1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-30-37
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
У КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Д.С. Долгин
Предложена методика развития силовой выносливости как формирующего
качества сотрудника уголовно-исполнительной системы, которое повышает уровень
профессионального мастерства и позволяет эффективно исполнять служебные обя-
занности в условиях оперативной деятельности. Исследованы современные методы
развития силовой выносливости через систему чередующихся тренировочных циклов.
Внесены предложения по совершенствованию образовательного процесса в инсти-
туте Федеральной службы исполнения наказаний России.
Ключевые слова: курсанты, профессиональное мастерство, силовая выносли-
вость, методы развития выносливости, принципы силовой тренировки, тренировоч-
ные циклы.
METHODS FOR DEVELOPING Долгин Дмитрий Сергеевич, преподаватель,
POWER ENDURANCE IN TRAINERS [email protected], Россия, Новокузнецк, Кузбасский
OF THE INSTITUTE OF THE FEDERAL институт Федеральной службы исполнения наказаний
PENITENTIARY SERVICE AS A MEANS России
OF INCREASING PROFESSIONAL
SKILLS
Профессиональное мастерство –
Dolgin D.S., lecturer, [email protected], это высокая и постоянно совершенствуе-
Russia, Novokuznetsk, Kuzbassthe Institute of мая степень овладения определенным
Federal Penitentiary Service of Russia
видом профессиональной деятельности,
A methodology for the development of характеризующаяся качеством выполне-
strength endurance as a formative quality of ния своих профессиональных обязанно-
an employee of the penitentiary system, which
increases the level of professional skill and стей, высокой производительностью
allows you to effectively perform official du- труда, работоспособностью и профес-
ties in the context of operational activities, is
proposed. The modern methods of strength сиональной самостоятельностью. Про-
endurance development through the system of фессиональное мастерство как специфи-
alternating training cycles have been investi- ческая сторона подготовленности кур-
gated. Proposals have been made to improve
the educational process at the Institute of the сантов, сотрудников системы Федераль-
Federal Penitentiary Service of Russia. ной службы исполнения наказаний (да-
лее – ФСИН) к профессиональной дея-
Key words: cadets, professional skills,
strength endurance, methods of endurance de- тельности – это высокая степень их про-
velopment, principles of strength training, фессиональной обученности, позволяю-
training cycles. щая компетентно решать профессио-
нальные задачи [1]. Формирование профессионального мастерства явля-
ется важнейшей задачей в подготовке специалиста, а ее решение опреде-
ляет основное направление, содержание и методы профессионального обу-
чения.
30
2
Физическая культура [Physical culture]
Профессиональная деятельность сотрудников системы исполнения
наказания характеризуется рядом особенностей, а именно: специалисты
длительное время находятся в окружении лиц, отбывающих наказание в
местах лишения свободы, обязаны проводить с данными лицами воспита-
тельную работу, осуществлять контроль за соблюдением правил режима и
внутреннего распорядка, проводить индивидуальную работу с нарушите-
лями, обеспечивать исправление лиц, преступивших закон. В такой среде
часто возникают стрессовые ситуации, которые требуют молниеносных
решений, выдержки, самообладания и, конечно же, выносливости, в том
числе и силовой.
В понятийном отношении выносливость принято рассматривать как
способность совершать работу заданного характера в течение возможно
более длительного времени [2]. Эта способность позволяет более качест-
венно выполнять свои должностные обязанности сотрудникам системы
исполнения наказания, вплоть до противостояния заключенным в критиче-
ской ситуации. Поэтому так важно развивать данную способность во время
обучения курсантов в институте и после его окончания.
Стоит отметить, что по оценкам большого количества современных
ученых и практиков ежегодно снижается уровень физической подготовки
будущих курсантов. По результатам собственных исследований можно
отметить, что 20 % обучающихся при поступлении в Кузбасский институт
ФСИН России при сдаче нормативов имеют отметку «неудовлетвори-
тельно». Это свидетельствует о низком уровне общей физической подго-
товки, в том числе и в силовых упражнениях при аэробных и анаэробных
нагрузках. При этом лишь 20–25 % курсантов 3–5-х курсов занимаются
спортом дополнительно, в связи с чем при выпуске имеют достаточно
высокие показатели по физической подготовке в общем и выносливости в
частности.
В связи с этим возникла необходимость поиска современных мето-
дов по развитию силовой выносливости у курсантов на протяжении всего
периода обучения в институте для качественного осуществления своей
оперативной деятельности на службе, обеспечения высокой работоспособ-
ности и повышения своего профессионального мастерства. Именно вынос-
ливость является важнейшим качеством для сотрудников ФСИН при
исполнении своих должностных обязанностей, а силовая выносливость
является фундаментом для эффективных и своевременных действий в
сложной оперативной обстановке на работе, развивая которые специалист
сможет исполнять свои служебные задачи длительное время в различных
ситуациях.
В соответствии с Наставлениями по организации профессиональной
подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы на занятиях
по физической подготовке формируются и отрабатываются физические
качества, такие как сила, быстрота, выносливость [3].
31
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Физическую выносливость делят на общую и специальную.
Общая (аэробная) выносливость – это способность длительно про-
являть мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Наибо-
лее часто ее развивают средствами беговых тренировок на короткие и
дальние дистанции.
Оценочным критерием для выносливости является время, в течение
которого курсант осуществляет мышечную деятельность определенного
характера и интенсивности. При этом на формирование этого качества
влияют как биологические, так и психологические факторы. Так, проявле-
ние общей выносливости зависит от желания и способности курсанта про-
являть свои волевые качества и эмоционально противостоять наступаю-
щему утомлению путем концентрации волевых усилий. Биологической
основой являются аэробные возможности организма человека, особенно-
сти его сердечно-сосудистой системы и соматотипа личности.
Основными методами развития общей выносливости являются [4]:
1) метод непрерывной умеренной физической нагрузки с перемен-
ной интенсивностью;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) соревновательный метод.
Так, в программе подготовки по дисциплине «Прикладная физиче-
ская подготовка» предусмотрены все виды данных тренировок, в том
числе бег, лыжные гонки, легкая атлетика и ускоренное передвижение в
естественно-природных условиях по пересеченной местности, прикладная
гимнастика, преодоление препятствий и боевые приемы борьбы. Счита-
ется, что общая выносливость является основой для развития всех осталь-
ных разновидностей проявления выносливости.
Выносливость относительно конкретного вида подвижной деятель-
ности (в том числе служебной) называется специальной или анаэробной.
Силовая выносливость относится к данной разновидности и означает спо-
собность как можно продуктивнее продолжительное время преодолевать
относительное внешнее сопротивление. Выделяют статическую и динами-
ческую выносливость в зависимости от режима работы мышц. Статическая
силовая выносливость – способность предельное время сохранять опреде-
ленные мышечные усилия. Динамическая силовая выносливость определя-
ется максимальным числом повторений упражнения в анаэробной фазе [5].
Необходимо отметить, что сотрудники системы исполнения наказа-
ния должны иметь отличную физическую форму и не могут иметь только
быстроту реакции или силу воздействия, их физическое развитие должно
быть всесторонним, поэтому необходимо тренировать все виды выносли-
вости при одновременном увеличении мышечной массы тела. При этом
тренировать одновременно несколько физических качеств (силу, быстроту,
32
4
Физическая культура [Physical culture]
выносливость) можно, но это не будет давать максимальных результатов
по всем показателям. Например, для развития максимальных показателей
силы необходимо увеличение веса отягощения и выполнение работы на
околопредельных и предельных границах мышечных усилий, а при трени-
ровке скоростных реакций требуется переход от аэробных к анаэробным
механизмам энергообеспечения, что достигается путем смены равномер-
ного темпа бега на ускоренный на отрезках от 200 до 700 м со скоростью,
приближенной к максимально возможной для курсанта, и обязательным
соблюдением ограниченных во времени интервалов отдыха.
Силовая выносливость – это комплексное физическое качество
человека, зависящее от уровня развития вегетативных функций конкрет-
ного организма. Поэтому ее развитие всегда происходит в комплексе на
основе сочетания и равномерного распределения нагрузки на организм че-
ловека с постепенным увеличением отягощения и времени тренировочного
процесса.
На практике наибольшее распространение получили два метода
развития силовой выносливости [6]:
– использование упражнений с максимальными условиями пре-
дельных и околопредельных отягощений (90–95 % от максимальной вели-
чины), это обеспечивает наибольший прирост силовых способностей;
– использование упражнений с непредельным отягощением (50–
60 % от предельных), но при этом выполняются двигательные действия с
максимальным числом повторений.
Если учитывать тот факт, что на курсе обучаются юноши и де-
вушки разных весовых категорий с различным уровнем физического раз-
вития, то станет понятно, что подход к образовательному процессу должен
быть наиболее адресным, индивидуальным и вариативным при проведении
учебных занятий.
Исходя из данного исследования, можно сделать выводы, что для
развития скоростной выносливости необходим период непрерывных тре-
нировок в течение минимум полугода, чтобы сформировать и закрепить на
определенном уровне данный показатель. При этом необходимо выстраи-
вать образовательный процесс так, чтобы как можно больше факторов
влияло на развитие данной способности курсанта. В связи с чем была
модифицирована программа тренировок курсантов института ФСИН по
трем основным циклам (за основу была взята модель подготовки сотруд-
ников специальных подразделений правоохранительных органов по мате-
риалам исследования А.К. Карданова) [7].
Утренняя зарядка курсантов состоит из разминки, пробежки и за-
минки, что развивает общую выносливость.
Для развития общей и специальной (силовой) выносливости учеб-
ный семестр делился на три цикла: скоростно-силовая подготовка, двига-
тельная подготовка на выносливость и служебно-прикладная физическая
33
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
подготовка. В каждом цикле присутствовало постепенное усложнение
комплекса упражнений.
В первом цикле для развития скоростно-силовой выносливости
использовался метод круговой тренировки с постепенным увеличением
отягощения и количества подходов. Учебный процесс предполагал выпол-
нение комплекса упражнений по отдельным «точкам», сами упражнения
подбирались так, чтобы каждая последующая серия включала в работу
другую группу мышц. Тренировочный круг состоял из 5–6 упражнений,
курсанты делились на данное количество групп и по времени выполняли
подходы, переходя по кругу. Число и вид упражнений, их продолжитель-
ность зависят от конкретных задач с определенной группой курсантов и их
физической подготовленности.
Во втором цикле для развития двигательной выносливости на заня-
тиях применялись интервальные тренировки по типу системы «Табата» без
использования отягощения, но с увеличением скорости выполнения ком-
плекса упражнений на различные группы мышц. Данная методика зареко-
мендовала себя с точки зрения интенсивности в развитии выносливости и
скоростных реакций. Важно в данной методике следить за дыханием кур-
сантов. Необходимо в достаточной мере перед началом тренировочного
этапа разогреть мышцы в разминке. Дыхание должно быть интенсивным
без задержек. Система «Табата» формируется из табата-раундов: 20 с мак-
симальной нагрузки одним типом упражнения, 10 с на отдых, повторение
данного цикла 6–8 раз, отдых между циклами – 1 мин. Таких раундов за
одну тренировку может быть от 6 до 8, при этом стоит учитывать физиче-
ское состояние курсантов и следить за правильностью выполнения всех
упражнений в высокоинтенсивном темпе. Завершать данный тип трени-
ровки лучше всего заминкой для восстановления дыхания.
Также в данном цикле применялись игровой и соревновательный
методы. По мнению Р.М. Черкесова, «наиболее доступным для восприятия
занимающимися является игровой и соревновательный методы, подразу-
мевающие развитие выносливости в процессе игры. В данном случае воз-
можно усиление и уменьшение нагрузки» [8].
В третьем цикле подготовки использовался комплекс из упражне-
ний служебно-прикладного характера с использованием спецснаряжения,
реальных или приближенных к реальным условий обеспечения служебной
деятельности через приемы борьбы и тренировок в естественной среде по
пересеченной местности, что должно обеспечивать эффективность при
осуществлении служебных функций, в том числе преследования и задер-
жания преступников, подавления бунтов и т. п.
При этом в образовательном процессе соблюдались принципы
силовых тренировок, такие как принцип изоляции мышц, качества работы
и усилий, прогрессивности нагрузки у курсантов, приоритета определен-
34
6
Физическая культура [Physical culture]
ных групп мышц и объединяющих серий. Все это в целом продемонстри-
ровало свою эффективность в организации тренировочного и образова-
тельного процессов.
По окончании исследования были получены результаты, свидетель-
ствовавшие о повышении уровня общей выносливости курсантов на 13 %,
а силовой – на 18 %, в отличие от групп курсантов предыдущего года обу-
чения по стандартной образовательной программе (сравнивались показа-
тели по различным видам промежуточных нормативов: бегу, подтягива-
ниям, жиму лежа, отжиманиям, приседаниям, прыжкам, а также времени
прохождения полосы препятствий с полным боевым снаряжением).
При этом стоит отметить, что только при систематическом посеще-
нии занятий можно улучшить показатели силовой выносливости. Однако
курсанты часто пропускают занятия по различным причинам, в связи с чем
видится необходимость развития в институте ФСИН мероприятий
рекреационно-оздоровительного характера вне лекционного времени для
поддержания эффекта и применения соревновательного метода развития
выносливости. Данные мероприятия проводятся в Кузбасском институте
ФСИН на загородной тренировочной базе и в самом институте, к сожале-
нию, в недостаточном количестве и с редкой частотой проведения. Стоит
отметить, что такой вид деятельности позволяет не только курсантам про-
демонстрировать полученные навыки и способности, но и способствует
вовлечению большинства обучающихся в систематические занятия спор-
том в индивидуальном порядке через кружки и секции, увеличивает объем
двигательной активности, мотивирует их к ежедневным тренировкам в
свободное от учебы время.
Таким образом, образовательный процесс по прикладной физиче-
ской подготовке в институте ФСИН выстраивается так, чтобы соблюда-
лись основные принципы и методы развития силовой выносливости как
одного из ключевых качеств для осуществления служебных обязанностей
сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, можно отметить, что применение современных подхо-
дов и методов для развития силовой выносливости позволяют формиро-
вать профессионально важные качества и влиять на работоспособность
сотрудника, что напрямую воздействует на повышение его профессио-
нального мастерства и успешного выполнения задач, возложенных на уго-
ловно-исполнительную систему в целом.
Список литературы
1. Прикладная юридическая психология: учебник для студ. вузов,
обучающихся по юрид. специальностям / И.И. Аминов [и др.]; под ред.
А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ (UNITY), 2001. 639 с.
35
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
2. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник
для студ. учрежд. ВПО. М.: Академия, 2012. 409 с.
3. Наставление по организации профессиональной подготовки со-
трудников уголовно-исполнительной системы: прил. к приказу Минюста
России от 27.08.2012 № 169 [Электронный ресурс]. URL: https://base.
garant.ru/70228944/ (дата обращения: 15.10.2020).
4. Факов А.М. Методы и способы развития физической выносливо-
сти у сотрудников спецподразделений МВД России // Теория и практика
общественного развития. 2015. № 5. С. 149–151.
5. Тумасян Л.Л. Развитие физических качеств курсантов МВД // Ис-
торическая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3/2. С. 191–
196.
6. Торопов В.А., Шевцова К.Ю., Васькова К.А. Физическая подго-
товка – эффективное средство повышения профессионального мастерства
сотрудников полиции // Совершенствование профессиональной и физиче-
ской подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и
сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Междунар. науч.-практ.
конф.: в 2 т. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2016. С. 300–305.
7. Карданов А.К. О методах совершенствования силовой выносли-
вости сотрудников специальных подразделений правоохранительных ор-
ганов // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19. №2. С. 57–61.
8. Черкесов Р.М. Инновационные методы развития выносливости //
Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3/1.
С. 209–212.
References
1. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology]: a textbook
for students. universities studying law. specialties / I.I. Aminov [et al.]: ed. A.M. Stolyarenko.
M.: UNITY, 2001. 639 p.
2. Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology
of physical culture]: a textbook for student institutions VPO. M.: Academy, 2012. 409 p.
3. Nastavlenie po organizacii professional'noj podgotovki sotrudnikov ugolovno-is-
polnitel'noj sistemy: pril. k prikazu Minyusta Rossii ot 27.08.2012 № 169 [Manual on the or-
ganization of professional training of employees of the penal system: app. to the order of the
Ministry of Justice of Russia dated August 27, 2012 No. 169] [Electronic resource]. URL:
https://base.garant.ru/70228944/ (date accessed: 15.10.2020).
4. Fakov A.M. Metody i sposoby razvitiya fizicheskoj vynoslivosti u sotrudnikov
specpodrazdelenij MVD Rossii [Methods and methods of developing physical endurance
among employees of special forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Teoriya i
praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2015.
No. 5. P. 149–151.
5. Tumasyan L.L. Razvitie fizicheskih kachestv kursantov MVD [Development of
physical qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs] // Istoricheskaya i social'no-ob-
razovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought]. 2017. T. 9. No. 3/2. P. 191–
196.
36
8
Физическая культура [Physical culture]
6. Toropov V.A., Shevcova K.Yu., Vas'kova K.A. Fizicheskaya podgotovka – effek-
tivnoe sredstvo povysheniya professional'nogo masterstva sotrudnikov policii [Physical
training is an effective means of increasing the professional skills of police officers] // Im-
proving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations
and employees of law enforcement agencies: materials of the XVIII Intern. scientific-practical
conference: in 2 volumes. Irkutsk: Publishing house of the All-Russian Institute of Internal
Affairs of the Russian Federation, 2016. P. 300–305.
7. Kardanov A.K. O metodah sovershenstvovaniya silovoj vynoslivosti sotrudnikov
special'nyh podrazdelenij pravoohranitel'nyh organov [On the methods of improving the
strength endurance of employees of special units of law enforcement agencies] // Nauka i
sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2018. V. 19. No. 2. P. 57–
61.
8. Cherkesov R.M. Innovacionnye metody razvitiya vynoslivosti [Innovative me-
thods of endurance development] // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' [Histori-
cal and social-educational thought]. 2016. T. 8. No. 3/1. P. 209–212.
37