Научная статья на тему 'Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников'

Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедловская М. В.

В статье раскрывается значение подготовки будущего учителя общеобразовательной школы к формированию здорового образа жизни школьников. Рассматривается роль дисциплины «физическая культура» в процессе профессиональной подготовки педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедловская М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Culture as a Training Discipline of a Specialist in Healthy Lifestyle of School Children

The training of a future teacher of a general school is very important for forming a healthy lifestyle of schoolchildren. The article considers the role of the disciple of physical culture in the process of professional teacher training.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников»

№ 3/4, 2007

фессии, осознание студентами необходимости самостоятельно овладевать знаниями.

Профессионально-деятельностный этап предполагает использование студентами полученных знаний в учебно-познавательной и практической деятельности, самостоятельный поиск в целях решения профессиональных и практических познавательных задач; формирование системы умений и навыков учебно-познавательной деятельности, умений учиться и т. д.; вовлечение студентов в НИРС, воспитание потребности в самообразовании, развитие инициативы.

Аналитико-корректировочныгй этап составляют анализ сформирован-ности познавательных потребностей у студентов и коррекция, которая подразу-

мевает дополнительную работу с теми студентами, чей результат оказался самым низким, а также коррекция индивидуальной траектории становления личности будущего специалиста и дальнейшее развитие познавательной потребности как свойства личности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гузеев В. В. Образовательная технология XXI века: деятельность ценности, успех / В. В. Гузеев, А. Н. Дахин, Н. В. Кульбеда, Н. В. Новожилова. М., 2004. С. 5.

2 Андреев В. И. Педагогика : учеб. курс для твор. саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2003. С. 354.

3 См.: Сысоев П. В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка / П. В. Сысоев : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 1999. С. 76.

4 См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995.

Поступила 10.10.06.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ДИСЦИПЛИНА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

М. В. Дедловская, ассистент кафедрыг физического воспитания Барнаульского государственного педагогического университета

В статье раскрывается значение подготовки будущего учителя общеобразовательной школы к формированию здорового образа жизни школьников. Рассматривается роль дисциплины «физическая культура» в процессе профессиональной подготовки педагога.

В последние годы происходит постоянное ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в России, и это стало общепризнанным фактом. Многие медики и педагоги приходят к выводу, что причины такого положения вещей — не только в наследственности и окружающей нас среде, но и в образе жизни, в отсутствии физической активности у учащихся и родителей. Важнейшим профилактическим направлением работы в данном направлении является формирование здорового образа жизни, а система образования остается пока единственно доступным средством, которым

можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.

Требования к учителям общеобразовательных школ как к специалистам современного общества с каждым годом возрастают. Сегодня среди них — соответствие развитию науки, широкая теоретическая и практическая подготовка по своей специальности, умение ставить и решать задачи в процессе обучения школьников, всестороннее развитие, а также социальный заказ общества — умение сохранить, преумножить свое здоровье и умение формировать здоровый образ жизни школьников.

© М. В. Дедловская, 2007 163

В отличие от многих других дисциплин, служащих для достижения цели высшего учебного заведения — подготовки специалиста, физическая культура преследует цель всестороннего и гармоничного развития личности. Эта цель связана с социальным заказом общества при его благоприятном экономическом развитии — умением не только вести свой, но и формировать у школьников здоровый образ жизни. Соглашаясь с необходимостью двигательной активности, многие учителя не знают, как она влияет на здоровье и каковы основы здорового образа жизни.

Физическая культура, по мнению В. А. Сухомлинского, — это, «во-первых, забота о здоровье и сохранении жизни как высшей ценности; во-вторых, система работы, которая обеспечивает гармонию физического развития и духовной жизни, многогранной деятельности человека. От гармонии физического развития зависит многогранность духовного мира личности — моральное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое богатство потребностей»1.

Мы полагаем, что для всеобщего внедрения основ здорового образа жизни необходимо в высших учебных заведениях использовать физическое воспитание в совокупности с другими дисциплинами. Наивысший период развития физической культуры личности — жизненный цикл от 18 до 25 лет. Преимущественно это возраст завершения среднего специального или высшего образования, выбора профессии, начала производственной деятельности, становления семейной жизни. Студенческий период — последняя возможность получения минимума знаний, умений и навыков по физической культуре и спорту в рамках государственной системы образования. В дальнейшей жизни (в профессиональной деятельности, быту, в семье) заботу о двигательной активности, физических кондициях, уровне состояния здоровья берет на себя индивид.

Студенты — наиболее гибкое, легко перестраивающееся, инициативное и мо-

лодое поколение. Они способны усваивать новую информацию и затем использовать ее в своей профессиональной деятельности. Но знать теоретическую часть основ здорового образа жизни недостаточно, надо еще представлять, как возможно практически применять данные знания. Недаром говорят, что человек, который не верит в свое дело, не может научить этому других.

Для того чтобы студенты смогли получить знания, умения и навыки по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо изменить отношение вузовских преподавателей к преподнесению физической культуры. Важно осознавать, что будущие учителя не просто должны отбыть положенные часы в спортзале, выполняя задания по программе, они должны получить такую информацию и овладеть такими практическими действиями, которые смогут использовать в будущей профессии в общеобразовательной школе. Это, например, умение проводить комплексы утренней гимнастики, физкультминутки, подвижные игры и праздники, корректировать режим питания и режим дня, оценивать физическое и функциональное состояние школьников и т. д. Студенты должны не только получить знания по всем показателям здоровья (которые в соответствии с принципом системы составляют единое целое), но и осознать, что человек един, поэтому нельзя сделать здоровой биологическую составляющую без духовной гармонии с миром и самим собой.

Важно, чтобы студенты получили практические навыки самоконтроля при количественной оценке различных показателей здоровья (являющихся в сегодняшней практике общепризнанными и доступными), которые могут улучшаться под воздействием психофизических упражнений в процессе занятий физической культурой.

По нашему мнению, в основе подготовки будущих учителей общеобразовательных школ к формированию здорового образа жизни школьников должны ле-

жать следующие педагогические принципы:

— динамичности, требующий непрерывного, опережающего совершенствования и коррекции изучаемого предмета;

— целенаправленности, ориентирующий на участие в достижении поставленной цели профессионального образования в процессе складывания у студентов профессиональной готовности к формированию здорового образа жизни школьников;

— комплексности, проявляющийся в использовании комплекса подсистем и элементов, интеграционные процессы которого охватывают разнообразные направления деятельности: создание комплекса учебных дисциплин, форм и методов обучения и т. д.;

— целостности, означающий достижение взаимодействия и взаимозависимости всех компонентов подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников;

— непрерывности, связанный с поиском гибкого механизма, который позволяет эффективно и последовательно достигать поставленной цели;

— вариативности, обеспечивающий возможность выбора одного из двух или нескольких вариантов решения конкретных задач. Сопоставление различных точек зрения или научных концепций, выбор методов деятельности, способствующих складыванию у студентов готовности к формированию здорового образа жизни школьников, развитию творчества, умений критически оценивать свои возможности;

— научности обучения, требующий, чтобы содержание являлось строго научным, объективно отражающим современное состояние соответствующей отрасли научного знания и учитывающим тенденции и перспективы его развития;

— прочности знаний, предполагающий, что приобретаемые учащимися знания должны быть прочными, т. е. обладать высокой степенью их запомина-

ния. Знания приобретаются не только для объема, но и для использования в дальнейшей учебной и самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и практического применения;

— личностно ориентированного обучения, заключающийся в «последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самосозна-тельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия»2;

— гуманизации образования, связанный с «распространением идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечением образовательным процессом сободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества»3;

— междисциплинарной интеграции подготовки студентов к формированию здорового образа жизни школьников, предполагающий широкие межпредметные связи, раскрывающие многогранные соприкосновения по изучаемой теме, необходимость теоретической основы таких дисциплин, как гигиена, физиология, возрастная психология и многих других;

— преемственности, предполагающий, что учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания и жизненный опыт. В то же время он должен обязательно нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно отражать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, убеждать, что одних жизненных (эмпирических) наблюдений совершенно недостаточно для установления подлинной сущности явления.

Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников во многом зависит от того, насколько активно и сознательно сами студенты участвуют в процессе занятий физической культурой. Немаловажно, в какой мере у студентов представлена

мотивация к посещению занятии и овладению знаниями, умениями и навыками в данноИ области. При этом под отношением подразумевается проявление ими суждении, деИствиИ и чувств к такому виду деятельности, как занятия физиче-скоИ культуроИ и изучение ее основ. Нужно помнить, что не всегда все необходимые мотивы и потребности присутствуют изначально, некоторые складываются в процессе более глубокого изучения по отраслям своеИ будущеИ профессии или при заинтересованности в конкрет-ноИ дисциплине.

Рассматривая проблему подготовки студентов к формированию здорового образа жизни школьников средствами физическоИ культуры, необходимо исходить из факта несоответствия между потребностью человека в здоровье, формировании собственного здорового образа жизни и усилиями (особенно в молодом возрасте), затрачиваемыми на его сохранение и укрепление. Обычно в состоянии физического и психического благополучия здоровье воспринимается как нечто, безусловно данное. Потребность в здоровье и ведении здорового образа жизни хотя и осознается, но, подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его явного дефицита.

Актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ухудшением или утратоИ, активизирует заботу человека о своем физическом и психическом благополучии. Однако довольно типична ситуация, когда люди, отягощенные болезнями, остро их ощущая, тем не менее не принимают деИственных мер, направленных на их устранение. Причинами такого неадекватного поведения являются противоречивая природа человеческих потребностеИ, которым присущ пассив-но-активныИ характер, использование широких адекватно-компенсаторных воз-можностеИ организма, особенности мо-тивационноИ сферы личности в целом. Очевидно, интенсивность заботы человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько ухудшением состояния здоровья, сколь-

ко отношением к нему личности. Чем адекватнее отношение к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Поэтому для продуктивноИ подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников необходимо осознание студентом всеИ значимости для школьников ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья. ЗдоровыИ образ жизни школьников — не просто некие правила существования, а средство для более гармоничного физического и интеллектуального развития, эмоциональ-ноИ насыщенности и здоровья.

Подчеркнем, что профессиональная подготовка будущего учителя предполагает развитие у него определенных качеств и своИств личности, способствующих формированию здорового образа жизни школьников. Эта работа невозможна вне образа, эталона, служащего некоИ целью достижения. Таким эталоном является профессиональныИ идеал, в структуре которого представлены и ценности физическоИ культуры: здоровье, сома-тическиИ облик, физическое и функциональное состояние, развитые психофизические способности, высокая работоспособность, эмоциональность, моральное благополучие и др.

Формирование профессионально-ценностных ориентациИ студентов выступает одноИ из наиболее важных и ответственных функциИ образовательно-воспитательного процесса в вузе, требует постоянного обращения к дисциплине «физическая культура» и перекликающимся с неИ по данноИ тематике учебным занятиям, таким как анатомия, физиология, валеология и гигиена, общая и возрастная психология, для более разностороннего и продуктивного воспитания, широкого использования теоретического и практического воздеИствия на сознание и поведение будущих специалистов.

В процессе подготовки студентов к формированию здорового образа жизни школьников мы предлагаем ориентироваться на следующие компоненты этоИ деятельности: мотивационныИ, содержа-тельныИ, деятельностныИ и др.

Мотивационный компонент направлен на формирование системы мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной деятельности по формированию здорового образа жизни школьников, а также на создание фундамента необходимых теоретических знаний. Он предполагает усвоение основных понятий, восприятие идей и фактов, подтверждающих значимость формирования здорового образа жизни школьников. Данный компонент включает в себя потребности, мотивы, познавательный и профессиональный интерес к формированию здорового образа жизни школьников, которые стимулируют систематическое пополнение умений и навыков. Студенты должны осознать, почему и для чего им нужно изучить тот или иной раздел программы, что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.

Содержателъныгй компонент определяет наличие у студентов знаний основ здорового образа жизни, системы знаний для формирования здорового образа жизни школьников, степень овладения практическими умениями для его реализации в различных условиях собственной профессиональной деятельности.

Деятелъностныш компонент заключается в умении студентов ставить определенную цель в соответствии с целью по формированию здорового образа жизни школьников, создавать необходимые условия, составлять программу действий, координировать действия, средства, способы деятельности, оценивать ее результаты — как конечные, так и промежуточные, сопоставлять их с заданными субъективными критериями успешности деятельности, на основе оценки вносить необходимые коррективы.

Творческий компонент характеризуется способностью к выполнению творческих, инновационных заданий с использованием различных методик, а также готовностью к переносу этих умений и навыков на изучение других дисциплин.

Рефлексивныгй компонент подготовки студентов к формированию здорового образа жизни школьников является необходимым элементом и механизмом ее реализации. Он выражается в рефлексивном отображении студентом самого себя, своего здоровья, в самоанализе и самокоррекции знаний, умений и навыков и на этой основе в умении осуществлять саморегулирование деятельности. Рефлексия понимается как форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов, как деятельность по самопознанию, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Оценочныгй компонент отражает интегральную оценку результатов формирования здорового образа жизни (когнитивную, эмоциональную, поведенческую) и выполнение на этой основе коррекции целостной программы или ее отдельных компонентов.

Физическая культура как составная часть общей культуры и профессиональной подготовки в вузах является учебной дисциплиной и важнейшим компонентом личностного развития. Это определяется Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.

Решающим в физическом воспитании будущего учителя должно стать целенаправленное формирование осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянно самостоятельно заботиться о своем здоровье, а также вооружение знаниями и способностями составлять спортивно-оздоровительные программы. Это позволит трансформировать обязательный учебный процесс в процесс физического самовоспитания и самосовершенствования.

Физическая культура входит как обязательный раздел в гуманитарное образование и проявляется через гармонизацию духовных и физических способностей, формирование здоровья, физического и психического благополучия, физического совершенствования в течение

всего периода обучения в высших учебных заведениях5. Особенности данной дисциплины обусловливают необходимость расширения образовательной подготовки студентов педагогического вуза по физической культуре, формирования активного отношения к ее ценностям, передачи знаний, умений и навыков будущим учителям не только для их личного развития, но и для воспитательнообразовательной работы с детьми.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели необходимы:

— понимание роли физической культуры в развитии личности, подготовке ее к жизни и профессиональной деятельности;

— знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни, возрастных особенностей детей школьного возраста;

— формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

— овладение практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья школьников, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

— обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, определенной психофизической готовностью выпускника педагогического вуза к профессии педагога;

— приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных целей.

Учебный материал программы по физической культуре может включать в себя, например, следующие разделы и подразделы:

— теоретический, формирующий мировоззрение, систему научно-практических знаний будущего учителя общеобразовательной школы по физической культуре;

— практический, в который входят два подраздела:

а) учебно-тренировочный, содействующий повышению функциональной и двигательной активности, направленный на формирование личностных свойств и качеств, развитие самодеятельных форм физического совершенствования студента;

б) методико-практический, обеспечивающий овладение методами и способами практического использования знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей будущего учителя;

— контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет результатов учебной деятельности студентов.

В теоретическом разделе предусматривается углубленное изучение основных направлений использования физических упражнений для укрепления здоровья студента-педагога и физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Учебно-тренировочный включает в себя выполнение заданий по общефизической и спортивной подготовке, направленных на развитие познавательной активности, стремление к самостоятельному и регулярному использованию физических упражнений в целях обеспечения необходимого двигательного режима и физического совершенствования, формирование профессионально значимых психофизических качеств. Методико-практический раздел предполагает усвоение навыков самостоятельного проведения комплекса утренней гигиенической гимнастики, занятий по подвижным играм, судейству.

В контрольном разделе проводятся испытания профессионально значимых умений и навыков студентов по теоретическому, методическому и практическому разделу.

№ 3/4, 2007

Процесс подготовки к формированию здорового образа жизни школьников должен сопровождать развитие самого студента и опираться на жизненный опыт, влияя на его собственный образ жизни. Важно, чтобы будущий учитель смог правильно распорядиться тем багажом знаний и умений, который ему дала система физической культуры в рамках дошкольного, школьного, вузовского периодов жизни. И от того, как это будет сделано на последнем, вузовском, этапе, во многом зависит дальнейшее освоение педагогом ценностей физической культу-

ры и основ здорового образа жизни, а также умение формировать здоровый образ жизни школьников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. М., 1978. С. 33.

2 Коджаспирова К. М. Словарь по педагогике / К. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М., 2005. С. 160.

3 Там же. С. 60.

4 См.: Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М., 1983.

5 См.: Физическая культура : примерная учеб. программа. Бийск, 1995. С. 5.

Поступила 28.11.06.

МЕТОДИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ж. А. Сарванова, ассистент кафедры методики преподавания математики МГПИ им. М. Е. Евсевъева

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки будущего учителя в курсе «Элементарная математика». Особое внимание автором уделяется методическим умениям, которые необходимо формировать у студентов при изучении этого курса.

Один из важнейших компонентов подготовки студентов педагогического вуза составляет методическая подготовка, результатом которой является готовность к методической деятельности. Наиболее сложным моментом начала методической деятельности студентов представляется переход от теоретической подготовки к выполнению методических действий учителя. Этот переход успешно осуществляется тогда, когда в учебной деятельности студентов создаются условия для формирования методических умений непосредственно на материале школьного курса.

Большими возможностями в указанном плане обладает курс элементарной математики, так как его основные содержательные линии совпадают с содержательными линиями школьного предмета математики. Кроме того, изучение вузовского курса предусматривает, что сту-

денты овладевают не только приемами решения задач, но и умениями раскрывать процесс поиска решения, выбирать наиболее рациональный метод решения задачи, моделировать школьные учебные ситуации. Как показывают результаты педагогической практики, бесед с молодыми специалистами, начинающие учителя, обладая определенными математическими знаниями, умениями и навыками, испытывают большие трудности при формировании их у своих учеников. Основная причина этого состоит в том, что комплекс задач и упражнений, предлагаемый в высшей школе, не содержит заданий, позволяющих студенту научиться применять математические знания, умения, навыки в ситуациях, в которых ему предстоит действовать в качестве учителя математики.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что для овладения элементами © Ж. А. Сарванова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.