Научная статья на тему 'Организационно-методические условия повышения качества технической подготовленности юных футболистов 10-11 лет'

Организационно-методические условия повышения качества технической подготовленности юных футболистов 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1492
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЕДЕНИЕ МЯЧА / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL CONDITIONS / TECHNICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / DRIBBLING / PLAYING EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Мария Сергеевна, Суслов Сергей Игоревич

Обоснованы организационно-методических условия и методика применения специальных комплексов упражнений, направленных на повышение качества технической подготовленности юных футболистов 10-11 лет на учебно-тренировочном этапе. Выявлено влияние организационно-методических условий на физическую и техническую подготовленность юных футболистов 10-11 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Мария Сергеевна, Суслов Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVEMENT OF TECHNICAL READINESS QUALITY OF YOUNG FOOTBALLERS (10-11YEARS OLD)

In the article there were given grounds for the organizational and methodological conditions and methods of application of specific sets of exercises aimed at improving the quality of technical readiness of young(10-11 years old) footballers at the training stage. There was also specified the impact of organizational and methodological conditions on the physical and technical preparedness of young (10-11 years old) footballers.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические условия повышения качества технической подготовленности юных футболистов 10-11 лет»

ON THE PLACE OF ANTHOPOMETRICAL CONTROL OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN STRUCTURE OF PEDAGOGICAL PROCESS OF PHYSICAL

EDUCATION

O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova

The article considers а possibility of rational use, to the benefit of the trainees, of school hours, which are provided by the Federal State Educational Standards of Higher Education for the theoretical block of the section "Physical Education" of the basic educational program of higher educational institutions.

Key words: physical education, federal state standards of higher education, labor intensity of educational process, pedagogical control, content of educational activity.

Kuznetsov Oleg Yurevich, candidate of historical science, pro-rector for scientific work, [email protected], Russia, Moscow, Higher School of Social and Administrative Consulting (Institute).

Petrova Galina Semenovna, candidate of medical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 37.091, 33-027.22:796,332

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ

М.С. Леонтьева, С.И. Суслов

Обоснованы организационно-методических условия и методика применения специальных комплексов упражнений, направленных на повышение качества технической подготовленности юных футболистов 10-11 лет на учебно-тренировочном этапе. Выявлено влияние организационно-методических условий на физическую и техническую подготовленность юных футболистов 10-11 лет.

Ключевые слова: организационно-методические условия, техническая подготовка, физическая подготовка, ведение мяча, игровые упражнения.

Современный футбол предъявляет всё более высокие требования к совершенствованию мастерства футболистов, которые растут неизмеримо быстро, заставляя нас, будущих специалистов в области физической культуры и спорта, искать более современные формы работы. И, как закономерность, возросший уровень футбола требует неуклонного совершенствования методов тренировки, повышения эффективности руководства тренировочным процессом, постоянного повышения тренерской квалификации.

Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно обоснованных подходов к

построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки [1, 4, 12].

Тренеры готовят детей к футболу, в который они будут играть в профессиональных командах через 10-15 лет. Поэтому необходимо предвидеть, каким будет этот вид спорта в будущем, и готовить детей в соответствии с требованиями «футбола будущего». Элементам такой «игры будущего» нужно начинать учить с детства [3].

Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать, что скоростная техника будет основным фактором решения игровых задач [5, 6, 11].

В методике начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов, в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, неизученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определенной степени, уровень технического мастерства в целом [2, 3].

В последнее время на уровне детского спорта наблюдается тенденция возможно быстрейшего получения спортивного результата, зачастую в ущерб технической подготовки, физическому и психологическому здоровью детей. Поэтому в настоящее время широкие педагогические возможности игры, игровой деятельности в подготовке юных футболистов используются не полно и, как следствие, недостаточно эффективно. В связи с этим данная проблема является актуальной.

Предполагается, что эффективность технической подготовки футболистов 10-11 лет может быть достигнута, если будут выполнены следующие организационно-методические условия:

- увеличение объёма часов на такие технические элементы, как ведение и обводку до 30 % от всех часов, отведённых на техническую подготовку;

- активное использование в учебно-тренировочном процессе специально подобранных упражнений на развитие навыков ведения мяча и обводки в связке с упражнениями на развитие ударов ногой по мячу;

-активное использование в учебно-тренировочном процессе игровых упражнений, направленных на развитие навыков ведения мяча и обводки.

Под организационно-методическими условиями мы понимали совокупность строго последовательных правил объединения методов обучения чему-либо (выполнения чего-либо), а также конкретные предписания, в которых методические концепции и положения согласуются с нормативными требованиями.

На практике организационно-методические условия определяют эффективность деятельности тренера. Реализуя субъективные и объективные требования и предпосылки, преподаватель добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и

средств. Главным объективным требованием к педагогической деятельности является достижение успеха в формировании у юных футболистов потребности и способности самодвижения к вершинам технического мастерства и профессионализма. Реализация объективных требований к деятельности тренера проявляется в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, в рациональном использовании средств, способов для достижения целей учебно-воспитательной работы. Субъективными предпосылками эффективности деятельности тренера являются его знания, умения, навыки, психические процессы, состояния, свойства личности, обеспечивающие выполнение педагогических задач.

Современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню подготовленности [1,

4, 7, 8].

Согласно действующей учебной программе, начальное обучение юных футболистов 8-11 лет технике игры должно строиться по принципу ознакомления начинающих футболистов с основными группами технических приемов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность и способствовать формированию устойчивого интереса детей к футболу [9,10].

Теоретической основой для технической подготовки являются:

1) высокая техника владения мячом - основа спортивного мастерства;

2) качественные показатели индивидуальной техники владения мячом - рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях.

Работа по модернизации технической подготовки юных футболистов 10-11 лет проводилась на базе спортивного клуба «Машиностроитель» г. Тулы.

По результатам констатирующего педагогического эксперимента (табл. 1) можно утверждать, что сформированные контрольная и экспериментальная группы юных футболистов в целом однородны. Это положение подтверждается результатами сравнений средних значений показателей по критерию Стьюдента.

По данным наших исследований достоверных значений в показателях, характеризующих физическую и техническую подготовленность юных футболистов, не обнаружено.

При разработке экспериментальной тренировочной программы мы попытались синтезировать ряд психолого-педагогических принципов обучения и возрастных особенностей детей с задачей оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов.

Таблица 1

Средние показатели тестирования физической и технической подготовленности юных футболистов (констатирующий эксперимент)

Тест К Группа Х+т Э Группа Х+т X критерий

1. Бег 30 м 4,95+0,02 4,96+0,04 0,16

2. Бег 100 м по прямой с места 21,54+0,23 21,4+0,15 0,37

3. Бег 10х15х20 метров 29,4+1,85 27,8+2,74 0,35

4. Прыжок в длину с места 165,2+1,51 164,2+3,27 0,02

5. Жонглирование мяча 11,45+0,08 11,68+0,09 1,35

6. Ведение мяча 11,17+0,41 11,64+0,45 0,55

7. Удар на точность 2,3+1,2 3,2+1,1 0,39

Примечание: при 1 =2,07 (р<0,05); при 1=2,82 (р<0,01); при 1=3,79(р<0,001).

На тренировочных занятиях игровая деятельность юных футболистов занимала 40 минут от общего времени тренировки. Таким образом мы учитывали возрастные особенности проявления произвольного внимания у детей данного возраста.

Приоритетное использование в игре основных технико-тактических действий для возрастной группы у юных футболистов 10-11 лет послужило основой для внесения корректив в существующую систему технической подготовки, что предположительно позволило бы повысить техническое мастерство.

Результаты предварительных исследований позволили установить, что на учебно-тренировочном этапе подготовки юных футболистов преобладает, в основном, обучение ударным действиям, в то время как элементы техники, связанные непосредственно с управлением мячом, представлены в гораздо меньшем объёме. Установленное положение позволило предположить, что такое распределение учебного материала может являться одним из факторов, лимитирующих уровень технической подготовленности в целом.

Это побудило нас к определению организационно-методических условий в построении содержательной части технической подготовки футболистов на одном из наиболее важных возрастном этапе тренировки.

Для проверки избранных организационно-методических условий был осуществлён педагогический эксперимент.

Основой совершенствования техники владения мячом в эксперименте являлось увеличение объёма часов на такие технические элементы, как ведение и обводку до 30 % от всех часов, отведённых на техническую подготовку (на возможность такого подхода в перераспределении часов

указывают результаты отдельных исследований и мнение специалистов футбола).

Техническая подготовка юных футболистов 10-11 лет должна базироваться на: ведении мяча внутренней, внешней и средней частями подъема в изменяющемся темпе, в различных направлениях; обработке мяча, т.е. переводе мяча на ход без остановки; обводке (обманные движения на удар с уходом, остановка мяча подошвой во время ведения, движение в одну сторону и уход в другую); затем только акцент переходит на ударные действия (удары внутренней частью подъёма по неподвижному мячу, катящемуся и прыгающему навстречу, сбоку от производящего удар).

Также на занятиях по футболу мы использовали разнообразные проблемные методы обучения, поддерживали диалог с учениками, проводили индивидуальное обучение.

При организации эффективного восприятия (восприятие величины и формы предметов, их удаленность от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени и т.д.) на занятиях футболом мы использовали упражнения и специальные задания, которые формируют у учеников умение наблюдать, оптимизируют учебную информацию, учитывая индивидуальные особенности восприятия.

На учебно-тренировочных занятиях большое количество времени мы уделяли развитию творческого мышления у игроков. Специально созданные проблемные ситуации побуждали детей сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, при этом тренер активизировал их мыслительные операции, приучал их самостоятельно принимать решения, пробовать, ошибаться и добиваться намеченной цели.

На тренировках по футболу мы учитывали возрастные особенности проявления различных видов памяти учеников в общей структуре обучения (при показе физических упражнений - зрительная память; при объяснении (описании, рассказе) - слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений - двигательная, тактильная, вестибулярная). Память на движения в структуре тренировочных занятий проявлялась в запоминании футболистами новых технико-тактических приемов игры и воспроизведении их на последующих занятиях. Как правило, по итогам 8-10 занятий применялся метод промежуточного контроля знаний и умений юных футболистов.

В качестве основных педагогических принципов реализации рабочей учебной программы футболу мы избрали:

- взаимосвязь обучения и развития (предполагает взаимовлияние процессов обучения новым движениям и развития физических качеств при помощи специальных игровых упражнений для юных футболистов);

- систематичность и последовательность обучения (предполагает определенную последовательность учебных игровых занятий для достиже-

ния поставленной цели, при этом новый пройденный материал опирается и сочетается с предыдущим);

- прочность обучения (предполагает такое усвоение учебного материала, при котором создаются возможности для творческого применения освоенных технико-тактических способов и приемов игры в футбол);

- индивидуальный и дифференцированный подход (предполагает разнообразие игровых средств и методов обучения, способных максимально учесть индивидуальные способности юных футболистов).

За время проведения формирующего педагогического эксперимента в физической и технической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп отмечены существенные изменения.

Достоверные различия (р < 0,05) средних значений зафиксированы в следующих показателях: быстроты (бег 30 м); скоростной выносливости (бег 10x15x20 м ); жонглировании мяча; ведении мяча; удара на точность.

Анализ внутригрупповой динамики результатов также свидетельствует о более существенных положительных изменениях у футболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (табл. 2).

Так, за период формирующего педагогического эксперимента у экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой достоверно (р < 0,05) изменились (улучшились) показатели в следующих тестах: бег 30 м (1=2,22); бег 10х15х20 м (1=2,37); жонглирование мяча (1=2,25); ведения мяча (1=2,28); удар на точность (1=2,35).

Выявленные различия мы объясняем различиями в педагогических влияний на футболистов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2

Средние показатели тестирования физической и технической подготовленности юных футболистов 10-11 лет

(фо рмирующий эксперимент)

Тест Констатирующая группа Х+т Экспериментальная группа Х+т 1 критерий (критерий Стьюдента)

1. Бег 30 м 4,93+0,03 4,73+0,03 2,22

2. Бег 100 м по прямой с места 20,43+0,11 20,07+0,11 1,63

3. Бег 10х15х20 м 29,31+0,38 27,65+0,32 2,37

4. Прыжок в длину с места 168,9+2,48 169,5+3,35 0,10

5. Жонглирование мяча 12,19+0,23 13,27+0,25 2,25

6. Ведение мяча 7,82+0,23 6,68+0,27 2,28

7. Удар на точность 5,3+0,42 7,2+0,39 2,35

Примечание: при 1 =2,07 (р<0,05); при 1=2,82 (р<0,01); при 1=3,79(р<0,001).

В заключение можно предположить, что рабочая учебная программа, применяемая на занятиях, оказывает положительное влияние на развитие быстроты и технических способностей юных футболистов.

Список литературы

1. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов. М., Физкультура, образование и наука, 1997.

2. Герасименко А.П. Совершенствование основ техникотактического мастерства юных футболистов. Волгоград : ВГАФК, 2002.

87 с.

3. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. М.: Советский спорт, 2010. 336 с.

4. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. М. : СпортакадемПресс, 2002. 472 с.

5. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. М.: Человек, 2010. 176 с.

6. Люкшинов Н.М. Игра диктует тренировку (о физической подготовке футболистов) // Футбол. 1996. № 5. С. 10-11.

7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник. М, 1997; С. 23 - 28.

8. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. М.: Советский спорт, 2009. 200с.

9. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. С. 12-15.

10. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ Российский футбольный союз. М. : Советский спорт, 2011. 160 с. : ил.

11. Чанади А. Футбол. Тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1995. С. 131-180.

12. Чесно Ж.Л., Дюрэ Ж. Футбол. Обучение базовой технике : пер. с франц. : учеб.-метод. издание. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 176 с.

Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Суслов Сергей Игоревич, магистрант, 71regionvip@mail.т, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVEMENT OF TECHNICAL READINESS QUALITY OF YOUNG FOOTBALLERS

(10-11YEARS OLD)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.S. Leontyeva, S.I. Suslov

In the article there were given grounds for the organizational and methodological conditions and methods of application of specific sets of exercises aimed at improving the quality of technical readiness of young(10-11 years old) footballers at the training stage. There was also specified the impact of organizational and methodological conditions on the physical and technical preparedness of young (10-11 years old) footballers.

Key words: Organizational and methodical conditions, technical training, physical training, dribbling, playing exercises.

Leontyeva Maria Sergeevna, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula State University.

Suslov Sergey Igorevich, master student, [email protected], Russia, Tula State University.

УДК 378.14

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРПОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

С.И. Маслов, Н.В.Левченко

Рассмотрены задачи и особенности процесса формирования профессиональных ценностей будущих педагогов в условиях поликультурного образования. Выделены содержательная составляющая образования педагогов с точки зрения ценностного подход;, условия, способствующие развитию профессиональных ценностей студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: поликультурное образование, ценности, личностно-

ориентированное обучение, профессионально-педагогическая культура.

Ни одна область человеческого развития на современном этапе не является постоянной. Так, изменения касаются всех сфер общества - социальной, духовной, экономической, что, в свою очередь, влечет за собой нововведения, которые касаются и образования. Немаловажную роль в образовании занимает формирование личности будущего педагога. На свете не найдется двух абсолютно одинаковых людей. Нас отличают манеры поведения, характер, внешность, жизненная позиция. Невзирая на расу, вероисповедание, постоянно меняющиеся условия жизни требуют поисков смысла существования каждого отдельно взятого человека.

Сегодня многие страны нашего когда-то единого государства являются многонациональными. Жители небольших регионов бывших стран СНГ постоянно переезжают в крупные города, в частности в Россию, тогда как другие пространства являются изначально поликультурными, напри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.