1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-59-66
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
А.А. Тащиян, А.В. Алдошин, И.Е. Лапшин, А.Т. Биналиев
Рассмотрены возможности совершенствования системы физической подго-
товки обучающихся в образовательных организациях МВД России посредством учета
психофизиологических особенностей. Исследованы современные аппаратно-программ-
ные комплексы и автоматизированные системы управления, способствующие опреде-
лению уровня физической и психологической подготовленности и оперативной обра-
ботке полученных данных.
Ключевые слова: обучающиеся образовательных организаций МВД России, фи-
зическая подготовка, психофизиологическая подготовленность, автоматизированные
системы управления.
METHODS OF PHYSICAL TRAINING Тащиян Аршак Андраникович, канд.
OF STUDENTS OF EDUCATIONAL юрид. наук, доц., [email protected], Россия, Рос-
INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA тов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД
USING AUTOMATED CONTROL России,
SYSTEMTHE USE OF INTEGRATED Алдошин Андрей Витальевич, канд. пед.
наук, проф., [email protected], Россия, Орел,
Tashiyan A.A., candidate of pedagogical sci- Орловский юридический институт МВД России имени
ences, associate professor, tashciyan.azniv@ В.В. Лукьянова,
mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov law In- Лапшин Игорь Ефимович, канд. пед. наук,
stitute of the Ministry of internal Affairs of Rus- доц., [email protected], Россия, Ростов-на-Дону,
sia, Южный федеральный университета,
Aldoshin A.V., candidate of pedagogical sci- Биналиев Азалхон Тамалович, начальник
ences, professor, [email protected], Rus- кафедры, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону,
sia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ростовский юридический институт МВД России
Ministry of the Interior of Russia,
Lapshin I.E.,candidate of pedagogical sciences,
associate professor, ielapshin@ yandex.ru, Rus- Вопросы физической подго-
sia, Rostov-on-Don, Southern Federal University,
Binaliev A.T., head of department, abinaliev товки сотрудников органов внутрен-
@mvd.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law них дел были и остаются одними из
Institute of the Ministry of Internal Affairs of самых обсуждаемых среди ведущих
Russia
специалистов данной области. Выде-
The possibilities of improving the system of лены многие методики, но до сих пор
physical training of students in educational insti-
tutions of the MIA of Russia by taking into нет тех, которые бы учитывали и пси-
account psychophysiological characteristics are хофизиологические особенности каж-
considered. The modern hardware and software
systems and automated control systems that дого обучающегося. Вместе с тем осо-
contribute to the determination of the level of бенности успешной деятельности со-
physical and psychological readiness and the трудников правоохранительных орга-
operational processing of the data obtained have
been investigated. нов, выявленные психологами, позво-
лили сделать вывод о том, что они на-
Key words: students of educational institutions of
the MIA of Russia, physical training, psychophy- прямую зависят от психофизиологиче-
siological fitness, automated control systems. ского состояния, эмоционально-воле-
59
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
вой устойчивости, уравновешенности и способности к саморегуляции.
Однако каких-либо четких критериев оценки таких состояний в настоящее
время не выявлено.
Исследования в данном направлении демонстрируют, что единой
реакции на стрессовые ситуации у сотрудников правоохранительных орга-
нов нет, у некоторых наблюдается повышение общей активности, у дру-
гих, наоборот, возникает состояние, близкое к ступору. В связи с этим сле-
дует отметить, что в любом случае выполнять требуемые задачи стано-
вится сложнее [1].
Отсюда следует, что требуется проведение комплексной подготовки
сотрудников правопорядка, а для уменьшения времени обработки данных
и оптимизации и объективности работы необходимо применение автома-
тизированных систем управления.
Психофизиологическая подготовка должна включать выработку
таких параметров, как:
– эмоционально-волевую устойчивость;
– высокий уровень эмоциональной стабильности;
– постоянную готовность к действию;
– высокий самоконтроль;
– бдительность;
– социальную ответственность;
– высокий интеллектуальный уровень [2].
Исследование психофизиологического состояния возможно не-
сколькими способами. Первым из них предусматривает решение бланко-
бумажных тестов. При верном их проведении полученные результаты
можно считать объективными, но, к сожалению, достичь такого уровня
проведения сложно, так как в настоящее время практически все ключи и
ответы к таким тестам находятся в открытом доступе, что способствует
тому, что анкетируемый заранее подбирает для себя наиболее оптималь-
ный вариант и подбирает к нему нужные ответы.
Развитие научно-технического прогресса позволило компьютеризи-
ровать подобные тесты, сведя к минимуму получение ответов заранее. На
смену классическим тестам пришли аппаратно-программные комплексы
(далее – АПК). Наиболее популярными АПК выступают следующие:
– MindReader психосемантического анализа, где исследуются не
столько ответы на вопросы, сколько реакция на смоделированные ситуа-
ции;
– по изучению психофизиологических реакций посредством различ-
ных психологических методик (АГНИ-С4, «ПСИХОФИЗИОЛОГ-Н»,
ПФС-КОНТРОЛЬ);
– Vibraimage [3].
60
3
Физическая культура [Physical culture]
Более подробно рассмотрим АПК Vibraimage, предназначенный для
регистрации, анализа и исследования психоэмоционального состояния
человека, детекции лжи по изменению эмоционального состояния и дис-
танционного выявления потенциально опасных людей.
В основе работы данного комплекса лежит виброизображение,
которое помимо параметров движения еще фиксирует вибрацию объекта, а
также одновременно исследует вестибулярно-эмоциональные рефлексы
(свободное трехмерное движение головы в зависимости от переживаемых
человеком эмоций).
АПК Vibraimage состоит из двух основных элементов: цифровой
видеокамеры и персонального компьютера. Полученное при помощи циф-
ровой видеокамеры изображение подвергается математическому анализу
колебаний головы и сопоставлению их с заложенными в программе психо-
эмоциональными и психофизиологическими параметрами человека.
Исследование психофизиологического состояния сотрудников пра-
вопорядка должно осуществляться в комплексе с исследованиями показа-
телей физической подготовки. В первую очередь следует уделять внима-
ние показателям, определяющим уровень общей спортивной (подтягива-
ние, силовое комплексное упражнение, бег на короткие и длинные дистан-
ции) и специальной (выполнение боевых приемов борьбы, отработка дей-
ствий при выполнении определенных действий, например, задержания)
подготовки.
Таким образом, педагогический процесс должен содержать в рав-
ной степени элементы исследования и оценки уровня физической и психо-
логической подготовленности.
Обработка полученных данных вручную занимает много времени,
ввиду чего нам видится целесообразным рассмотрение применения при
осуществлении деятельности по совершенствованию психолого-физиоло-
гической подготовленности сотрудников правоохранительных органов
автоматизированной системы управления (далее – АСУ). Использование
данной системы в учебном процессе обучающихся способствует оператив-
ной комплексной оценке уровня их подготовленности и организации
индивидуального подхода к обучению, в учебно-методической работе –
апробации и внедрению новых методик подготовки и корректировке
имеющихся разработок, в научной работе – сбору данных о возможностях
совершенствования образовательного процесса в данном направлении, в
воспитательной работе – формированию мотивации у обучающихся к
занятиям спортом и отбору их для участия в соревнованиях различного
уровня [4].
Внедрение АСУ в педагогический процесс возможно в следующем
виде.
На первоначальном этапе собираем первичную информацию о
состоянии обучающегося. Для этого необходимо провести два тестирова-
61
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
ния. Первое – практическое, направленное на определение физической
подготовленности сотрудника. Определяется посредством сдачи нормати-
вов по физической (челночный бег, упражнения на силу, выносливость,
знание боевых приемов борьбы) и огневой подготовке (сборка/разборка
ПМ, снаряжение магазина). Второе – проведение психодиагностических
мероприятий, направленных на исследование познавательной активности,
уровня мотивации, силы воли, уровня усталости и т. п.
Следующий этап включает обработку полученных результатов,
АСУ следует использовать для проведения оценки уровня подготовленно-
сти, отображения методов и средств по корректировке занятий относи-
тельно уровня подготовленности. К примеру, в случае низкого уровня под-
готовленности рекомендуется выполнение упражнений по частям, при
среднем – целостного выполнения и комплексной тренировки, при высо-
ком – ситуационного моделирования [5].
Рассмотрим подробней возможные меры по совершенствованию
отдельных элементов физических качеств.
Для повышения эффективности выполнения силового комплекс-
ного упражнения и подтягивания на перекладине используется повторно-
интервально-прогрессирующий метод, включающий проведение трениро-
вок с определенным количеством подходов и временем перерывов, а также
предполагающий постепенное увеличение нагрузки в зависимости от вре-
мени улучшения силовой выносливости обучающегося.
При выполнении силового комплексного упражнения следует
начать с более подробной проработки каждого элемента. При выполнении
наклонов вперед следует варьировать упражнения с постепенным увеличе-
нием количества раз в подходе и (или) количества подходов. Возможными
вариантами наклонов вперед могут быть: вперед из положения с закреп-
ленными полусогнутыми ногами, вперед из положения лежа на спине,
подтягиваясь к носкам стоп, с поворотами и т. п.
Аналогичным образом выполняется упражнение «сгибание и разги-
бание рук в упоре лежа». Варианты выполнения: узким / широким хватом,
отдельно на каждую руку, с изменением скорости сгибания и разгибания, с
выполнением хлопка руками и т. п.
Улучшение уровня выносливости сотрудников правоохранитель-
ных органов возможно путем поэтапной отработки техники выполнения
составных элементов упражнения: старта, бега по дистанции, финиширо-
вания. Закрепление технических навыков осуществляется при помощи
повторно-интервального метода. В зависимости от направленности трени-
ровки определяется длина дистанции. При тренировке бега на короткие
дистанции (100, 10×10 м) целесообразны тренировки по следующим схе-
мам: при низком уровне подготовленности – 1 круг, 4 выполнения в одной
серии с перерывами в несколько секунд бега на 30, 50 и 60 м, при среднем
– 2 круга с перерывами в 5 с между сериями, по 3 выполнения в одной
62
5
Физическая культура [Physical culture]
серии с перерывами в несколько секунд на 30, 50 и 60 м, при высоком –
аналогично среднему уровню, но с уменьшенным временем выполнения
упражнения. Характер отдыха выбирается в зависимости от уровня уста-
лости и может выражаться в виде медленного бега либо ходьбы.
При отработке навыков бега на средние и длинные дистанции план
тренировок должен составляться в среднем на месяц и включать периоды
восстановления продолжительностью не менее 24 часов. При низком
уровне подготовленности на первой – второй неделях следует совмещать
медленный бег до 1 км с силовыми тренировками, на третьей неделе –
чередовать медленный бег на 1 и 2 км, совмещая с выполнением силовых
упражнений. На четвертой неделе следует добавить равномерный бег на
5 км и бег с ускорением до 600 м. При среднем уровне подготовки начи-
нать можно с медленного бега на 5 км в сочетании с силовыми трениров-
ками, добавляя на третьей неделе равномерный бег на 8–15 км, а на
последней – три круга по 600 м с ускорением. Если уровень подготовлен-
ности высокий, то на первых неделях дистанция должна быть 6 км, с
добавлением на третьей неделе подготовки равномерного бега 8–15 км, а
на четвертой – бег с ускорением до 600 м (4 повторения).
Более сложным вопросом является изучение боевых приемов
борьбы. Оптимальным видится пятиэтапный процесс формирования необ-
ходимых навыков. Первый этап предполагает ознакомление (изучение
соответствующей терминологии и создание общего представления о
выполняемых приемах), второй – выполнение подготовительных упражне-
ний, третий – изучение и отработку частей приема с фиксацией положения
на наиболее значимых моментах, четвертый – выполнение приема целиком
с постепенным увеличением темпа выполнения элементов в зависимости
от количества повторений, пятый – отработку приема в усложненной
обстановке, при которой активируются не только физические, но и психо-
логические качества [6].
Параллельно с совершенствованием физических качеств требуется
работа над индивидуально-психологическими качествами личности. Кор-
ректировка психофизиологических параметров должна быть направлена на
такие характеристики, как уравновешенность, стабильность, саморегуля-
ция, харизматичность и экстравертность [7].
Корректировка каждого из элементов также зависит от уровня пер-
воначальной подготовленности. Так, для совершенствования уравнове-
шенности при низком уровне подготовленности следует осуществлять сле-
дующий комплекс упражнений: вращение руками вокруг своей оси и пре-
одоление препятствий после бега, принятие стойки на одной ноге или иной
непривычной позы и удержание тела в таком состоянии несколько секунд.
При среднем – увеличение преодолеваемой дистанции и количества прыж-
ковых упражнений. При высоком – добавление кувырков, элементов само-
страховки.
63
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Для саморегуляции подходят упражнения, направленные на управ-
ление дыханием, в частности, контроля над нижним (брюшным) и верхним
(ключичным) дыханием. Нижнее дыхание используется сотрудником при
возникновении тревоги, волнения, раздражительности. Эффективность
выполнения упражнений для такого дыхания зависит от правильности вы-
полнения вдоха-задержки дыхания-выдоха, с соблюдением интервала на
четыре счета (секунды).
Верхнее дыхание позволяет активировать двигательные процессы.
Правильный алгоритм выполнения такого дыхания: глубокий вдох с под-
нятием плеч и резкий короткий выдох.
Также для саморегуляции применимы беговые упражнения, террен-
кур и гидротермические процедуры.
Развитие харизматичности должно происходить параллельно с раз-
витием интеллекта, мышления и памяти. В этом процессе эффективным
средством выступают спарринги продолжительностью до 3 мин. Также
положительно отражаются на развитии харизматичности такие тренинги,
как «Оперативный сотрудник», «Точка».
Сущность первого тренинга заключается в том, что один участник –
«оперативный сотрудник» – запоминает позы, внешний вид, обстановку и
выходит из помещения. В это время остальные участники меняют эти со-
ставляющие. После чего «оперативный сотрудник» возвращается и указы-
вает на изменения, которые произошли.
Тренинг «Точка» представляет собой игру, в которой каждый уча-
стник представляет квадрат, делит его на 9 частей, расположив точку в
правой нижней части. Каждый участник последовательно называет смеще-
ние точки на один шаг влево-вправо, вверх-вниз. Проигрывает тот, после
хода которого точка окажется за пределами большого квадрата. Примеча-
тельно, что если один участник говорит «налево», то следующий за ним не
имеет права сказать «направо», так как в таком случае точка вернется на
предыдущее место. Если такие правила покажутся слишком простыми, то
можно добавить дополнительную ось измерения, что увеличит количество
и возможность ходов по оси.
Экставертность можно развить посредством проведения игр, тре-
бующих активной деятельности. Например, эстафеты, в ходе проведения
которых беговые упражнения совмещаются с выполнением приемов
борьбы или нормативов по огневой подготовке. К аналогичным средствам
активной деятельности можно также отнести командные игры: футбол,
волейбол и т. п.
Таким образом, данное исследование позволило выявить необходи-
мость в проведении комплексных тренировок сотрудников правопорядка, в
которых бы сочеталось развитие основных физических навыков с психоло-
гическими качествами. Занятия следует строить с учетом первоначального
64
7
Физическая культура [Physical culture]
уровня подготовленности обучающегося: низкого, среднего или высокого.
С психологической точки зрения нужно обращать особое внимание на
уравновешенность, стабильность, саморегуляцию, харизматичность и экс-
травертность. Определить первичный уровень развития этих качеств
возможно при помощи АПК Vibraimage. Указанные в исследовании мето-
дики могут стать основой для развития таких способностей, учитываться
профессорско-преподавательским составом образовательных организаций
МВД России при организации учебного процесса, а также тренерами по
служебно-прикладным видам спорта во время составления индивидуаль-
ного плана тренировок.
Список литературы
1. Андреев Е.Э. Эффективные формы и методики проведения заня-
тий по физической подготовке // Вестник Сибирского юридического ин-
ститута ФСКН России. 2015. № 2. С. 136–141.
2. Андреев Е.Э., Коревин Г.Д., Осадец М.Ю. Совершенствование
учебно-тренировочного процесса по физической подготовке с использова-
нием эффективных методов и информационных технологий // Современ-
ные проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-
практ. конф. Хабаровск: ДВГАФК, 2018. С. 14–19.
3. Добровольский С.С. Мониторинг физической подготовленности
и психоэмоционального состояния сотрудников оперативных подразделе-
ний // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки сило-
вых структур. 2018. № 1. С. 50–57.
4. Жарков С.А. Методика развития физических качеств курсантов
образовательных организаций МВД России: автореф. дис. … канд. пед.
наук. М., 2016. 23 с.
5. Кузнецов С.В., Волков А.Н., Воронов А.И. Теоретические и ме-
тодические основы организации физической подготовки сотрудников ор-
ганов внутренних дел Российской Федерации: учебник. М.: ДГСК МВД
России, 2016. 328 с.
6. Мороз В.В., Андреев Е.Э., Нетбай С.Г. Физическая подготовка
сотрудников органов наркоконтроля: рекомендации по организации, мето-
дике проведения занятий. Хабаровск: ДВИПК ФСКН России, 2015. 68 с.
7. Тащиян А.А., Иващенко Ю.В. Формирование психологической
устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций сис-
темы МВД России в процессе занятий огневой и физической подготовкой
// Олимпийская идея сегодня: материалы Всерос. науч. конф. Ростов н/Д:
Изд-во ЮФУ, 2019. С. 130–134.
65
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
References
1. Andreev E.E. Effektivnye formy i metodiki provedeniya zanyatij po fizicheskoj
podgotovke [Effective forms and methods of conducting physical training classes] // Vestnik
Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii [Bulletin of the Siberian Law Institute of
the Federal Drug Control Service of Russia]. 2015. No. 2. P. 136–141.
2. Andreev E.E., Korevin G.D., Osadec M.Yu. Sovershenstvovanie uchebno-treniro-
vochnogo processa po fizicheskoj podgotovke s ispol'zovaniem effektivnyh metodov i infor-
macionnyh tekhnologij [Improvement of the educational and training process in physical
training using effective methods and information technologies] // Modern problems of physi-
cal culture and sport: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. Khabarovsk:
DVGAFK, 2018. P. 14–19.
3. Dobrovol'skij S.S. Monitoring fizicheskoj podgotovlennosti i psihoemocion-
al'nogo sostoyaniya sotrudnikov operativnyh podrazdelenij [Monitoring of physical fitness
and psycho-emotional state of employees of operational units] // Aktual'nye problemy fizi-
cheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special
training of power structures]. 2018. No. 1. P. 50–57.
4. Zharkov S.A. Metodika razvitiya fizicheskih kachestv kursantov obrazovatel'nyh
organizacij MVD Rossii [Methodology for the development of physical qualities of cadets of
educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]: author. dis. ... cand.
ped. sciences. M., 2016. 23 p.
5. Kuznecov S.V., Volkov A.N., Voronov A.I. Teoreticheskie i metodicheskie os-
novy organizacii fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Fede-
racii [Theoretical and methodological foundations of the organization of physical training of
employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation]: textbook. M.: DGSK
Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 328 p.
6. Moroz V.V., Andreev E.E., Netbaj S.G. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov or-
ganov narkokontrolya: rekomendacii po organizacii, metodike provedeniya zanyatij [Physical
training of employees of drug control authorities: recommendations on the organization, me-
thods of conducting classes]. Khabarovsk: DVIPK FSKN of Russia, 2015. 68 p.
7. Tashchiyan A.A., Ivashchenko Yu.V. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti
kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii v processe zanyatij
ognevoj i fizicheskoj podgotovkoj [Formation of psychological stability of cadets and stu-
dents of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia
in the process of fire and physical training] // Olympic idea today: materials of the Vseros.
scientific. conf. Rostov-on-Don: SFedU Publishing House, 2019. P. 130–134.
66