Научная статья на тему 'Гендерные различия выраженности потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом'

Гендерные различия выраженности потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
392
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / МОТИВЫ / ПОТРЕБНОСТИ / FOOTBALL / GENDER / MOTIVES / NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смоленцева Валентина Николаевна, Будай Елена Константиновна

Представлены результаты исследований гендерных различий мотивов занятий футболом в различных возрастных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender differences in needs'' manifestation, motives behind playing football

The results of genders' difference studies in motives for playing football in different age groups are presented.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия выраженности потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом»

УДК 796.332:159.9

В. Н. СМОЛЕНЦЕВА Е. К. БУДАЙ

Сибирский государственный 8 университет физической культуры Н и спорта, г. Омск |

Н

Специализированная детско- В юношеская спортивная школа Н олимпийского резерва «Иртыш» |

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ 3 ВЫРАЖЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ_

Представлены результаты исследований гендерных различий мотивов занятий футболом в различных возрастных группах.

Ключевые слова: футбол, гендерные различия, мотивы, потребности.

Растущая активность женщин в спорте, желание соревноваться наравне с мужчинами во многих его видах, как своеобразный феномен XXI века, ознаменовалось полным успехом. Преодолены последние формальные запреты, женщины начали заниматься такими видами спорта, которыми до недавнего времени занимались только мужчины (бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей с шайбой и т.д.). Всего несколько лет назад общественность согласилась с участием женщин в футболе, который с глубокой древности считался мужской игрой. В настоящее время ключевым направлением развития женского футбола является повышение профессионального уровня педагогических кадров и успешное выступление сборных команд на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. Кроме того, по мнению специалистов [1], женский футбол нужно рассматривать и рекламировать [2] как вид спорта, имеющий огромные возможности оздоровления девочек и девушек.

Вместе с тем стремление женщин заниматься всеми без исключения видами спорта наравне с мужчинами ещё вызывает противоречивые мнения у специалистов в области педагогики и психологии, по мнению которых необходимо интенсивно изучать те специфические особенности женского организма, которые обусловливают необходимость разработки специфической методики спортивной тренировки. Современный уровень знаний о специфических особенностях женского организма и его реакциях на интенсивные, часто экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для отдельных видов спорта, является весьма скромным, скорее гипотетическим, нежели глубоко научным. Это обстоятельство не позволяет достаточно точно сформулировать меру влияния занятий различными видами спорта и стремления к самым высоким спортивным результатам на состояние женского организма и психику женщин [3, 4].

Таблица 1

Выраженность потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом, у спортсменов 8-10лет (Х±о)

Характер потребностей Девочки 8 — 10лет п = 20 Мальчики 8- 10лет п=20 Ро

Расширение круга общения 3±1,3 3,6±1,5 р£0,05

Расширение кругозора 3,2±1,3 4,0±1,3 р£0,05

Получение материальных благ 2,8±1,3 3,4±1,5 р£0,05

Развитие волевых качеств 3±1,3 4,3±1,2 р£0,05

Физическое совершенствование 3±1,4 4,2±1,3 р£0,05

Улучшения самочувствия и здоровья 2,6±1,4 3,3±1,6 р£0,05

Острые ощущения и эстетическое удовольствие 3±1,3 3,7±1,5 р£0,05

Приобретение полезных для жизни знаний, умений и навыков 2,8±1,4 3,9±1,4 р£0,05

Внимание и одобрение близких и друзей 3±1,3 3,5±1,5 р£0,05

Повышение престижа, желание прославиться 3±1,3 4,0±1,4 р£0,05

Быть членом коллектива 3,3±1,4 4,3±1,1 р£0,05

Таблица 2

Выраженность потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом, у спортсменов 15-16 лет (Х±о)

Характер потребностей Девочки 15- 16лет п = 20 Мальчики 15- 16лет п = 20 Ро

Расширение круга общения 2,3±1,3 3,3±1,3 р£0,05

Расширение кругозора 2,9±1,3 3,7±1,5 р£0,05

Получение материальных благ 2,3±1,3 3,5±1,3 р£0,05

Развитие волевых качеств 2,9±1,4 3,3±1,3 р£0,05

Физическое совершенствование 3,1±1,5 3,4±1,3 р£0,05

Улучшения самочувствия и здоровья 2,5±1,5 3,3±1,3 р£0,05

Острые ощущения и эстетическое удовольствие 2,9±1,4 3,7±1,3 р£0,05

Приобретение полезных для жизни знаний, умений и навыков 2,7±1,4 3,5±1,3 р£0,05

Внимание и одобрение близких и друзей 2,8±1,4 3,7±1,2 р£0,05

Повышение престижа, желание прославиться 2,8±1,4 3,7±1,3 р£0,05

Быть членом коллектива 3,4±1,4 3,5±1,3 р£0,05

Тем не менее немногочисленные исследования показывают, что традиционно существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая — что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья — мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности [3 — 5].

В данной ситуации встает вопрос: «Влияет ли ген-дерный фактор на характер потребностей и соответствующих им мотивов занятий футболом?»

Цель нашего исследования — выявление различия потребностей и, соответственно, мотивов занятий футболом у мальчиков и девочек.

Исследование проводилось на базе школы СДЮСШОР «Иртыш». В исследовании принимали участие футболисты от 8 до 10 лет (40 чел.) и от 16 до 17 лет (40 чел.), в каждой группе было 20 мальчиков и 20 девочек.

Исследование мотивов занятий футболом осуществлялось с использованием опросника, позволяющего выявить выраженность потребностей, их обусловливающих.

Анализ результатов исследования показал следующее (табл. 1, 2).

Средние показатели выраженности потребностей у мальчиков выше, чем у девочек в обеих возрастных группах.

В группе спортсменов 8—10 лет, как у девочек, так и у мальчиков, выражена потребность расширения кругозора и желание быть членом коллектива. У мальчиков данной возрастной группы, в отличие от девочек, выявлены высокие показатели потребностей: физического совершенства, престижа и славы, развития волевых качеств.

В группе спортсменов 15—16 лет у девочек более всего выражены потребности физического совершенствования и принадлежности коллективу. У мальчиков на первый план выходят потребности: внимание и одобрение близких и друзей; повышение престижа, желание прославиться; расширение кругозора; острые ощущения и эстетическое удовольствие.

Выводы.

1. Несмотря на общую тенденцию стремления женщин соревноваться наравне с мужчинами во всех видах спорта, в ходе исследования выявлено, что все показатели потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом, в обеих возрастных группах девочек ниже, чем в группах мальчиков.

2. Результаты анализа научно-методической литературы и исследования потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом, позволяют утверждать о существующей проблеме учета гендерных различий в практике спорта и необходимости, в частности, разработки психолого-педагогических технологий с учетом гендерных различий в процессе спортивной подготовки футболистов.

Библиографический список

1. Мутко, В. Л. Мини-футбол — игра для всех / В. Л. Мутко, С. Н. Андреев, Э. Г. Алиев. — М. : Советский спорт, 2007. — 264 с.

2. Шакина, Н. А. Проблема формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта / Н. А. Шакина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2013. - № 5 (122). - С. 200-201.

3. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 366 с.

4. Соха, Т. Морфофункциональные особенности женщин-спортсменок в аспекте полового диморфизма / Т. Соха // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 11. -С. 2-6.

5. Антипин, В. Б. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей : дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Антипин. - Омск, 2006. - 175 с.

СМОЛЕНЦЕВА Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Адрес для переписки: Valentinaomsk333@jandex.ru БУДАИ Елена Константиновна, тренер по футболу СДЮСШОР «Иртыш». Адрес для переписки: forvard8@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2014 г. © В. Н. Смоленцева, Е. К. Будай

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.