Научная статья на тему 'Проблема формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта'

Проблема формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ТРЕНЕРЫ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / COMPETENCES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT VALUES / COACHES / STUDENTS OF PHYSICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шакина Наталья Анатольевна

В статье анализируются результаты сформированности компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у тренеров и студентов выпускников физкультурного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Шакина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of physical culture and sports values formative competences

The article analyses the results of formed competences of physical culture and sport among coaches and graduating students of physical university.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

200

УДК 796:378.016

Н. А. ШАКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА__________________________________________

В статье анализируются результаты сформированности компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у тренеров и студентов выпускников физкультурного вуза.

Ключевые слова: компетенции рекламирования ценностей физической культуры и спорта, тренеры, студенты физкультурного вуза.

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью сформированности компетенции в области рекламирования ценностей физической культуры и спорта, в связи с тем что современные социальные условия характеризуются рыночными отношениями, направленными на коммерциализацию практически всех профессиональных сфер.

В сфере физической культуры и спорта, как и в других профессиональных сферах, возникает необходимость получения прибыли за счет своей профессиональной деятельности, что влечет за собой возникновение конкуренции. Таким образом, спортивный педагог должен обладать компетенциями, обеспечивающими организацию рекламирования ценностей физической культуры и спорта.

Попытки рекламировать ценности физической культуры и спорта предпринимались еще в Древней Греции (рис. 1).

Вместе с тем такие примеры в истории единичны, в частности в России реклама была в основном направлена на удовлетворение потребностей, не связанных со спортом. Начало рекламирования ценностей физической культуры и спорта приходится на середину ХХ века.

В настоящее время, к сожалению, ценности физической культуры и спорта рекламируются недостаточно, зачастую средства рекламы не обеспечивают необходимую смысловую нагрузку. Спортивную атрибутику часто используют не по назначе-

нию, а для рекламирования товаров различного потребления [1; 2; 3, с. 165— 168 и др.]

Цель исследования получение сведений о сформированности компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у специалистов по физической культуре и спорту.

Задачи:

1. Изучить уровни сформированности компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у тренеров.

2. Изучить уровни сформированности компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у студентов-выпускников физкультурного вуза.

Методы исследования: анализ специальной литературы, опросный метод, математико-статистические методы.

Организация исследования: в исследовании принимали участие практикующие тренеры (80 чел.), имеющие стаж от 1 до 10 лет, и студенты-выпускники (80 чел.), обучающиеся в физкультурном вузе по специальности 032101 «Физическая культура и спорт».

Исследование проводилось с использованием разработанной нами анкеты, направленной на выявление знаний, умений, владений как составляющих, обусловливающих сформированность компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта:

Рис. 1. Реклама спортивного мероприятия

Сформированость компетенций у тренеров (%), (п-80)

Составляющие компетенций Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в рекламировании физической культуры и спорта Использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях Владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья Владеет приемами общения и использует их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом

Уровни сформированности (В — высокий, С — средний, Н — низкий)

В С Н В С Н В С Н В С Н

Знание 0 8 14 0 7 17 0 6 19 0 14 15

Умение 0 13 10 0 11 14 0 10 13 0 13 16

Владение 0 15 12 0 10 11 0 11 14 0 17 10

Таблица 2

Сформированость компетенций у студентов-выпускников СибГУФК (%), (п-80)

Составляющие компетенций Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в рекламировании физической культуры и спорта Использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях Владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья Владеет приемами общения и использует их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом

Уровни сформированности (В — высокий, С — средний, Н — низкий)

В С Н В С Н В С Н В С Н

Знание 0 10 12 0 8,5 15 0 7 16 3 16,5 12

Умение 0 11 14 0 9 16 0 7,5 18 0 8,5 15

Владение 0 8,5 16 0 6 18 0 8,5 17 0 12 13

— знание возможностей психологического воздействия рекламы на личность;

— умение определить структуру рекламного воздействия в связи с особенностями целевой аудитории;

— владение технологиями (составления рекламных текстов; размещения рекламы в различных средствах массовой информации; использование приемов самопрезентации для рекламирования физической культуры и спорта).

Анализ результатов исследования показал следующее. У большей части практикующих специалистов выявлен низкий уровень (55 %) сформированности компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта, средний уровень выявлен у 45 % специалистов; высокого уровня исследуемых компетенций выявлено не было (табл. 1).

Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы: во-первых, профессиональная деятельность не гарантирует формирование высокого уровня компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у специалистов в данной сфере; во-вторых, о необходимости исследования сформированности компетенций рекламирования ценностей физической культуры и спорта у студентов-выпускников физкультурного вуза.

Предпринятое нами исследование позволило выявить высокий уровень сформированности у 3 % испытуемых, 37 % испытуемых продемонстрировали средний уровень сформированности компетенций и большая часть испытуемых (60 %) — низкий уровень их сформированности (табл. 2).

Таким образом, выявленное преобладание низкого уровня сформированности компетенций рекламирований ценностей физической культуры и спорта у тренеров и студентов-выпускников физкультурного вуза позволяет утверждать о необходимости разработки методики целенаправленного формирования изучаемой компетенции и внедрения ее в процесс профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза.

Библиографический список

1. Психология в рекламе / Под. ред. кандидата психологических наук П. К. Власова. — 2-е изд., доп., перераб., испр. — Х. : Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. — 320 с.

2. Теременко, В. С. Реклама и современная культура: аспект взаимодействия / В.С. Теременко // Общественные науки и современность. — 2002. — № 1. — С. 184—191.

3. Шакина, Н. А. Исследование уровня сформированности компетенций рекламирования в области физической культуры и спорта у студентов спортивного вуза / Н. А. Шакина // Научные труды : ежегодник. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2012. - 240 с.

ШАКИНА Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры психологии.

Адрес для переписки: па1аПа8Ьакша@уап<Зех. т

Статья поступила в редакцию 16.10.2013 г.

© Н. А. Шакина

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.