Научная статья на тему 'Формирование культурно-психологического потенциала личности у студентов физкультурного вуза в процессе совершенствования компетенций по рекламированию физической культуры и спорта'

Формирование культурно-психологического потенциала личности у студентов физкультурного вуза в процессе совершенствования компетенций по рекламированию физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ / CULTURAL AND PSYCHOLOGICAL POTENTIAL / BEHAVIORS / COMPETENCE ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS VALUES ADVERTISING / SPORTS STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакина Наталья Анатольевна

В статье анализируются результаты самооценки психологических способностей и степень полноты их реализации у студентов физкультурного вуза до и после педагогического эксперимента по формированию компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cultural and psychological potential of sports students in the process of competence improvement on physical education and sports advertising

The aim of this article is to analyze the results of self-assessment of the psychological abilities and the completeness of their implementation among sports students before and after the educational experiment on the competence formation on physical education and sports values advertising.

Текст научной работы на тему «Формирование культурно-психологического потенциала личности у студентов физкультурного вуза в процессе совершенствования компетенций по рекламированию физической культуры и спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

УДК 796:159.9:378.4

Н. А. ШАКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕКЛАМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье анализируются результаты самооценки психологических способностей и степень полноты их реализации у студентов физкультурного вуза до и после педагогического эксперимента по формированию компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта.

Ключевые слова: культурно-психологический потенциал, поведенческие проявления, компетенции рекламирования ценностей физической культуры и спорта, сту-

денты физкультурного вуза.

Современное общество, на фоне проводимых в стране модернизаций диктует новые правила, направленные на коммерциализацию практически всех профессиональных сфер. Сложившиеся социальные условия определяют необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе и в области физической культуры и спорта.

В спорте, как и в других профессиональных сферах, необходимо получение прибыли за счет своей деятельности, что влечет за собой возникновение конкуренции. Таким образом, специалистам по физической культуре и спорту, необходимо демонстрировать свою состоятельность как профессионала при организации рекламной деятельности: знать особенности проявлений психики потребителя; демонстрировать умения самопрезентации; владеть психологическими приемами различных рекламных носителей и технологиями психологического воздействия в рекламе.

Профессиональная подготовка к будущей педагогической деятельности студентов вузов физической культуры и спорта — процесс сложный и многогранный, направленный на совершенствование профессиональной компетентности, включающей, в том числе, компетенцию по рекламированию физической культуры и спорта. Таким образом, возникает необходимость в совершенствовании компетенций, которые позволят специалистам демонстрировать выше названные знания, умения, владения необходимые в рекламировании ценностей физической культуры и спорта, являющиеся продуктом их деятельности [1, 2 и др.].

Одной из предпосылок для эффективной рекламной деятельности является психологическая культура личности. Психологическая культура — это составная часть базовой культуры, как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться и самореализоваться в социуме. Названная культура базируется на

компетентности в психологическом аспекте челове-кознания: понимание внутреннего мира человека, его ценностно-смысловой сферы (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); умениях строить взаимоотношения между людьми; проявлениях рефлексивности и творчества.

По мнению специалистов, психологическая культура — «это комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека», проявляющаяся в самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности [1, 2 и др.].

Проблемная ситуация. Спортивный педагог должен обладать знаниями, умениями и владениями, обеспечивающими организацию рекламирования ценностей физической культуры и спорта. Таким образом, обозначилось противоречие между необходимостью совершенствования компетенции по рекламированию физической культуры и спорта, и культурно-психологического потенциала личности спортивного педагога, как одной из составляющей данной компетенции и отсутствием научно-обоснованных методик их формирования в процессе их психолого-педагогической подготовки студентов физкультурного вуза, с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности.

Проблема исследования заключается в необходимости подготовки студентов физкультурных вузов для организации рекламной деятельности в области физической культуры и спорта, во многом обусловленной, по мнению специалистов [1, 2 и др.], культурно-психологическим потенциалом и степенью его реализуемости.

Цель исследования — изучить проявления и степень реализуемости культурно-психологического потенциала у студентов физкультурного вуза и его формирование в процессе педагогического эксперимента по совершенствованию компетенций рекламирования физической культуры и спорта.

Задачи

1. Исследовать проявления и степень реализуемости культурно-психологического потенциала у студентов физкультурного вуза.

2. Сформировать компоненты культурно-психологического потенциала личности студентов в процессе педагогического эксперимента по совершенствованию компетенций рекламирования физической культуры и спорта.

Методы исследования: анализ специальной литературы, опросный метод, математико-статистические методы.

Организация исследования. Констатирующее исследование культурно-психологического потенциала проводилось на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта с участием студентов первого (80 чел.) и четвертого курсов (80 чел.). Специальность 032101 — «Физическая культура и спорт».

Использовалась методика О. И. Маткова (1999), позволяющая изучить сформированность компонентов названного потенциала личности: самопознание (глубокий самоанализ); конструктивность общения; культурно-психологическая саморегуляция; творчество; осуществление саморазвития.

В педагогическом эксперименте по формированию компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта приняли участие 40 студентов четвертого курса, которые были поделены на экспериментальную и контрольную группы, по 20 человек в каждой.

В процессе обучения в вузе, с первого по четвертый курсы, студенты контрольной и экспериментальной групп изучали следующие дисциплины: «Психология» и «Психология физической культуры и спорта», при этом студентами контрольной группы осваивался курс по выбору «Психология общения в спорте» (80 час.). Студенты экспериментальной группы осваивали курс по выбору «Психология рекламы в спорте» (80 час.), разработанный и внедренный в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта с целью формирования у них компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта.

Для решения первой задачи студенты, участвующие в констатирующем исследовании, осуществляли самооценку сформированности компонентов

культурно-психологического потенциала личности и степень полноты их реализации.

Анализ результатов исследования показал следующее. У студентов четвертого курса, по сравнению с первокурсниками, достоверно повысились показатели самооценки (р<0,05), реализации культурно-психологической саморегуляции (р<0,05) и конструктивности общения.

Условием, способствующим формированию названных показателей, по нашему мнению, является освоение студентами в процессе обучения в вузе с первого по четвертый курсы выше названных дисциплин, формирующих представления о проявлениях психики человека, эмоциях, чувствах и их проявлениях, приемах саморегуляции психических состояний в различных ситуациях.

Показатели самопознания, творчества, делового поведения и осуществления саморазвития повысились, но не на достоверном уровне (р>0,05).

Таким образом, результаты, полученные в процессе констатирующего эксперимента, позволяют утверждать о необходимости целенаправленного формирования культурно-психологического потенциала, во многом обусловливающего эффективность организации рекламирования физической культуры и спорта.

А именно, культурно-психологическая саморегуляция определяется как способность: управлять своими эмоциями, действиями, мыслями; поддерживать позитивные личностные установки и отношения; сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми; проявлять гибкость мышления при решении сложных задач; поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый образ жизни. Данные свойства личности позволяют обеспечивать спортивному педагогу нахождение оптимальных путей взаимодействия с воспитанниками, родителями, различными категориями населения в процессе реализации рекламных кампаний.

Основная функция творчества в рекламировании — разработка замысла рекламного сообщения, продумывание его визуального ряда, включая заголовок, текст, внешний вид, так необходимого для формирования у различных категорий населения интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Деловое поведение предполагает: конструктивное ведение дел; реалистичное планирование деятельности; доведение начатого дела до конца; уме-

Таблица 1

Сформированность компонентов культурно-психологического потенциала личности в экспериментальной группе до и после эксперимента, баллы (х±а)

№ п/п Культурно-психологические способности (баллы) Самооценка прирородных психологических способностей (п = 20) Ро Самооценка полноты реализации психологических способностей (п = 20) Ро

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

1. Самопознание (глубокий самоанализ) 3,7±0,4 3,8±0,4 (р > 0,05) 3,6±0,6 4±0,5 (р > 0,05)

2. Конструктивность общения 3,8±0,4 4±0,4 (р < 0,05) 3,7±0,6 4±0,5 (р < 0,05)

3. Культурно-психологическая саморегуляция 3,7±0,4 4±0,4 (р < 0,05) 3,8±0,5 4±0,5 (р < 0,05)

4. Творчество 3,5±0,4 3,8±0,4 (р < 0,05) 3,4±0,4 4±0,5 (р < 0,05)

5. Деловое поведение 3,7±0,6 4±0,4 (р < 0,05) 3,6±0,6 4±0,4 (р < 0,05)

6. Осуществление саморазвития 3,7±0,4 3,8±0,3 (р > 0,05) 3,7±0,6 4±0,5 (р > 0,05)

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Сформированного компонентов культурно-психологического потенциала личности в контрольной группе до и после эксперимента, баллы (х±а)

№ п/п Культурно-психологические способности (баллы) Самооценка прирородных психологических способностей (п = 20) Ро Самооценка полноты реализации психологических способностей (п = 20) Ро

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

1. Самопознание (глубокий самоанализ) 3,6±0,4 3,7±0,3 (р > 0,05) 3,5±0,6 3,6±0,5 (р > 0,05)

2. Конструктивность общения 3,7±0,4 4±0,4 (р < 0,05) 3,6±0,6 4±0,5 (р < 0,05)

3. Культурно-психологическая саморегуляция 3,7±0,4 3,9±0,3 (р < 0,05) 3,7±0,6 4±0,5 (р < 0,05)

4. Творчество 3,4±0,5 3,4±0,4 (р > 0,05) 3,3±0,4 3,4±0,4 (р > 0,05)

5. Деловое поведение 3,7±0,5 3,7±0,5 (р > 0,05) 3,5±0,7 3,7±0,6 (р > 0,05)

6. Осуществление саморазвития 3,7±0,6 3,8±0,5 (р > 0,05) 3,6±0,7 3,7±0,6 (р > 0,05)

ние формулировать цели, строить реальные планы и осуществлять их; умение работать систематично с переключением на другие виды деятельности.

Такие личностные свойства, как способность к личностному саморазвитию и самопознанию, определяются наличием целей, личностных установок гармонизирующих представления о себе, людях, окружающем мире, и оказывают значительное влияние на качество и характер продуктов рекламной деятельности.

Совершенствование компонентов культурнопсихологического потенциала личности в процессе педагогического эксперимента по формированию компетенций рекламирования физической культуры и спорта осуществлялось с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. В условиях теоретических, практических и семинарских занятий использовались современные педагогические технологии (активные и интерактивные методы обучения), направленные на совершенствование психических функций испытуемых (интеллектуально-логическое и ассоциативное мышление, представления, воображение). Самостоятельная работа студентов включала задания, требующие проявления творчества.

Анализ результатов совершенствования компонентов культурно-психологического потенциала личности после педагогического эксперимента показал повышение показателей: конструктивное

общение (р<0,05), культурно-психологическая саморегуляция (р<0,05), творчество и деловое поведение (р<0,05), на достоверном уровне в экспериментальной группе (табл. 1). В контрольной группе улучшения показателей на достоверном уровне не выявилось (табл. 2).

Таким образом, в процессе эксперимента при целенаправленном формировании компетенций по рекламированию физической культуры и спорта совершенствуются компоненты культурно-психологического потенциала личности, во многом обусловливающие формирование выше названных компетенций у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Библиографический список

1. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы. / А. Н Лебедев-Любимов. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 384 с.

2. Шуванов, В. И. Психология рекламы / В. И. Шуванов. — 3-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2006. — 315 с.

ШАКИНА Наталья Анатольевна, преподаватель кафедры психологии.

Адрес для переписки: natashabox4@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.2013 г.

© Н. А. Шакина

Книжная полка

Шаппле Ж.-Л. Международный олимпийский комитет и олимпийская система. Управление мировым спортом / Ж.-Л. Шаппле. - М. : Рид Медиа, 2013. - 240 с. - ISBN 978-5-906096-01-2.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, руководителей и сотрудников спортивных федераций, союзов и клубов, спортивных журналистов, а также тех, кому интересен спорт в самых разных его аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.