Научная статья на тему 'Методика формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта'

Методика формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / СТУДЕНТЫ / METHODOLOGY OF FORMATION / COMPETENCES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT VALUES / STUDENTS OF PHYSICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакина Наталья Анатольевна

В статье представлена методика формирования ценностей физической культуры и спорта для студентов физкультурного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of formation of the competencies of advertising values of physical culture and sports

The article presents the technique of formation of the values of physical culture and sport for the students of high school of athletic.

Текст научной работы на тему «Методика формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

3. Отбор юных футболистов на этапе начальной подготовки / М. А. Годик [и др.] // Футбол, 1986 : ежегодник. / сост. : С. Савин, А. С. Соловьёв. - М., 1986. - С. 40-44.

4. Контрольные нормативы и отбор юных футболистов /

О. К. Мантерлян, [и др.] // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов : тез. докл. XVII Респ. науч.-метод. конф. (25-26 дек. 1988 г.) / Армянский ин-т физ. культ. - Ереван, 1988. - С. 122- 124.

5. Бауэр, В. Г. Шире двери, спортшкола / В. Г. Бауэр // Советский спорт. - 1989. - 31 янв. - С. 2.

6. Искусство подготовки высококлассных футболистов : науч.-метод. пособие / под ред. проф. Н. М. Люкшинова. -М. : Советский спорт, 2003. - 416 с.

7. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М. : Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.

8. Лапшин, О. Б. Теория и методика подготовки юных футболистов / О. Б. Лапшин. - М. : Человек, 2010. - 176 с.

9. Футбол : поуроч. программа для учеб.-трениров. групп и групп спорт. совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / под ред. С. Н. Андреева. - М. : (б. и.), 1986. - 262 с.

10. Отбор юных футболистов на этапе начальной подготовки / М. А. Годик [и др.] // Футбол, 1986: ежегодник. / сост. : С. Савин, А. С. Соловьёв. - М., 1986. - С. 40-44.

11. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.

12. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М. Я. Набатниковой. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

ХВОСТОВ Сергей Фёдорович, соискатель по кафедре теории методики и истории физической культуры.

ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории методики и истории физической культуры.

Адрес для переписки: Grechko-Gf@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2013 г.

© С. Ф. Хвостов, А. С. Гречко

УДК 79б.378.4 Н. А. ШАКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МЕТОДИКА

ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье представлена методика формирования ценностей физической культуры и спорта для студентов физкультурного вуза.

Ключевые слова: методика формирования, компетенции рекламирования ценностей физической культуры и спорта, студенты.

Актуальность исследования обусловлена современными требованиями, которые предъявляются к качеству профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Выпускники вузов должны быть обеспечены не только знаниями, связанными со спецификой будущей профессиональной деятельности, а также умениями и владениями.

Анализ научно-методической литературы позволяет говорить о том, что специалисты в области педагогики и психологии достаточно много уделяют внимания совершенствованию процесса профессиональной подготовки в сфере физической культуры и спорта. В педагогических исследованиях последнего десятилетия значительное количество работ российских ученых посвящено теоретико-методологическим аспектам определения структуры и содержания профессиональной компетентности, возможностей ее формирования.

Выявлены индивидуальные особенности и их взаимосвязь с уровнем развития типов направленности к педагогической деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта (Н. В. Колмогорова, 2005) [1]. Предложены средства и методы формирования коммуникативной компетентности и перцептивных умений, в

полной мере соответствующих профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту (Ю. А. Мироненко, 2009; Н. Ю. Ражина, 2006) [2, 3]. Рассматривались вопросы повышения качества теоретической подготовки выпускников физкультурного вуза, формирования у них психологической готовности гуманистической позиции в будущей профессиональной деятельности (Э.А. Симакова, М. А. Краснова, 2002; О. Ю. Гаврикова, 2004; О. М. Чусовитина, 2004).

Вместе с тем изучение содержания образовательной программы у студентов спортивных специализаций физкультурного вуза позволяет говорить о недостаточности внимания разделу формирования компетенций в области рекламирования физической культуры и спорта. В частности, выпускники физкультурного вуза, в связи с тем что современные социальные условия характеризуются рыночными отношениями, направленными на коммерциализацию практически всех профессиональных сфер, должны обладать умениями, обеспечивающими организацию рекламирования ценностей физической культуры и спорта. Следовательно, возникает необходимость формирования компетенций рекламирования физической культуры и спорта у будущих

Цель: формирование у студентов физкультурного вуза компетенций по рекламированию физической культуры и спорта

Знания:

Знания о видах, формах рекламы, рекламной коммуникации, создание рекламного продукта, психологии общения и управления

I этап. Диагностический

Функции: Констатирующая, Обратной связи, Ориентирующая, Корректирующая

Исследуемые особенности личности:

- Невербальная креативность

- Самооценка творческого потенциала личности

- Культурно-психологический потенциал личности

- Коммуникативная компетентность -Личностная креативность

- Творческие способности

- Сформированность компетенций по рекламированию физической культуры и спорта

Умения:

теоретическое владение необходимыми знаниями, практическое применение основных знаний

Владение:

технологиями осуществления рекламной деятельности в сфере физической культуры и спорта

Условия:

- самостоятельное выполнение тестируемых заданий,

- доступ к интерпретации данных

- обсуждение полученных результатов

II этап. Формирующий

Мотивационно-когнитивная часть. Задачи:

- осознание значимости рекламирования ценностей физической культуры и спорта;

- обеспечение знаниями об основных типологиях рекламных средств;

- научение речевому общению и поведению человека в зависимости от характера аудитории для рекламирования физической культуры и спорта;

- соотнесение направленности рекламных средств с характером спортивной специализации.

Когнитивно-творческая часть. Задачи:

- сформировать умения использования приемов самопрезентации в рекламной деятельности;

- формирование психотехнологий при создании печатной рекламной продукции;

- сформировать умения подготовки рекламных текстов с учетом целевой аудитории в современных рыночных условиях;

- сформировать умения планирования размещений рекламных средств с целью привлечения к занятиям физической культурой и спортом.

Профессионально-ориентированная часть. Задачи:

- формирование технологий общения в процессе рекламирования физической культуры и спорта;

- формирование технологий применения рекламных средств с учетом потребностей в занятиях физической культурой и спортом различных возрастных групп и социальных слоев населения;

- формирование технологий разработки эффективных рекламно-информационных средств с учетом специфики видов спорта;

- формирование технологий размещения рекламы ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.

Педагогические технологии:

1. Активные и интерактивные методы обучения:

- дискуссионные

- игровые (ролевые)

- мозговой штурм

- интеллект-карта

2. Традиционные:- словесные

- наглядные

- практические

Формы обучения:

- информативные лекции,

- семинары,

- самостоятельная работа,

- зачет

Средства обучения:

Современные технические средства предъявления информации: визуальные, аудиовизуальные

Принципы обучения:

- научности,

- профессионализации;

- наглядности,

- постепенности,

- принцип сознания и деятельности

Рис 1. Методикаформированияустудентовфизкультурного вуза компетенций по рекламированию физической культуры и спорта (Продолжение на следующей странице.)

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

I_________________I_________________I_________________I

III этап. Контрольно-констатирующий

Совершенствование профессиональной пс дготовки у студентов физкультурного вуза.

1

Повышение уровня сформированности компетенций у студентов физкультурного вуза в области рекламирования ценностей физической культуры и спорта.

Рис. 1. (Продолжение.)

специалистов по физической культуре и спорту, что, в свою очередь, формирует проблему разработки содержания методики формирования названных компетенций и внедрения ее в процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов физкультурного вуза.

Предмет исследования — методика формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры у студентов физкультурного вуза.

Цель исследования — теоретически обосновать методику формирования компетенций ценностей рекламирования физической культуры и спорта у студентов физкультурного вуза.

Задача — разработать и теоретически обосновать содержание методики формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у студентов физкультурного вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования. Разработка методики формирования компетенций по рекламированию физической культуры и спорта у студентов физкультурного вуза осуществлялась с опорой на теории профессионального образования (Э. Ф. Зеер, 2007; А. Н. Новиков, 2000); педагогика и психология профессиональной деятельности (А. М. Столярен-ко, 2012); положения о единстве внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (С. Л. Рубинштейн, 1973); принцип детерминизма (С. Л. Рубинштейн, 1999); на компетентностный (И. А. Зимняя, 2006; Э. Ф. Зеер, 2007) и деятельностный (А. Н. Леонтьев, 1971; Т. Н. Третьякова, 2000) подходы.

Методика разрабатывалась на основе выявленных в процессе предварительного констатирующего исследования достоверной корреляции между компонентами компетенций и такими свойствами личности, как творчество, креативность, коммуникативная компетентность.

Методика (рис. 1) реализуется в три этапа. Первый — диагностический, предполагает выявление свойств личности, обусловливающих сформиро-ванность исследуемых компетенций. Реализация первого этапа осуществлялась с учетом условий: самостоятельного выполнения тестируемых заданий, доступа к интерпретации данных и обсуждению результатов.

Второй этап — формирующий, включает в себя три части:

— мотивационно-когнитивная часть — предусматривала формирование у студентов понятий, представлений, знаний о рекламе и составляющих ее компонентов. Формирование представления о значимости рекламирования ценностей физиче-

ской культуры и спорта в современных рыночных условиях у будущих специалистов в профессиональной деятельности;

— когнитивно-творческая часть — направлена на формирование умений и владений, необходимых для обеспечения эмоционального отклика у целевой аудитории, детерминированного характером цвета, смысла, вида и прочих составляющих рекламной продукции;

— профессионально-ориентированная часть — предусматривала реализацию освоенных студентами технологий рекламирования в приложении к специфике будущей профессиональной деятельности в современных условиях и с учетом особенностей избранного вида спорта.

Решение задач формирующего этапа осуществлялось с опорой на принципы: научности (учет передового педагогического опыта); профессионализации (учет специфики будущей профессиональной деятельности); наглядности (включение всех каналов восприятия); постепенности (обучающие задания постепенно усложняются, по аналогии предписания алгоритмического типа); сознания и деятельности (переход сформировавшихся знаний, умений, владений в источники внутренней активности, в саморегулируемые и самоуправляемые системы на основе самооценки, самоконтроля).

Третий этап — контрольно-констатирующий подразумевает осуществление сравнительного анализа полученных результатов с первоначальными данными выявленных уровней компетенции, констатируется динамическое развитие факторов, влияющих на формирование компетенций.

Анализ результатов эксперимента по формированию компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта показал следующее.

В экспериментальной группе на достоверном уровне повысились показатели знаний, умений и владений как составляющих следующих компетенций:

— «Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в рекламировании физической культуры и спорта» (<0,05);

— «Использует накопленные духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для формирования здорового образа жизни и потребности в регулярных занятиях в области физической культуры и спорта» (<0,05);

— «Владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о фи-

зической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья» (<0,05);

— «Владеет приемами общения и использует их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом» (<0,05).

В контрольной группе повысились на достоверном уровне (<0,05) только показатели знаний формируемой компетенции — «Владеет приемами общения и использует их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом», при этом показатели умений, владений данной компетенции не изменились, так же как и показатели других компетенций.

Таким образом, применение разработанной методики в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза позволяет формировать и совершенствовать уровень компетенций по рекламированию ценностей физической культуры и спорта.

Библиографический список

1. Колмогорова, Н. В. Формирование типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурно-

го вуза : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Колмогорова. — Омск, 2005. - 181 с.

2. Мироненко, Ю. А. Формирование перцептивных умений у студентов — будущих специалистов по физической культуре и спорту : дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Мироненко. — Омск, 2009. — 147 с.

3. Ражина, Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», на основе ассертивной модели поведения: дис. ... канд. пед. наук / Н. Ю. Ражина. — Омск, 2006. — 146 с.

ШАКИНА Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры психологии.

Адрес для переписки: nataliashakina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2013 г.

© Н. А. Шакина

Книжная полка

Штейнбах Валерий : энцикл. / Валерий Штейнбах. - М. : Олимпия Пресс, 2006. - 1752 с. - ISBN 5-94299088-3.

Эта двухтомная энциклопедия охватывает по существу все аспекты международного олимпийского движения. Во многих странах выходили справочники и энциклопедии, посвященные Олимпийским играм. В нашей стране дважды выходили олимпийские энциклопедии: в 1975 издательство «Большая Советская Энциклопедия» выпустило в серии «Маленькие энциклопедии» книгу «Олимпийские игры», а в 1979-м то же издательство издало более полную «Олимпийскую энциклопедию». Обе книги готовил авторский коллектив под руководством одного из первых отечественных специалистов по олимпийской истории и статистике Б. Н. Хавина. В свое время обе книги пользовались большим успехом. Но прошло уже больше четверти века, за это время многое изменилось в концепции олимпийского движения, появилось много новых имен в списках победителей Игр, много новых видов спорта, да и соревнований с тех пор прошло немало. Мы назвали свою книгу «Большая олимпийская энциклопедия» потому, что попытались включить в нее как можно больше материалов, имеющих отношение к олимпийской теме.

Изаак, С. И. Управление физкультурно-оздоровительной работой : учебно-метод. пособие / С. И. Изаак, М. Х. Индреев, М. Н. Пуховская. - М. : Советский спорт, 2005. - 96 с. - ISBN 5-94299-073-5.

В учебно-методическом пособии изложены современные представления о роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья школьников. Представлены модели физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общеобразовательных учреждениях, в том числе организации «Президентских состязаний» и мониторинга физического здоровья подрастающего поколения, а также организационные модели здоровьеформирования в условиях интернатных учреждений и комплексные модели физкультурно-спортивной деятельности с детьми-сиротами. Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002 — 2005 годы) Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001—2005 годы) и предназначено для учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, инструкторов физической культуры.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.