Научная статья на тему 'Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия процесса и пути повышения эффективности'

Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия процесса и пути повышения эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МОНОГОРОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIALIZATION / YOUNG PEOPLE / MONOTOWN / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Диана Руслановна

В статье проводится исследование процесса профессиональной социализации молодежи на примере одного из моногородов России. Автором обнаружены недостатки и противоречия существующей системы профессионального образования моногорода и предложен комплекс мер по повышению ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Диана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN A MODERN MONOTOWN: SOME PROCESS CONFLICTS AND MEANS OF IMPROVEMENT

In this article the process of professional socialization of young people by the example of one of the Russian monotowns is studied. The author recognizes the shortcomings and contradictions of the existing urban professional education system and offers the package to improve its efficiency.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия процесса и пути повышения эффективности»

УДК 377

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МОНОГОРОДА: НЕКОТОРЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОЦЕССА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Ахмедова Диана Руслановна, преподаватель

НОУ СПО "Камский экономико-правовой колледж”, г. Набережные Челны, Россия real-diana@rambler. ru

В статье проводится исследование процесса профессиональной социализации молодежи на примере одного из моногородов России. Автором обнаружены недостатки и противоречия существующей системы профессионального образования моногорода и предложен комплекс мер по повышению ее эффективности.

Ключевые слова: социализация; молодежь; моногород; профессиональное образование.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN A MODERN MONOTOWN: SOME PROCESS CONFLICTS AND MEANS OF IMPROVEMENT

Diana Ahmedova, teacher

Kamskii Economics and Law College, Naberezhnye Chelny, Russia

real-diana@rambler. ru

In this article the process of professional socialization of young people by the example of one of the Russian monotowns is studied. The author recognizes the shortcomings and contradictions of the existing urban professional education system and offers the package to improve its efficiency.

Keywords: socialization; young people; monotown; professional education.

Общеизвестно, что для благополучного функционирования нашего общества российская экономика сегодня нуждается в новых направлениях развития, в модернизации. Экономический кризис последних лет, в результате которого масса населения страны оказалась сильно ущемлена в средствах к существованию, подчеркнул слабость той модели системы, которая основывается лишь на торговле природными ресурсами страны. Однако известно также, что главным препятствием на пути развития экономики России является в настоящее время нехватка квалифицированной рабочей силы, специалистов, обладающих необходимым уровнем современных профессиональных знаний и навыков. В связи с этим вопросы о профессиональной социализации нашей молодежи и о возможностях повышения эффективности данного процесса приобретают особенно актуальное значение.

Следует отметить, что исследования профессиональной социализации в России были полноценно начаты лишь после реформ 90-х, когда у молодых людей появилось гораздо больше возможностей для самоопределения в профессиональной среде. Поэтому на настоящий момент данные исследования не могут характеризоваться многочисленностью и глубиной. Профессиональную социализацию населения в различных ее аспектах исследовали такие отечественные ученые как Г.М.Андреева, Л.М.Митина, Р.Л.Кричевский, С.В.Паирель, А.В.Морозова, Е.С.Студеникина, М.В.Мигачева, И.В.Воробьева, С.Н.Дигин и др.

Профессиональная социализация понимается нами как двусторонний процесс: с одной стороны, вхождение индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой - процесс активной реализации индивидом накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы его адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие [1, с. 22].

До настоящего времени профессиональная социализация молодежи в нашей стране изучалась в основном в рамках какой-то одной определенной профессии. Однако исследовать данный процесс и его особенности в зависимости от социально-географического фактора, то есть в зависимости от места проживания конкретных групп социализирующейся молодежи как различных субъектов исследования, в настоящий период представляется более эффективным.

Это объясняется влиянием процесса регионализации, затронувшим практически все уголки России, поддерживаемым произошедшими в ней за последние годы изменениями - демократизацией общественно-политической жизни, становлением рыночной экономики, распространением принципов федерализма на вертикальные (центр-регион) и горизонтальные (регион-регион) связи, ростом значения в жизни страны отдельных регионов, а также появлением возможности и способности самих региональных сообществ относительно самостоятельно решать свои региональные проблемы. В результате данного процесса различия в социально-экономическом развитии российских регионов стали весьма значительными. Для профессиональной социализации же индивидов окружающая социально-географическая среда играет важную роль - именно ее оригинальностью чаще всего определяются возможности молодых людей для профессионального обучения, а также те

особенности регионального рынка труда, в которых личность молодого профессионала будет в дальнейшем социализироваться.

Таким образом, в современной России возникли различные варианты социально-географической среды, представленной основой для профессиональной социализации групп молодежи. Наиболее ярко из всех вариантов выделяется, естественно, городская социальная среда. Крупные российские города вобрали в себя значительные финансовые ресурсы, и поэтому в них оказалось легче выживать в кризисные периоды последних лет. Молодежи в них, конечно, легче получить качественное образование, найти достойную работу. Однако наряду с возникшими подобными преимуществами для профессиональной социализации молодых людей в больших городах, проблемы данного процесса сильно обострились в последнее время в других городских формах расселения - в так называемых моногородах нашей страны.

Моногородом, или монофункциональным, называют в России город, возникший и выросший на базе одного градообразующего предприятия. Это социально-экономическое образование является наследством плановой экономики Советского Союза, в котором строгая распределенность всех процессов жизнедеятельности на годы вперед могла позволить себе создавать подобные города, где градообразующее предприятие реализовывало не только экономические, но и большинство социальных функций. Расходы на содержание социальной инфраструктуры города включались в себестоимость выпускаемой предприятием продукции, и таким образом обеспечивались условия для жизнедеятельности населения.

Естественно, в то время основным предполагался путь профессиональной социализации молодежи моногорода, который предлагал ее профессиональное обучение для дальнейшей работы на градообразующем предприятии. Ввиду того, что моногорода нашей страны - это города, в большинстве своем, машиностроительные или угольно-металлургические, следовательно, и государственные профессиональные образовательные учреждения для

молодежи в них были открыты, в основном, только по соответствующим специальностям, за исключением небольших групп учреждений, готовящих молодежь по профессиям, связанным с обслуживанием самого города (училища в сфере медицины, педагогики и общественного питания).

Однако теперь, с переходом режима страны на рыночную экономику и принципы демократии, продукция градообразующих предприятий большинства российских моногородов стала слишком дорогой и часто неконкурентоспособной по сравнению со своими импортными аналогами. А в период мирового экономического кризиса некоторые из подобных предприятий вообще были под угрозой полного банкротства и закрытия. Почти все выжившие предприятия в результате были вынуждены произвести сокращения среди своих работников. Таким образом, градообразующее предприятие в настоящее время уже не всегда может обеспечить для большинства граждан своего моногорода их эффективную профессиональную социализацию.

Возмущенные безработные этих городов, в недавнем прошлом увольняемые с градообразующих предприятий часто в массовом порядке, неоднократно привлекали внимание к подобным своим проблемам государственной власти и общественности. В связи с этим Правительством РФ в 2010 г. был утвержден специальный перечень, состоящий из 27 моногородов, которым в ближайшее время стала выделяться значительная финансовая помощь из бюджета страны для так называемой их модернизации [2]. Под модернизацией, средства на которую продолжают поступать и в настоящее время, подразумевается процесс диверсификации экономик моногородов с целью создания в них новых рабочих мест для местного населения. Планы по модернизации представлялись администрациями самих городов и касались в основном их экономических систем.

Однако мы считаем, что в настоящее время назрела необходимость также модернизировать и социальную сферу моногородов для их дальнейшего более полноценного функционирования в новых российских условиях. Учитывая то,

что российские моногорода в основном молодежные, прежде всего, следует создать в них иную социальную среду, ведущую к более эффективной профессиональной социализации проживающей в них молодежи. И подходить к этому вопросу следует системно и обосновано.

Рассмотрим на примере типичного моногорода страны, включенного в вышеуказанный перечень Правительства РФ - города Набережные Челны, градообразующее предприятие которого - группа «КАМАЗ», как происходит в настоящее время здесь профессиональная социализация молодежи, и какие имеются возможности для повышения эффективности данного процесса.

Население г. Набережные Челны составляет 514 000 чел. Всего обучаются в профессиональных образовательных учреждениях города на 2010-2011 учебный год 46373 чел. Из них обучаются по программам начального профессионального образования - 2922 чел., по программам среднего профессионального образования - 11075 чел., по программам высшего профессионального образования - 32376 чел. [3, с. 25-31]. Специальности, по которым обучается молодежь на бюджетной основе в государственных городских профессиональных образовательных учреждениях, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Обучающиеся на бюджетной основе в городских государственных

образовательных учреждениях профессионального образования в 2010-11 гг

Специальности Уровень образования Очно, чел. Заочно, чел. Всего, чел.

1. Машиностроительные НПО 1125 - 1125

2. Строительно-монтажные НПО 764 - 764

3.Общественное питание НПО 300 - 300

4. Обслуживание транспорта НПО 263 - 263

5. Портной НПО 104 - 104

6. Торговля НПО 82 - 82

7. Парикмахер НПО 22 - 22

8. Машиностроительные СПО 2354 - 2354

9. Строительно-монтажные СПО 942 - 942

10. Техническое обслуживание и ремонт транспорта СПО 900 - 900

11. Здравоохранение СПО 704 - 704

12. Педагогика СПО 576 - 576

13. Программное обеспечение ВТ СПО 520 - 520

14. Культура и искусство СПО 247 - 247

15. Физкультура и спорт СПО 49 - 49

16. Автомеханические ВПО 3250 571 3821

17. Инженерно-технические ВПО 1841 257 2098

18. Строительные ВПО 1554 230 1784

19. Педагогика и дош. воспитание ВПО 3096 1740 4836

20. Физкультура и спорт ВПО 1566 - 1566

21. Программное обеспечение ВТ ВПО 27 - 27

Таким образом, все другие, в том числе и самые популярные сейчас специальности в среде молодежи экономического блока, реализуются государственными городскими образовательными учреждениями на платной основе. Среди них такие специальности, как «Экономика и бухгалтерский учет», уровень СПО - обучаются 684 чел., «Фармация», уровень СПО - 202 чел., «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ВПО - 6630 чел., «Менеджмент», ВПО - 3025 чел. и др.

Однако конкурс при поступлении в данные учебные заведения на эти специальности за последние годы составляет в среднем около 3,5 человек на

место. Естественно, что большая часть молодых людей, не поступивших здесь на данные специальности, вынуждена идти обучаться по ним в филиалы образовательных учреждений других городов или в негосударственные образовательные учреждения.

Это позволяет функционировать в г. Набережные Челны, при его приличной географической отдаленности от крупных научных и академических центров и явной нехватке квалифицированных преподавательских кадров (что видно по данным объявлений о требовании педагогических работников городского Центра занятости населения за последние годы), трем филиалам государственных образовательных учреждений (ОУ) высшего профессионального образования (ВПО) других городов, 2-ум городским негосударственным ОУ высшего профессионального образования, 7-ми филиалам негосударственных ОУ высшего профессионального образования других городов, 6-ти городским негосударственным ОУ среднего профессионального образования (СПО).

Все эти учреждения ведут подготовку специалистов на платной основе, без выдачи стипендии и в большинстве случаев - по заочной форме обучения [3, с. 24-31]. Естественно, это не может положительно сказаться на качестве получаемого здесь образования. Самыми популярными специальностями здесь являются:

- на уровне НПО - «Продавец, контролер, кассир»;

- на уровне СПО - «Экономика и бухгалтерский учет», «Право и организация социального обеспечения»;

- на уровне ВПО - ««Экономика, бухгалтерский учет и контроль», «Юриспруденция».

К тому же каждый год из г. Набережные Челны происходит отток наиболее талантливых выпускников школ (по результатам ЕГЭ), успешно поступающих учиться на бюджетную форму обучения в профессиональные образовательные учреждения других крупных городов страны, приезжают же

на учебу в город молодые люди, обычно менее грамотные, из близлежащих деревень (табл. 2).

Таблица 2

Динамика оттока и притока обучающихся в профессиональных ОУ в г. Набережные Челны за последние годы

Учебный год 2004- 2005г. (чел.) 2005- 2006г. (чел.) 2007- 2008г. (чел.) 2009- 2010г. (чел.) 2009- 2010г. (чел.) 2010- 2011г. (чел.)

Прибывшие 305 276 267 311 276 204

Выбывшие 601 546 527 492 463 572

Сделаем некоторые выводы. Прежде всего, обращает на себя внимание, что бум высшего образования, наблюдающийся в нашей стране в последние годы, не обошел собой и моногорода. Так, в г. Набережные Челны студенты профессиональных образовательных учреждений высшего образования составляют почти 70% от общего количества студентов города. Однако большое количество программ высшего профессионального образования здесь реализуются по заочной форме, в филиалах образовательных учреждений и на платной основе, а сам моногород достаточно удален от крупных научных и образовательных центров страны, которые исторически располагают хорошим академическим кадровым составом. В связи с этим качество высшего образования, полученного в моногороде, не всегда высоко ценится работодателями, к тому же, такому большому количеству молодых профессионалов высокого уровня не находится необходимого количества рабочих мест в обычном промышленном населенном пункте. Как следствие мы видим, что большинство местной молодежи, получив высшее образование, трудится не по специальности.

Как в системе высшего профессионального образования, так и в системе среднего профессионального образования, в государственном бесплатном обучении в городе доминируют в настоящее время машиностроительные и строительные специальности. То есть получить профессиональное образование по популярным специальностям, например, экономического профиля, возможно здесь для молодежи в большинстве своем только на платной основе. Данный факт, в связи с невысоким уровнем жизни населения в регионах, заметно сокращает возможности доступа здесь в современный бизнес новых молодых специалистов и к тому же может породить коммерциализацию данного вида образования и как следствие - снижение его уровня.

Выходит, что на лучшем уровне и бесплатно в моногороде до сих пор готовят специалистов исключительно для строительства и градообразующего предприятия. Однако в то же время миллиарды рублей выделяются из государственного бюджета страны, чтобы переключить экономику, например, моногорода Набережные Челны, с зависимости от машиностроительного завода «КАМАЗ» на другие объекты экономического развития, массово спонсируется переобучение местного населения, малый и средний бизнес. Естественно, подобные меры, существующие сейчас для большинства российских моногородов, не могут быть вечными. Считаем, что на современном этапе, когда большинство градообразующих предприятий в России находятся в частной собственности и, следовательно, их функционирование зависит от владельцев - фактически часто нескольких человек, нельзя и дальше продолжать призывать самых способных выпускников школ всего города профессионально социализироваться только в процессе работы на градообразующем заводе или в процессе расширения, строительства самого города. Видимо, так было задумано раньше, но для этого предоставляется бесплатное обучение соответствующим специальностям в лучших образовательных учреждениях моногорода и до сих пор.

Уезжающие из г. Набережные Челны талантливые выпускники школ поступают на бесплатное обучение в самые разные ВУЗы и СУЗы страны, они хотят приобрести те профессии, которым часто не могут обучиться в системе проф. образования своего родного города. Следовательно, у молодежи моногорода есть потребность в профессиональной социализации по самым различным профессиям. Однако вряд ли обучившийся где-то в другом месте молодой человек, социализированный там, часто уже подрабатывающий во время студенчества, вернется потом на работу в свой родной город. Выходит, моногород уже теряет этого молодого человека как субъекта дальнейшей эффективной профессиональной социализации.

Обнаружив подобные противоречия в процессе профессиональной социализации молодежи моногорода, считаем необходимым для повышения его эффективности, предложить специальную систему по регулированию социального заказа на профессиональное бюджетное обучение молодежи по необходимым на данный период времени именно в данном муниципальном образовании специальностям.

Данная система социального заказа на подготовку профессионалов могла бы быть эффективной для всех регионов России, но в связи со спецификой исторического развития в стране городов, в частности, в связи с присутствием здесь таких социальных образований, как моногорода, участниками данной системы должны быть как представители Министерства образования и науки РФ, Министерств образования и науки соответствующих субъектов РФ, так и представители местного самоуправления, то есть представители города, и представители крупного, исторически развитого регионального бизнеса.

Законодательное закрепление подобной системы и механизмов ее действия позволило бы ее участникам, в частности в условиях моногорода, принять следующие меры по повышению эффективности профессиональной социализации здесь молодежи:

1) Проводить более качественную проф. ориентацию молодежи города на обучение в системе среднего профессионального образования как на наиболее выгодное, практико-ориентированное образование для дальнейшего трудоустройства в своем городе.

2) Открыть в государственных городских образовательных учреждениях системы СПО для бесплатного обучения молодежи дополнительно к существующим, специальности, профессиональная социализация по которым поддерживается современной рыночной экономикой, потребностями самой городской молодежи, а также постиндустриальным обществом - это специальности блоков «Экономика и бух. учет», «Менеджмент», «Правоведение», «Программное обеспечение ВТ» и др.

3) Выделить совместно с градообразующим предприятием для особо талантливых студентов инженерно-технического профиля денежные гранты, стипендии на качественное обучение, а также различные премии, чтобы данные специалисты в будущем смогли поддерживать хорошее экономическое положение градообразующего предприятия.

4) Производить профессиональное образование молодежи по соответствующим специальностям во взаимосвязи с требованиями градообразующего предприятия к своим работникам.

На сегодняшний день ни одна из данных мер не может быть произведена в условиях моногорода из-за несоответствия им законодательства об образовании и местном самоуправлении.

Сделав акцент для профессиональной социализации молодежи моногорода на важности среднего профессионального образования, которое в настоящее время имеет тенденцию к своему расширению и развитию также по всей стране в связи с тем, что поступление в ВУЗы теперь ограничено сдачей ЕГЭ, считаем необходимым подробнее рассмотреть и эффективность профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в

условиях моногорода. Для этого мы предлагаем выделить специальные критерии, которые бы как раз и определяли эффективность данного процесса.

Данные критерии в широком смысле выделены нами в связи с попыткой решения сложной и важной задачи - совершенствованием подготовки профессионалов в моногородах, а через это - поднятием уровня экономического развития всей страны. В узком смысле данные критерии помогут регулярно отслеживать эффективность деятельности системы профессионального образования моногорода, его властей, администрации градообразующего предприятия, а также вовремя устранять обнаруженные противоречия и недостатки.

Критерии сгруппированы нами по различным основаниям, с объединением в них параметров психологических, педагогических и социологических аспектов процесса профессиональной социализации молодежи - по такому методу, нам представляется, и должны быть синтезированы критерии столь сложного процесса. Всего мы выделили четыре критерия:

1. Объективная и субъективная подготовленность выпускников уровня среднего профессионального образования моногорода к будущей профессиональной деятельности.

Объективная подготовленность включает в себя такие факторы как определенный возраст молодого человека, наличие у него аттестата о школьном образовании, получение диплома о среднем профессиональном образовании РФ, психическая дееспособность, знание русского языка и т. д.

Субъективная подготовленность представлена обладанием выпускником профессиональной компетентностью, социальной компетентностью.

2. Психологическая предрасположенность выпускников к будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики, информационного общества.

Данный критерий предполагает наличие и развитость у выпускника таких психологических качеств, как интернальный локус контроля, уважение

личности другого (в противовес авторитаризму прошлых лет), предприимчивость, открытость к изменениям, новой информации, толерантность и плюралистичность взглядов - все эти качества в итоге приводят к личностной гибкости и открытости к новым знаниям, что позволит такому специалисту получить более эффективную профессиональную социализацию.

3. Развитость морально-нравственных ценностей выпускников.

Этот критерий показывает в основном результаты воспитательной работы со студентами, проведенной педагогическим коллективом в процессе их обучения.

4. Социальная идентичность выпускников как профессионалов моногорода.

Это не ВУЗ, откуда специалисты могут разъехаться по разным местам, тот, кто закончил ССУЗ, должен чувствовать себя способным работать в своем городе, знать его структуру и специфику, специфику моногорода в частности, то есть он должен закончить уровень среднего профессионального образования, получив полную социальную идентичность с профессионалом моногорода.

Соблюдение данных критериев в процессе профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в условиях моногорода могло бы значительно повысить его эффективность.

Таким образом, мы считаем доказанным тот факт, что процесс профессиональной социализации молодежи моногорода является актуальным для исследования, и в современных условиях развития нашей страны имеются значительные возможности для его оптимизации.

Литература

1. Митина Л.М. Кричевский Р.Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996.

2. Зыкова Т.В. Признак моно // Российская газета. Вып. 01.02.2010 г.

3. Халимов Р.М., Яруллин И.М., Золотарева Л.В., Харисов В.Х. Система образования города Набережные Челны: в цифрах и фактах. - Набережные Челны, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент:

Егорышев С.В., д.с.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.