Научная статья на тему 'Подготовка студентов к дистанционному обучению в магистратуре'

Подготовка студентов к дистанционному обучению в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелова Юлия Игоревна

обосновывается необходимость включения в систему задач подготовки студентов магистратуры по направлению «Менеджмент» к педагогической деятельности и задачу, связанную с формированием у студентов готовности к реализации технологии дистанционного обучения. Определена сущность, компонентный состав и структура готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения, представлена структурная модель готовности и уровни сформированности ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркелова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к дистанционному обучению в магистратуре»

Ю.И. Маркелова

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

В МАГИСТРАТУРЕ

PREPARATION OF STUDENTS FOR DISTANCE EDUCATION

IN MAGISTRACY

Аннотация: обосновывается необходимость включения в систему задач подготовки студентов магистратуры по направлению «Менеджмент» к педагогической деятельности и задачу, связанную с формированием у студентов готовности к реализации технологии дистанционного обучения. Определена сущность, компонентный состав и структура готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения, представлена структурная модель готовности и уровни сформированности ее компонентов.

Ключевые слова: менеджмент, педагогическая деятельность, компетенции, технологии дистанционного обучения, готовность.

Abstract: the importance of the task connected with formation of students' readiness to the realization of technologies of distant learning is underlined. The necessity of inclusion of this task to the system of tasks of master students' training in "Management" to the pedagogical activity is proved by the author. The nature, component structure and structure of students' readiness to the realization of technologies of distant learning are described. The structural model of readiness and levels of its components' formation are represented.

Keywords: management, pedagogical activity, competencies, technologies of distant learning, readiness.

В настоящее время менеджмент является одним из самых важных и многогранных сфер деятельности, что требует особой подготовки специалистов данной области.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация магистр) определяет несколько видов деятельности, к реализации которых должен быть подготовлен начинающий специалист: организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская, педагогическая.

Особое внимание заострим на педагогической деятельности, для осуществления которой выпускник должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

• способностью применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-13);

• способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14) [9].

На наш взгляд, эти компетенции только частично отражают необходимые качества и свойства, обеспечивающие выпускнику магистратуры возможность обучать персонал, студентов или учащихся на современном уровне. Необходимо говорить о подготовке студентов к овладению современными образовательными технологиями. Для тех вузов и факультетов, которые при разработке основных образовательных программ выбирают среди видов деятельности, к которым будут готовиться их выпускники, и педагогическую, чрезвычайно важно понимать, что овладение студентами современными информационными технологиями, в том числе и технологией дистанционного обучения, является важнейшим аспектом при конкретизации содержания подготовки.

© Ю.И. Маркелова, 2013

Дистанционное образование относят к открытому образованию, интегрирующему различные образовательные информационно-коммуникационные технологии. Оно имеет ряд преимуществ: доступно людям всех возрастов, осуществляется через домашний компьютер, основано на реализации принципа индивидуализации обучения, адаптируется к образовательным потребностям обучающихся. Но проектирование и организация образовательного процесса на основе дистанционных технологий требует особой подготовки специалистов, которая обеспечит владение этой технологией на высоком профессиональном уровне, что, в свою очередь, создаст условия для продуктивного усвоения учебных курсов обучающимися. В системе образования взрослых и при организации обучения сотрудников организаций и фирм дистанционные технологии выходят на первое место в силу своих особенностей.

Следовательно, в систему задач подготовки студентов магистратуры по направлению «Менеджмент» к педагогической деятельности необходимо включить и такую, как формирование готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения.

В современном образовательном процессе формирование готовности к различным видам деятельности является приоритетным направлением учебного процесса вузов. Несмотря на широкую распространенность и уже определившееся значение понятия «готовность к деятельности», его содержание остается дискуссионными. Единой трактовки в определении данного понятия не существует до настоящего времени. Педагогические и психологические исследования дают обширный диапазон определений готовности.

Как отмечают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, в настоящее время в психолого-педагогической литературе существует два основных подхода к проблеме определения готовности: функциональный и личностный [3]. Анализ литературы показал, что большинство представителей функционального подхода придерживаются мнения, что готовность - это особое психическое состояние. Личностный подход подразумевает под готовностью многоуровневую структуру качеств, свойств и состояний, позволяющих более или менее успешно осуществлять деятельность.

Начиная с 70-х годов в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются различные аспекты профессиональной готовности. На основе анализа психолого-педагогической литературы, вслед за К. М. Дурай-Новаковой, будем рассматривать готовность к педагогической деятельности как сложное структурное образование, в основе которого лежат: устойчивые мотивы педагогической деятельности, наличие профессиональных качеств личности, совокупность педагогических знаний, навыков и умений, а также опыт их применения в профессиональной деятельности [2].

Анализируя педагогические исследования последних лет, можно констатировать тот факт, что проблемы готовности к педагогической деятельности рассматриваются в нескольких направлениях.

Первое направление - формирование готовности педагога к профессиональной деятельности по выбранной специальности.

Второе направление - формирование готовности к воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

Третье - посвящено формированию готовности к инновационной деятельности, в том числе к использованию современных ниформационно-коммуникационных технологий.

Четвертое - формирование готовности учителя к профориентационной работе и профессиональному самоопределению учащихся.

Пятое - формирование готовности будущих учителей к совершенствованию своей педагогической деятельности, к повышению квалификации на основе педагогического самообразования и самосовершенствования личности.

Исследуя готовность студентов к реализации технологии дистанционного обучения, мы попытались определить место данной проблемы среди перечисленных выше направлений и пришли к выводу, что наиболее близкими нам являются первое и третье направления. Готовность к реализации технологии дистанционного обучения тесно связана с готовностью к профессиональной деятельности по выбранной специальности, кроме того, дистанционное обучение является инновационной деятельностью и требует глубоких знаний в области современных информационно-коммуникационных технологий.

Воспитательная и профориентационная работа в образовательном учреждении также может проводиться дистанционно, поэтому проблема готовности к реализации технологии дистанционного обучения имеет место среди второго и четвертого направлений.

Частично готовность к реализации технологии дистанционного обучения затрагивает и пятое направление, так как в связи с образовательными инновациями курсы повышения квалификации нередко проходят дистанционно.

Таким образом, формирование у студентов готовности к реализации технологии дистанционного обучения необходимо при реализации всех направлений.

Особенностью современной педагогической деятельности является технологический подход и овладение педагогами современными образовательными технологиями. Сущность и структура готовности к реализации различных педагогических технологий раскрывается в научных исследованиях Минеевой Л.Ю., Лещанского В.А, Князевой Е.А., Печерской С.А. и др. [5, 6, 7, 8].

Таким образом, мы можем выделить шестое направление исследования проблем готовности к педагогической деятельности: формирование готовности к реализации различных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология дистанционного обучения.

В педагогической литературе в настоящее время отсутствует целостное представление о готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения. Прежде чем выявлять сущность и компонентную структуру готовности к реализации технологии дистанционного обучения, остановимся на ее характеристических особенностях.

В концепции создания и развития дистанционного образования в РФ приводится следующее определение: «Дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемый широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.) Информационно-образовательная среда дистанционного обучения предоставляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации»

[4].

В педагогической литературе рассматриваются особенности дистанционного обучения. Так, Андреев А. А. к характерным особенностям дистанционного обучения относит: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, ассинхронность, рентабельность, социальность [1].

Перечисленные особенности определяют преимущества дистанционного обучения перед другими формами получения образования. Однако, предъявляя специфические требования к преподавателю и слушателю, дистанционное обучение не снижает, а повышает их трудозатраты.

Анализ педагогической литературы и соотнесение его с проблемой готовности к реализации технологии дистанционного обучения позволил нам сделать следующие заключения. Готовность к реализации технологии дистанционного обучения рассматривается нами как целостное проявление личности. Под готовностью к этой деятельности мы понимаем такое особое личностное состояние, которое предполагает постоянную направленность сознания на успешную реализацию технологии дистанционного обучения. Охарактеризуем саму деятельность по реализации технологий дистанционного обучения. Она включает в себя:

• мотивы, направленные на осознание задач реализации технологии дистанционного обучения: понимание сущности дистанционного обучения; осознание педагогом необходимости внедрения в современный образовательный процесс дистанционного обучения; осознание значимости приобретенных знаний, умений, навыков и необходимости непрерывного самообразования и самосовершенствования для успешной педагогической деятельности; инициатива, заинтересованность, стремление педагога к реализации технологии дистанционного обучения; желание участвовать в научных конференциях, семинарах, публиковать результаты НИР по проблемам дистанционного обучения;

• необходимые теоретические и практические знания: понятие дистанционного обучения; понятие дистанционного образования; понятие технологии дистанционного обучения; модели и характеристики дистанционного обучения; принципы работы персонального компьютера и устройств ввода и вывода информации; основные принципы работы в сети Интернет; программное обеспечение; общие принципы функционирования телекоммуникационных систем; телекоммуникационный этикет; особенности организации и проведения телеконференций; понятие информационно-образовательной среды; возможности оболочек дистанционного обучения; понятие здоровья; понятие здоровьесберегающих технологий; знание особенностей использования здоровьесберегающих технологий при дистанционном обучении; особенностей организации урока с использованием дистанционных технологий; стилей учебно-познавательной деятельности и особенности усвоения знаний при дистанционном обучении; особенностей организации самостоятельной работы учащихся при дистанционном обучении;

• профессиональные способности, умения и навыки: умения находить информацию по организации учебного процесса; организовать урок с использованием дистанционных технологий; организовывать учебно-познавательную деятельность учащегося; организовать самостоятельную работу; организовать тестирование учащихся; умение организовать и провести оценку деятельности учащихся; умение использовать здоровьесберегающие технологии;

• профессиональную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий: умение использовать различные средства телекоммуникаций, владение приемами организации общения участников процесса дистанционного обучения; умение организовывать и провести дистанционную конференцию, выступая в качестве ее модератора; умение работать с сетью интернет, подбирать и создавать цифровые образовательные ресурсы; умение создавать дистанционные учебные курсы;

• рефлексию: самооценку, самоанализ, направленные на диагностику педагогической деятельности, способность к постоянному самообучению, способность к прогнозированию, умение планировать свою работу.

Перечисленные выше характеристики помогли нам определить компонентный состав готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения.

• мотивационный;

• когнитивный;

• операционный;

• компьютерно-информационный;

• рефлексивно - оценочный.

Остановимся на качественных характеристиках каждого из компонентов структуры готовности к реализации технологии дистанционного обучения.

1. Мотивационный компонент. Предполагает осознание педагогом необходимости внедрения в современный образовательный процесс дистанционного обучения, осознание значимости приобретенных знаний, умений, навыков и необходимости непрерывного самообразования и самосовершенствования для успешной педагогической деятельности. Инициативу, заинтересованность, стремление педагога к реализации технологии дистанционного обучения. Желание учувствовать в научных конференциях, семинарах, публиковать результаты НИР по проблемам дистанционного обучения. Характеризуется уровнем выраженности мотивов, направленных на качественное усвоение знаний, умений, навыков, а, следовательно, направленных на реализацию технологии дистанционного обучения.

2. Когнитивный компонент. Предполагает наличие следующих знаний (теоретических и практических): знание понятий дистанционного обучения, дистанционного образования, технологии дистанционного обучения, знание основных моделей и характеристик дистанционного обучения; знание принципов работы персонального компьютера и устройств ввода и вывода информации, знание основных принципов работы в сети Интернет, знание программного обеспечения; знание общих принципов функционирования телекоммуникационных систем, знание телекоммуникационного этикета, знание особенностей организации и проведения телеконференций; знание понятия информационно-образовательной среды, знание возможностей оболочек дистанционного обучения; понятие здоровья, здоровьесберегающих технологий, знание особенностей использования здоровьесберегающих технологий при дистанционном обучении; знание особенностей организации урока с использованием дистанционных технологий, знание стилей учебно-познавательной деятельности и особенностей усвоения знаний при дистанционном обучении, знание особенностей организации самостоятельной работы учащихся при дистанционном обучении. Когнитивный компонент характеризуется степенью усвоения перечисленных выше основных знаний, связанных с технологией дистанционного обучения.

3. Операционный компонент. Определяет способность применять теоретические и практические знания в педагогическом процессе: умение находить информацию по организации учебного процесса при дистанционном обучении; умение организовать урок с использованием дистанционных технологий; умение организовывать учебно-познавательную деятельность учащегося при дистанционном обучении; умение организовать самостоятельную работу при дистанционном обучении; умение организовать тестирование учащихся при дистанционном обучении; умение организовать и провести оценку деятельности учащихся при дистанционном обучении; умение использовать здоровьесберегающие технологии при дистанционном обучении. Характеризуется степенью развития умений и навыков применения знаний при реализации технологии дистанционного обучения.

4. Информационный компонент. Определяет способность применять теоретические и практические знания в педагогическом процессе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий: умение использовать различные средства телекоммуникаций, владение приемами организации общения участников процесса дистанционного обучения; умение организовывать и проводить дистанционные конференции, выступая в качестве ее модератора; умение работать с сетью интернет, подбирать и создавать цифровые образовательные ресурсы; умение создавать элементы дистанционных учебных курсов и дистанционные учебные курсы в

целом. Характеризуется степенью развития умений и навыков использования в педагогической деятельности информационных технологий.

5. Рефлексивно-оценочный компонент. Предполагает самооценку, самоанализ результатов работы при реализации технологии дистанционного обучения. Характеризуется степенью адекватности анализа педагогической деятельности, уровнем умения устранять допущенные ошибки.

Безусловно, все компоненты готовности к реализации технологии дистанционного обучения взаимосвязаны. Выделив компоненты готовности и обусловив их характеристики, мы подошли к разработке структурной модели готовности к реализации технологии дистанционного обучения (см. рис).

Рис. Структурная модель готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения

Представленная выше структурная модель готовности к реализации технологии дистанционного обучения наглядно отображает ее сущность.

Выделим три уровня (низкий, средний, высокий) сформированности готовности к реализации технологии дистанционного обучения.

Низкий уровень формирования готовности к реализации технологии дистанционного обучения предполагает недостаточность приобретенных знаний, низкое владение умениями и навыками в области дистанционных технологий, не обеспечивающее их успешное дальнейшее применение в педагогической деятельности.

Средний уровень формирования готовности к реализации технологии дистанционного обучения предполагает достаточный уровень приобретенных знаний умений и навыков в области дистанционных технологий, обеспечивающий их возможное дальнейшее успешное применение в педагогической деятельности.

Высокий уровень формирования готовности к реализации технологии дистанционного обучения предполагает высокий уровень аналитических способностей в осмыслении приобретенных знаний, умений и навыков; самостоятельность в поиске решений поставленных практических задач, возникших в педагогической деятельности; высокий уровень владения информационными технологиями.

Таким образом, мы определили сущность, компонентный состав и структуру готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения, разработали структурную модель и уровни сформированности ее компонентов, что позволило нам научно обосновать проектирование средства формирования и диагностики представленного феномена в учебном процессе магистратуры.

Литература

1. Андреев А. А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Школьные технологии. 2001. № 4, с. 158-165.

2. Дурай-Новакова К. М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1983. - 46 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: учеб. пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Издат БГУ, 1981. - 383 с.

4. Кинелев В. Г. Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования // Частная школа. 1997. № 5.

5. Князева Е. А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 200 с.

6. Лещинский В. А. Подготовка преподавателя к реализации здоровьесберега-ющего образования в вузе в процессе повышения квалификации: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Ростов на Дону, 2007. - 202 с.

7. Минеева Л. Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса: дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2001. - 238 с.

8. Печерская С.А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2007. - 40 с.

9. ФГОС ВПО по направлению «Менеджмет» [Электр. ресурс]: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m636.html (дата обращения: 27.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.