ГЕРМАИДЗЕ Георгий Ефимович
Кандидат экономических наук, доцент
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (912) 202-38-40 e-mail: [email protected]
ОБШИВАЛ КИНА Татьяна Анатольевна
Директор
Краснотурьинский индустриальный колледж
624460, РФ, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Базстроевская, 1 Контактный телефон: (950) 200-37-70 e-mail: [email protected]
О специфике проблем среднего профессионального образования в малом моногороде
Ключевые слова малый город; среднее профессиональное образование; стратегия реформирования профессионального образования.
Выявлены проблемы развития и функционирования системы профессионального образования в условиях малого города. На основе проведенного социологического исследования отмечено изменение функции и эффективности среднего профессионального образования. Определены перспективы и даны предложения по реформированию существующей системы профессионального образования в малом городе.
Одна из наиболее сложных проблем постсоветского периода развития России - обеспечение профессиональной образованности ее населения. Сложность заключается как в смене политического и экономического устройства страны, так и в своеобразии размещения и жизненного уклада населения. Сегодня большинство населения России проживает в моногородах. По определению, моногород (МГ) - населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий. В связи с тем что в официально утвержденный Правительством список моногородов включены крупные города, явно не подпадающие под это определение (например, Нижний Тагил), возникла необходимость ввести понятие «малый моногород».
По сути, малый моногород (ММГ) - это монопрофильное поселение (город, поселок), сформированное на базе крупного (градообразующего) предприятия, содержащего на своем балансе (бюджете) большинство организаций социальной сферы. Это -«город-завод». Результативность функционирования и перспективы существования градообразующего предприятия существенно влияют на судьбу поселения как такового. Поэтому появился термин «якорное предприятие», достаточно отчетливо характеризующий связь жизнеобеспечения и благополучия населения поселения с судьбой и благополучием градообразующего предприятия.
В федеральном списке моногородов Урал представлен в основном «металлургическими» городами, такими как Каменск-Уральский, Сатка, Карабаш, Чусовой. Все якорные предприятия этих населенных пунктов частные. Они функционируют в конкурентных
© Гермаидзе Г. Е., Обшивалкина Т. А., 2013
условиях, а основная причина их проблем, вне зависимости от подотрасли, - неблагоприятная ценовая конъюнктура мировых сырьевых рынков. Особенно уязвимыми в тяжелых условиях оказываются ММГ, расположенные на севере Свердловской области (Краснотурьинск, Кировоград, Североуральск, Красноуральск, Качканар). Их характеризует малая численность жителей, высокая доля занятых на градообразующем предприятии в среднегодовой численности работников (от 26,9 до 53,8%), относительно невысокий уровень доходов, удаленность от областного центра и крупных городов, низкая плотность населения на прилегающих территориях, высокая чувствительность к социальноэкономическим процессам в стране. Эти особенности повышают значимость системы профессионального образования для обеспечения процесса социализации молодежи.
В современном виде российские моногорода сформировались в советское время. Если обратиться к истории строительства градообразующих предприятий, то можно заметить достаточно характерную для тех времен деталь: одновременно со строительством заводов на местах создавались учебные заведения, готовящие кадры для вновь построенного предприятия.
Сегодня положение коренным образом изменилось. Из-за резкой деформации традиционных бизнес-моделей существования градообразующих предприятий и разрыва большинства горизонтальных и вертикальных экономических связей бывшего народнохозяйственного комплекса СССР многие моногорода оказались депрессивными зонами, стоящими порой на грани коллапса и социальных волнений. Но при этом образовательное пространство ММГ перенасытилось образовательными учреждениями (филиалами) не только разного уровня, но и разных городов России, нередко пространственно отдаленных от места проживания студента. Так, в 2011 г. при общей численности населения Краснотурьинска 61,3 тыс. чел. в нем функционировали 5 филиалов (представительств) вузов, 2 техникума, 3 колледжа. В соседнем Серове при численности населения 99,4 тыс. чел. имеется 8 филиалов вузов, 12 учреждений СПО. В Североуральске при численности населения 44,8 тыс. чел. имеется 4 филиала вуза и 5 учреждений СПО.
Считается, что изобилие и разнообразие образовательных учреждений разного уровня и направлений в ММГ обеспечивает высокую доступность образовательных услуг, что должно облегчать социализацию большого пласта молодежи и способствовать уменьшению ее оттока из мест проживания. В теории это так. На практике же чрезмерная доступность профессионального образования вызывает ряд глубоких противоречий, которые не могут быть устранены принимаемыми государством мерами. К основным противоречиям относятся:
• поточно-массовый процесс «штамповки квалифицированных кадров» с низким качеством сформированных для конкретного образовательного уровня компетенций;
• перенасыщение рынка труда выпускниками, что приводит к работе их не по профилю и массовой смене специальностей;
• превращение естественного для нормального развития личности процесса повышения квалификационного уровня в формальную попытку получить диплом, нередко противозаконным способом;
• неизбежное снижение требовательности образовательных учреждений к качеству профессиональной подготовки, что ведет к уменьшению отсева и хорошо иллюстрируется характером кривых приема и выпуска в вузы и ССУЗы (см. рисунок);
• усиление ориентации ссузов на преимущественную подготовку рабочих кадров без изменения технологии учебного процесса;
• диверсификация традиционной роли среднего профессионального образования в формировании рынка труда с превращением его в поставщика абитуриентов для вузов и др. [2. С. 82].
На последнем факторе остановимся подробнее.
1 800 п 1 600 1400 1 200 1 ООО 800 6001 400 2001 о
Прием в вузы Выпуск вузами Прием в ССУЗы Выпуск ССУЗами
2001 2005 2007 2008 2009 2010 2011
Тенденции приема в учебные заведения России и выпуска дипломированных специалистов, тыс. чел. [1]
Возникает естественный вопрос: зачем многие выпускники ССУЗов ММГ стремятся в вузы, нередко минуя рынок труда?
Опрос студентов Краснотурьинского индустриального колледжа (КИК) и школьников 9-11-х классов школ Краснотурьинска выявил типичную, на наш взгляд, для России ситуацию1. Почти две трети (68%) респондентов сошлись во мнении: чтобы добиться успеха в жизни, получение высшего образования «просто необходимо», а 21,3% считают, что получить высшее образование «желательно». Таким образом, общий итог предпочтений в получении высшего образования составляет почти 90%! Следовательно, профессиональное неравенство, изначально закладываемое в разделение системы образования по уровням, подсознательно формирует у будущего студента представление о преимуществе «высшего» перед «средним» и тем более перед «начальным» уровнем.
При этом массовым спросом пользуются специальности гуманитарно-социального и экономико-управленческого профиля, которые в представлении абитуриентов и их родителей наиболее доступны на рынке образовательных услуг. Ситуация на рынке труда не является значимым фактором при выборе профессии и планировании карьерного роста ни для абитуриентов, ни для их родителей.
Желание выпускника ССУЗа (или средней школы) иметь диплом вуза связано не столько с его намерением получить более основательную фундаментальную подготовку (этот фактор имеет существенное значение для 15-17% абитуриентов), сколько с признанием более высокого социального статуса диплома вуза, повышением шанса на трудоустройство (в ММГ - хоть какого-нибудь), повышением общественного престижа, уровня самооценки личности, оплаты труда и др. В структуру предпочтений также входит стремление родителей оградить детей от службы в армии. По данным КИК из 255 чел. выпуска 2012 г. в вузы поступили 68 выпускников, или 26,7%. Таким образом, общей тенденцией является усиление роли колледжей как поставщика абитуриентов для вузов и их филиалов. Этой же цели служат колледжи при вузах или в составе учебных комплексов.
Стремление выпускников общеобразовательных школ получить профессиональное образование связано и с местом проживания. Это наглядно показывают данные таблицы. Обратим внимание, что многие семьи из малых городов и сел либо еще не определились с будущим своего ребенка, либо рассматривают другие, не связанные с образованием, жизненные траектории - армия, устройство на работу (43% - среди учащихся райцентров, 40% - среди жителей сел).
1 Исследование проведено в городе Краснотурьинске в 2011 г. Всего было опрошено 655 чел. (школьников выпускных классов и студентов-старшекурсников КИК): 350 девушек и 305 юношей (53,4 и 46,6% соответственно), поэтому результаты можно считать достоверными.
Образовательные планы школьников в разных типах населенных пунктов, %
Желательные перспективы обучения Тип населенного пункта
Город федерального значения Республиканский и областной центр Райцентр, малый моногород, поселок городского типа Село Всего
Планы после 9-го класса
Учиться в 10-м классе 63,0 64,9 65,3 59,9 63,5
Учиться в ПТУ 12,0 16,9 13,5 16,4 15,2
Другое, затруднились ответить 25,0 18,2 21,2 23,7 21,3
Планы после 11-го класса
Учиться в вузе 79,0 61,3 43,6 38,3 47,8
Учиться в ССУЗе 3,9 8,9 13,2 21,8 14,5
Другое, затруднились ответить 17,1 29,8 43,2 39,9 37,7
Примечание. По данным 3].
Как и следовало ожидать, в городах федерального значения и крупных областных центрах доля желающих стать студентами вуза почти в 2 раза выше, чем в малых городах и селах (соответственно 79 и 61% против 44 и 38%) [3].
Популярность выбора уровня среднего профессионального образования выше всего у сельских жителей (21,8%) и жителей моногородов (13,2%). Качество школьных знаний здесь, как правило, ниже, а уровень жизни в таких городах и в сельской местности затрудняет получение дорогостоящего высшего образования, поэтому обучение в колледже (техникуме) является значительно более доступным. И это обстоятельство во многих случаях играет решающую роль.
Проведенный нами опрос также показал, что больше половины (52,7%) отличников и хорошистов собираются продолжить свое обучение в вузах Екатеринбурга и других крупных городов. В родном городе намерены продолжать обучение (в том числе в филиалах вузов) менее четверти, но тоже достаточное количество (21,5%) выпускников школ и ССУЗов. Этот факт предостерегает от излишнего сокращения филиалов вузов, обеспечивающих обучение по месту проживания. Тем более что потребность в высшем профессиональном образовании не только достаточно велика, но и с годами возрастает.
Аналогичная картина наблюдается и в других городах.
Опыт подготовки в колледже вуза (например, Уральского государственного экономического университета) показал, что доля абитуриентов, «транзитом» поступающих в вузы, нередко со сменой специальности, достаточно велика (от 18 до 80% в зависимости от специальности и ситуации на рынке образовательных услуг)1. Высок данный показатель у Екатеринбургского экономико-технологического колледжа (ЕЭТК) - из 282 чел. выпуска 2012 г. в вуз поступили 127 чел. (45%); из выпускников Нижне-Тагильского колледжа им. Н. Демидова - 30%; из Нижне-Тагильского горно-металлургического колледжа (НТГМК) - 25,9%. В ряде городов этот показатель еще выше и ограничивается в основном проблемами сдачи вступительных испытаний 4]. Поэтому, учитывая, что численность молодых людей России, испытывающих органическую потребность в глубоких знаниях, не превышает 20-25%, можно считать, что остальными колледжи используются в первую очередь в качестве трамплина (или «социального лифта») для поступления в вуз, что неминуемо ведет к снижению качества рабочей силы 5. С. 42]. Фактически автономные колледжи не столько выполняют функции подготовки
1 Верхние значения относятся к сфере культуры и крупным городам.
выпускников к обучению по более сложной программе высшей школы, сколько способствуют своему финансовому благосостоянию и, пользуясь более высоким престижем ВПО, облегчают выполнение своей задачи - формирования контингента 6].
Такие процессы наводят на мысль о необходимости объединить усилия учебных учреждений разного уровня, чтобы создать единую одноуровневую систему для усиления преимуществ и ослабления недостатков многоуровневости. Например, использовать НПО для формирования практической квалификации студентов ССУЗа. А выпускников ССУЗов считать бакалаврами, с тем чтобы затем в магистратуре сформировать и довести до высокого уровня их общепрофессиональный интеллект. Для этого даже развивается практика слияния учебных учреждений разного уровня системы профессионального образования в одно под эгидой вуза (интегрированная магистратура) [5. С. 43]. Казалось бы, это перспективное направление. Но мешает устойчивое, на наш взгляд неправильное, представление об уровневости как гарантии класса (иначе говоря, преимущества) выпускника. Поэтому Законом об образовании сохранена поуров-невая автономизация. Например, ССУЗ, включенный в состав вуза, сохраняет статус среднего профессионального образовательного уровня. Как показывает многолетний опыт множества модернизаций системы профессионального образования, с этим явлением практически бесполезно бороться организационно-запретительными мерами: повышением уровня требований к студентам, включением учреждения НПО в структуру ССУЗов, а самих ССУЗов в вузы и т. п. [7]. Но проблему можно было бы успешно решить во благо экономики и социума, если использовать возможности ССУЗов (и ПТУ) для обеспечения последовательного наращивания компетенций от прикладных умений (необходимых любым специалистам, независимо от уровня диплома) до общепрофессионального интеллекта в пределах одного уровня. Для этого нужно все образование выше школьного признать высшим. То есть преобразовать многоуровневую систему управления профессиональным образованием в одноуровневую трехступенчатую, в которой формируются и шлифуются грани профессионального мастерства. Тем самым обеспечить естественный отбор на каждую ступень наиболее талантливых и мотивированных студентов [8. С. 214]. Но для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, чему препятствуют внутриуровневые условия и нормативы (на практике такие препятствия обходятся за счет перезачетов и «кредитной системы», достаточно формально).
Появление уровня прикладного бакалавриата в вузах ограничивает эффективность ССУЗов. Теряется главный смысл сохранения исторически обусловленного для России среднего профессионального уровня, изначально созданного для восстановления и обслуживания огосударствленной экономики. Меры по переориентированию ССУЗов на формирование высококвалифицированных рабочих для нужд инновационной экономики, принимаемые в последнее время управляющими органами, не находят понимания ни у работодателя, ни у преподавателей, ни у студентов и их родителей. Поэтому среднее профессиональное образование в настоящее время нуждается в переосмыслении своей роли и функциональных задач в области подготовки квалифицированных специалистов. В связи с появлением бакалавриата совершенно по-новому должно определиться место уровня СПО в общей системе профессионального образования.
Формат статьи не позволяет охватить все аспекты проблемы профессионального образования в условиях малого моногорода, но дает возможность сделать выводы, подтверждающие необходимость процесса его реформирования.
1. Специфика образовательного пространства ММГ характеризуется большим числом образовательных учреждений (филиалов) разного уровня и разных городов России, зачастую отдаленных от места проживания студента. Это создает проблемы нежелательной миграции и снижения качества образовательных услуг ради сохранения контингента обучаемых и учебного учреждения. Государственный курс на
регионализацию управления системой профессионального образования позволяет ставить вопрос о необходимости протекционистких институциональных мер с целью защиты ММГ от экспансии образовательных учреждений других регионов.
2. Состояние и перспективы развития якорного предприятия ММГ оказывают решающее влияние на выбор уровня и типа учебного учреждения. Преимущественная ориентированность молодежи на высшее профессиональное образование не согласуется с возможностями трудоустройства и использованием выпускников по специальности. Эти проблемы свойственны и другим типам поселений, что позволяет говорить об отсутствии принципиальной связи с типом поселения.
3. Чрезмерная тяга большой части выпускников ССУЗов (и школ) к получению высшего образования (не оправданная социально-экономической потребностью государства, социума, рыночной экономики, а также индивидуальными способностями) поддерживается и стимулируется устаревшей, ориентированной на централизованно управляемую экономику многоуровневой моделью системы профобразования.
4. Ликвидация или смягчение нежелательных последствий возможны при переходе на ступенчатую модель непрерывного образовательного процесса в многоуровневом образовательном учреждении. Но это даст эффект только при ликвидации статусных барьеров между ступенями.
Источники
1. Россия в цифрах - 2012 / Федер. служба гос. статистики. Режим доступа: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm.
2. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналит. обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, А. К. Клюев, И. А. Майбуров. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006.
3. Затраты домохозяйств на образование и социальная мобильность : инф. бюл. / В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова, Е. Ю. Меркулова, К. В. Петренко; науч. ред. Е. С. Петренко. М. : ГУ-ВШЭ, 2006.
4. Ахметова Д. З., Тимирясова А. В., Хадиев М. М. Как сделать образовательное учреждение процветающим? Казань : Таглимат, 2003.
5. Гермаидзе Г. Е. Могут ли колледжи стать ступенью высшей школы? // Среднее проф. образование. 2002. № 7.
6. Колледж как системообразующий элемент в сети непрерывного образования малого города с моноразвитой экономикой. Из опыта работы Железногорского горно-металлургического колледжа. Железногорск, 2000.
7. Исследование тенденций развития малого города как центра формирования социокультурной среды : отчет о НИР (заключительный) / кол. авт. под науч. рук. В. М. Зуева. М., 2002.
8. Гермаидзе Г. Е., Голицын С. И., Голицына С. В. О возможности использования колледжей среднего профессионального образования в качестве базы для реализации образовательных программ бакалавриата // Миссия образования в формирующейся новой экономике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 22-23 января 2009 г.) : в 3 ч. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2009. Ч. 3.