/46 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 3 (57) УДК: 614.8.01:351.751
Методика экспресс-оценки качества информационного воздействия сведении, размещаемых на страницах территориальных органов МЧС России в социальных сетях
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2018
A.A. Пашков, Т.Е. Холодкова, A.C. Котосонова
Аннотация
Рассмотрены основные задачи, решаемые с помощью массовой коммуникации посредством Интернета. Приведены показатели эффективности информационного воздействия сведений, размещаемых на страницах территориальных органов МЧС России в социальных сетях. Дан алгоритм проведения экспресс-оценки качества информационного воздействия материалов, помещаемых на страницах территориальных органов МЧС России в социальных сетях.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; методика экспресс-оценки; качество информационного воздействия сведений; страницы территориальных органов МЧС России в социальных сетях; Управление организации информирования населения МЧС России.
A Methodology of Rapid Assessment of Impact Quality of the Data Information Set in Social Networks on the Pages of the Territorial Authorities of EMERCOM of Russia
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2018
A. Pashkov, T. Kholodkova, A. Kotosonova
Abstract
The main objectives to be solved with means of mass communication via the Internet. Efficiency indicators of impact of the data information set in social networks on the pages of the territorial authorities of EMERCOM of Russia are presented. The given algorithm allows to rapidly assess the impact quality of data information set in social networks on the pages of the territorial authorities of EMERCOM of Russia.
Key words: emergency; methodology of rapid assessment; impact quality of the data information; pages of the territorial authorities of EMERCOM of Russia in social networks; Management of organization of a public information.
Статья поступила в редакцию 21.06.2018.
Социальные интернет-сети (далее — соцсети) являются безусловным феноменом современного общества. Исследования, проведенные в 2010 году [1], показали, что уже на тот момент 89% российских интернет-пользователей имело аккаунты в соцсетях, 9% проводило в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более.
Одно из первых определений соцсети предложено в [2]. Но оно, хотя и представляет лаконичное перечисление основных функциональных характеристик, все же не охватывает все многообразие и сложность рассматриваемой системы услуг.
Более полно соцсеть можно охарактеризовать, как
[3]:
широко распространенное общественное явление, направленное на построение социальных связей, формирование групп и сообществ на основе этических и правовых норм;
телекоммуникационную платформу для построения связей, которую можно рассматривать не только как средство коммуникации, но и массового распространения информации;
трансграничное виртуальное общение, обеспеченное пользователям соцсетей.
Возрастающее значение соцсетей можно рассматривать как одну из глобальных тенденций, обусловленную особенностями развития общественных отношений на современном этапе.
Соцсети активно используются как медиаканал для работы с целевой аудиторией. Органы государственной власти все более используют возможность продвижения своих интересов посредством размещения специальной информации на официальных страницах в той или иной соцсети. Маркетинг в соцсетях основывается на ценности общественного мнения — передаваемые посредством соцсетей сообщения вызывают больше доверия у потенциальной целевой аудитории.
Таким образом, социальные соцсети являются не только безусловным феноменом современного общества, но и первостепенным средством развития общественных отношений, обеспечивающим активное воздействие на социум, особенно молодежь.
Однако, сравнивая количество обращений на сайт МЧС России и сайты других министерств и ведомств, следует отметить, что число пользователей сайта МЧС России значительно меньше, чем других ведомств. Следовательно, влияние размещаемой на страницах МЧС России информации менее значимое.
Управление организации информирования населения МЧС России в тесном взаимодействии с информационными подразделениями территориальных органов МЧС России проводит значительную работу в указанном выше направлении. В частности, осуществляются [4]:
взаимодействие со средствами массовой информации (далее — СМИ) по вопросам пропаганды в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах,
преодоления последствий радиационных катастроф, сохранения жизни и здоровья людей, проведения подводных работ особого назначения, повышения устойчивости функционирования объектов экономики при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
оперативное и всестороннее информирование сотрудников МЧС России об основных направлениях его деятельности, нововведениях и решениях руководства по развитию системы МЧС России, разъяснение принимаемых документов;
регулярное освещение в СМИ деятельности МЧС России по реализации возложенных на него задач;
подготовка материалов о деятельности МЧС России для центральных, региональных и зарубежных СМИ;
ежедневный мониторинг и анализ публикаций печатных и электронных СМИ;
рекламно-пропагандистская деятельность в целях популяризации сил и средств МЧС России, а также единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); координация деятельности ведомственных СМИ. Несомненно, реализация указанных задач тесно связана с активностью министерства в соцсетях. Оно на федеральном и территориальном уровнях присутствует во всех наиболее популярных соцсетях (рис. 1).
Рис. 1. Виды соцсетей: Twitter, Facebook, Livejournal, ВКонтакте, Одноклассники, Youtube, Instagram
Как и любая функция федерального органа исполнительной власти, реализация информационной политики МЧС России, в т.ч. и активность в соцсетях, требует постоянного контроля, оперативного мониторинга и, как следствие, оценки эффективности проводимой политики в этой области. Методический инструмент проведения такой оценки должен быть объективен, легок в использовании, интуитивно понятен и не отнимать значительное время на его применение.
Для определения эффективности информационного воздействия сведений, размещаемых на страницах территориальных органов МЧС России в соцсетях (далее — страницы соцсетей), важно использовать комплексный подход, который позволит интегрировать в себя такие характеристики, как:
/48 См! SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, N0. 3 (57)
лиды — количество участников, подписчиков страницы соцсети, составляющих ее аудиторию;
контакты — число просмотров контента страницы соцсети ее посетителями и их друзьями;
вовлеченность — характеристика действия посетителей страницы соцсети относительно контента: лайки (функция интерфейса страницы соцсети, позволяющая ее посетителю выразить свое отношение к контенту), комментарии, репосты и ретвиты (размещение посетителем на собственной странице соцсети копии части контента другой страницы);
отклик — характеристика активности модератора (редактора) оцениваемой страницы соцсети, направленной на поддержание коммуникации с ее посетителями: комментарии, ответы на вопросы, положительные и отрицательные отзывы;
качество контента — отражение оперативности представления, стиля, дизайна и иных характеристик оформления размещенной информации на странице соцсети;
показатель роста — (увеличения или уменьшения) аудитории страницы соцсети;
переходы — характеристика попаданий пользователей на официальный сайт территориального органа МЧС России со страницы соцсети.
Для численного расчета указанных показателей и общей оценки эффективности может применяться экспериментальная методика экспресс-оценки эффективности воздействия на пользователя информации, размещенной на странице соцсети, разработанная в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [5].
Алгоритм проведения экспресс-оценки прост:
1. Сбор и систематизация исходных статистических данных.
2. Расчет и оценка показателей эффективности воздействия на пользователей информации, размещаемой на страницах соцсетей.
3. Вычисление итоговой оценки качества информационного воздействия на пользователей материалов, размещаемых на страницах соцсетей.
К исходным статистическим данным относятся: Бн — дата начала сбора статистических данных; Б — дата окончания сбора статистических данных; Т — количество полных суток отчетного периода; Т0 — количество полных суток отчетного периода, в течение которого не было ни одной публикации; L — количество лидов на момент (Б ); L — количество лидов на момент (Б ); Р — количество публикаций на момент (Б ); Р — количество публикаций на момент (Б ); FV — количество фото и видео на момент (Б ); FV — количество фото и видео на момент (Б );
Я — количество действий, направленных на
симп ^ 1
выражение симпатии (лайк, «Нравится», «Избранные» и т.п.) к публикации за период (Т);
Я — количество действий, отражающих ответное сообщение (комментарий, «ответить» и т.д.) на публикацию за период (Т);
Япер — количество повторных публикаций материалов, размещенных на страницах аудитории («поделиться», репост, ретвит и т. д.) за период (Т);
^пер — количество переходов на официальный сайт со страницы соцсети за период (Т).
Для удобства работы и проведения расчетов полученные статистические данные помещаются в табличную форму, обеспечивающую их систематизацию (табл. 1).
Способ получения статистических данных может быть как ручным, так и автоматизированным. Автоматизированный способ требует обращения к сторонним сервисам сбора статистических данных страниц соцсетей. Данные сервисы различны для каждой соцсети, а предоставляемые ими данные не всегда точны, поэтому сбор некоторых данных требует времени и финансовых затрат. В рамках предлагаемой методики экспресс-оценки подразумевается ручной способ сбора данных за исключением показателя (№пер). Его значения могут быть получены, например, из сервиса сбора статистических данных «Рейтинг@МаП.га» [6].
На странице «Рейтинг@МаП.га» в правом верхнем поле следует ввести адрес или идентификатор счетчика рассматриваемого сайта. Далее в разделе «Аналитика», на вкладке «Источники посетителей» значения показателя (№пер) будут представлены в столбце «Посетители». При выборе источников переходов необходимо учитывать также мобильные приложения для соцсетей, отметив их галочкой в столбце «Источники» (рис. 2).
Основными критериями и показателями качества работы являются:
1. Критерий роста аудитории (Ь) — отношение количества новых лидов страницы соцсети за период (Т) к количеству лидов на момент (Бн), он рассчитывается по формуле (1):
Ь =
1, К = 0 Ь - Ь
Ь
0 < Ь < 0.
(1)
Показатели оценки критерия роста аудитории (Ь) представлены в табл. 2.
Таблица 1
Статистические данные информационного воздействия материалов, размещенных на страницах соцсети
Наименование соцсети Т т. ьн ьк Рн Рк БТк кком я n
Соцсеть № 1
Соцсеть № п
рейтинг® maiL.ru <|, Глобальная статистика V Мои счетчики А Рейтинг "4" Зарегистрировать сайт Блог проекта
Попек по Ю или сайту
Общая информация
Позиция а рейтинге Репутация LJil-J
Real-Time Активность Лег посещений тдпмюповме Теп страниц Теп ссыпо. Теп запросов
гцщтидшдшч " Визиты 6 UMWTV PTOTronm'ffllTY
Ноаые пи- муин. Носицэемшь"** Динаииш ftHjHTQjl Глубина просмотра Аудитория сайта Лней.нелетд Дней в месяц
йяайя&ааяаим
Просмотров НА меди Длительность сессии
Источники посетителей | МЧС России
Аиэлптмэ
29 апреля, свепэ
день неделя месяц
выбрать геп: Все ¡.'уткиипы Же.^ипм
источника дсех посетителей 0 ] новых песетитеген Q
вв,&рвтьBSJP3CT.Все12| 12:13]13JJI;;•:£•! SI И MWfl |4* ЯрССМОТрДр#ВС
0 Источники впервые О % отказы, ч О глубина О сессийО вреия О Посегитепн о
п Л »исковая Яндекс 14.W7 36.05 45,26 4.4 1.1 *м 00с 15.519
□ По заотдоаи 11.494 29,28 47,81 5.0 1.4 6м 21с 12.206
□ Поисковик Gtcgte 7.610 is,зе 42,79 4.2 1.2 Зм£7с 7.91S
ГгЧ 1,121 286 38,09 52 1.1 4м 33с
У| Переяс 1 с л com 570 1 45 64,56 23 1.1 2м 10с «" |
В Переход с ok.ru 361 0,92 76,39 1.7 1.1 1м 01с 331
0 И* мр«Я«М* 280 0,71 43,57 3.7 12 Зм 30с -
О Переход с news-tick yandex ru 220 056 B5.0D 1.5 1.0 52с 224
182 0 46 40.66 4Ь 1.1 Зм 26с таз
ш ntpexio с m. vfc.com 174 0,44 76,74 16 1.1 1м 22с
Переход с i.се 165 0,42 те, 97 1.» 12 2м02е 2М
о Переход с вme.ru 131 0 33 36,64 4.1 1.1 4м 20с 199
0 Поисковик Blng.com 12» 0,33 27,91 62 12 5м 23с 132
0 Переход с rin,tn to 5» 0,16 47,46 22 10 26с й
□ Переход с tomow meh».nj 54 0.14 35.19 О 1.1 5м 59с 91
а Переход с Кик 2pls.ru 50 0,13 26.09 5.3 1.1 5м 02с 72
о Переход с mciofo*ui»uu 44 0.11 95.45 12 1.0 19с Л6
о Переход с pit mcfte 41 0,10 24,39 42 1.1 4м 4»с п
и Ura: twitterfeed :;twtter 33 0 06 61,32 2.9 12 Зм26с К
Рис. 2. Страница Рейтинг@Mail.ru, отражающая количество переходов на официальный сайт МЧС России со страниц
vk.com и rn.vk.com за 29.04.2017 г
Таблица 2
Показатели оценки критерия роста аудитории (L)
Значение показателя Оценочный знак роста аудитории (L)
<0 «-» (отрицательный)
0 «п» (нейтральный)
> 0 «+» (положительный)
2. Критерий авторской активности (А) — среднесуточное количество публикаций с учетом их периодичности за отчетный период. Он рассчитывается по формуле (2), и его знак определяется по табл. 3:
Таблица 3
Показатели оценки критерия авторской активности (А)
Значение показателя Оценочный знак авторской активности (А)
<0 «-» (отрицательный)
0 «п» (нейтральный)
> 0 «+» (положительный)
3. Критерий наглядности контента (РУ) — отношение числа мультимедийных файлов к числу публикаций за отчетный период времени. Он рассчитывается по формуле (3), а его знак определяется по табл. 4.
Таблица 4
Показатели оценки критерия наглядности контента (РУ)
Значение показателя Оценочный знак наглядности контента (FV)
<0 «-» (отрицательный)
0 «п» (нейтральный)
> 0 «+» (положительный)
4. Критерий вовлеченности аудитории (V) — отражение интереса аудитории к публикациям посредством учета реакции лидов (потенциальных потребителей) за отчетный период. Рассчитывается по формуле (4), а его знак определяется по табл. 5:
V= R + R + R ,
симп ком реп7
(4)
Таблица 5
Показатели оценки критерия вовлеченности (V)
Значение показателя Оценочный знак вовлеченности (V)
^норм «-» (отрицательный)
Vнорм «п» (нейтральный)
> Vнорм «+» (положительный)
где: Унорм — норматив реакции аудитории страниц соцсетей за отчетный период, рассчитываемый по формуле
V = (Р - Р ). k . L
норм v к н р к
(5)
где: kр — коэффициент территориальной активности. По умолчанию равен 0,1, но в зависимости от активности информационных подразделений в различных территориальных органах МЧС России может быть изменен по решению лица, ответственного за оценку качества работы страниц соцсетей в целом.
5. Критерий продвижения сайта (С) территориального органа МЧС России — отражение интереса аудитории к первоисточнику и полноте информации, равен (М ) (табл. 6).
/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 3 (57)
Таблица 6
Показатели оценки критерия продвижения сайта (С)
Значение показателя Оценочный знак
продвижения сайта (С)
<Снорм «—» (отрицательный)
Снорм «п» (нейтральный)
>Снорм «+» (положительный)
где: Снорм — норматив количества переходов за отчетный период, рассчитывается по формуле (5). В общем случае (С ) равен (V ).
у норм' А у норм'
Полученные результаты заносятся в сводную таблицу по образцу табл. 7, на основании которой рассчитывается итоговая отметка (I), являющаяся результатом оценки качества работы страниц соцсетей.
Итоговая отметка может быть положительной «Зачет» или отрицательной «Не зачет» при условии того, что оценочный знак хотя бы одного из рассматриваемых показателей принимает отрицательное значение (табл. 7).
Вычисление итоговой отметки (I) осуществляется по формуле (8)
I = L + A + FV + V + C = зачет 100%
(8)
при условии, что производилась оценка всех (пяти) критериев, имеющих положительное значение оценочных знаков, каждый из которых составляет 20% итоговой отметки. В случае, если показатель имеет нейтральный оценочный знак («п»), его вес составляет 0% итоговой отметки. При отсутствии значения оценочного знака («нет»), в случае отсутствия статистических данных, показатель снижает итоговую отметку на 10%.
Таким образом, предложенная в итоге проведенных исследований сотрудниками ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) методика экспресс-оценки качества информационного воздействия страниц соцсетей обеспечивает:
объективность, поскольку оценка осуществляется с использованием широкого круга формализованных показателей, исключающих субъективную оценку;
доступность исходных статистических данных для расчета количественных значений показателей;
минимальную затрату служебного времени специалистов информационных подразделений территориальных органов МЧС России для проведения оценки.
Тем самым она будет способствовать повышению эффективности деятельности подразделений МЧС России по решению задач с помощью массовой коммуникации посредством Интернета.
Пример определения итоговой отметки
Таблица 7
Наименование соцсети*
Критерии
Оценочный знак / %
Итоговая отметка (I) — сумма %%
1 L «+» / 20% Зачет 50
А «+» / 20%
FV «+» / 20%
V «п» / 0%
C «нет» / -10%
2 L «+» / 20% Зачет 60
А «+» / 20%
FV «+» / 20%
V «п» / 0%
C «п» / 0%
3 L «+» / 20% Незачет
А «+» / 20%
FV «+» / 20%
V «п» / 0%
C «-» / ---
* При необходимости оценить в рамках одной соцсети несколько станиц разных территориальных органов, в данном столбце указывается их название.
Литература
Исследование социальных медиа в России [http://www.cossa. ru/articles/149/2467/]: сайт Cossa — Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.cossa.ru/, свободный — Загл. с экрана.— Яз. русский.
Boyd D. M., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13, 2008, P. 210-230.
Перчаткина С. А., Цирин А. М., Цирина М. А., Цомартова Ф. В., Черемисинова М. Е. Социальные интернет-сети: правовые аспекты // Журнал российского права. 2012. № 5. С. 14-24. Управление организации информирования населения [http:// www.mchs.gov.ru/document/70585/]: сайт МЧС России — Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru, свободный — Загл. с экрана.— Яз. русский.
Исследование возможностей активного информационного воздействия средств массовой информации на население и разработка рекомендаций для территориальных органов МЧС России по снижению уровня стрессовых состояний и психического напряжения у населения в условиях чрезвычайных ситуаций и посткризисном периоде с использованием средств массовой информации [Текст]: отчет о НИР (заключ.): Рекомендации для территориальных органов МЧС России по снижению уровня стрессовых состояний и психического напряжения у населения в условиях ЧС, а также в посткризисном периоде с использованием СМИ / МЧС России / ФГБУ ВНИИ ГОЧС. М., 2014. Источники посетителей [http://top.mail.ru/sources?id=1366989 &period=0&date =2015-04-29&pp=20&gender=0&agegroup=0& aggregation=sum&newin=day&hl= &percent=0>ype=line&sids= UkU6dmsuY29t, UkU6bS52ay5jb20]: сайтРейтинг@ Mail.ru — Электрон. дан.— Режим доступа: http://top.mail.ru, свободный — Загл. с экрана.— Яз. русский.
5
Сведения об авторах
Пашков Андрей Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таН: [email protected]
БР^-код — 5793-8527.
Холодкова Татьяна Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таН: [email protected]
Котосонова Алена Сергеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-т^Н: [email protected]
Information about the authors
Pashkov Andrey A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskay, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-code — 5793-8527.
Kholodkova Tatyana E.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of the Research Center.
7 Davydkovskay, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Kotosonova Alena S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskay, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Воронов С.И. и др. Страхование от чрезвычайных ситуаций. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=26244052
Степанов В.Я. Чернобыль: взгляд сквозь годы. Выпуск 6. Сер. Звезда Чернобыля http://elibrary.ru/item.asp?id=25889316
Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 3-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=29123709
Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=29106705
Мануйло О.Л. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=26175476
Прищепов Д.З. и др. Сборник результатов интеллектуальной деятельности МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=26516650
Андриченко Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://elibrary.ru/item.asp?id=26340272
Онищук Ю.Ю. и др. Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике. Международная научно-практическая конференция. Звенигород, 6-8 апреля 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496405
Баньщикова З.Е. и др. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и средствами органов государственной власти, органов местного самоуправления в мирное и военное время http://elibrary.ru/item.asp?id=26212676
Дурнев Р.А. и др. Технологии подготовки диссертационных работ в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Научно-методическое издание http://elibrary.ru/item.asp?id=26340114
Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496461
Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. XXI Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г. Сборник докладов http://elibrary.ru/item.asp?id=26496652