Научная статья на тему 'Методика формирования профессиональной мобильности как инструмент обеспечения качества подготовки высококвалифицированных кадров'

Методика формирования профессиональной мобильности как инструмент обеспечения качества подготовки высококвалифицированных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ПЕРЕСТРАИВАЕМОСТЬ / ПРИСПОСАБЛИВАЕМОСТЬ / TECHNIQUE / PROFESSIONAL MOBILITY / KNOWLEDGE / SKILLS / REORGANIZATION / ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафин Азат Филькатович, Савицкий Сергей Константинович

Методика позволяет активизировать возможность овладения новыми знаниями и умениями, перестраиваемость в своей профессиональной деятельности и приспосабливаемость к новым условиям работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique allows to activate an opportunity of mastering of new knowledge and skills, process of reorganization in one"s own professional work and adaptability to new operating conditions.

Текст научной работы на тему «Методика формирования профессиональной мобильности как инструмент обеспечения качества подготовки высококвалифицированных кадров»

Методика формирования профессиональной

мобильности как инструмент обеспечения качества

подготовки высококвалифицированных кадров

А. Ф. Мустафин, С. К. Савицкий (Камская государственная инженерно-экономическая академия)*

Методика позволяет активизировать возможность овладения новыми знаниями и умениями, перестраиваемость в своей профессиональной деятельности и приспосабливаемость к новым условиям работы.

Ключевые слова: методика, профессиональная мобильность, знания, умения, перестраивае-мость, приспосабливаемость.

Technique of Professional Mobility Formation as a Tool of Maintenance of Quality of Highly-qualified Personnel Training

A. F. Mustafin, S. K. Savitskiy (Kama State Engineering and Economic Academy)

Technique allows to activate an opportunity of mastering of new knowledge and skills, process of reorganization in one’s own professional work and adaptability to new operating conditions. Keywords: technique, professional mobility, knowledge, skills, reorganization, adaptability.

Одним из главных стратегических направлений образовательной деятельности вуза в условиях глобальной информатизации является обеспечение качества подготовки высококвалифицированных кадров и формирование профессиональной мобильности на основе личностно ориентированных методик.

В зависимости от качественных способностей студентов, применимых для выполнения посильных дидактических задач, заложенных в значимые элементы дисциплин, обозначаются и характеризуются следующие этапы формирования профессиональной мобильности. На первом этапе формирования профессиональной мобильности применяются объяснительно-ознакомительные методы обучения. Деятельность педагога характеризуется тем, что в результате студент узнает, опознает, различает и распознает объекты изучения в ряду других подобных объектов. Усвоение на этом этапе ог-

раничено наиболее общими представлениями о значимых элементах изучаемых дисциплин. Деятельность студента чаще носит репродуктивный характер, обеспечивающий, с одной стороны, накопление исходной базы, с другой — актуализацию ранее изученного материала на занятиях, имеющих тесную междисциплинарную связь.

На втором этапе формирования профессиональной мобильности применяются репродуктивные методы обучения и проблемное изложение материала. Использование репродуктивных методов приводит к действиям по воспроизведению информации. Усвоение предполагает овладение основными понятиями дисциплин настолько, что студент может анализировать различные действия и их возможные исходы. В этом случае говорят о вербальном мышлении. Деятельность педагога на этом этапе характеризуется отбором и предоставлением студентам в различной форме ситуаций «достойных

* Савицкий Сергей Константинович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматизации и информационных технологий Камской государственной инженерно-экономической академии. Тел.: +7 (8552) 58-96-17. Эл. адрес: savitsky_s@mail.ru

Мустафин Азат Филькатович — студент Камской государственной инженерно-экономической академии. Тел.: +7 (8552) 58-96-17. Эл. адрес: maf0808@mail.ru

2010 - №4

Проблемы педагогики и психологии

197

подражания» — «идеальных копий». Проблемное изложение на этом этапе формирования профессиональной мобильности позволяет охарактеризовать его степенью овладения умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения субъективно новой информации. Деятельность студентов на данном этапе характеризуется решением задач на основе использования усвоенного образца.

На третьем этапе формирования профессиональной мобильности применяются частично-поисковые и исследовательские методы обучения. Этот этап характеризует такое овладение информацией, что студент приобретает способность трансформировать исходные сведения настолько, что ему становятся посильными задачи различных классов, которые он решает путем переноса усвоенных умений. Основная задача педагога — управлять данным процессом, создавать условия для творческой работы студентов с учетом их индивидуальных способностей и интересов.

Приведенные этапы формирования профессиональной мобильности характеризуются соответствующими уровнями, определяемыми следующей системой критериев: возможностью овладения новыми знаниями и умениями; перестраиваемостью в своей профессиональной деятельности; приспо-сабливаемостью к новым условиям работы.

Выявленная в ходе эксперимента взаимосвязь показателей, критериев и уровней формирования профессиональной мобильности в процессе преподавания дисциплин представлена следующей схемой.

Низкий уровень. Критерий «Возможность овладения новыми знаниями и умениями» характеризуется слабой готовностью и низкой способностью личности овладевать новой техникой и технологий, а также приобретать недостающие знания и умения. Критерий «Перестраиваемость в своей профессиональной деятельности» характеризуется малой обеспеченностью эффективной профориентационной деятельности и полным

отсутствием готовности к изменению профессиональной принадлежности. Критерий «Приспосабливаемость к новым условиям работы» характеризуется недостаточностью умений приспосабливаться к новым условиям и низкой способностью быстро реагировать на изменения в ситуации.

Средний уровень. Критерий «Возможность овладения новыми знаниями и умениями» характеризуется недостаточной готовностью и средней способностью личности овладевать новой техникой и технологией, а также приобретать недостающие знания и умения. Критерий «Перестраиваемость в своей профессиональной деятельности» характеризуется недостаточной обеспеченностью эффективной профориентационной деятельности и некоторым отсутствием готовности к изменению профессиональной принадлежности. Критерий «Приспосабли-ваемость к новым условиям работы» характеризуется средними умениями приспосабливаться к новым условиям и средней способностью быстро реагировать на изменения в ситуации.

Высокий уровень. Критерий «Возможность овладения новыми знаниями и умениями» характеризуется достаточной готовностью и высокой способностью личности овладевать новой техникой и технологией, а также приобретать недостающие знания и умения. Критерий «Перестраиваемость в своей профессиональной деятельности» характеризуется достаточной обеспеченностью эффективной профориентационной деятельности и высокой готовностью к изменению профессиональной принадлежности. Критерий «Приспосабливаемость к новым условиям работы» характеризуется достаточными умениями приспосабливаться к новым условиям и высокой способностью быстро реагировать на изменения в ситуации.

При построении уровневой системы формирования профессиональной мобильности использован определенный уровень абстракции. Во-первых, выявлены научные принципы, которые в нормативной форме отражают объективные закономерности учебно-

го процесса в соответствии с тремя уровнями формирования профессиональной мобильности: высокий, средний, низкий. Первым педагогическим условием эффективности формирования профессиональной мобильности является обеспечение уровневой дифференциации компонентов исследуемого качества и активизации потенциальных возможностей учебных дисциплин.

Во-вторых, каждый значимый элемент изучаемых дисциплин должен рассматриваться в разрезе трех уровней. Соответственно и каждый уровень включает учебный материал по всем значимым элементам согласно учебной программе. Данное условие реализует принцип адекватности целям современной школы и является педагогическим условием эффективности методики формирования профессиональной мобильности. Вторым педагогическим условием эффективности формирования профессиональной мобильности и активизации потенциальных возможностей учебных дисциплин является разработка и использование учебно-методического комплекса, направленного на поэтапное формирование компонентов профессиональной мобильности.

В-третьих, при изучении каждой темы учебной дисциплины студентам предлагаются задания, соответствующие трем уровням формирования профессиональной мобильности. Для определения начального уровня студентам предлагается в начале изучения первой темы выполнить тестовые задания. После изучения каждого значимого элемента дисциплины определяется уровень формирования компонентов профессиональной мобильности. И при его изменении в сторону его увеличения студентам предлагаются задания соответствующего уровня. Предусмотрена также ситуация, при которой уровень формирования компонентов профессиональной мобильности изменяется в сторону уменьшения, в таком случае студенту также будут предложены задания соответствующего уровня. Таким образом, третьим педагогическим условием эффективности фор-

мирования профессиональной мобильности и активизации потенциала учебных дисциплин в процессе подготовки высококвалифицированных кадров является реализация поэтапной методики формирования профессиональной мобильности, включающей в себя три этапа. Особенностью каждого этапа является то, что деятельность преподавателя и студентов носит взаимосвязанный, вариативный характер, изменяющийся в зависимости от используемых методов обучения. Данная методика обеспечивает возможность перемещения студентов с одного уровня профессиональной мобильности на другой.

Для обеспечения целевой достаточности методики формирования профессиональной мобильности на заключительном этапе изучения дисциплины студентам предлагается выполнить задания, соответствующие изучаемым значимым элементам на высоком уровне. Задание формируется на основе изучения какой-либо предметной области, связанной с формализацией и последующим решением с помощью ЭВМ. Эта задача требует значительного времени для решения и системного подхода при обработке. Студент должен обладать умением рассмотрения проблемы решаемой задачи в ряде проблем предметной области.

Соблюдению названных выше педагогических условий способствуют межпредметные связи. Методика реализует индивидный уровень взаимодействия студента с окружающим миром. Она носит непосредственный характер и направлена на удовлетворение элементарных потребностей, предметы которых существуют в готовом виде. Взаимодействие человека с окружающим миром на личностном уровне опосредуется в методике мотивированной активностью студента. Активность личности при этом направлена на удовлетворение таких потребностей, предметы которых в готовом виде не существуют. Их образ вначале создается в сознании на основе использования предыдущего опыта и знаний, а затем реализуется во внешнепредметных действиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.