Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА'

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / профессиональное мастерство / силовая выносливость / методы развития выносливости / принципы силовой тренировки / тренировочные циклы / cadets / professional skills / strength endurance / methods of endurance development / principles of strength training / training cycles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгин Дмитрий Сергеевич

Предложена методика развития силовой выносливости как формирующего качества сотрудника уголовно-исполнительной системы, которое повышает уровень профессионального мастерства и позволяет эффективно исполнять служебные обязанности в условиях оперативной деятельности. Исследованы современные методы развития силовой выносливости через систему чередующихся тренировочных циклов. Внесены предложения по совершенствованию образовательного процесса в институте Федеральной службы исполнения наказаний России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR DEVELOPING POWER ENDURANCE IN TRAINERS OF THE INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE AS A MEANS OF INCREASING PROFESSIONAL SKILLS

A methodology for the development of strength endurance as a formative quality of an employee of the penitentiary system, which increases the level of professional skill and allows you to effectively perform official duties in the context of operational activities, is proposed. The modern methods of strength endurance development through the system of alternating training cycles have been investigated. Proposals have been made to improve the educational process at the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-30-37

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

У КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Д.С. Долгин

Предложена методика развития силовой выносливости как формирующего

качества сотрудника уголовно-исполнительной системы, которое повышает уровень

профессионального мастерства и позволяет эффективно исполнять служебные обя-

занности в условиях оперативной деятельности. Исследованы современные методы

развития силовой выносливости через систему чередующихся тренировочных циклов.

Внесены предложения по совершенствованию образовательного процесса в инсти-

туте Федеральной службы исполнения наказаний России.

Ключевые слова: курсанты, профессиональное мастерство, силовая выносли-

вость, методы развития выносливости, принципы силовой тренировки, тренировоч-

ные циклы.

METHODS FOR DEVELOPING Долгин Дмитрий Сергеевич, преподаватель,

POWER ENDURANCE IN TRAINERS [email protected], Россия, Новокузнецк, Кузбасский

OF THE INSTITUTE OF THE FEDERAL институт Федеральной службы исполнения наказаний

PENITENTIARY SERVICE AS A MEANS России

OF INCREASING PROFESSIONAL

SKILLS

Профессиональное мастерство –

Dolgin D.S., lecturer, [email protected], это высокая и постоянно совершенствуе-

Russia, Novokuznetsk, Kuzbassthe Institute of мая степень овладения определенным

Federal Penitentiary Service of Russia

видом профессиональной деятельности,

A methodology for the development of характеризующаяся качеством выполне-

strength endurance as a formative quality of ния своих профессиональных обязанно-

an employee of the penitentiary system, which

increases the level of professional skill and стей, высокой производительностью

allows you to effectively perform official du- труда, работоспособностью и профес-

ties in the context of operational activities, is

proposed. The modern methods of strength сиональной самостоятельностью. Про-

endurance development through the system of фессиональное мастерство как специфи-

alternating training cycles have been investi- ческая сторона подготовленности кур-

gated. Proposals have been made to improve

the educational process at the Institute of the сантов, сотрудников системы Федераль-

Federal Penitentiary Service of Russia. ной службы исполнения наказаний (да-

лее – ФСИН) к профессиональной дея-

Key words: cadets, professional skills,

strength endurance, methods of endurance de- тельности – это высокая степень их про-

velopment, principles of strength training, фессиональной обученности, позволяю-

training cycles. щая компетентно решать профессио-

нальные задачи [1]. Формирование профессионального мастерства явля-

ется важнейшей задачей в подготовке специалиста, а ее решение опреде-

ляет основное направление, содержание и методы профессионального обу-

чения.

30

2

Физическая культура [Physical culture]

Профессиональная деятельность сотрудников системы исполнения

наказания характеризуется рядом особенностей, а именно: специалисты

длительное время находятся в окружении лиц, отбывающих наказание в

местах лишения свободы, обязаны проводить с данными лицами воспита-

тельную работу, осуществлять контроль за соблюдением правил режима и

внутреннего распорядка, проводить индивидуальную работу с нарушите-

лями, обеспечивать исправление лиц, преступивших закон. В такой среде

часто возникают стрессовые ситуации, которые требуют молниеносных

решений, выдержки, самообладания и, конечно же, выносливости, в том

числе и силовой.

В понятийном отношении выносливость принято рассматривать как

способность совершать работу заданного характера в течение возможно

более длительного времени [2]. Эта способность позволяет более качест-

венно выполнять свои должностные обязанности сотрудникам системы

исполнения наказания, вплоть до противостояния заключенным в критиче-

ской ситуации. Поэтому так важно развивать данную способность во время

обучения курсантов в институте и после его окончания.

Стоит отметить, что по оценкам большого количества современных

ученых и практиков ежегодно снижается уровень физической подготовки

будущих курсантов. По результатам собственных исследований можно

отметить, что 20 % обучающихся при поступлении в Кузбасский институт

ФСИН России при сдаче нормативов имеют отметку «неудовлетвори-

тельно». Это свидетельствует о низком уровне общей физической подго-

товки, в том числе и в силовых упражнениях при аэробных и анаэробных

нагрузках. При этом лишь 20–25 % курсантов 3–5-х курсов занимаются

спортом дополнительно, в связи с чем при выпуске имеют достаточно

высокие показатели по физической подготовке в общем и выносливости в

частности.

В связи с этим возникла необходимость поиска современных мето-

дов по развитию силовой выносливости у курсантов на протяжении всего

периода обучения в институте для качественного осуществления своей

оперативной деятельности на службе, обеспечения высокой работоспособ-

ности и повышения своего профессионального мастерства. Именно вынос-

ливость является важнейшим качеством для сотрудников ФСИН при

исполнении своих должностных обязанностей, а силовая выносливость

является фундаментом для эффективных и своевременных действий в

сложной оперативной обстановке на работе, развивая которые специалист

сможет исполнять свои служебные задачи длительное время в различных

ситуациях.

В соответствии с Наставлениями по организации профессиональной

подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы на занятиях

по физической подготовке формируются и отрабатываются физические

качества, такие как сила, быстрота, выносливость [3].

31

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическую выносливость делят на общую и специальную.

Общая (аэробная) выносливость – это способность длительно про-

являть мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Наибо-

лее часто ее развивают средствами беговых тренировок на короткие и

дальние дистанции.

Оценочным критерием для выносливости является время, в течение

которого курсант осуществляет мышечную деятельность определенного

характера и интенсивности. При этом на формирование этого качества

влияют как биологические, так и психологические факторы. Так, проявле-

ние общей выносливости зависит от желания и способности курсанта про-

являть свои волевые качества и эмоционально противостоять наступаю-

щему утомлению путем концентрации волевых усилий. Биологической

основой являются аэробные возможности организма человека, особенно-

сти его сердечно-сосудистой системы и соматотипа личности.

Основными методами развития общей выносливости являются [4]:

1) метод непрерывной умеренной физической нагрузки с перемен-

ной интенсивностью;

2) метод повторного интервального упражнения;

3) метод круговой тренировки;

4) соревновательный метод.

Так, в программе подготовки по дисциплине «Прикладная физиче-

ская подготовка» предусмотрены все виды данных тренировок, в том

числе бег, лыжные гонки, легкая атлетика и ускоренное передвижение в

естественно-природных условиях по пересеченной местности, прикладная

гимнастика, преодоление препятствий и боевые приемы борьбы. Счита-

ется, что общая выносливость является основой для развития всех осталь-

ных разновидностей проявления выносливости.

Выносливость относительно конкретного вида подвижной деятель-

ности (в том числе служебной) называется специальной или анаэробной.

Силовая выносливость относится к данной разновидности и означает спо-

собность как можно продуктивнее продолжительное время преодолевать

относительное внешнее сопротивление. Выделяют статическую и динами-

ческую выносливость в зависимости от режима работы мышц. Статическая

силовая выносливость – способность предельное время сохранять опреде-

ленные мышечные усилия. Динамическая силовая выносливость определя-

ется максимальным числом повторений упражнения в анаэробной фазе [5].

Необходимо отметить, что сотрудники системы исполнения наказа-

ния должны иметь отличную физическую форму и не могут иметь только

быстроту реакции или силу воздействия, их физическое развитие должно

быть всесторонним, поэтому необходимо тренировать все виды выносли-

вости при одновременном увеличении мышечной массы тела. При этом

тренировать одновременно несколько физических качеств (силу, быстроту,

32

4

Физическая культура [Physical culture]

выносливость) можно, но это не будет давать максимальных результатов

по всем показателям. Например, для развития максимальных показателей

силы необходимо увеличение веса отягощения и выполнение работы на

околопредельных и предельных границах мышечных усилий, а при трени-

ровке скоростных реакций требуется переход от аэробных к анаэробным

механизмам энергообеспечения, что достигается путем смены равномер-

ного темпа бега на ускоренный на отрезках от 200 до 700 м со скоростью,

приближенной к максимально возможной для курсанта, и обязательным

соблюдением ограниченных во времени интервалов отдыха.

Силовая выносливость – это комплексное физическое качество

человека, зависящее от уровня развития вегетативных функций конкрет-

ного организма. Поэтому ее развитие всегда происходит в комплексе на

основе сочетания и равномерного распределения нагрузки на организм че-

ловека с постепенным увеличением отягощения и времени тренировочного

процесса.

На практике наибольшее распространение получили два метода

развития силовой выносливости [6]:

– использование упражнений с максимальными условиями пре-

дельных и околопредельных отягощений (90–95 % от максимальной вели-

чины), это обеспечивает наибольший прирост силовых способностей;

– использование упражнений с непредельным отягощением (50–

60 % от предельных), но при этом выполняются двигательные действия с

максимальным числом повторений.

Если учитывать тот факт, что на курсе обучаются юноши и де-

вушки разных весовых категорий с различным уровнем физического раз-

вития, то станет понятно, что подход к образовательному процессу должен

быть наиболее адресным, индивидуальным и вариативным при проведении

учебных занятий.

Исходя из данного исследования, можно сделать выводы, что для

развития скоростной выносливости необходим период непрерывных тре-

нировок в течение минимум полугода, чтобы сформировать и закрепить на

определенном уровне данный показатель. При этом необходимо выстраи-

вать образовательный процесс так, чтобы как можно больше факторов

влияло на развитие данной способности курсанта. В связи с чем была

модифицирована программа тренировок курсантов института ФСИН по

трем основным циклам (за основу была взята модель подготовки сотруд-

ников специальных подразделений правоохранительных органов по мате-

риалам исследования А.К. Карданова) [7].

Утренняя зарядка курсантов состоит из разминки, пробежки и за-

минки, что развивает общую выносливость.

Для развития общей и специальной (силовой) выносливости учеб-

ный семестр делился на три цикла: скоростно-силовая подготовка, двига-

тельная подготовка на выносливость и служебно-прикладная физическая

33

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

подготовка. В каждом цикле присутствовало постепенное усложнение

комплекса упражнений.

В первом цикле для развития скоростно-силовой выносливости

использовался метод круговой тренировки с постепенным увеличением

отягощения и количества подходов. Учебный процесс предполагал выпол-

нение комплекса упражнений по отдельным «точкам», сами упражнения

подбирались так, чтобы каждая последующая серия включала в работу

другую группу мышц. Тренировочный круг состоял из 5–6 упражнений,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

курсанты делились на данное количество групп и по времени выполняли

подходы, переходя по кругу. Число и вид упражнений, их продолжитель-

ность зависят от конкретных задач с определенной группой курсантов и их

физической подготовленности.

Во втором цикле для развития двигательной выносливости на заня-

тиях применялись интервальные тренировки по типу системы «Табата» без

использования отягощения, но с увеличением скорости выполнения ком-

плекса упражнений на различные группы мышц. Данная методика зареко-

мендовала себя с точки зрения интенсивности в развитии выносливости и

скоростных реакций. Важно в данной методике следить за дыханием кур-

сантов. Необходимо в достаточной мере перед началом тренировочного

этапа разогреть мышцы в разминке. Дыхание должно быть интенсивным

без задержек. Система «Табата» формируется из табата-раундов: 20 с мак-

симальной нагрузки одним типом упражнения, 10 с на отдых, повторение

данного цикла 6–8 раз, отдых между циклами – 1 мин. Таких раундов за

одну тренировку может быть от 6 до 8, при этом стоит учитывать физиче-

ское состояние курсантов и следить за правильностью выполнения всех

упражнений в высокоинтенсивном темпе. Завершать данный тип трени-

ровки лучше всего заминкой для восстановления дыхания.

Также в данном цикле применялись игровой и соревновательный

методы. По мнению Р.М. Черкесова, «наиболее доступным для восприятия

занимающимися является игровой и соревновательный методы, подразу-

мевающие развитие выносливости в процессе игры. В данном случае воз-

можно усиление и уменьшение нагрузки» [8].

В третьем цикле подготовки использовался комплекс из упражне-

ний служебно-прикладного характера с использованием спецснаряжения,

реальных или приближенных к реальным условий обеспечения служебной

деятельности через приемы борьбы и тренировок в естественной среде по

пересеченной местности, что должно обеспечивать эффективность при

осуществлении служебных функций, в том числе преследования и задер-

жания преступников, подавления бунтов и т. п.

При этом в образовательном процессе соблюдались принципы

силовых тренировок, такие как принцип изоляции мышц, качества работы

и усилий, прогрессивности нагрузки у курсантов, приоритета определен-

34

6

Физическая культура [Physical culture]

ных групп мышц и объединяющих серий. Все это в целом продемонстри-

ровало свою эффективность в организации тренировочного и образова-

тельного процессов.

По окончании исследования были получены результаты, свидетель-

ствовавшие о повышении уровня общей выносливости курсантов на 13 %,

а силовой – на 18 %, в отличие от групп курсантов предыдущего года обу-

чения по стандартной образовательной программе (сравнивались показа-

тели по различным видам промежуточных нормативов: бегу, подтягива-

ниям, жиму лежа, отжиманиям, приседаниям, прыжкам, а также времени

прохождения полосы препятствий с полным боевым снаряжением).

При этом стоит отметить, что только при систематическом посеще-

нии занятий можно улучшить показатели силовой выносливости. Однако

курсанты часто пропускают занятия по различным причинам, в связи с чем

видится необходимость развития в институте ФСИН мероприятий

рекреационно-оздоровительного характера вне лекционного времени для

поддержания эффекта и применения соревновательного метода развития

выносливости. Данные мероприятия проводятся в Кузбасском институте

ФСИН на загородной тренировочной базе и в самом институте, к сожале-

нию, в недостаточном количестве и с редкой частотой проведения. Стоит

отметить, что такой вид деятельности позволяет не только курсантам про-

демонстрировать полученные навыки и способности, но и способствует

вовлечению большинства обучающихся в систематические занятия спор-

том в индивидуальном порядке через кружки и секции, увеличивает объем

двигательной активности, мотивирует их к ежедневным тренировкам в

свободное от учебы время.

Таким образом, образовательный процесс по прикладной физиче-

ской подготовке в институте ФСИН выстраивается так, чтобы соблюда-

лись основные принципы и методы развития силовой выносливости как

одного из ключевых качеств для осуществления служебных обязанностей

сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, можно отметить, что применение современных подхо-

дов и методов для развития силовой выносливости позволяют формиро-

вать профессионально важные качества и влиять на работоспособность

сотрудника, что напрямую воздействует на повышение его профессио-

нального мастерства и успешного выполнения задач, возложенных на уго-

ловно-исполнительную систему в целом.

Список литературы

1. Прикладная юридическая психология: учебник для студ. вузов,

обучающихся по юрид. специальностям / И.И. Аминов [и др.]; под ред.

А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ (UNITY), 2001. 639 с.

35

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

2. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник

для студ. учрежд. ВПО. М.: Академия, 2012. 409 с.

3. Наставление по организации профессиональной подготовки со-

трудников уголовно-исполнительной системы: прил. к приказу Минюста

России от 27.08.2012 № 169 [Электронный ресурс]. URL: https://base.

garant.ru/70228944/ (дата обращения: 15.10.2020).

4. Факов А.М. Методы и способы развития физической выносливо-

сти у сотрудников спецподразделений МВД России // Теория и практика

общественного развития. 2015. № 5. С. 149–151.

5. Тумасян Л.Л. Развитие физических качеств курсантов МВД // Ис-

торическая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3/2. С. 191–

196.

6. Торопов В.А., Шевцова К.Ю., Васькова К.А. Физическая подго-

товка – эффективное средство повышения профессионального мастерства

сотрудников полиции // Совершенствование профессиональной и физиче-

ской подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и

сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Междунар. науч.-практ.

конф.: в 2 т. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2016. С. 300–305.

7. Карданов А.К. О методах совершенствования силовой выносли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вости сотрудников специальных подразделений правоохранительных ор-

ганов // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19. №2. С. 57–61.

8. Черкесов Р.М. Инновационные методы развития выносливости //

Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3/1.

С. 209–212.

References

1. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology]: a textbook

for students. universities studying law. specialties / I.I. Aminov [et al.]: ed. A.M. Stolyarenko.

M.: UNITY, 2001. 639 p.

2. Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology

of physical culture]: a textbook for student institutions VPO. M.: Academy, 2012. 409 p.

3. Nastavlenie po organizacii professional'noj podgotovki sotrudnikov ugolovno-is-

polnitel'noj sistemy: pril. k prikazu Minyusta Rossii ot 27.08.2012 № 169 [Manual on the or-

ganization of professional training of employees of the penal system: app. to the order of the

Ministry of Justice of Russia dated August 27, 2012 No. 169] [Electronic resource]. URL:

https://base.garant.ru/70228944/ (date accessed: 15.10.2020).

4. Fakov A.M. Metody i sposoby razvitiya fizicheskoj vynoslivosti u sotrudnikov

specpodrazdelenij MVD Rossii [Methods and methods of developing physical endurance

among employees of special forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Teoriya i

praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2015.

No. 5. P. 149–151.

5. Tumasyan L.L. Razvitie fizicheskih kachestv kursantov MVD [Development of

physical qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs] // Istoricheskaya i social'no-ob-

razovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought]. 2017. T. 9. No. 3/2. P. 191–

196.

36

8

Физическая культура [Physical culture]

6. Toropov V.A., Shevcova K.Yu., Vas'kova K.A. Fizicheskaya podgotovka – effek-

tivnoe sredstvo povysheniya professional'nogo masterstva sotrudnikov policii [Physical

training is an effective means of increasing the professional skills of police officers] // Im-

proving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations

and employees of law enforcement agencies: materials of the XVIII Intern. scientific-practical

conference: in 2 volumes. Irkutsk: Publishing house of the All-Russian Institute of Internal

Affairs of the Russian Federation, 2016. P. 300–305.

7. Kardanov A.K. O metodah sovershenstvovaniya silovoj vynoslivosti sotrudnikov

special'nyh podrazdelenij pravoohranitel'nyh organov [On the methods of improving the

strength endurance of employees of special units of law enforcement agencies] // Nauka i

sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2018. V. 19. No. 2. P. 57–

61.

8. Cherkesov R.M. Innovacionnye metody razvitiya vynoslivosti [Innovative me-

thods of endurance development] // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' [Histori-

cal and social-educational thought]. 2016. T. 8. No. 3/1. P. 209–212.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.