Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития среднего профессионального образования с учетом ретроспективного анализа и болевые точки в новых социально-экономических условиях'

Актуальные проблемы развития среднего профессионального образования с учетом ретроспективного анализа и болевые точки в новых социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Т. Г.

В статье рассматриваются проблемы становления и развития начального профессионального образования (обучения) с момента зарождения и до объединения со ступенью среднего профессионального образования. Обозначены сквозные проблемы; сопровождавшие эту ступень с VI в. до 2013 г., с учетом интеграции этих двух ступеней профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития среднего профессионального образования с учетом ретроспективного анализа и болевые точки в новых социально-экономических условиях»

УДК 377.5

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА И БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Т.Г.Никифорова

В статье рассматриваются проблемы становления и развития начального профессионального образования (обучения) с момента зарождения и до объединения со ступенью среднего профессионального образования. Обозначены сквозные проблемы; сопровождавшие эту ступень с VI в. до 2013 г., с учетом интеграции этих двух ступеней профессионального образования.

Ключевые слова: ретроспективный анализ, профессиональные и общепрофессиональные компетенции, социально-экономические условия, модернизированное оборудование

Образование в России - многоуровневая система, включающая в себя уровни от дошкольного до дополнительного профессионального образования. Особое место в этой системе занимает профессиональное образование, которое с учетом нового закона «Об образовании в Российской Федерации» содержит следующие ступени; среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование. Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, достижение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. В вышеназванном законе определено, что среднее профессиональное образование (СПО) является первой ступенью профессионального образования, объединившись с начальным профессиональным.

В условиях развития инновационной экономики, изменения параметров рынка труда, особенно в рамках реализации антикризисных мер, роль учреждений СПО в подготовке высококвалифицированных рабочих и

специалистов будет неуклонно возрастать. Требования к профессиональным и общепрофессиональным компетенциям рабочих и специалистов со стороны работодателей усиливаются, также более пристальное внимание они обращают на умения приспосабливаться к новым условиям труда и перестраиваться с учетом внедрения новой техники и технологии на производстве. Существовавшая система НПО до 2012 года перестала удовлетворять в большей мере требования работодателей по качеству сформированных компетенций выпускников. В связи с вышесказанным принято решение об объединении этих ступеней профессионального образования и выпускать рабочих со средним профессиональным образованием.

Начальное профессиональное образование (НПО) было определено как неотъемлемая часть непрерывного профессионального образования, имеющее истоки зарождения с VI в. Оно стало развиваться раньше общеобразовательных учебных заведений светского характера. Интеграционные процессы, пришедшие в НПО и СПО, порождают новые проблемы в их дальнейшем пути развитии. Для рационального подхода к решению вопросов совместной деятельности этих двух ступеней предлагаем провести анализ опыта становления и развития НПО с момента становления и до принятия решения об их объединении. Использование историко-педагогического опыта становления НПО соответствует объективному подходу к осмыслению социально -экономических, социально-культурных, ментальных, теоретико-методологических, организационно-педагогических условий его развития.

Эволюция НПО с учетом периодизации, целей, факторов, тенденций, традиций и проблем, на разных этапах имела свою динамику развития [1]. Изучив и проанализировав многие преимущества и недостатки в выявленных периодах, мы получили возможность определить размеры рамки проблемного поля, дабы избежать многих препятствий на пути дальнейшего развития обновленной системы СПО. Рассмотрим четыре периода становления и развития НПО представив в виде хронологических промежутков,

отличающихся определенными целевыми установками, и проведем анализ проблем, сопровождавших образовательный процесс в ходе формирования запланированных результатов:

- VI - первая половина XIX вв. - зарождение системы начального профессионального образования (обучения) в России, создание основ подготовки ремесленного ученичества с целью сбережения трудового опыта и мастерства;

- XIX в. - 1917 г. - открытие первых государственных профессиональных учебных заведений, подготовка собственных специалистов для различных отраслей и организация государственной системы НПО (доиндустриальная эпоха);

- 1917-1990 гг. - создание государственной системы профессионально -технического образования, усиление специализации, унификация системы учреждений НПО, централизованное плановое регулирование (индустриальная эпоха);

- 1990-2013 гг. - реформирование и модернизация начального профессионального образования с учетом рыночной экономики в новых социально-экономических условиях (постиндустриальная эпоха).

Проблемами периодов были следующие:

Первый период - полное отсутствие нормативно-правовых документов. Общественно педагогическое движение по начальному профессиональному обучению отсутствовало. Острая нехватка педагогических кадров. Слабая подготовленность обучающихся к профессиональному обучению. Полное отсутствие литературы.

Второй период - цели задачи и сроки обучения были неопределенными. Слабое финансирование. Образование носило сословный характер. Деятельность учебных заведений строилась на противоречивом переплетении интересов государства, частного капитала и общественно-педагогического

движения. Слабая оснащенность учебной и педагогической литературой. Отсутствие условий производственного обучения в учебных заведениях.

Третий период - унификация типов низших учебных заведений не привела к единству в организации содержания образования даже в однотипных учебных заведениях. Эти школы не имели связи с производством и с развитием индустрии. В 20-е годы неуклонно падал престиж рабочей профессии и авторитет школ ФЗУ. Выпускников после окончания не продвигали к другим, повышенным ступеням образования. Отсутствовало стратегическое целеполагание в политике реформирования профессионально-технического образования, в этот период было искаженное представление о потребностях экономики. Нехватка в образовательных учреждениях современных учебников и учебно-методической литературы.

Четвертый период - прекратила существование система базовых предприятий. Массовый уход высококвалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения из учебных заведений. Нарастали притязания на собственность учебных заведений. Почти прекратилась подготовка рабочих кадров по машиностроительным специальностям. Старый механизм формирования профессиональных квалификаций изжил себя, новый не был предложен. Работодатели стали выдвигать иные профессиональные и общепрофессиональные компетенции выпускникам НПО, при этом полностью отвернувшись от деятельности профессионального образования [2]. Исчезла плановая подготовка рабочих кадров. Слабая подготовленность и низкая мотивация учащихся НПО. Слабые управленческие кадры. Демографический спад. Уменьшается необходимость в монотонном и малоквалифицированном труде. Спад духовно-нравственного воспитания обучающихся и педагогических кадров. За последние годы меняется третий государственный образовательный стандарт. В стандартах третьего поколения множество изменений, к которым система начального профессионального образования не готово.

Изучив цели и проблемы, сопровождавшие эти периоды, можно выявить сквозной характер многих причин и проблем их возникновения. Проблемы

первого и второго периодов можно объяснить трудностями начального этапа развития и становления начального профессионально обучения как нового явления в целом. В третьем периоде сильно подкосили развитие НПО гражданская и Великая отечественная войны. Но тем не менее этот период для НПО оказался самым эффективным и прогрессивным, работодатели в большей мере были удовлетворены квалификациями выпускников.

Сквозными проблемами всех периодов являются следующие: слабая подготовленность обучающихся к учебной деятельности; постоянная смена нормативно-правовой документации; низкая квалификация педагогического состава; недостаточное оснащение учебно-материальной базы и учебно-методической литературой; разрыв между требованиями потребителей образовательных услуг и качественными показателями выпускников; оторванность учебных заведений от реалий промышленности и производства.

Наряду с рассмотренными проблемами, есть и другие присущие, только нынешнему периоду развития системы бывшего НПО и новой системы СПО. Видимо, эти причины и проблемы привели к слиянию этих двух ступеней. Мы считаем, что выявление и предвидение нынешних и грядущих проблем помогут избежать многих ошибок в процессе управления системой СПО. Представители производства и предприятий хотят видеть в рабочих кадрах такие компетенции, как инициативность, готовность к социальному взаимодействию, организаторские способности, способность к освоению новой техники, умения поиска информации и ее извлечение из разных источников, умения работать в группе, способность договариваться с другими людьми, презентационные способности, активность и предприимчивость, навыки учиться и переучиваться и т. д [2]. Судя по этим требованиям, на предприятиях востребованы рабочие кадры с компетенциями выпускника среднего профессионального образования. Представители предприятий оснащают производство сложным и модернизированным оборудованием, а выпускник НПО испытывает затруднения или не в состоянии эту технику обслуживать.

Есть некоторый перечень мотивов и причин, вызвавших создавшую ситуацию по снижению уровня подготовки обучающихся в НПО: учащиеся из общеобразовательных школ шли в НПО из-за страха не сдать в школе ЕГЭ; получить общее образование; частичное питание (немаловажно для малообеспеченных семей); избежать на этот период призыва в армию.

Последнее решение на уровне государственной власти об устранении НПО как ступени профессионального образования может столкнуться со многими проблемами, из которых перечислим следующие:

- обученность учащихся средних общеобразовательных школ упала, и мы их принимаем без экзамена (если нет конкурса, в лучшем случае конкурс аттестатов) на ступень СПО, хотя НПО было создано для слабых учеников;

- работодатели снижают мотивацию обучающихся по рабочим специальностям, не обеспечивая условия прохождения производственной практики, что тоже неблагоприятно сказывается на качестве обучения.

- педагогические кадры остались те же, они не готовы профессионально грамотно без переподготовки начать работать в системе СПО, а часть из них в силу преклонного возраста уже «необучаема»;

- учебно-методическая литература, нормативная база не подготовлены к этой интеграции;

- требования к профессиональным и общекультурным компетенциям были сформулированы в новых ФГОС отдельно для НПО и СПО;

- рабочие программы составлены на специалиста-техника, а потребителю нужен высококвалифицированный рабочий.

При анализе проблем всех четырех периодов, сквозных проблем и актуальных на данном этапе развития можно увидеть большое количество дублирующих постановок проблем в развитии СПО. Такая картина наводит на мысли, что наша система образования испокон веков допускает одни и те же ошибки, какие бы перспективные перед ней ни ставились цели. Эти сквозные проблемы и болевые точки невозможно исправить полностью. Цель системы

среднего профессионального образования - сократить разрыв между уровнем подготовленности выпускников и требованиями потребителя образовательных услуг. При внимательном и грамотном подходе к решению заявленных недостатков, конечно, можно найти выход из сложившейся ситуации, на что и надеемся.

Источники:

1. Орлова Н.Б. Становление и развитие начального профессионального образования в России IX-XX вв. Дисс. ... кан. Пед. наук. Москва, 2007. 195 с.

2. Мешкова Н.Н., Квасков Л.М., Прокопьева Е.В. Модель подготовки профессионально компетентного специалиста в области машиностроения: Метод. Пособие. Чебоксары: РГОУ СПО «ЧМТ», 2008. 71 с.

References

1. Orlova N.B. Stanovlenie i razvitie nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii IX-XX vv. Diss. ... kan. Ped. nauk. Moskva, 2007. 195 s.

2. Meshkova N.N., Kvaskov L.M., Prokop'eva E.V. Model' podgotovki professional'no kompetentnogo specialista v oblasti mashinostroeniya: Metod. Posobie. CHeboksary': RGOU SPO «CHMT», 2008. 71 s.

Зарегистрирована: 25.04.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.