Научная статья на тему 'Методика формирования и развития локального рынка жилья на основе SWOT-анализа'

Методика формирования и развития локального рынка жилья на основе SWOT-анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ЖИЛЬЯ / SWOT-АНАЛИЗ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / LOCAL HOUSING MARKET / SWOT-ANALYSIS / STRENGTHS AND WEAKNESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моторина Ирина Михайловна

В статье было проведено стратегическое планирование на основе одного из самых распространенных видов анализа в маркетинге – SWOT-анализа, позволяющего выявить и структурировать сильные и слабые стороны отрасли жилищного строительства города Ставрополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF FORMING AND DEVELOPMENT OF THE LOCAL MARKET OF HABITATION ON THE BASIS OF SWOT-ANALISE

In the present work was carried out strategic planning on the basis of one of the most common types of analysis in marketing SWOT-analysis, which allows to identify and structure the strengths and weaknesses in the housing industry of the city of Stavropol.

Текст научной работы на тему «Методика формирования и развития локального рынка жилья на основе SWOT-анализа»

кетинг

2. Герчикова И.Н. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг. - 1 995. -№ 3. - С. 31-42.

3. Герчикова И.Н. Обязательные элементы маркетингового исследования // Блокнот практического маркетолога. - 2002. - № 2. - С. 27-30.

4. Веремеенко Л.С. Три ведущих составляющих современного маркетинга // Сбытовая площадка Владивостока. - 2008. - №4. - С. 76-78.

5. Зенькович Л.Г. Полевое маркетинговое исследование // Товары и кредит. - 2007. - № 5. -С. 43-45.

6. Дементьева В.Н. Инновации маркетингового планирования на предприятии // Промышленный маркетинг. - 2008. - № 2. - С. 11-1 3.

7. Луговой В.П. Определение проблемы, объекта и предмета в маркетинговых исследованиях // Российский маркетинг. - 2008. - №1. - С. 42-46.

8. Островская В.Н. Основные аспекты инновационной деятельности в стратегическом управлении // Образование и науката на 21 век - 2009 : материали за 5-а Международна научна практична конференция (София, 17-27 октомври 2009г.). - София, 2009. - Т. 2. Икономики. -104 с.

9. Коротецкая Е.Н. О методах сбора данных при практическом маркетинговой исследовании // Рынок услуг Подмосковья. - 2009. - № 3. -С. 51-54.

10. Дайан А. Многоугольник конкурентоспособности предприятий в маркетинговых реализационных программах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marketingmix.ru.

11. Лапшин А.С. Микросреда маркетинга // Финансы и сбыт. - 2009. - № 1. - С. 69-71.

TECHNIQUE OF FORMING AND DEVELOPMENT OF THE LOCAL MARKET OF HABITATION ON THE BASIS OF SWOT-ANALISE

Motorina Irina Mihajlovna, post-graduate student,

Stavropol State Agrarian University E-mail: [email protected]

In the present work was carried out strategic planning on the basis of one of the most common types of analysis in marketing - SWOT-analysis, which allows to identify and structure the strengths and weaknesses in the housing industry of the city of Stavropol.

Keywords: local housing market; SWOT-analysis; strengths and weaknesses.

72 УДК 332.85

© Моторина И.М., 2011

і і т»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ЖИЛЬЯ НА ОСНОВЕ БШОТ-АНАЛИЗА

В статье было проведено стратегическое планирование на основе одного из самых распространенных видов анализа в маркетинге - SWOT-анализа, позволяющего выявить и структурировать сильные и слабые стороны отрасли жилищного строительства города Ставрополя.

Ключевые слова: локальный рынок жилья; SWOT-анализ; сильные стороны; слабые стороны.

МОТОРИНА

Ирина

Михайловна,

аспирант, Ставропольский государственный аграрный университет [email protected]

Локальный рынок жилья представляет собой совокупность отношений продавцов и покупателей, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом. При этом необходимо отметить, что локальному рынку присущи те же характеристики, что и региональному. Как на региональный, так и локальный рынок оказывают влияние такие факторы, как национальные традиции, природноклиматические и демографические особенности региона.

Локальный рынок жилья является сегментом региональной экономики, объединяющим объекты и субъекты жилья, имеющиеся на региональном рынке и непосредственно инфраструктуры, обеспечивающей функционирование самого рынка жилья на определенной территории [1].

Для грамотного планирования и прогнозирования развития социально-экономической системы региона на основе регулирования локальных рынков жилищного строительства необходимо проводить анализ данного рынка. В научной литературе существуют различные методики анализа локального рынка жилья (рис. 1).

Все методики, представленные на рисунке имеют как сильные, так и слабые стороны, но ни по одной из них нельзя проанализировать рынок Ставропольского края, с учетом специфики данного реги-

она мы предлагаем использовать авторскую методику анализа локального рынка жилья. Она основывается на сопоставлении платежеспособного спроса и предложения (рис. 2).

Комплексный анализ структурных элементов жилищного сектора в качестве предпосылок формирования и развития рынка жилья

Оценка и прогнозирование параметров структуры и динамики жилищного строительства

Анализ закономерностей изменения цен во времени

Исследование хода приватизации жилья как составляющей первичного рынка жилья

Анализ платежеспособ-ного спроса и оценка доступности жилья

Рисунок 1 - Методики анализа локального рынка жилья

Рисунок 2 - Методика анализа формирования и развития локального рынка жилья

В соответствии сданной методикой на формирование и развитие локального рынка жилья Ставропольского края основное влияние оказывают платежеспособный спрос, предложение на рынке и динамика цен. Спрос во многом формируется под влиянием уровня доходов и демографической ситуации в регионе (национальной состав населения представлен большим разнообразием народностей), в зависимости от этих показателей уже формируется показатель доступности жилья для определенных категорий граждан.

В отличие от имеющихся методик анализа формирования и развития локального рынка жилья, в нашей методике акцент делается на объем строительства жилья и те источники финансирования, которые используются на данном локальном рынке. Наша позиция обусловлена тем, что на рынке Ставрополя сейчас спрос существенно

ниже чем предложение по той причине, что платежеспособность населения низкая, а ипотека не стала действенным инструментом для решения жилищной проблемы населения. В результате жилищный рынок насыщен объектами недвижимости, а строительные компании несут дополнительные расходы на их содержание и обслуживание, что способствует удорожанию жилья.

С целью всестороннего изучения рыночной ситуации и оценки возможностей и угроз дальнейшего развития локального рынка жилищного строительства в Ставрополе нами было проведено стратегическое планирование на основе одного из самых распространенных видов анализа в маркетинге -SWOT-анализа, позволяющего выявить и структурировать-сильные и слабые стороны отрасли жилищного строительства города Ставрополя. SWOT-анализ - наиболее удобный и надежный инструмент стратегического планирования [2]. Анализ был поведен с помощью программы SWOT-ANALYSIS.

Таким образом, были получены основные стратегии строительной отрасли локального рынка, представленные на рисунках 3-4.

Подводя итог, отметим, что проведенный анализ свидетельствует о наличии в регионе огромного внутреннего инвестиционного потенциала локального рынка жилищного строительства для развития социально-экономической системы региона. При достаточно грамотном и эффективном управлении будут достигнуты высокие темпы развития экономики и социальной сферы на Ставрополье.

73

Рисунок 3 - Стратегия Max-Min

кетинг

74

Литература:

1. Рябчиков С. Город, который будет / С. Рябчиков // Квадратный мэтр. - 2009. - № 2(11). - С. 17.

2. Стратегия долгосрочного развития жилищно-

строительного комплекса Ставропольского края на 2009-2020 годы // [Электронный ресурс] Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края: [Офиц. сайт]. 2010. -Режим доступа: http:www.minstroysk.ru

(5.10.2010).

BASIC PARAMETERS OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM Novoselov Sergey Nicolaevich, DSc of Agriculture, PhD of Economics,

Associate Professor, Chair of Economics and Management,

South-Russian State University of Economics and Services, Stavropol E-mail: [email protected]

The article identifies the key principles of development goals and objectives of the implementation of policies for regional development. Considered the most common factors and criteria that determine the definition of "region". Grounded socio-economic role of households in socio-economic development of the region.

Keywords: educational potential of scientific and technical capacity; innovation potential; socio-economic development; regional economy.

УДК 332.122

СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ КАК ПРИЕМЛЕМЫМ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© Новоселов С.Н., 2011 В статье определены основные принципы развития, цели и задачи

реализации политики регионального развития, рассмотрены наиболее распространенные факторы и критерии, определяющие дефиницию "регион", обоснована социально-экономическая роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии региона. Ключевые слова: образовательный потенциал; научно-технический потенциал; инновационный потенциал; социально-экономическое развитие; региональная экономика. ^■

Своеобразие субъекта Федерации как участника хозяйственного оборота обуславливается существенным отличием от предприятий. Прежде всего, это проявляется в составе объектов, находящихся в его собственности, а также в содержании и масштабах проводимой экономической деятельности, процедурах включения в хозяйственный оборот и иных моментах, связанных с участием в хозяйственной жизни. Таким образом, весь комплекс экономических отношений в регионе представляет собой сложную многоаспектную систему, регламентируемую федеральными, федерально-региональными и региональными правовыми актами. Развитие же регионального рынка происходит под влиянием различных корпоративных интересов (федеральных, разного уровня региональных, муниципальных, хозяйствующих субъектов) в результате взаимодействия федеральной региональной политики, региональной политики субъектов Федерации и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.