Научная статья на тему 'Проблема согласования программ непрерывного образования'

Проблема согласования программ непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема согласования программ непрерывного образования»

ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОГРАММ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

БОДРОВ А.Н., СЕРЕГИНА И.Е.

В современных социально-политических и экономических условиях на первый план выходит потребность в квалифицированных специалистах, компетентностные качества которых должны быть сформированы в условиях непрерывного профессионального образования и полностью обеспечены рынком образовательных услуг. Выпускникам школ, студентам колледжей, выпускникам учреждений высшего профессионального образования трудно адаптироваться к условиям окружающего социума и добиваться успехов в карьерном росте.

Проблема компетностного подхода к подготовке специалиста напрямую связана с реализацией требований государственного образовательного стандарта в условиях непрерывного профессионального образования. Чтобы обеспечить гарантированный уровень профессиональной компетентности специалиста, необходимо модернизировать традиционный учебный процесс в учреждениях непрерывного профессионального образования с помощью проектирования педагогических объектов, к которым следует отнести учебную программу, траекторию профессионального становления специалиста и методическую систему преподавания. Разработка учебных программ предполагает использование технологий проектной деятельности, ориентированных на достижение заранее запланированного результата. Траектория профессионального становления специалиста может быть реализована с помощью концепции личностноориентированного образования, предполагающей развитие внутренних мотиваций обучающихся и позволяющей существенно повысить профессиональную компетентность будущих специалистов. Дидактическое и диагностико-квалиметрическое обеспечение учебного процесса позволяет модернизировать методическую систему преподавания. Ключевым компонентом совершенствования непрерывного профессионального образования является переход к многоуровневой системе, который способствует не только формированию траектории профессионального становления специалиста, но и обеспечивает необходимый уровень профессиональной компетентности выпускника.

Система образования учащихся средних учебных заведений представляет собой обязательную составную часть системы непрерывного профессионального образования, реализующую начальный этап подготовки дипломированных специалистов.

При формировании системы образования должны быть поставлены следующие цели и задачи:

• достижение учащимися гимназий, лицеев и школ уровня знаний, умений и навыков, соответствующего требованиям колледжа, обеспечивающего непрерывность профессионального образования;

• закладывание фундамента четких мировоззренческих позиций в молодежной среде и формирование осознанных профориентационных установок;

• привитие учащимся навыков самостоятельной работы, познавательной и творческой активности;

• формирование у обучающихся начал профессионализма.

Таким образом, определяющими признаками всей системы профессионального образования могут быть: четкая профессиональная направленность программ обучения, преемственность и продвинутость учебных планов и рабочих программ общего среднего и среднего профессионального образования, обусловленные требованиями государственных образовательных стандартов.

Основным принципом организации учебного процесса должен быть личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся, направленный на его всестороннее развитие, дающий оптимальные возможности для формирования социальной компетентности и самореализации личности.

При формировании системы образования рекомендуется также придерживаться таких принципов, как целостность, поступательность, открытость, интегративность в системе непрерывного образования.

Принцип целостности требует создания таких образовательных программ, которые потребовали бы изменения целей отдельных элементов системы образования. В этом случае эффект их эмерджентных свойств был бы гораздо больше, чем сумма результатов, достигнутых каждым из них.

Эмерджентность - явление приобретения системой новых свойств, черт, качеств, не присущих ни одному из объединенных в ней объектов.

Принцип поступательности утверждает необходимость такого согласования всех составляющих учебной системы, которое обеспечивало бы восходящий характер процесса непрерывного образования, его движение от менее к более сложной ступени обучения. Открытость образовательной системы способствует ее саморазвитию и саморегуляции.

Последний принцип - интегративность - требует взаимодействия элементов учебной системы, которое может обеспечить учебный комплекс «школа-колледж-вуз».

А.М. Новиков обозначил основные направления реформирования российского среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека.

И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

• сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального образования;

• перспективное развитие среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.

Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения, реализация принципа равных возможностей), а также обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными направлениями деятельности.

Содержание профессионального образования выражается в требованиях к уровню подготовленности будущего специалиста, т.е. к системе профессионально-личностных компетенций. Российской системе профессионального образования предстоит переход к построению содержания образования, основанного на компетенциях, которые позволяют измерить соответствие квалификации работника требованиям рабочего места и учет которых обеспечивает гибкость образовательных траекторий и возможность оптимального и экономически эффективного «доучивания» или переобучения работников при переходе с одного рабочего места на другое.

Требования к уровню подготовленности специалиста устанавливаются Государственным образовательным стандартом по конкретной профессии или специальности. Таким образом, цель разработки содержания непрерывного профессионального образования - обеспечить преемственность образовательных программ различных уровней в московских колледжах.

В структуре непрерывного образования должны обеспечиваться сквозная вертикальная интеграция различных уровней образования, поступательность процесса развития личности и преемственность содержания разных уровней образования. Поэтому создание системы непрерывного образования предполагает формирование нового содержания образования.

В настоящее время вариативность образовательных траекторий, которые могут быть реализованы в колледжах такова:

1) профессиональная образовательная программа СПО (базовый и повышенный уровень);

2) сокращенная профессиональная образовательная программа (СПО на базе НПО);

3) интегрированная образовательная программа (НПО-СПО) для профессий, требующих СПО с начального уровня квалификации.

Формирование сокращенных образовательных программ СПО на базе НПО производится в соответствии с рекомендациями, а для интегрированных образовательных программ (НПО-СПО) для профессий, требующих СПО с начального уровня квалификации, на сегодняшний день нет рекомендаций и отсутствуют методологические подходы к их разработке.

В основу разработки содержания непрерывного образования уровней НПО и СПО положена идея преемственности. Суть её состоит в том, что на каждом более высоком уровне образования при определении содержания обучения учитывается все то, что было изучено на предыдущих уровнях, и с ориентацией на это разрабатываются состав и структура содержания учебного материала. Этот подход предусматривает необходимые стыковки и согласование образовательных программ обоих уровней, их преемственность. С этой целью необходимо вначале провести сравнительный анализ этих уровней образования и выявить возможности их сопряжения.

При оптимальной преемственности, когда совпадение дисциплин происходит в обоих основных циклах - общепрофессиональном и специальном - формирование содержания профессиональной образовательной программы для непрерывного (интегрированного) образования СПО на базе НПО будет производиться легче и иметь существенные преимущества для сокращения объема материала.

Составной частью профессиональной подготовки на уровнях НПО и СПО, наряду с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов, является производственная практика (производственное обучение). Установление преемственности практического обучения на этих уровнях образования - следующий этап формирования содержания интегрированной профессиональной образовательной программы СПО на базе НПО.

Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального образования.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в области искусства.

Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних профегеиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица).

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, призванного стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.