ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
УДК 796:159.9:378.4
Н. А. ШАКИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕКЛАМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье анализируются результаты самооценки психологических способностей и степень полноты их реализации у студентов физкультурного вуза до и после педагогического эксперимента по формированию компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта.
Ключевые слова: культурно-психологический потенциал, поведенческие проявления, компетенции рекламирования ценностей физической культуры и спорта, сту-
денты физкультурного вуза.
Современное общество, на фоне проводимых в стране модернизаций диктует новые правила, направленные на коммерциализацию практически всех профессиональных сфер. Сложившиеся социальные условия определяют необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе и в области физической культуры и спорта.
В спорте, как и в других профессиональных сферах, необходимо получение прибыли за счет своей деятельности, что влечет за собой возникновение конкуренции. Таким образом, специалистам по физической культуре и спорту, необходимо демонстрировать свою состоятельность как профессионала при организации рекламной деятельности: знать особенности проявлений психики потребителя; демонстрировать умения самопрезентации; владеть психологическими приемами различных рекламных носителей и технологиями психологического воздействия в рекламе.
Профессиональная подготовка к будущей педагогической деятельности студентов вузов физической культуры и спорта — процесс сложный и многогранный, направленный на совершенствование профессиональной компетентности, включающей, в том числе, компетенцию по рекламированию физической культуры и спорта. Таким образом, возникает необходимость в совершенствовании компетенций, которые позволят специалистам демонстрировать выше названные знания, умения, владения необходимые в рекламировании ценностей физической культуры и спорта, являющиеся продуктом их деятельности [1, 2 и др.].
Одной из предпосылок для эффективной рекламной деятельности является психологическая культура личности. Психологическая культура — это составная часть базовой культуры, как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться и самореализоваться в социуме. Названная культура базируется на
компетентности в психологическом аспекте челове-кознания: понимание внутреннего мира человека, его ценностно-смысловой сферы (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); умениях строить взаимоотношения между людьми; проявлениях рефлексивности и творчества.
По мнению специалистов, психологическая культура — «это комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека», проявляющаяся в самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности [1, 2 и др.].
Проблемная ситуация. Спортивный педагог должен обладать знаниями, умениями и владениями, обеспечивающими организацию рекламирования ценностей физической культуры и спорта. Таким образом, обозначилось противоречие между необходимостью совершенствования компетенции по рекламированию физической культуры и спорта, и культурно-психологического потенциала личности спортивного педагога, как одной из составляющей данной компетенции и отсутствием научно-обоснованных методик их формирования в процессе их психолого-педагогической подготовки студентов физкультурного вуза, с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности.
Проблема исследования заключается в необходимости подготовки студентов физкультурных вузов для организации рекламной деятельности в области физической культуры и спорта, во многом обусловленной, по мнению специалистов [1, 2 и др.], культурно-психологическим потенциалом и степенью его реализуемости.
Цель исследования — изучить проявления и степень реализуемости культурно-психологического потенциала у студентов физкультурного вуза и его формирование в процессе педагогического эксперимента по совершенствованию компетенций рекламирования физической культуры и спорта.
Задачи
1. Исследовать проявления и степень реализуемости культурно-психологического потенциала у студентов физкультурного вуза.
2. Сформировать компоненты культурно-психологического потенциала личности студентов в процессе педагогического эксперимента по совершенствованию компетенций рекламирования физической культуры и спорта.
Методы исследования: анализ специальной литературы, опросный метод, математико-статистические методы.
Организация исследования. Констатирующее исследование культурно-психологического потенциала проводилось на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта с участием студентов первого (80 чел.) и четвертого курсов (80 чел.). Специальность 032101 — «Физическая культура и спорт».
Использовалась методика О. И. Маткова (1999), позволяющая изучить сформированность компонентов названного потенциала личности: самопознание (глубокий самоанализ); конструктивность общения; культурно-психологическая саморегуляция; творчество; осуществление саморазвития.
В педагогическом эксперименте по формированию компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта приняли участие 40 студентов четвертого курса, которые были поделены на экспериментальную и контрольную группы, по 20 человек в каждой.
В процессе обучения в вузе, с первого по четвертый курсы, студенты контрольной и экспериментальной групп изучали следующие дисциплины: «Психология» и «Психология физической культуры и спорта», при этом студентами контрольной группы осваивался курс по выбору «Психология общения в спорте» (80 час.). Студенты экспериментальной группы осваивали курс по выбору «Психология рекламы в спорте» (80 час.), разработанный и внедренный в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта с целью формирования у них компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта.
Для решения первой задачи студенты, участвующие в констатирующем исследовании, осуществляли самооценку сформированности компонентов
культурно-психологического потенциала личности и степень полноты их реализации.
Анализ результатов исследования показал следующее. У студентов четвертого курса, по сравнению с первокурсниками, достоверно повысились показатели самооценки (р<0,05), реализации культурно-психологической саморегуляции (р<0,05) и конструктивности общения.
Условием, способствующим формированию названных показателей, по нашему мнению, является освоение студентами в процессе обучения в вузе с первого по четвертый курсы выше названных дисциплин, формирующих представления о проявлениях психики человека, эмоциях, чувствах и их проявлениях, приемах саморегуляции психических состояний в различных ситуациях.
Показатели самопознания, творчества, делового поведения и осуществления саморазвития повысились, но не на достоверном уровне (р>0,05).
Таким образом, результаты, полученные в процессе констатирующего эксперимента, позволяют утверждать о необходимости целенаправленного формирования культурно-психологического потенциала, во многом обусловливающего эффективность организации рекламирования физической культуры и спорта.
А именно, культурно-психологическая саморегуляция определяется как способность: управлять своими эмоциями, действиями, мыслями; поддерживать позитивные личностные установки и отношения; сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми; проявлять гибкость мышления при решении сложных задач; поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый образ жизни. Данные свойства личности позволяют обеспечивать спортивному педагогу нахождение оптимальных путей взаимодействия с воспитанниками, родителями, различными категориями населения в процессе реализации рекламных кампаний.
Основная функция творчества в рекламировании — разработка замысла рекламного сообщения, продумывание его визуального ряда, включая заголовок, текст, внешний вид, так необходимого для формирования у различных категорий населения интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Деловое поведение предполагает: конструктивное ведение дел; реалистичное планирование деятельности; доведение начатого дела до конца; уме-
Таблица 1
Сформированность компонентов культурно-психологического потенциала личности в экспериментальной группе до и после эксперимента, баллы (х±а)
№ п/п Культурно-психологические способности (баллы) Самооценка прирородных психологических способностей (п = 20) Ро Самооценка полноты реализации психологических способностей (п = 20) Ро
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1. Самопознание (глубокий самоанализ) 3,7±0,4 3,8±0,4 (р > 0,05) 3,6±0,6 4±0,5 (р > 0,05)
2. Конструктивность общения 3,8±0,4 4±0,4 (р < 0,05) 3,7±0,6 4±0,5 (р < 0,05)
3. Культурно-психологическая саморегуляция 3,7±0,4 4±0,4 (р < 0,05) 3,8±0,5 4±0,5 (р < 0,05)
4. Творчество 3,5±0,4 3,8±0,4 (р < 0,05) 3,4±0,4 4±0,5 (р < 0,05)
5. Деловое поведение 3,7±0,6 4±0,4 (р < 0,05) 3,6±0,6 4±0,4 (р < 0,05)
6. Осуществление саморазвития 3,7±0,4 3,8±0,3 (р > 0,05) 3,7±0,6 4±0,5 (р > 0,05)
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
Сформированного компонентов культурно-психологического потенциала личности в контрольной группе до и после эксперимента, баллы (х±а)
№ п/п Культурно-психологические способности (баллы) Самооценка прирородных психологических способностей (п = 20) Ро Самооценка полноты реализации психологических способностей (п = 20) Ро
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1. Самопознание (глубокий самоанализ) 3,6±0,4 3,7±0,3 (р > 0,05) 3,5±0,6 3,6±0,5 (р > 0,05)
2. Конструктивность общения 3,7±0,4 4±0,4 (р < 0,05) 3,6±0,6 4±0,5 (р < 0,05)
3. Культурно-психологическая саморегуляция 3,7±0,4 3,9±0,3 (р < 0,05) 3,7±0,6 4±0,5 (р < 0,05)
4. Творчество 3,4±0,5 3,4±0,4 (р > 0,05) 3,3±0,4 3,4±0,4 (р > 0,05)
5. Деловое поведение 3,7±0,5 3,7±0,5 (р > 0,05) 3,5±0,7 3,7±0,6 (р > 0,05)
6. Осуществление саморазвития 3,7±0,6 3,8±0,5 (р > 0,05) 3,6±0,7 3,7±0,6 (р > 0,05)
ние формулировать цели, строить реальные планы и осуществлять их; умение работать систематично с переключением на другие виды деятельности.
Такие личностные свойства, как способность к личностному саморазвитию и самопознанию, определяются наличием целей, личностных установок гармонизирующих представления о себе, людях, окружающем мире, и оказывают значительное влияние на качество и характер продуктов рекламной деятельности.
Совершенствование компонентов культурнопсихологического потенциала личности в процессе педагогического эксперимента по формированию компетенций рекламирования физической культуры и спорта осуществлялось с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. В условиях теоретических, практических и семинарских занятий использовались современные педагогические технологии (активные и интерактивные методы обучения), направленные на совершенствование психических функций испытуемых (интеллектуально-логическое и ассоциативное мышление, представления, воображение). Самостоятельная работа студентов включала задания, требующие проявления творчества.
Анализ результатов совершенствования компонентов культурно-психологического потенциала личности после педагогического эксперимента показал повышение показателей: конструктивное
общение (р<0,05), культурно-психологическая саморегуляция (р<0,05), творчество и деловое поведение (р<0,05), на достоверном уровне в экспериментальной группе (табл. 1). В контрольной группе улучшения показателей на достоверном уровне не выявилось (табл. 2).
Таким образом, в процессе эксперимента при целенаправленном формировании компетенций по рекламированию физической культуры и спорта совершенствуются компоненты культурно-психологического потенциала личности, во многом обусловливающие формирование выше названных компетенций у будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Библиографический список
1. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы. / А. Н Лебедев-Любимов. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 384 с.
2. Шуванов, В. И. Психология рекламы / В. И. Шуванов. — 3-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2006. — 315 с.
ШАКИНА Наталья Анатольевна, преподаватель кафедры психологии.
Адрес для переписки: natashabox4@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 16.05.2013 г.
© Н. А. Шакина
Книжная полка
Шаппле Ж.-Л. Международный олимпийский комитет и олимпийская система. Управление мировым спортом / Ж.-Л. Шаппле. - М. : Рид Медиа, 2013. - 240 с. - ISBN 978-5-906096-01-2.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, руководителей и сотрудников спортивных федераций, союзов и клубов, спортивных журналистов, а также тех, кому интересен спорт в самых разных его аспектах.