Никифорова Т.Г.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Рассматривается система непрерывного образования в средних общеобразовательных школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, предложенная Чебоксарским политехническим институтом (филиал Московского государственного открытого университета).
Ключевые слова: образовательный маршрут, профессиональная мобильность, непрерывное профессиональное образование.
Складывающаяся в России социально-экономическая ситуация определяет специалистам необходимость переосмысления подходов к построению своего образовательного маршрута в системе непрерывного профессионального образования. Переход к информационному этапу развития общества обусловил интеграционные процессы, вызвал изменения характера и содержание труда, взаимопроникновение профессий и специальностей. Новые требования напрямую связаны с тем, что рынок труда в большей степени предлагает свои вакансии специалистам высококвалифицированным и способным в короткий временной срок приспосабливаться к конкретным условиям того или иного производства в целом и какого-либо производственного процесса в частности. Социально защищен лишь тот специалист, который обладает наибольшим коэффициентом адаптивности, способности быстро входить в процесс производства, становясь его неотъемлемой частью. Иными словами - это профессионально мобильный специалист. Новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы обуславливают изменение требований государства и общества к характеру и цели специалиста, в том числе и к его квалификации и профессиональной ответственности, профессиональной мобильности и неизбежной переподготовки. Более приемлемая структура профессиональной мобильности приведена на рис. 1.
ш
Рис.1. Структура профессиональной мобильности: 1 - приспосабливаемость к новым условиям работы; 2 - возможность овладения новыми знаниями и умениями; 3 -перестраиваемость в своей профессиональной деятельности
Профессиональная мобильность - это возможность овладения новыми знаниями и умениями в совокупности с перестраиваемостью к новым условиям работы. Профессиональная мобильность - это свойство личности, раскрывающее ее адаптивный потенциал, базирующийся на взаимосвязанной системе индивидуально-личностных и функциональнодеятельностных компонентах, потенциально заложенных в содержании учебных дисциплин [1].
Совместимость экономических целей машиностроительного производства и образовательных целей учебного учреждения определяет потребности в непрерывном образовании при самоопределении нового поколения персонала наукоемкого и высокотехнологичного производства. Исходя из основных пунктов проекта «Образование» можно сделать вывод о том, что система непрерывного профессионального образования способствует формированию профессиональной мобильности выпускников профессиональных учебных заведений. Непрерывное образование должно охватывать как средние общеобразовательные школы (СОШ) так и все уровни начального, среднего, высшего (НПО, СПО, ВПО), послевузовского (ПВО) и дополнительного профессионального образования (ДПО).
Следует отметить, что интенсивное развитие машиностроения в условиях Чувашской республики определяет постоянную изменчивость характера познавательных и практических задач, решаемых специалистами в данной области, что затрагивает требования к подготовке рабочих, техников и инженеров. Чебоксарский политехнический институт филиал Московского государственного открытого университета (ЧПИ филиал МГОУ) в целях улучшения условий подготовки выпускников и повышения профессиональной мобильности предлагают систему непрерывного образования в системе СОШ, НПО, СПО, ВПО.
ЧПИ филиал МГОУ в целях улучшения условий подготовки абитуриентов для поступления в вышеназванное учебное заведение на базе СОШ Чувашской республики и республики Мари Эл открыли профильные классы. На машиностроительный факультет принимают абитуриентов на базе общего полного образования на шесть лет обучения и на базе среднетехнического образования - по сокращенной программе обучения. Рассмотрим процесс формирования профессиональной мобильности выпускников Чебоксарского электромеханического колледжа (ЧЭМК). Схема двухступенчатого обучения ЧЭМК по преемственным учебным программам для формирования профессиональной мобильности приведена на рис. 2.
Рис.2. Схема системы непрерывного профессионального образования с учетом преемственности образовательных программ СОШ, НПО, СПО, ВПО в Чебоксарском политехническом институте
(филиале МГОУ)
Это учебное заведение по машиностроительной специальности предлагает образовательный маршрут, состоящий из двух ступеней обучения: начального и среднего профессионального образования. Программа начального профессионального образования, т. е. первой ступени обучения, реализуется за два года, в течение этого же периода за счет дополнительного образования будущие «станочники широкого профиля» осваивают дополнительную профессию «оператора станков с ЧПУ». Лучшие ученики по результатам выпускных квалификационных работ и уровню успеваемости зачисляются на вторую ступень обучения по про-
грамме среднего профессионального образования для дальнейшего двухгодичного обучения. На первом курсе второй ступени обучения студенты осваивают дополнительную профессию «оператор станков с ЧПУ с изучением основ САПР», на втором курсе защищают дипломную работу и получают специальность «техника».
За четыре года обучения выпускник учебного заведения имеет три документа, свидетельствующих о наличии рабочих профессий, и один документ специалиста - техника. Обучающийся проходя через эти образовательные маршруты за четыре года обучения может развить горизонтальную и вертикальную мобильность. Многие выпускники ЧЭМК поступают учиться в ЧПИ филиал МГОУ по сокращенной программе и обучаются четыре года по специальности «инженер-механик», тем самым этот образовательный маршрут повышает вертикальную мобильность еще на одну ступень.
Конъюнктура рынка труда подвержена изменчивости, поэтому учебные планы профессиональных учебных заведений и процесс подготовки специалистов не могут постоянно в полной мере соответствовать требованиям работодателей. Учитывая эти особенности выпускники вузов должны обладать мобильностью, чтобы быть востребованными на рынке труда и других регионов. Свойство мобильности должно быть присуще студентам, мастерам производственного обучения, преподавателям, научным работникам. Для подготовки специалистов технического профиля, востребованных на рынке труда, необходимы определенные условия, одним из которых является непрерывное повышение педагогической мобильности самих педагогических кадров - педагог имеет право обучать до тех пор, пока он учиться сам.
В задачи педагога входит создание нового знания, производства нового специалиста и формирование личности. Педагогический труд предполагает профессиональное непрерывное саморазвитие. Стабильная ситуация в прошлые десятилетия в стране обеспечивала достаточное управление процессом со стороны институтов и факультетов повышения квалификации. Рыночные реформы внесли большие коррективы во многие жизненные позиции, в том числе в саморазвитие преподавателей вузов. Процесс планирования деятельности является необходимым звеном в построении успешной деятельности.
Средние специальные и высшие учебные заведения решают задачи формирования способностей ориентироваться в динамической внешней среде, уметь прогнозировать свое образование, чему может содействовать проектирование молодым преподавателям вуза своего оптимального обра-
114
зовательного маршрута. Алгоритм проектирования указанного маршрута позволяет поэтапно строить образовательную стратегию. При решении задачи управления образовательным маршрутом будем исходить из того, что «стержень» - профессиональная направленность сформирована и предстоит выбрать квалификационно-должностной уровень [2].
Преподавателю в системе непрерывного образования на каждой ступени обучения, подготовке, переподготовке, повышении квалификации и на каждом должностном уровне должна соответствовать определенная модель с учетом его личностных и профессиональных компетенций. Для формирования модели педагога для работы в средних и высших профессиональных учебных заведениях с учетом квалификационнодолжностных уровней нужно представить модели подготовки преподавателей. Последние зависят от траектории образования и задают необходимые требования к педагогу на каждом должностном уровне. Выбор траектории образования дает дополнительные актуальные профессиональные компетенции по научно-исследовательскому и педагогическому видам деятельности. Предлагаем схему системы непрерывного профессионального образования (рис.3).
ДПОР
ДН - 11, 12 лет; КН - 8, 9 лет
ДН - 11, 12 лет; КН - 8, 9 лет
ПВО
М - 6 лет; СП - 5, 6, 7 лет; С - 5 лет; Б - 4 года
М - 6 лет; СП - 5, 6, 7 лет; С - 5 лет
ВПО
Б - 4 года
СПО
НПО
СОШ
ДОУ
11 лет обучения
Профильное
обучение
11 лет обучения
Профильное
обучение
Первая траектория
Вторая траектория
Рис.3. Схема системы непрерывного профессионального образования педагога высшей школы: (Б-бакалавр, С-специалист, СП-специалист по педагогике, М-магистр, КН-кандидат наук, ДН-доктор наук)
При построении данной структуры моделей деятельности и подготовки преподавателя высшей школы и модели образовательных маршрутов в России мы опирались на разработки, предложенные Г.УМатушанским
[2]. На основании анализа литературы по управлению выделим этапы для построения образовательного маршрута специалиста: планирование, организация, контроль и координация, обратная связь. В процесс планирования включим следующие этапы: определение направляющего вектора образовательного маршрута, постановку приоритетных целей и задач, диагностику личности в разрезе проблемы, выбор стратегии, принятие решения в выборе образовательного маршрута. Определение направляющего вектора образовательного маршрута включает целостное представление мира, мировоззрение, нравственную и рациональную стороны личности, отражающие смысл его существования, и профессиональную заинтересованность в повышении профессиональной мобильности [3].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Выбор обучающимися образовательной траектории в первую очередь определяется его интеллектуальными и психофизиологическими возможностями, а также степенью овладения компетенциями профессии или специальности, физическим развитием, способностью к успешной адаптации к трудовой деятельности на предприятиях и в сетевых компаниях, ориентированностью на непрерывное образование и повышение профессиональной мобильности.
2. Наличие профессиональной мобильности облегчает приспособление к изменяющимся условиям на рынке труда, позволяет совершенствовать умения и навыки в системе непрерывного профессионального образования, способствует продвижению по службе, предполагает дополнительное обучение в случае отсутствия необходимой квалификации, ориентирует на переподготовку или формирование квалификаций, требуемых для реализации государственной политики на рынке труда, способствует формированию вертикальной и горизонтальной мобильности, сокращает время профессионального обучения.
3. Развитие образовательной системы непрерывного образования с учетом корпоративных интересов заказчика кадров требует постоянного повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, профессорско-преподавательского состава.
4. Для повышения профессиональной мобильности специалистов соответственно должна повышаться и педагогическая мобильность преподавательского состава с учетом выбранного образовательного маршрута и у последнего она должна быть на порядок выше.
1. Савицкий С.К. Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста в области машиностроительного профиля: дисс. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 171 с.
2. Матушанский ГУ, Фролов А.Г, Бурцева Э.М. Образовательные маршруты в системе непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы. Казань: Казан. гос. энерг ун-т, 2008. 160 с.
3. Горностаев П.В. Развитие теории общего образования взрослых в советской педагогике (19171931 гг.): автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М.: АПН ССР, НИИ общ. педагогики, 1989. 34 с.
Зарегистрирована 26.08.2011 г.