ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА: ПОСТКРИЗИСНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рыночные отношения, складывающиеся в сфере услуг высшего образования, формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Вузы, в том числе государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке профессионального образования, оказались неготовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей студентов, с одной стороны, и рынка труда — с другой.
Индивид выбирает специальность на основе своих интересов, складывающихся под воздействием различных факторов, в том числе влияния СМИ, моды, не зная, будет ли полученная профессия востребована через ряд лет. Работодатели как субъекты рынка труда заинтересованы в выпускниках вузов, способных удовлетворить текущие конъюнктурные потребности в специалистах. Несмотря на то что вуз включен в два рынка — рынок образовательных услуг и рынок труда, — он, главным образом, ориентирован на текущий спрос
лишь на одном из них — со стороны домохозяйств. Невостребованность выпускников вузов на рынке труда связана с тем, что спрос «отложен» на 4-6 лет с момента поступления в вуз и требует прогнозного изучения. Подвижность спроса на рынке труда определяется экономическими процессами модернизации производства.
Проблема соответствия интересов индивидов, работодателей и вузов в отношении образовательных услуг особенно ярко проявляется в монопро-мышленных городах (Набережных Челнах, Тольятти, Магнитогорске). По данным Экспертного института при правительстве РФ, сегодня в моногородах проживает до 25% городского населения страны. Моногорода строились по заказу государства, и поэтому особенно чувствительны к макрофакторам. В мо но промышленных городах вузы закрывали потребности в специалистах градообразующего предприятия и обладали узкой специализацией (Тольятти и Набережные Челны — это автопром, Магнитогорск — это металлургия). Трансформация системы хозяйства изменила потребности общества в продуктах градообразующих предприятий. В современных условиях монопромыш-ленным городам необходимо определять свое место в хозяйственной системе страны. В этой связи проведение исследования, сфокусированного на выявлении образовательных потребностей индивидов (представленных в исследовании домохозяйствами) и экономических деятелей рынка (работодателей), весьма актуально. Поиск решений, учитывающих интересы личности, работодателей и государства, позволяет определить стратегии развития образовательных услуг в монопромышленном городе.
Процесс становления рынка услуг высшего образования анализировали A.B. Аралов, И.В. Ильинский, С. А. Мамонтов, А.П. Панкрухин, Е.Н. Сагинди-ков, Е.М. Скаржинская, В.В. Чекмарев, А.И. Щербаков, В.П. Щетинин и др. Однако образовательные процессы в монопромышленных городах изучены слабо. Специфика обусловлена, с одной стороны, потребностями личностей, а с другой — давлением градообразующего предприятия на рынке труда. Социально-экономические, культурные и образовательные проблемы монопромышленных городов в различных аспектах отражены в работах Г.Ф. Куце-ва, В. А. Петрова, Е.В. Кобзева, С.П. Дырина, И.В. Цветковой. Но и они не акцентировали внимание на том, как монопромышленный характер города ограничивает развитие системы образования.
Выделено пространство в сфере образовательных отношений, в котором наиболее ярко реализуются рыночные механизмы. Речь идет о профессиональной подготовке, в результате которой формируется профессиональная компетенция специалиста. К субъектам рынка услуг высшего образования относятся производители (образовательные учреждения) и потребители (домохозяйства и отрасли хозяйства) образовательной услуги. Спрос со стороны домохозяйств выражается в принятии решений относительно выбора параметров образовательной услуги (специальности, формы обучения, стоимости) и образовательного учреждения (преимущественно, статуса, имиджа вуза), что в совокупности означает выбор ожидаемого социального статуса, соци-
альных связей и прочих дополнительных эффектов, связанных с увеличением человеческого капитала. Спрос со стороны отраслей хозяйства проявляется в реакциях рынка труда и измеряется числом вакансий для специалистов необходимой квалификации.
Вузы слабо ориентированы на подготовку необходимых в отраслях хозяйства специалистов, не заинтересованы в распределении выпускников на предприятия. Работодатели, планируя получить быстрый коммерческий эффект от своей деятельности, не ориентированы вкладывать ресурсы в повышение профессиональной компетенции студентов.
В России развитие рынка образовательных услуг связывается, прежде всего, с платными услугами государственных образовательных учреждений и формированием института негосударственного образования.
Специализация мо но промышленно го города, как показано в исследованиях Г.Ф. Куцева и В. А. Петрова1, ограничивает профессиональную структуру населения, обедняет социальную и культурную жизнь. В городе невелик удельный вес интеллигенции, особенно научной. Невысокий культурный и научный ресурс такого города, дефицит преподавательских кадров снижают возможности подготовки по широкой номенклатуре специальностей со стороны вузов. С другой стороны, Е.В. Кобзева показала, что население моногорода формировалось преимущественно за счет мигрантов из сельской местности, в массе своей не имеющих высшего образования2. Эго обусловливает низкий уровень притязаний основной массы абитуриентов к качеству образовательных услуг вузов, так как возможность получить высшее образование индивидом рассматривается его семьей в качестве повышения социального статуса.
На развитие образовательных услуг влияет комплекс демографических, экономических и социально-культурных факторов. Монопромышленным городам России, большинство которых создано в советский период, присущ цикличный характер демографической структуры. Так как потребителем услуг высшего образования в основном является молодежь, а финансируется высшая школа преимущественно домохозяйствами, объем спроса на образовательные услуги вузами зависит от возрастной структуры населения. Деятельность высшей школы города зависит от возможности населения оплачивать образовательные услуги. Платежеспособность населения определяется в значительной степени экономическим благополучием градообразующего предприятия. В мо но промышленном городе большинство хозяйственных отношений связано с крупным промышленным предприятием, поэтому в городе преобладают специалисты производственно-технического, хозяйственного и обслуживающего профиля. Недостаточно развитая сеть культурных и научных учреждений приводит к бедности социальной жизни и невысокому интеллектуальному ресурсу, что ограничивает создание новых образовательных услуг—специальностей, направлений подготовки, образовательных программ.
Таким образом, монопромышленный характер города сдерживает развитие высшего образования и снижает возможности субъектов образовательного рынка в реализации своих планов.
Анализ развития рынка услуг высшего образования позволяет предположить, что возможно наступление кризиса, который обусловливается тремя основными неблагоприятными факторами: резким уменьшением молодых возрастов в населении, насыщением рынка труда молодыми специалистами, имеющих популярные в общественном сознании специальности, усилением межвузовской конкуренции3. Данная ситуация должна послужить основанием к переосмыслению назначения высшей школы в городе как к средству изменения ситуации и привести к новому качественному этапу развития рынка услуг высшего образования.
В числе главных проблем региональных систем профессионального образования нами выделена проблема трудоустройства выпускников в соответствии с полученной специальностью. Так, ежегодно в среднем 6% выпускников учебных заведений всех уровней профессионального образования не могут трудоустроиться, а 30-40% выпускников вузов и около 80% выпускников ссузов работают не по специальности.
Данная проблема обусловлена комплексом причин: низкой конкурентоспособностью выпускников в связи с отсутствием опыта работы, ориентацией на занятость в непроизводственной сфере с установкой на высокую заработную плату, завышенной самооценкой, низким уровнем квалификации выпускников, несоответствием объема и структуры выпускников потребностям экономики. Поэтому вузам необходима маркетинговая ориентация управления деятельностью, которая предполагает учет и удовлетворение запросов индивидов и работодателей. Для этого необходимо исследовать мотивы получения образования, прогнозировать численность абитуриентов, выявлять потребности работодателей в специалистах, исследовать успешность трудоустройства выпускников, изучать деятельность конкурентов и влияние макрофакторов города. Маркетинговая стратегия вуза должна разрабатываться с учетом стратегий сегментирования абитуриентов, определения способа позиционирования вуза, стратегии формирования спроса на свои услуги. На ее основе необходимо планировать мероприятия в области ассортиментной политики, политики ценообразования, программы продвижения и сбыта.
Инновационное развитие региональной экономики возможно только на основе обеспечения современного производства, создающего материальную базу для регионального социума, хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Однако консервативная и инертная по своей сути профессиональная школа с трудом адаптируется к рыночным отношениям, отставая по содержанию и темпам развития от потребностей региональной экономики. Если принять во внимание, что основными составляющими компетенции являются знания, умения, опыт и отношения, то следует отметить, что в процессе формирования профессионального уровня индивида участвует по меньшей мере три системы: система образования, рынок труда и предприятие4. Существующий механизм управления профессиональным образованием не позволяет учитывать текущие и перспективные потребности экономики региона в кадрах и обеспечивать координацию дея-
тельности учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на территории региона.
Данное обстоятельство обусловливает углубление существенных противоречий:
— меяеду объективным процессом регионализации всех видов общественных отношений и слабой ориентированностью профессионального образования на потребности региональных экономических структур;
— между рыночной потребностью в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов нового типа и несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям современного производства.
Разрешение данных противоречий возможно на основе создания региональных профессиональных комплексов как системы, структурными элементами которой являются образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Данное положение вполне согласуется с развивающейся тенденцией объединения профессиональных образовательных учреждений с разной степенью интеграции (ссуз - вуз, уз НПО -ссуз, уз НПО - ссуз - вуз).
Происходящие трансформационные процессы в обществе, безусловно, определяют необходимость постоянного развития субъектов хозяйствования, оказывая тем самым влияние на процесс формирования профессионального уровня индивида. Успех экономических преобразований общества определяется не столько количественными параметрами, сколько наличием качественно новых ресурсов труда. Эго обстоятельство в свою очередь значительно расширяет предметную область науки, что позволяет рассматривать систему образования с точки зрения ее влияния на данный процесс. Дополнительным фактором служит тот факт, что глобализация производственных процессов, ведущая к изменениям в характере и содержании труда, профессионально-квалификационной структуре, и интеграционные процессы в научном и техническом знании, лежащем в основе образования, оказывают непосредственное влияние на его содержание. Процесс унификации становится необходимостью. Современная система образования требует теоретического осмысления в плане вычленения наиболее общих положений науки, составляющих принципиальную основу проектирования, а также планирования и нахождения новых подходов к организации и экономике.
Несмотря на значимость, проводимые теоретические исследования и практические действия педагогической и экономической общественности по созданию конкретных образовательных структур, объединений, центров и комплексов профессиональной школы, развивающих идею непрерывности как в теории, так и на практике, не получили должного развития. Достаточно противоречивы научные обоснования вопросов, касающихся содержания организационных и экономических форм образования. Обнаруживается противоречие между объективной значимостью образования в современном экономическом пространстве и неразработанностью научно обоснованных организационно-экономических подходов и механизмов его реализации, а также понятийного аппара-
та соответствующего современному представлению о проблеме формирования производительных способностей человека. Содержание и, соответственно, организация деятельности в учебном заведении основытается на государственном образовательном стандарте соответствующего уровня. Это обусловлено прежде всего требованиями экономической составляющей современной системы образования, предполагающими создание таких условий, которые способствовали бы совпадению интересов потребителей образовательных товаров и производителей. Безусловно, замыжание содержания обучения в учебном заведении на отрас-левык либо региональных требованиях (стандартах) значительно сужает границы сегмента рышка труда, на котором индивиды, получившие знания и умения, могут эффективно их реализовать, и соответственно, не отвечает в полном объеме упомянутым требованиям5.
Вместе с тем комплексные исследования организационно-экономической составляющей системы образования в границах рынков услуг и труда мо-нопромышленных городов страны позволят сформировать подходы к созданию адекватной концепции, в которой система профессионального образования рассматривается как основа формирования профессионального уровня индивида и как инструмент, позволяющий осуществлять воздействие на общественные преобразования6.
Необходима модель организационно-экономического механизма функционирования системы непрерывной профессиональной подготовки, в которой на основе единства организации, технологии и методологии обучения сбалансировано функционирование организационной и экономической подсистем образования (регионального и муниципального уровней). Это будет способствовать формированию знаний и умений на протяжении всей трудовой деятельности человека, предопределяя его способность ориентироваться в современных экономических условиях, быть конкурентоспособным на рыш-ке труда и достичь высокого социального статуса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Куцее Г.Ф. Новые города: Социологический очерк на материалах Сибири. М., 1982; Петров В.А. Социально-экономическая структура городского населения и его занятость. М., 1981.
2 Кобзееа Е.В. Социальная защита женщин в сфере занятости при переходе к рынку (на примере монопромышленного г Набережные Челны, Татарстан). Дисс. ... канд. экон. наук. М.: ИСЭПН, 1993.
3 Микрюкоеа Н.В. Анализ рынка услуг высшего образования г Набережные Челны. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2000.
4 Вихарееа О.Н. Вклад регионального профессионально-образовательного комплекса в развитии кадровых ресурсов региона/Управление развитием региона. Традиции и инновации. Материалы III региональной научно-практической конференции. Чебоксары: «Новое время», 2007. С.139-142.
5 Герман М.В. Государство — гарант качества образования // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 4. С. 48-54.
6 Гринь А.М. Организационно-экономический механизм управления вузом. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. техн. ун-та, 2006.