудное это, - подготовить урок. Попытаемся проследить за этапами рождения урока музыки - это,го "педагогического произведения", имеющего свою внутреннюю логику. Надо проанализировать путь следования учительской
мысли от общих задумок к плану, конспекту и, наконец, непосредственно к созданию урока музыки. Логика - нормативная наука о законах, формах и приёмах интеллектуальной деятельности. Логика, как наука, возникла в недрах древнегреческой философии. Далее в течение почти двух с половиной тысячелетий до второй половины XIX века логика изучалась как часть философии и риторики.
Логика - это, философская дисциплина о формах, в которых протекает мышление, наука о законах правильного мышления или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. Таким образом, логика, в сущности, исследует законы мышления.
Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемый программой материал осваивается. Это, может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты. Допустим, что желаемое содержание урока вам уже хорошо известно -вы проводили подобные уроки не раз. Но посмотрите на это,т хорошо знакомый вам материал в свете сегодняшней "музыкальной обстановки" в мире, стране, городе, районе, школе, классе. Урок должен вписаться в музыкальную современность. Во всяком случае замысел урока музыки призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни вашими учениками и ваше мировоззрение. Важно восприятие музыки как части это,й жизни, ибо то, что сегодня кажется неинтересным учителю-музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников. Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен вам лично, в свете вашего сегодняшнего жизне-восприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это, свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.
Прием обучения - это, элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Методы обучения - это, способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения. Прием это, - составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения.
Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.
Использованная литература
1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.
2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информaция к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.
3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.
4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.
5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.
6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.
7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.
8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.
9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.
10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.
11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.
12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.
13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.
14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.
15. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Теоретические основы построения музыки. Science and Education, 3 (12), 844-850.
17. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Обратный сдвиг гармоничный линии в многоголосных произведениях. Science and Education, 3 (12), 871-877.
18. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Полифонический кондукт к строфической форме в музыке. Science and Education, 3 (12), 837-843.
19. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Повышение или понижение основных ступеней, знаки альтерации. Science and Education, 3 (12), 878-884.
20. К.Б. Холиков. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Scientific progress. 2 (№3), pp. 722-727.
21. К.Б. Холиков. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Scientific progress 2 (4), 375-379.
22. К.Б. Холиков. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом. Scientific progress 2 (4), 550-556.
23. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.
24. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.
25. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.
26. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.
27. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.
28. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.
29. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.
30. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.
31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.
32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.