ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
*
3. Отбор юных футболистов на этапе начальной подготовки / М. А. Годик [и др.] // Футбол, 1986 : ежегодник. / сост. : С. Савин, А. С. Соловьёв. - М., 1986. - С. 40-44.
4. Контрольные нормативы и отбор юных футболистов /
О. К. Мантерлян, [и др.] // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов : тез. докл. XVII Респ. науч.-метод. конф. (25-26 дек. 1988 г.) / Армянский ин-т физ. культ. - Ереван, 1988. - С. 122- 124.
5. Бауэр, В. Г. Шире двери, спортшкола / В. Г. Бауэр // Советский спорт. - 1989. - 31 янв. - С. 2.
6. Искусство подготовки высококлассных футболистов : науч.-метод. пособие / под ред. проф. Н. М. Люкшинова. -М. : Советский спорт, 2003. - 416 с.
7. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М. : Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
8. Лапшин, О. Б. Теория и методика подготовки юных футболистов / О. Б. Лапшин. - М. : Человек, 2010. - 176 с.
9. Футбол : поуроч. программа для учеб.-трениров. групп и групп спорт. совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / под ред. С. Н. Андреева. - М. : (б. и.), 1986. - 262 с.
10. Отбор юных футболистов на этапе начальной подготовки / М. А. Годик [и др.] // Футбол, 1986: ежегодник. / сост. : С. Савин, А. С. Соловьёв. - М., 1986. - С. 40-44.
11. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.
12. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М. Я. Набатниковой. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
ХВОСТОВ Сергей Фёдорович, соискатель по кафедре теории методики и истории физической культуры.
ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории методики и истории физической культуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2013 г.
© С. Ф. Хвостов, А. С. Гречко
УДК 79б.378.4 Н. А. ШАКИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье представлена методика формирования ценностей физической культуры и спорта для студентов физкультурного вуза.
Ключевые слова: методика формирования, компетенции рекламирования ценностей физической культуры и спорта, студенты.
Актуальность исследования обусловлена современными требованиями, которые предъявляются к качеству профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Выпускники вузов должны быть обеспечены не только знаниями, связанными со спецификой будущей профессиональной деятельности, а также умениями и владениями.
Анализ научно-методической литературы позволяет говорить о том, что специалисты в области педагогики и психологии достаточно много уделяют внимания совершенствованию процесса профессиональной подготовки в сфере физической культуры и спорта. В педагогических исследованиях последнего десятилетия значительное количество работ российских ученых посвящено теоретико-методологическим аспектам определения структуры и содержания профессиональной компетентности, возможностей ее формирования.
Выявлены индивидуальные особенности и их взаимосвязь с уровнем развития типов направленности к педагогической деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта (Н. В. Колмогорова, 2005) [1]. Предложены средства и методы формирования коммуникативной компетентности и перцептивных умений, в
полной мере соответствующих профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту (Ю. А. Мироненко, 2009; Н. Ю. Ражина, 2006) [2, 3]. Рассматривались вопросы повышения качества теоретической подготовки выпускников физкультурного вуза, формирования у них психологической готовности гуманистической позиции в будущей профессиональной деятельности (Э.А. Симакова, М. А. Краснова, 2002; О. Ю. Гаврикова, 2004; О. М. Чусовитина, 2004).
Вместе с тем изучение содержания образовательной программы у студентов спортивных специализаций физкультурного вуза позволяет говорить о недостаточности внимания разделу формирования компетенций в области рекламирования физической культуры и спорта. В частности, выпускники физкультурного вуза, в связи с тем что современные социальные условия характеризуются рыночными отношениями, направленными на коммерциализацию практически всех профессиональных сфер, должны обладать умениями, обеспечивающими организацию рекламирования ценностей физической культуры и спорта. Следовательно, возникает необходимость формирования компетенций рекламирования физической культуры и спорта у будущих
Цель: формирование у студентов физкультурного вуза компетенций по рекламированию физической культуры и спорта
Знания:
Знания о видах, формах рекламы, рекламной коммуникации, создание рекламного продукта, психологии общения и управления
I этап. Диагностический
Функции: Констатирующая, Обратной связи, Ориентирующая, Корректирующая
Исследуемые особенности личности:
- Невербальная креативность
- Самооценка творческого потенциала личности
- Культурно-психологический потенциал личности
- Коммуникативная компетентность -Личностная креативность
- Творческие способности
- Сформированность компетенций по рекламированию физической культуры и спорта
Умения:
теоретическое владение необходимыми знаниями, практическое применение основных знаний
Владение:
технологиями осуществления рекламной деятельности в сфере физической культуры и спорта
Условия:
- самостоятельное выполнение тестируемых заданий,
- доступ к интерпретации данных
- обсуждение полученных результатов
II этап. Формирующий
Мотивационно-когнитивная часть. Задачи:
- осознание значимости рекламирования ценностей физической культуры и спорта;
- обеспечение знаниями об основных типологиях рекламных средств;
- научение речевому общению и поведению человека в зависимости от характера аудитории для рекламирования физической культуры и спорта;
- соотнесение направленности рекламных средств с характером спортивной специализации.
Когнитивно-творческая часть. Задачи:
- сформировать умения использования приемов самопрезентации в рекламной деятельности;
- формирование психотехнологий при создании печатной рекламной продукции;
- сформировать умения подготовки рекламных текстов с учетом целевой аудитории в современных рыночных условиях;
- сформировать умения планирования размещений рекламных средств с целью привлечения к занятиям физической культурой и спортом.
Профессионально-ориентированная часть. Задачи:
- формирование технологий общения в процессе рекламирования физической культуры и спорта;
- формирование технологий применения рекламных средств с учетом потребностей в занятиях физической культурой и спортом различных возрастных групп и социальных слоев населения;
- формирование технологий разработки эффективных рекламно-информационных средств с учетом специфики видов спорта;
- формирование технологий размещения рекламы ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
Педагогические технологии:
1. Активные и интерактивные методы обучения:
- дискуссионные
- игровые (ролевые)
- мозговой штурм
- интеллект-карта
2. Традиционные:- словесные
- наглядные
- практические
Формы обучения:
- информативные лекции,
- семинары,
- самостоятельная работа,
- зачет
Средства обучения:
Современные технические средства предъявления информации: визуальные, аудиовизуальные
Принципы обучения:
- научности,
- профессионализации;
- наглядности,
- постепенности,
- принцип сознания и деятельности
Рис 1. Методикаформированияустудентовфизкультурного вуза компетенций по рекламированию физической культуры и спорта (Продолжение на следующей странице.)
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
I_________________I_________________I_________________I
III этап. Контрольно-констатирующий
Совершенствование профессиональной пс дготовки у студентов физкультурного вуза.
1
Повышение уровня сформированности компетенций у студентов физкультурного вуза в области рекламирования ценностей физической культуры и спорта.
Рис. 1. (Продолжение.)
специалистов по физической культуре и спорту, что, в свою очередь, формирует проблему разработки содержания методики формирования названных компетенций и внедрения ее в процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов физкультурного вуза.
Предмет исследования — методика формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры у студентов физкультурного вуза.
Цель исследования — теоретически обосновать методику формирования компетенций ценностей рекламирования физической культуры и спорта у студентов физкультурного вуза.
Задача — разработать и теоретически обосновать содержание методики формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у студентов физкультурного вуза.
Результаты исследования. Разработка методики формирования компетенций по рекламированию физической культуры и спорта у студентов физкультурного вуза осуществлялась с опорой на теории профессионального образования (Э. Ф. Зеер, 2007; А. Н. Новиков, 2000); педагогика и психология профессиональной деятельности (А. М. Столярен-ко, 2012); положения о единстве внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (С. Л. Рубинштейн, 1973); принцип детерминизма (С. Л. Рубинштейн, 1999); на компетентностный (И. А. Зимняя, 2006; Э. Ф. Зеер, 2007) и деятельностный (А. Н. Леонтьев, 1971; Т. Н. Третьякова, 2000) подходы.
Методика разрабатывалась на основе выявленных в процессе предварительного констатирующего исследования достоверной корреляции между компонентами компетенций и такими свойствами личности, как творчество, креативность, коммуникативная компетентность.
Методика (рис. 1) реализуется в три этапа. Первый — диагностический, предполагает выявление свойств личности, обусловливающих сформиро-ванность исследуемых компетенций. Реализация первого этапа осуществлялась с учетом условий: самостоятельного выполнения тестируемых заданий, доступа к интерпретации данных и обсуждению результатов.
Второй этап — формирующий, включает в себя три части:
— мотивационно-когнитивная часть — предусматривала формирование у студентов понятий, представлений, знаний о рекламе и составляющих ее компонентов. Формирование представления о значимости рекламирования ценностей физиче-
ской культуры и спорта в современных рыночных условиях у будущих специалистов в профессиональной деятельности;
— когнитивно-творческая часть — направлена на формирование умений и владений, необходимых для обеспечения эмоционального отклика у целевой аудитории, детерминированного характером цвета, смысла, вида и прочих составляющих рекламной продукции;
— профессионально-ориентированная часть — предусматривала реализацию освоенных студентами технологий рекламирования в приложении к специфике будущей профессиональной деятельности в современных условиях и с учетом особенностей избранного вида спорта.
Решение задач формирующего этапа осуществлялось с опорой на принципы: научности (учет передового педагогического опыта); профессионализации (учет специфики будущей профессиональной деятельности); наглядности (включение всех каналов восприятия); постепенности (обучающие задания постепенно усложняются, по аналогии предписания алгоритмического типа); сознания и деятельности (переход сформировавшихся знаний, умений, владений в источники внутренней активности, в саморегулируемые и самоуправляемые системы на основе самооценки, самоконтроля).
Третий этап — контрольно-констатирующий подразумевает осуществление сравнительного анализа полученных результатов с первоначальными данными выявленных уровней компетенции, констатируется динамическое развитие факторов, влияющих на формирование компетенций.
Анализ результатов эксперимента по формированию компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта показал следующее.
В экспериментальной группе на достоверном уровне повысились показатели знаний, умений и владений как составляющих следующих компетенций:
— «Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в рекламировании физической культуры и спорта» (<0,05);
— «Использует накопленные духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для формирования здорового образа жизни и потребности в регулярных занятиях в области физической культуры и спорта» (<0,05);
— «Владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о фи-
зической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья» (<0,05);
— «Владеет приемами общения и использует их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом» (<0,05).
В контрольной группе повысились на достоверном уровне (<0,05) только показатели знаний формируемой компетенции — «Владеет приемами общения и использует их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом», при этом показатели умений, владений данной компетенции не изменились, так же как и показатели других компетенций.
Таким образом, применение разработанной методики в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза позволяет формировать и совершенствовать уровень компетенций по рекламированию ценностей физической культуры и спорта.
Библиографический список
1. Колмогорова, Н. В. Формирование типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурно-
го вуза : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Колмогорова. — Омск, 2005. - 181 с.
2. Мироненко, Ю. А. Формирование перцептивных умений у студентов — будущих специалистов по физической культуре и спорту : дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Мироненко. — Омск, 2009. — 147 с.
3. Ражина, Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», на основе ассертивной модели поведения: дис. ... канд. пед. наук / Н. Ю. Ражина. — Омск, 2006. — 146 с.
ШАКИНА Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2013 г.
© Н. А. Шакина
Книжная полка
Штейнбах Валерий : энцикл. / Валерий Штейнбах. - М. : Олимпия Пресс, 2006. - 1752 с. - ISBN 5-94299088-3.
Эта двухтомная энциклопедия охватывает по существу все аспекты международного олимпийского движения. Во многих странах выходили справочники и энциклопедии, посвященные Олимпийским играм. В нашей стране дважды выходили олимпийские энциклопедии: в 1975 издательство «Большая Советская Энциклопедия» выпустило в серии «Маленькие энциклопедии» книгу «Олимпийские игры», а в 1979-м то же издательство издало более полную «Олимпийскую энциклопедию». Обе книги готовил авторский коллектив под руководством одного из первых отечественных специалистов по олимпийской истории и статистике Б. Н. Хавина. В свое время обе книги пользовались большим успехом. Но прошло уже больше четверти века, за это время многое изменилось в концепции олимпийского движения, появилось много новых имен в списках победителей Игр, много новых видов спорта, да и соревнований с тех пор прошло немало. Мы назвали свою книгу «Большая олимпийская энциклопедия» потому, что попытались включить в нее как можно больше материалов, имеющих отношение к олимпийской теме.
Изаак, С. И. Управление физкультурно-оздоровительной работой : учебно-метод. пособие / С. И. Изаак, М. Х. Индреев, М. Н. Пуховская. - М. : Советский спорт, 2005. - 96 с. - ISBN 5-94299-073-5.
В учебно-методическом пособии изложены современные представления о роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья школьников. Представлены модели физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общеобразовательных учреждениях, в том числе организации «Президентских состязаний» и мониторинга физического здоровья подрастающего поколения, а также организационные модели здоровьеформирования в условиях интернатных учреждений и комплексные модели физкультурно-спортивной деятельности с детьми-сиротами. Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002 — 2005 годы) Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001—2005 годы) и предназначено для учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, инструкторов физической культуры.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ