Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в системе образования'

Интеграционные процессы в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейс Т. П.

Рассматривается процесс интеграции различных уровней образовательного пространства. Анализируется опыт разработки и внедрения интегрированных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в системе образования»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316

Т.П. Вейс, аспирант, 8-4872-33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается процесс интеграции различных уровней образовательного пространства. Анализируется опыт разработки и внедрения интегрированных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: институт профессионального образования, интегрированное профессиональное образование, интеграционные процессы.

Необходимость инновационных изменений в сфере профессионального образования, в том числе переход от инновационных изменений на базе единичного учебного заведения к системным изменениям на базе региона и России в целом, продиктовано изменяющимися условиями деятельности профессионального образования на современном этапе в условиях свободной конкуренции, реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в европейское и мировое образовательное пространство. Именно жесткие требования по подготовке кадров высокой квалификации в областях новейших направлений науки, техники и технологий, современного менеджмента, организации науки и производства заставляют профессиональное образование обеспечивать востребованный уровень качества подготовки специалиста, формирование новых ценностей и целей профессиональной деятельности. Решение данной задачи общества возможно только в условиях новых типов интегрированных образовательных учреждений, готовых к конкуренции на отечественном и зарубежном рынках образовательных услуг.

Рассматривая развитие в процессе интеграции непрерывного профессионального образования, следует обратить внимание на интеграционные процессы, происходящие в начальном и среднем профессиональном

образовании, так как эта подсистема не только является компонентом довузовского образования, но и осуществляют двухстороннюю интеграцию «образование - бизнес», поставляя кадры на рынок труда по заказам предприятий на основе целевой подготовки.

При условии интеграции начального и среднего профессионального образования обучение осуществляется по «интегрированной основной профессиональной образовательной программе». Это понятие закреплено на федеральном уровне Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 03-568. В федеральном документе изложены основные рекомендации по разработке интегрированных программ начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий.

Результатом проведенной интеграции содержания образовательных программ являются следующие модели профессиональных образовательных программ НПО-СПО: сокращенная образовательная программа СПО на базе НПО и интегрированная профессиональная образовательная программа СПО с одновременным освоением НПО. Интеграция обеспечивается выстраиванием содержания профессиональной программы СПО с учетом знаний и умений, полученных обучающимися на предыдущей ступени.

Схема реализации этой модели интеграции - последовательная. Сначала реализуется ступень НПО, со всеми присущими этому образовательному уровню требованиями по организации учебного процесса. Ступень СПО реализуется по сокращенной программе и с учетом требований по организации учебного процесса, присущего этому уровню образования.

При проведении интеграции по модели последовательной реализации программ НПО и СПО затруднена возможность постепенного повышения уровня квалификации по рабочей профессии, степени профессионального мастерства, так как не происходит изменения содержания образовательной программы на ступени НПО. Сокращенные профессиональные образовательные программы СПО на базе НПО остаются ориентированными на подготовку, в основном, рабочего, а не специалиста высокой квалификации.

Задачу объединения достоинств двух профессиональных образовательных ступеней и выстраивания единого образовательного пространства профессионального образования НПО-СПО, может решить реализация интегрированной образовательной программы. При ее реализации происходит выстраивание единого образовательного пространства, предполагающего глубокую интеграцию содержания образовательных программ НПО и СПО и их последовательно-параллельную или целостную реализацию по единому интегрированному учебному плану.

Содержание интегрированной программы формируется не путем вычленения уже изученного материала на ступени НПО, а путем объединения содержания родственных предметов НПО и дисциплин СПО и выстраивания единых курсов, представленных интегрированными дисциплинами, или блоками родственных дисциплин. Изучение интегрированных дисциплин и дисциплин в блоках выстроено по одному принципу - непрерывному изучению дидактического материала. Предпочтительным объединением дисциплин в интегрированном учебном плане, составленном по последовательно- параллельной схеме реализации, является представление их блоками родственных дисциплин.

При целостной системе реализации интегрированного учебного плана перечень дисциплин представлен интегрированными программами, содержание которых объединяет учебные элементы дисциплин из ГОС НПО и дисциплин из ГОС СПО. Наименование интегрированных дисциплин соответствует наименованию дисциплин из ГОС СПО. В результате реализации интегрированного плана и по той, и по другой схеме происходит перенос отдельных дисциплин или отдельных дидактических единиц (учебных элементов) из программы СПО на ступень НПО.

Изучение дисциплин СПО при реализации интегрированного плана носит опережающий характер. Благодаря этому на ступени НПО формируется дополнительный объем не только общенаучной теоретической подготовки, но и знаний и умений в области будущей профессиональной деятельности, которые формируются опережающим изучением дисциплин профессиональных и специальных циклов. Создается теоретическая и практическая база для овладения умениями, соответствующими более высокому разряду по рабочей профессии. Иными словами, обучившись по интегрированной программе, выпускник колледжа может получить повышенную рабочую квалификацию относительно традиционной подготовки на ступени НПО за счет усложнения приобретаемых профессиональных компетенций с одновременным освоением функций специалиста.

При содержательном объединении ступеней начального и среднего профессионального образования в интегрированной программе, выполняется условие требований отраслевых материалов о тарификации работ ЕТКС (в дальнейшем - профессиональных стандартов) о наличии среднего профессионального образования для присвоения более высокого разряда по отдельным профессиям, т.е. посредством введения глубокой интеграции можно решить проблему подготовки рабочих высокой квалификации по тем профессиям, где условием повышенного разряда является наличие СПО без каких-либо ограничений по опыту работы по предыдущему разряду.

Последовательно-параллельная схема реализации учебного плана по интегрированной программе предусматривает возможность реального «выхода» обучающихся из образовательной программы после освоения

уровня НПО. Студент, выполнивший часть интегрированного рабочего учебного плана, соответствующего профессиональной образовательной программе НПО, получает диплом о начальном профессиональном образовании.

Целостная схема реализации интегрированного учебного плана не предполагает деления на образовательные ступени начального и среднего профессионального образования. Фиксирование отдельных образовательных ступеней при этой схеме реализации не предусмотрено. При этой схеме реализации интегрированного учебного плана тоже имеется возможность досрочного выпуска студентов по результатам освоения ступени НПО. После освоения этой ступени студенту выдается свидетельство о полученном уровне квалификации по рабочей профессии [1]. Обучение по интегрированной образовательной программе является эффективным не только на уровне начального и среднего профессионального образования, но и на уровне среднего и высшего профессионального образования.

Опыт, накопленный в процессе экспериментального этапа интеграции учреждений российского профессионального образования в 90-е годы ХХ века, заслуживает внимания и может быть использован в современных условиях. В этот период были созданы первые комплексы непрерывного профессионального образования, разработаны и реализованы сопряженные учебные планы и образовательные программы по ряду направлений профессиональной подготовки (образование, экономика, транспорт).

С 2000 года активно развивается российская региональная система интегрированного профессионального образования. В этот период расширилось количество взаимодействующих учебных заведений в Тульском регионе: Тульский государственный университет - Тульский машиностроительный колледж им. Н. Демидова, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого - Тульский педагогический колледж № 1 - Чернское областное педагогическое училище и др.

Заслуживает внимания работа по интегрированным учебным планам и программам факультетов Тульского государственного университета и учебных заведений среднего профессионального образования г. Тулы. Последовательно-параллельная схема реализации учебного плана позволила существенно повысить научно-образовательный уровень выпускников средних профессиональных учебных заведений, поступивших в университет по обозначенной программе, сохраняя и развивая их практические умения и навыки. Оособенно позитивное значение это приобретает, если интегрированная образовательная программа начинает внедряться уже в ссузе при сотрудничестве преподавателей ссуза и вуза, цикловых комиссий и кафедр специальных дисциплин образовательных учреждений. Пример образовательной интеграции Тульского автомеханического колледжа транспортного строительства (реорганизованного ныне в Тульский государственный технический колледж) и технологического факультета ТулГУ

свидетельствует о более быстрой социальной адаптации студентов, обучающихся по интегрированной образовательной программе. Качество знаний таких студентов по специальным дисциплинам (по опросу студентов 4 курса технологического факультета ТулГУ) составляет не менее 75 % и 98 % трудоустройство по окончании университета [2].

Основными целями развития социального института регионального непрерывного профессионального образования являются:

- обеспечение подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста в соответствии с конкретным заказом работодателя по основным и дополнительным образовательным программам;

- развитие общенаучных, общекультурных, общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих выпускнику профессиональную компетентность и социальную мобильность;

- развитие коммуникативных компетенций, культуры межличностных отношений, культуры здорового образа жизни;

- диверсификация образования - развитие многоуровневых учреждений, реализующих непрерывность, преемственность и сопряженность уровней и ступеней образования [3].

Интеграция и оптимизация сети учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования остро необходима потому, что в настоящее время различные типы учреждений профессионального образования формально реализуют одинаковый набор образовательных программ. Происходит «размывание» структуры профессионального образования. Вместе с тем, из-за отсутствия тесной связи с предприятиями и организациями, старения материально-технической базы самих образовательных учреждений, они не всегда способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для современной экономики и социальной сферы. При опросе руководителей Тульских предприятий большинство работодателей отмечают дефицит кадров по рабочим профессиям и то, что от 15 % до 30 % выпускников профессиональных училищ не находят работы по профилю подготовки из-за низкого уровня квалификации (компетенции) [4]. В условиях интегрированных образовательных учреждений данная ситуация, безусловно, меняется к лучшему.

Развитие социального института образования на основе интеграции уровней (ступеней) профессионального образования требует системообразующего проектирования, долгосрочного планирования, научного социологического обоснования моделирования новых типов учебных заведений. Оптимизация системы образования должна осуществляться, прежде всего, в направлении организации инновационного развивающего образования, именно оно оказывает влияние на качественную сторону подготовки специалистов, повышение их профессионализма. Реформирование системы образования на основе интеграции ее подсистем позволяет не совершенствовать образовательную систему, а реконструировать ее с позиций совре-

менных теоретико-методологических концепций на основе интегрированных университетских комплексов непрерывного профессионального образования, которые становятся современными академическими и социокультурными центрами.

Список литературы

1. Полумордвинова А. А. От сокращенной - к интегрированной образовательной программе // Профессиональное образование. Столица. 2008. №11. С.16-17.

2. «Отвечая на запросы рынка труда» (2008 г.). Анализ потребностей рынка труда Тульского региона в специалистах среднего и высшего профессионального образования за 1994-2008 годы. Руководитель: Вейс Т.П., кафедра социологии и политологии, лаборатория социальнополитических исследований Тульского государственного университета. Количество анализируемых материалов - 56.

3. Голуб Л.В., Иванова И.В. Педагогические проблемы развития профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2008. №1. С.24.

4. «Отвечая на запросы рынка труда» (2008 г.). Анализ потребностей рынка труда Тульского региона в специалистах среднего и высшего профессионального образования за 1994-2008 годы. Руководитель: Вейс Т.П., кафедра социологии и политологии, лаборатория социальнополитических исследований Тульского государственного университета. Количество анализируемых материалов - 56.

Vcys T.

The integrating process of different levels of the educational sphere/

This article examines the integrating process of different levels of the educational sphere. It analyses the experience of development and introduction of the integrating programmes of the primary, secondary and higher vocational education.

Key words: vocational training university, integrated vocational education, integrating processes.

Получено 20.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.